«Мои любимый куклы»
Оценка 5

«Мои любимый куклы»

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
технология
4 кл
23.02.2018
«Мои любимый куклы»
Однажды, в класс пришли наши старшие друзья ученики 6 класса, и рассказали нам про куклы, в которые играли наши бабушки и дедушки. Нам было интересно их слушать. И мы решили: познакомиться с историей куклы и научиться делать куклу своими руками. Все дети любят играть с игрушками. Но больше всего мы любим играть с куклами, потому что их можно возить в коляске, заворачивать, укачивать, наряжать, шить им одежду, заботиться о них, любить. В наших играх кукла – это и подружка, и сестра, и дочка. С раннего возраста мы мечтали о куклах и мечты наши сбывались. Это были дорогие игрушки. И вот, обучаясь во 2 классе, мы решили выполнить проектную работу по технологии - попробовали сшить куклу сами. Это была наша первая кукла. Делать куклу было интересно.
мои куклы.doc
ХVI научно­практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» XII ФЕСТИВАЛЬ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА                                                                                      Работу выполнили:                                                                     Задорожная Полина,                                                                    Сахно София,                                                                          Сепашвили Тамара                                                                     2  класс                                                МОБУ СОШ № 10                                                                       им. атамана С. И. Белого г. Сочи                                                                                                                                                    Руководитель:                                                                               Шашкова Надежда Александровна,                                                                          учитель начальных классов г. Сочи  2016 год «Мои любимый куклы» Задорожная Полина, Сахно София, Сепашвили Тамара 2 класс МОБУ СОШ № 10 г. Сочи имени атамана С. И. Белого Краткая аннотация                   Однажды, в класс пришли наши старшие друзья ученики 6 класса, и рассказали нам про куклы, в которые играли наши бабушки и дедушки. Нам было интересно их слушать. И мы решили:  познакомиться с историей  куклы  и научиться делать куклу своими руками. Все дети любят играть с игрушками.  Но больше всего мы любим играть с куклами, потому что их можно возить в коляске,  заворачивать, укачивать, наряжать, шить им одежду, заботиться о них, любить. В наших играх кукла – это и подружка, и сестра, и дочка.  С    раннего  возраста  мы  мечтали  о  куклах  и  мечты  наши  сбывались.   Это  были   дорогие игрушки.  И вот,  обучаясь  во  2 классе,  мы  решили   выполнить  проектную работу  по технологии   ­ попробовали сшить куклу сами. Это была наша первая кукла. Делать куклу было интересно.  2 «Мои любимый куклы» Задорожная Полина, Сахно София, Сепашвили Тамара 2 класс МОБУ СОШ № 10 г. Сочи имени атамана С. И. Белого Аннотация            Однажды, в класс пришли наши старшие друзья ученики 6 класса, и рассказали нам про  куклы, в которые играли наши бабушки и дедушки. Нам было интересно их слушать. И мы решили:  познакомиться с историей  куклы  и научиться делать куклу своими руками. Все дети любят играть с игрушками.  Но больше всего мы любим играть с куклами, потому что их можно возить в коляске,  заворачивать, укачивать, наряжать, шить им одежду, заботиться о них, любить. В наших играх кукла – это и подружка, и сестра, и дочка.  С    раннего  возраста  мы  мечтали  о  куклах  и  мечты  наши  сбывались.   Это  были   дорогие игрушки.  И вот,  обучаясь  во  2 классе,  мы  решили   выполнить  проектную работу  по технологии   ­ попробовали сшить куклу сами. Это была наша первая кукла. Делать куклу было интересно.  В то же время моя тётя подарила мне очень необычную куклу.  Она сильно отличается от фабричной, но  мне очень понравилась. Такой забавной куклы у меня ещё не было. А главное, я узнала, что тётя её сделала сама, и мне тоже захотелось научиться делать такие куклы в неизвестной мне технике. А самое главное, я приобрету умения, которыми ещё не обладаю, в работе с новыми материалами, имеющимися и у меня дома и в магазинах.  