Нормативные основания разработки и реализации разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ
Разноуровневость (ступенчатость) — один из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ, который:
заявлен Концепцией развития дополнительного образования детей (от 4.09.2014 г. № 1726-р);
охарактеризован в Методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые) (Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242), где дана характеристика стартового, базового и углубленного уровней содержания;
оформлен в «Типовой модели реализации разноуровневых программ дополнительного образования детей» (2018 г.) как универсальное свойство дополнительного образования, позволяющее увеличить охват и доступность программ;
закреплен в «Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (Приказ Минпросвещения РФ от 03.09.2019 № 467), где дано прямое указание на создание, апробацию и внедрение разноуровневых программ (п. 3.6) в целях: обеспечения равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам всех направленностей для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями (1.3); получения обучающимися базовых навыков, социальных и коммуникативных компетенций, позволяющих им определить направление для дальнейшего углубленного освоения дополнительных общеобразовательных программ (2.5).
Условия организации разноуровнего обучения
Стартовая диагностика
Познавательная мотивация
Добровольный выбор уровня
Самостоятельная работа
Индивидуальный темп
ВзаимообучениеВзаимопроверка
Полное усвоение учебного материала ознакомительного уровня
Формы организации образовательного процесса:парные(сменный состав), групповые, коллективные
Опережающее обучение по индивидуальным планам
Контроль:
По каждой теме до полного усвоения. В случае затруднения – каждому помощь!
вводный текущий промежуточный итоговый
Основные принципы:доброжелательность – взаимопомощь – право на свое мнение – право на ошибку
Принцип разноуровневости отражает «универсальность» программ (пригодность для разных целей) и позволяет
увеличить охват и доступность данных программ для обучающихся;
учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми;
организовать параллельные процессы освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы;
спланировать маршрут продвижения детей по уровням сложности учебного материала — от «знакомства» с содержанием предмета к творческой деятельности, в том числе — проектной и исследовательской;
реализовать право каждого ребенка на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объеме и на доступном уровне сложности;
предоставить всем детям возможность занятий и освоения содержания программы независимо от способностей и уровня общего развития;
стимулировать развитие познавательной активности, помочь детям успешнее преодолевать трудности и овладевать знаниями, открыть перед ними широкие возможности самореализации, самопознания и саморазвития.
Разноуровневая программа — это программа, которая, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого участника программы:
учитывает индивидуальные особенности обучающихся и предполагает разный уровень подачи учебного материала (функция педагога) и его усвоения (функция обучающегося);
предлагает на выбор обучающегося несколько «линеек» учебного материала (по установленным уровням), где различается глубина и сложность одного и того же учебного материала, что дает возможность каждому обучающемуся включиться в программу и овладевать этим учебным материалом на «доступном» уровне в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей обучающегося;
реализует параллельные процессы освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности учебного материала.
Признаки «разноуровневости» дополнительной общеразвивающей программы
Диагностика
стартовая диагностика – способностей и возможностей обучающихся для «расчета» образовательного процесса на участие в нем разных категорий детей;
методика – определение уровня развитие обучающегося в процессе освоения им образовательной программы;
итоговая диагностика – достижение планируемых результатов.
Содержание обучения
уровневое построение содержание программы (последовательное построение учебного материала по уровням сложности или параллельное, предполагающее одновременную подачу для разных уровней);
работа с индивидуальными учебными планами, маршрутами, траекториями;
вариативность режимов освоение программы по темпу, объему и уровню сложности.
Признаки «разноуровневости» дополнительной общеразвивающей программы
Организация обучения
планирование образовательного процесса, рассчитанного на участие в нем разных категорий и групп детей;
организация в рамках программы параллельных образовательных процессов для различных категорий детей (одаренных, талантливых, инвалидов, ОВЗ и др.);
широкое использование гибких форм организации деятельности детей (имитационных и ролевых игр, групповые и мини-групповые работы и др.) и современных педагогических технологий, включая сетевую и модульную организацию образовательного процесса;
использование дистанционных технологий в образовательной деятельности;
возможность работы в различных режимах, в том числе индивидуальными образовательными маршрутами/траекториями и выстраивание рейтинга достижения обучающихся по программе;
разработка разноуровневых заданий, от «простых» с последующим усложнением к «сложным» по разделам и темам программы;
модульная организация учебного процесса, потенциальные возможности использование сетевых форм и дистанционных технологий при реализации программы;
построение сетевых форм взаимодействия.
Признаки «разноуровневости» дополнительной общеразвивающей программы
Результаты обучения
планирование уровневых образовательных результатов и разработка фонда диагностических и оценочных материалов для определения этих результатов;
оценка компетентностных и метапредметных образовательных достижений.
Содержание разноуровневой дополнительной общеразвивающей программы
Разноуровневой может быть, как вся программа, так и отдельный ее этап или модуль, который педагог решит организовать по разным уровням.
Цель «разделения» содержания программы на уровни состоит в том, чтобы привести требования к объему и сложности учебной информации в соответствие с возможностями обучающихся, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту ребёнка, переходу его из одной группы в другую, с одного уровня сложности на другой.
