Модульный урок по ОБЖ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 03.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

в результате овладения содержанием модуля обучающиеся должны знать: - что такое ориентирование и зачем человеку нужно уметь ориентироваться; - уметь пользоваться простыми приемами ориентирования при автономном существовании; - знать правила работы с компасом и действия при определении азимута; - найти решения задач, возникающих перед человеком при вынужденном автономном существовании.
Иконка файла материала obzh.doc
Технологическая карта  Предмет:Основыбезопасности жизнедеятельности Класс: 6 Тип урока:– обобщения.   Тема Цели и задачи М­1 «Автономное существование человека в условиях природной среды.  М­2 Ориентирование на местности»  в результате овладения содержанием модуля обучающиеся должны знать: ­ что такое ориентирование и зачем человеку нужно уметь ориентироваться; ­ уметь пользоваться простыми приемами ориентирования при автономном существовании; ­ знать правила работы с компасом и действия при определении азимута; ­ найти решения задач, возникающих перед человеком при вынужденном автономном  существовании. УУД  ЛичностныеУУД:   формирование сознания на основе признания ценности  жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного  существования,   Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности   Коммуникативные УУД: участвуют в обсуждении, высказывают свою  точку зрения  Познавательные УУД: общеучебные Планируемые  результаты Предметные: формирование умений пользоваться простыми приемами  ориентирования при автономном существовании, знать правила работы с компасом и  действия при определении азимута Личностные:уметь работать со сверстниками Метапредметные: умение задавать вопросы, выдвигать гипотезу, давать  определения понятиям, классифицировать, структурировать материал,  аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения: НРЭО Уметь работать с топографической картой Челябинской области и г  Магнитогорска. Основные понятия    ориентирование на местности, компас, азимут, горизонт Педагогические  технологии Межпредметный  модуль (модульное обучение)Оборудование  Компасы, атласы, топографическая карта, учебники, раздаточный материал  (карточки с заданиями), компьютер, мультимедйный  проектор,  презентация «Ориентирование на местности». Этап урока Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД Организ 1. ационный  момент.  Мотивация к  учебной  деятельности . Целевая 2. установка Уч­ль: Подготовка к уроку. Вступительная часть(1­2минуты): Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь  на свои места, устраивайтесь хорошо.  Посмотрите на свои столы и уберите  лишние предметы.  Настраивает  детей  (обучающихся на работу). Осуществляют  самооценку  готовности к  уроку. Регулятивные:  развитие  мотивов  учебной  деятельности. Интегрирующая цель:  Закрепить и углублять знания по  ориентировании на местности,  полученные на уроках ОБЖ.  Повторить основные способы  ориентирования.  Отработать умение ориентироваться на местности с помощью природных  тел и разных приборов. Создает  эмоциональный  настрой на  дальнейшее  изучение  материала. Записать тему в  тетрадь. Познавательные : общеучебные. Коммуникативн ые. 3. Этап  усвоения и  осмысления  новых знаний  на основе  решения  проблемного  вопроса. Уч­ль: Задание: Повторить термины и понятия. Ответить на вопросы: Что означает? ­ориентироваться ­горизонт ­линия горизонта ­основные и промежуточные стороны  горизонта ­ориентирование на местности ­гномон ­компас ­азимут Создает  эмоциональный  настрой на  дальнейшее  изучение  материала. Участвуют в  обсуждении,  высказывают  свою точку  зрения. Работа в парах.  Ответы  обучающихся с  использованием  ранее  полученных  знаний на разных учебных  предметах  (уроках).  Уч­ль : Цель: Закрепить знания ориентирования по  Дополнительная  подготов Дети слушают,  готовят  Познавательные : добываютка ответов  учащихся с  подбором  источников  информации. свои ответы  Работа с текстом  учебника. информацию в  учебнике. небесным светилам. Вопросы: На какую сторону горизонта в полдень  падает тень от гномона? (на север) Какую сторону горизонта показывает  Полярная звезда и как можно найти ее в  звездном небе? (северную надо найти  созвездие Большой Медведицы, затем, по  воображаемой линии, соединяющей две  последние звёзды ковша, отсчитать 5  отрезков, равных расстоянию между  этими звёздами .) Определите стороны горизонта по солнцу и  часам, рассмотрев рис. на стр.63(учебник по ОБЖ 6 кл.) ­на какой стороне горизонта бывает Солнце: а) в 7 ч утра; б) в 13 ч; в) около 19 ч. ­как можно найти направление север­юг с  помощью часовой стрелки? Уч­ль: Цель: Закрепление знаний ориентирования по  растениям и животным. Задание: Ответить на вопросы: Как можно определить стороны горизонта в  лесу? (С помощью деревьев; по ветвям и  более грубой коры на северной стороне  ствола сосны, и светлой и эластичной  коры на южной стороне у берёз. В  жаркую погоду большее выделение смолы происходит с южной стороны у  смолистых деревьев. По годичным  кольцам  пней). Кроме деревьев, с помощью каких растений  можно ориентироваться? (Мхи и лишайники более развиты на северной стороне  стволов деревьев. Трава на северных  окраинах полян бывает гуще, потому  Дополнительная  подготовка  ответов  учащихся с  подбором  источников  информации. Познавательные : добывают  информацию в  разных  источниках,  кроме учебника. Дети слушают  друг друга,  Дают устные  ответы,  проводят  «Мозговую  атаку».