Родительское собрание на тему:
«Детская агрессия»
форма работы: круглый стол.
Человек обладает способностью любить, и, если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли…
Эрих Фромм
Вопросы для обсуждения
1. анализ проблемы агрессивности.
2. роль семьи в проявлении детской агрессивности.
3. поощрение, наказание в семье.
4. законы преодоления детской агрессии.
5. экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.
Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки!
Тема нашей встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нем говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть ее.
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.
Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она очень часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.). у старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессия, её проявления, путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это качество равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимно отношения с учителем и т.д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и в СМИ.
Можно предварительно исследовать отношения детей к телепрограммам. Вопросы записываются на доске. Ответы анализируются классным руководителем.
1. Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?
2. Что тебе в них нравится?
3. Советуют ли тебе родители при выборе телепередач?
4. Какие передачи привлекают твоих родителей?
5. Какие передачи вы смотрите всей семьёй?
Номера вопросов |
|||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Мальчики |
|
|
|
|
|
Девочки |
|
|
|
|
|
Папы |
|
|
|
|
|
Мамы |
|
|
|
|
|
Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация
1.Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики,
ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что человек проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и она стала нормой его жизни
2. Непоследовательность родителей в обучении детей правил и нормой поведения. Эта методика воспитания детей отвратительно тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии протеев родителей и других детей.
В воспитание можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие
Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности? Семья помогает ребёнку: 1. Преодолеть трудности 2. Использует в своём арсенале умение слушать ребёнка 3. Включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью факту существованию ребёнка. Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Огромное значение в воспитание детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимое для человека и наказание, если:
1.Если оно следует немедленно за проступком
2. Объяснено ребёнку
3. Оно суровое, но не жестокое
4. Оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества.
Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение и выдержку.
Предварительное анкетирование учащихся по проблемам класса.
(Аналитическая справка)
Если тебя наказывают, то как… |
Если тебя поощряют, то как… |
4 «нельзя» которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают |
Подходит к концу наша очередная встреча хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимно отношения в семье по новой.
И по традиции каждый из вас получает «золотые» правила воспитания, связанные данные темы собрания :
1.Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
2.Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
3.Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
6.К агрессивным проявлениям в поведение ребёнка приводит агрессивность семьи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.