Физическое и психическое развитие ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев.
Мнение, что ребенка надо приводить
на прием к логопеду в пять лет,
устарело. К этому возрасту речь
ребенка уже во много сформирована,
поскольку благоприятным периодом
для развития речи является возраст
2–3 года. Именно тогда необходимо
поинтересоваться все ли хорошо
у вашего ребенка с речью.
В дальнейшем нужно ежегодно
консультироваться с логопедом, для
того чтобы отследить динамику
формирования речи ребёнка. Ведь то,
что было нормой в 3 года, для 4х лет
становится отставанием. Если у мамы
были проблемы во время
беременности или родов, ребёнок
наблюдался у невропатолога, то надо
особенно внимательно за
становлением речи.
МКДОУ детский сад «Сказка»
Памятка для родителей
Могут ли родители
сами развить речь
ребёнка?
Составитель: учитель логопед
Коцолапенко Г.В.
г. Купинов развитии. Речевые недостатки,
закрепившись в детстве, с большим
трудом преодолеваются в последующие
годы. Разумная семья всегда старается
воздействовать на формирование
детской речи, начиная с самых ранних
лет жизни.
Особое внимание необходимо уделять
собственной речи, т. к. для детей
в возрасте от 1 года до 6 лет речь
родителей — это образец для
подражания и основа последующего
речевого развития. Важно
придерживаться следующих правил:
нельзя «сюсюкать», т. е. говорить
лепетным языком или искажать
звукопроизношение, подражая речи
ребенка, желательно, чтобы ваша
речь была всегда четкой, плавной
и эмоционально выразительной,
общаясь с ребенком, не перегружайте
свою речь труднопроизносимыми
словами, непонятными выражениями
и оборотами, следует задавать
только конкретные вопросы, не торопить
с ответом, ребенка нельзя
наказывать за ошибки в речи,
передразнивать или раздраженно
поправлять.
Очень часто дети, которые плохо
говорят для своего возраста, еще и плохо
едят. Как правило, для них целая
проблема скушать яблоко или морковку,
не говоря уж о мясе. Вызвано это
слабостью челюстных мышц, а она в свою
очередь, задерживает развитие движений
артикуляционного аппарата. Поэтому
обязательно заставляйте ребенка жевать
сухари, целые овощи и фрукты, хлеб
с корочками и кусковое мясо. Чтобы
развивать мышцы щек и языка, покажите
ребенку, как полоскать рот. Научите
надувать щеки и удерживать воздух,
«перекатывать» его из одной щеки
в другую. Каждый день читайте
ребенку. Не показывайте своей досады
и нежелания, если ребенок попросит вас
в сотый раз прочитать книжку, которую
особенно полюбил. Если вы очень
заняты, то можно поставить кассету или
диск, но помните, что личное общение
наиболее ценно. Чаще
разговаривайте с ребенком, терпеливо
отвечайте на все его вопросы, поощряйте
желание их задавать. Говорите
четко, внятно, несколько раз повторяя
слово или фразу. Не забывайте
развивать и мелкую моторику — т. е.
малыш должен как можно больше
работать своими непослушными
пальчиками. Ученые доказали, что
развитие мелкой моторики рук напрямую
связано с развитием речи. Как бы не
казалось вам это утомительным, пусть
малыш сам застегивает пуговицы,
Физическое и психическое
развитие ребенка начинается в раннем
детстве. Все навыки приобретаются
в семье, в том числе и навык правильной
речи. Речь ребенка формируется на
примере речи родных и близких ему
людей: мамы, папы, бабушки, дедушки,
старших сестер и братьев. Бытует
глубоко неправильное мнение о том, что
звукопроизносительная сторона речи
ребенка развивается самостоятельно, без
специального воздействия и помощи
взрослых, будто бы ребенок сам,
постепенно, овладевает правильным
звукопроизношением. Невмешательство
в процесс формирования детской речи
почти всегда влечет за собой отставаниешнурует ботинки, засучивает рукава.
Причем начинать тренироваться ребенку
лучше не на своей одежде, а сперва
«помогать» одеться куклам и даже
родителям. По мере того, как детские
пальчики будут становиться проворнее,
его речь будет все понятнее не только
маме. Так же малышам очень полезно
заниматься лепкой из пластилина
и вырезыванием из бумаги. Взрослый
должен находиться рядом и озвучивать
весь процесс.