Поэтому   мы   решили   выбрать   тему   для   исследовательской   работы,   связанную   с изготовлением куклы нового вида. А так как ранее мы уже приобрели умения в шитье куклы и в 3 некоторых видах декоративно – прикладного творчества (рисование, бисероплетение, флористика), то терпения нам не занимать. В   ходе   работы  над   темой   исследования   было   изучено   большое   количество   интересных материалов  про кукол,  которые мы нашли в сети  Internet,   энциклопедиях, книгах.  Из   них мы узнали:      о куклах прошлого и современных,  народных и авторских,  какие материалы нужны, чтобы сделать текстильную куклу,  что существуют даже музеи кукол. Таким   образом,  цель   нашей   работы  такая:   научиться   делать   куклу   в   технике скульптурный текстиль. Гипотеза: Поэтому, мы предполагаем, что сможем  сделать такую текстильную куклу, затратив на это меньше средств, чем бы нам купили куклу в магазине. Для решения поставленной проблемы были поставлены следующие задачи: 1. Изучить   информацию  о текстильных  куклах,    о конструировании, технологии обработки тряпичных кукол. 2. Познакомиться с текстильными материалами, используемыми для создания кукол. 3. Исследовать   на   практике   особенности     изготовления   кукол  в   технике   скульптурный текстиль и сравнить их стоимости со стоимостью кукол в магазинах. 4. Анкетирование  учащихся школы. 5. Практическая работа. Изготовление кукол. 6. Распространить опыт по изготовлению тряпичных кукол среди детей и взрослых:  выставка наших работ, создать буклет «Наши куколки». 7. Анализ и обобщение результатов исследования. Методы работы: 1. Информационно­поисковый.  Изучение   литературы и информационных ресурсов сети Интернет. 4 2. Исследовательский.  Анкетирование, анализ, сравнение и обработка информации. 3. Практический. Изготовление текстильных  кукол. Выводы:                        В ходе работы мы   овладели различными способами поиска информации: работа с литературой и в сети Интернет, где:   узнали  историю возникновения кукол,   пришли к выводу: куклы сопровождают нас всю жизнь, а в настоящее время пользуются большой популярностью у детей и взрослых.   В куклы дети и взрослые играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда;   существует даже куклотерапия ­ это метод лечения с помощью кукол.   кукла  оберегает,    передаёт   опыт,   развивает   самостоятельность,  несёт  любовь.   Куклой можно сотворить себя.   познакомились с видами тканей в магазинах,  и которые имеются  в доме;   моя мама преподала нам мастер – класс по изготовлению куклы. И теперь мы делаем их сами.  В   процессе выполнения работы мы овладели технологическими приёмами  ручной обработки материалов.  Результатом нашей работы стали   куклы,   сшитые с соблюдением авторских технологий изготовления текстильной  куклы – это куклы из чулка, вальдорфские куклы, чердачные куклы;  пришли к выводу, что сделать куклу самой выгоднее, так как материальные затраты сведены к минимуму;  эти куклы стали любимыми игрушками для нас;  устроили выставку своих работ и провели  анкетирование о наших необычных куклах;    создали  буклет «Наши куколки». Считаем, что наша гипотеза подтвердилась. Мы сделала текстильную куклу, затратив на неё меньше средств, чем бы нам купили куклу в магазине. Таким образом, считаем, что достигли, поставленной нами цели: научиться делать куклу в технике скульптурный текстиль. В   своих   кукол   мы   вложили     труд,   усердие,   терпение   и   тепло.   Поэтому   наши     куклы получились "живыми" и они послужат  нам ещё долгое время.   5 Оглавление 1. Введение………………………………………………………………………………………3 1. Основная часть……………………………………………………………………………….4 2. Заключение………………………………………………………………………………….17 2. Библиографический список………………………………………………………………..18 6 Введение                                                                  «Всего дороже ценим сами всё то, что сделано руками».            Однажды, в класс пришли наши старшие друзья ученики 6 класса, и рассказали нам про  куклы, в которые играли наши бабушки и дедушки. Нам было интересно их слушать. И мы решили:  познакомиться с историей  куклы  и научиться делать куклу своими руками. Все дети любят играть с игрушками.  Но больше всего мы любим играть с куклами, потому что их можно возить в коляске,  заворачивать, укачивать, наряжать, шить им одежду, заботиться о них, любить. В наших играх кукла – это и подружка, и сестра, и дочка.  С    раннего  возраста  мы  мечтали  о  куклах  и  мечты  наши  сбывались.   Это  были   дорогие игрушки.  И вот,  обучаясь  во  2 классе,  мы  решили   выполнить  проектную работу  по технологии   ­ попробовали сшить куклу сами. Это была наша первая кукла. Делать куклу было интересно.  