Содержание и материал программы дополнительного образования детей дифференцируются в соответствии с уровнями сложности
УРОВНИ СОДЕРЖАНИЯ
ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ
БАЗОВЫЙ
УГЛУБЛЕННЫЙ
Каждый из трех уровней предполагает универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей
| «О методических рекомендациях по проектированию ДОП (включая разноуровневые программы)» (от 18.11.2015 № 09-3242) | Типовая модель реализации разноуровневых программ дополнительного образования// Инструментарий работника с системы дополнительного образования детей |
|
ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ | 1. «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. | 1) «Новичок (начинающий)». Участнику предлагается знакомство с основными представлениями, не требующими владения специализированными предметными знаниями и концепциями, участие в решении заданий и задач, обладающих минимальным уровнем сложности, необходимым для освоения содержания программы. | ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ |
ПОНИМАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ | 2. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. | 2) «Базовый (основной) уровень». Участнику предлагается участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных предметных знаний, концепций. Уровень предлагаемых задач должен обеспечивать трансляцию целостной картины деятельности, позволяющей участнику включаться в практику в рамках содержательно-тематического направления программы. | БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ |
ПРИМЕНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ | 3. «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно- тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы. | 3) «Продвинутый уровень». Участнику предлагается участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование сложных, специализированных предметных знаний, концепций (возможно, требуется корректное использование концепций и представлений из разных предметных областей). Уровень предлагаемых задач должен обеспечивать трансляцию целостной картины деятельности, позволяющей участнику включаться в практику, уровень сложности которой требует использования около профессиональных и профессиональных знаний, умений, компетенций в рамках содержательно-тематического направления программы. | УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ |
Смысл разноуровневой дополнительной общеразвивающей программы заключается в том, чтобы:
адаптировать содержание образования и образовательный процесс к личностным, психофизическим и познавательным возможностям каждого обучающегося;
предъявить соответствующие уровню его развития требования, методы и формы обучения, задания и систему их оценки;
создать ситуацию успеха, дать шанс любому обучающемуся освоить учебный материал, максимально использовать собственные способности и возможности.
Методическая схема учебного процесса
1. Подведение к проблеме (теме):
(от известного к неизвестному)
2. Формирование выявление проблемы
3. Поиск путей решения проблем(рассуждение, обсуждение найденных решений)
4. Планирование предстоящей работы (определение этапов работы)
5. Практическая работа (выполненная работа в группах/ самостоятельно)
6. Обобщение результатов (что узнали? чему научились? что могут сделать?)
7. Оценка (самооценка, взаимооценка)
Разноуровневые задания позволяют:
не затормозить развитие «сильных» обучающихся;
помочь «слабым» преодолеть трудности;
организовать параллельные процессы освоения учебного материала;
любому обучающемуся попробовать выполнить любое задание, находящееся «в зоне его ближайшего развития».
Обычно принята следующая градация заданий:
Ознакомительный уровень (стартовый, вводный) — задания направлены на формирование знания фактического материала, понимания терминологии, узнавания объектов изучения. Обучающиеся должны иметь подсказку в виде плана (стереотипные задания).
Базовый уровень (основной) — задания на отработку базовых знаний направлены на формирование умений обобщать, анализировать учебный материал; возможно предложить некоторый алгоритм выполнения задания: обучающийся должен научиться оперировать полученными знаниями на основе простых мыслительных операций, применять их на практике в подобных и новых ситуациях (задания «проб» и «ошибок»: решение конкретных ситуаций).
Углубленный уровень (продвинутый) — задания способствуют формированию умений интегрировать знания из разных областей и разных источников, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, получать знания самостоятельно, выводя их на основе собственных умозаключений на новый уровень; такие задания носят характер анализа, сравнения, обобщения, выявления и решения какой-либо проблемы; обучающиеся должны справляться с заданиями самостоятельно, без подсказок педагога (задания поиска оптимальных, нестандартных, творческих решений).
№ | Раздел программы | Признаки разноуровности | ||||
1. | Основные характеристики образования | |||||
1.1 | Пояснительная записка (общая характеристика программы) – программа включает 2-3 уровня сложности одновременно | |||||
1.2 | Цель и задачи программы | Одна цель для всех уровней. | Цель и задачи | |||
стартовый | базовый | углубленный | ||||
1.3 | Содержание программы: Учебный план, содержание учебного плана | Содержание по уровням в соответствии с учебным планом | Учебный план | |||
стартовый | Количество часов, формы контроля | |||||
базовый | ||||||
углубленный | ||||||
1.4 | Планируемые результаты | Результаты согласованы с целью программы и описаны по уровням | Планируемые результаты | |||
стартовый | базовый | углубленный | ||||
2. | Организационно-педагогические условия | |||||
2.1 | Формы аттестации и оценочные материалы | Формы аттестации по уровням. Оценочные, диагностические материалы и методики по уровням освоения программы | ||||
2.2 | Условия реализации программы (материально-техническое, кадровое, информационное обеспечение, нормативно-правовые акты и документы) | |||||
2.3 | Методические материалы | Разноуровневые методические и дидактические материалы и комплекты | ||||
2.4 | Календарный учебный график | Формы и даты проведения занятий, контроля, выездов и каникул | ||||
2.5 | Список литературы | Список литературы для разных участников программы |
Примерная структура разноуровневой дополнительной общеразвивающей программы, построенной на модульном принципе представления содержания
Список используемой литературы
Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018-2025 гг.) от 26.12.2017 г. № 1642; Указ Президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» от 21.07.2020 г. № 474.
Зверева Н.А. Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в СПО // Педагогическое мастерство: материалы VIII Межд. научной конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). М., 2016. С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10700/
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» [Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420331948
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=374617
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для педагогических работников образовательной организации РСО-Алания, ГБОУ «Вершина» [Электронный ресурс]. — https://vertex15.ru/Portals/0/Metodika%20sozd%20prog%20dop%2022.pdf?ver=2022-06-30-105949-653
Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=387186
Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467. [Электронный ресурс]. — https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1100&documentId=12646
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.