что земля более увлажнена). Какие животные и насекомые могут помочь  человеку найти стороны горизонта?  (Муравейники чаще всего строятся  муравьями с южной стороны от дерева). На какой стороне деревьев появляются  грибы? (на севере). Какие еще признаки вам знакомы?           «Мозговая атака» Уч­ль: Цель: Закрепить знания ориентирования по  местным признакам. Вопросы классу: По какому направлению прорубают просеки в лесу?(Север­юг, запад­восток ) В зимнее и весеннее время года снег  подтаивает больше на…? ( южных) склонах бугров и холмов. С какой стороны около больших камней и  пней летом почва увлажнена больше? (С  северной). Дополнительная  подготовка  ответов  учащихся с  подбором  источников  информации. Устные ответы  обучающихся Познавательные :  перерабатывают полученную  информацию. Физкуль 4. тминутка Физкультминутка (2­3 мин). Показ готовой  физминутки  (презентация). Выполняют  предложенные  упражнения. Личностные:  установка на  здоровый образ  жизни. Уч­ль: Цель: Знать правила работы с компасом и  действия при определении азимута.  Уметь ориентироваться по компасу на  местности и определить чему равен азимут  и его направление при определении  маршрута.  Знать разницу между истинным и  магнитным азимутами                                       Знакомство с компасом . (см. приложение)    Практическая работа: Уч­ль: ­азимут­ это угол между направлением на  север и на  раздача компасов  (на каждую парту  один компас)  инструктаж  учителя о  правилах  Выступает ученик  с сообщением   Выполняют  практическую  работу по  Метапредметны е: овладение  навыками  самостоятельно го  приобретения  новых знаний,  организации  учебной  деятельности,работы с  компасом. какой­либо предмет. Задание: Соориентировать компас. Определить стороны горизонта кабинета по  компасу. Определить чему равен азимут  направления: а) север; б) юг; в) запад; г)  восток.  Какой стороне горизонта соответствует  азимут в 2250 ; в 1350  ; в 3150. С помощью физической карты полушарий в  атласе определите азимут между  географическим и магнитным полюсами  Земли. поиск средств  ее  осуществления. работе с компасам и нахождения  выбранного  азимута, стороны  горизонта определяют  азимут между  географическим и  магнитным  полюсами Земли. Создает  эмоциональный  настрой. Выслушивает  ответы  обучающихся Работа детей с  учебником и  определение  направлений по  азимуту Метапредметны е:  участвуют в  обсуждении,  высказывают  свою точку  зрения. Познавательные : постановка и  решение  проблемы. 5. Этап  усвоения и  осмысления  новых знаний Уч­тель: Цель: Определение направлений  и азимута по плану. Прочитайте заглавье 4 на стр. 16 по  учебнику. По плану местности определите:  а) в каком направлении от реки Урал  находятся заросли кустарника? б) В каком направлении от лиственного леса находиться деревня Абзаково? в) Определите азимут от гаража школы до  отметки высоты 162,3.   г) Вы шли по направлению с азимутом 30º;  по какому азимуту вы будете возвращаться? (210º). Тестовый контроль: В солнечный полдень в северном полушарии тень указывает направление на:        а) юг; б) север; в) восток; г) восток. С какой стороны приобретают окраску  ягоды и плоды раньше?        а) с восточной; б) с южной; в) с  северной; г) с                западной. Какая сторона муравейника более отлогая?        а) южная; б) северная; в) восточная; г)  западная. Проверка знаний СамостояНа какой части горизонта находится  Полярная Звезда?        а) на южной; б) на северной; в) на  восточной; г)                на западной. На какую сторону горизонта обращены  алтари и часовни православных церквей?        а) на север; б) на юг; в) на восток; г) на  запад. Какой стороне горизонта соответствует  азимут в 900 ?        а) север; б) юг; в) восток; г) запад. Какой стороне горизонта соответствует  азимут 1350 ?        а) северо­востоку; б) юго­востоку; в)  северо­                      западу; г) юго­западу. Ответы:1­а; 2­б; 3­а; 4­б; 5­в; 6­в; 7­б. тельная работа в тетрадях,  взаимопроверка Итоги  6. урока Уч­ль: Подумайте и ответьте на вопросы: Создает  эмоциональный  настрой. Метапредметны е. На какой стороне от Москвы находится  город Магнитогорск ? (На юго­востоке). На какой стороне от центра города  находится наша школа? (На востоке). Организует  подведение  итога урока. Осуществляют  рефлексию на  содержательном, коммуникативно м и  эмоциональном  уровне. Перерабатываю т полученную  информацию:  делают выводы  на основе  обобщения  знаний.7. Этап  рефлексии Можно попросить учеников закончить (устно или письменно) некоторые из  предложений. 1) Больше всего на уроке мне  понравилось________________________ ___ 2) Самым интересным сегодня на уроке  было__________________________ 3) Самым сложным для меня сегодня  было____________________________ Заранее раздать  готовые бланки с вопросами для  проведения  этапа рефлексия. Устно или  письменно  ответить на  вопросы  рефлексии. Регулятивные. 4) Сегодня я поняла (л)_____________ 5) Сегодня я задумалась (ся)_________ 6) Сегодняшний урок показал мне____ (При письменной работе каждый  ученик выбирает по два­три наиболее  значимых лично для него положения.) Выставление оценок за работу на уроке. Д/З: §6 учебника, вопросы и задания