В то же время моя тётя подарила мне очень необычную куклу.  Она сильно отличается от фабричной, но  мне очень понравилась. Такой забавной куклы у меня ещё не было. А главное, я узнала, что тётя её сделала сама, и мне тоже захотелось научиться делать такие куклы в неизвестной мне технике. А самое главное, я приобрету умения, которыми ещё не обладаю, в работе с новыми материалами, имеющимися и у меня дома и в магазинах.  Поэтому   мы   решили   выбрать   тему   для   исследовательской   работы,   связанную   с изготовлением куклы нового вида. А так как ранее мы уже приобрели умения в шитье куклы и в некоторых видах декоративно – прикладного творчества (рисование, бисероплетение, флористика), то терпения нам не занимать. 7 В   ходе   работы  над   темой   исследования   было   изучено   большое   количество   интересных материалов  про кукол,  которые мы нашли в сети  Internet,   энциклопедиях, книгах.  Из   них мы узнали:      о куклах прошлого и современных,  народных и авторских,  какие материалы нужны, чтобы сделать текстильную куклу,  что существуют даже музеи кукол. Таким образом, цель нашей работы такая: научиться делать куклу в технике скульптурный текстиль. Гипотеза: Поэтому, мы предполагаем, что сможем  сделать такую текстильную куклу, затратив на это меньше средств, чем бы нам купили куклу в магазине. Для решения поставленной проблемы были поставлены следующие задачи: 8. Изучить   информацию  о текстильных  куклах,    о конструировании, технологии обработки тряпичных кукол. 9. Познакомиться с текстильными материалами, используемыми для создания кукол. 10. Исследовать   на   практике   особенности     изготовления   кукол  в   технике   скульптурный текстиль и сравнить их стоимости со стоимостью кукол в магазинах. 11. Анкетирование  учащихся школы. 12. Практическая работа. Изготовление кукол. 13. Распространить опыт по изготовлению тряпичных кукол среди детей и взрослых:  выставка наших работ, создать буклет «Наши куколки». 14. Анализ и обобщение результатов исследования. Методы работы: 1. Информационно­поисковый.  Изучение   литературы и информационных ресурсов сети Интернет. 2. Исследовательский.  Анкетирование, анализ, сравнение и обработка информации. 3. Практический. Изготовление текстильных  кукол. 8 Основная часть Работая   над   проектом,   мы   узнали,   что  кукла   всегда   была   первой   среди   игрушек.   Она известна   с   глубокой   древности,   оставаясь   вечно   юной.   Ее   история   прослеживается   со   времен строительства   египетских   пирамид   до   наших   дней.   На   нее   не   влияет   время,   она   по­прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, кукла — неизменный его спутник.  Кукла не рождается сама. Самые вдохновенные творцы кукол — это дети, для них  куклы не только игрушки, но и близкие друзья, и помощники они пробуждают скрытые чувства, в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, получают уроки чуткости, бережливости, внимания и доброты. Кукла — это посредник между миром детства и миром взрослых. Для детей они – забава, через   кукольный   мир   дети   входят   в   жизнь   полноправными   членами   общества,   а   взрослые  с радостью смотрят на красивые игрушки и для них  это единственная возможность вернуться в мир детства.  Полки  современных  магазинов  радуют  взор  нескончаемым   совершенством  разнообразной кукольной продукции. Не секрет, что около трети покупок в магазинах игрушек взрослые делают для себя. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, их коллекционируют. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной   фантазией,   в   ней   будет   что­то   такое,   от   чего   теплеет   взгляд   и   нежностью наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой.             Итак, что же такое кукла?   Сергей Иванович Ожегов толкует слово "кукла" так:  1. Детская игрушка в виде фигурки человека.  2. Фигура человека или животного в театральном представлении, управляемая из ширмы актёром.  В словаре Владимира Ивановича Даля кукла означает сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и прочего подобие человека, а иногда и животного. По мнению учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.  Когда мы начинали собирать весь этот материал, то даже не предполагали, что существует такое огромное количество разных кукол и у каждой своя история появления.   Как появилась кукла?  9 Мы узнали, что первые человекообразные фигурки появились вместе с человеком, тогда они олицетворяли богов. Но священные предметы, попадая в детские руки, превращались в кукол. У народов на примитивной стадии развития куклы изготавливались из простых материалов. Это мог быть кусочек кости. Мастерами, датируются 20 в. до н.э. Они были найдены в Египте. Эти куклы вырезаны   из   тонких   кусочков   дерева   и   покрыты   геометрическими   рисунками,   означающими одежду. Парики выполнены из ниток, унизанных деревянными и глиняными бусами, и закреплены на   голове   куклы   воском.   Но   впервые   изготовление   кукол   выделилось   в   отдельное   ремесло   в Древней   Греции   в   5­4   в.   до   н.э.   Большинство   греческих   кукол   было   сделано   из   терракоты,   в переводе с греческого ­ обожженная глина. Конечности крепились верёвкой или проволокой. Город Сордис, выгодно расположенный на торговом пути в Персию, был известным центром игрушек. Девочки   играли   в   кукол,   пока   не   выходили   замуж.   Во   время   свадебной   церемонии   гречанки отдавали своих кукол со всей их одеждой в подарок Гере, Артемиде или Афродите.  Из других источников мы узнали, что    самой     древней     куклой   считается фигурка из слоновой кости, найденная   на территории Чехии, и ей уже 30­35 тысяч лет. Мы   думаем, что игрушкой она вряд ли являлась, так как больше была похожа на статуэтку. Кукла­игрушка в начале своего исторического пути игрушкой не являлась, а имела совершенно иное предназначение – она изображала божество.  А нас, как и любых других девочек, все­таки интересует кукла­игрушка.  Первые   куклы   ­   игрушки   часто   не   имели   лиц.   Считалось   большим   грехом   рисовать человеческое лицо кукле. Такие куколки ­ обереги и сейчас делают народные умельцы, называя их «берегуши».  В   народной   культуре   много   используется   разнообразных   материалов   для   изготовления игрушки. Кукол делали из всего того, что было под руками. В первую очередь для изготовления кукол использовалась глина. Помимо глины в дело шли и похожие по пластическим качествам материалы   –   например,   навоз   в   Индии   или   черный   воск   в   Африке.   Среди   народных   кукол встречались и стеклянные, в том числе выполненные из цветного стекла. Таких кукол делали в России, Китае, Чехии. Так же в России задолго до появления сергиевопосадской и богородской игрушки   из   дерева   резали   простых   кукол.   Во   многих   регионах   исходными   материалами   для изготовления народной куклы служили и деревянная стружка – в Польше, и корни и шишки ­ в России, а в Грузии ­ листья, стебли и почки растений. В Калужской губернии кукол мастерили из листьев лопуха. Применение находили самые разнообразные растительные материалы. Коробочка мака превращалась в куклу­солдатика, а в Австрии кукол делали из засохших цветов. Еще мне было 10 очень интересно узнать, что в России, я думаю единственной стране в мире, в изготовлении кукол преобладала народная традиция.  Самые ранние игрушки были из глины и дерева.  Самая знаменитая русская кукла ­ матрешка   была создана в 90­х годах 19 века токарем­ игрушечником Звездочкиным В.П., и расписана она была художником Малютиным С.В. Существует предание, что такие фигурки начал резать из дерева русский монах, который жил на острове Хонсю (имя его неизвестно). Всего за несколько лет матрешка стала очень популярна в России. В 1900 году  она получила медаль и мировое признание на Всемирной выставке в Париже.   Начало   золотому   веку   кукол   положили   великолепно   одетые   парижанки.   Мастера­ кукольники создавали своим куклам авторские, не похожие на других головки. Знаменитый мастер Эмиль Жюмо основал фабрику по производству кукол – начиная с замысла и кончая последней мелочью в одежде. Нам очень интересно было узнать, что многие находки при изготовлении кукол принадлежали   именно   этому   человеку.   Например,   открывающиеся   глазки   и   особое   крепление суставов (он придумал шарик, входящий в паз), и у куколки начинали сгибаться ножки.   А при помощи   эластичных   резинок   он   придумал   соединять   конечности,   как   настоящие   суставы   у человека. И куклы ­ дамы, и куклы ­   девочки выглядели  как модели из модных журналов: в роскошных туалетах, в шляпках, с непременными зонтиками.   Но если европейцы восторгались изобретательностью   французских   мастеров,   то   в   России   опасались,   что   это   игрушки   ­   для испорченных роскошью детей.         А революцию в кукольной промышленности совершил абсолютно новый материал – пластик. И, когда в 1959 году Барби появилась на свет, никто не мог представить, что она станет самой известной куклой в мире. Придумала и разработала Барби обычная женщина, которая работала стенографисткой   в   американской   компании   ­   Рут   Хендлер.   Куклу   она   назвала   в   честь   дочери Барбары. Барби была придумана как модель для демонстрации мод, и покорила весь мир. А как же у нас в России? История тряпичной куклы  Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная авторская кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7­8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись. Пока дети были маленькими. Кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку могла делать любая девочка. Матерчатая кукла – простейшее изображение женской   фигуры.   Кусок   тканины,   свернутый   в   «скалку»,   тщательно   обтянутое   льняной,   белой 11 тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались, больно хороши, и она делала их на заказ. Еще в ХIХ веке на Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало ­ "их берегли в корзине или в ларчиках с запиской или чеканкой, хранили в лубяных коробах, чтобы не валялись где попало,  а некоторых да же под иконами, например свадебных кукол единоруких.. Они так и переходили   от   одной   девки   к   другой",   ведь   крестьянские   семьи   в   ту   пору   были   очень многочисленны, в семьях было по 11­ 15 детей. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы.           Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка ­ свадебный атрибут. Куклы, наряженные   в   красные   ситцевые   лоскутья,   украшали   "куличку"   и   "пряницу"   (так   назывался жертвенный хлеб в России).         Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот   древний   обычай   превратился   в   наши   дни   в   шуточную   церемонию.   За   свадебным   столом невесте   делали   подношение,   и   она   должна   была   "принародно"   посмотреть   его.   Подарок   был закутан, завернут, а в нем ­ маленькая кукла.  Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы­помощницы. Куклам   издревле   приписывались   эти   волшебные   свойства.   Люди   верили,   что   они   могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье. Но чтобы кукла выполняла защитную роль, она должна была быть «правильно» сделана. Мастерицы никогда не   использовали   при   работе   ничего   колющего   и   режущего.   И   лоскутки   ткани,   и   нитки   не разрезались,   а   рвались   вручную,   а   затем   связывались.   Узелки   служили   еще   одним   оберегом, встававшим на пути злых сил.   Древнее представление о том, что кукла может ожить, наделение её душой и магической силой заставляли крестьян побаиваться этой силы, и поэтому куклу делали ­ «Без глаз ­ чтобы не увидела. Без ног ­ чтобы не догнала. Без рук ­ чтобы не схватила». Наши предки считали, что вместе с лицом игрушка получает и душу, а значит, становится уязвимой для дурного глаза.                 В   каждой   семье   хранилось   множество   кукол,   потому   что   выбросить   старую, износившуюся куклу, а тем более испортить её, сломать или сжечь было большим грехом. А   вот   дарить   куклы   было   распространенным   обычаем   ­   подарок   приносил   здоровье   и благополучие.  Все эти народные поверья передавались из уст в уста подобно сказкам и песням. 12 С лучшими куклами было принято ходить на посиделки и потому, как они сшиты, судили о мастерстве и вкусе их владелицы. Таким образом, кукла была эталоном рукоделия. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий.            Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство народной кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта. Текстильная кукла стала предметом коллекционирования, одним из средств самовыражения. Другими словами, в куклы принялись играть взрослые.  Особым направлением современного прикладного творчества является создание так называемой  авторской куклы. Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда.  Предназначена  скорее для созерцания. Самая главная цель, которую должен преследовать автор в создании куклы – это передача настроения. Авторская кукла имеет право быть какой угодно, она не может быть только без эмоций, без чувств. Сообщества любителей Авторской куклы в интернете насчитывают тысячи человек. Для изготовления авторской куклы существует огромное количество специализированных материалов, разработаны технологии и популярные методики. Такая вещь требует много затрат на изготовление, но практически всегда окупится хорошей продажей.  Авторские   куклы   подразделяются   на   множество   жанров   (например,   характерная реалистичная кукла, фантазийная кукла, "кукла без куклы" и т.д.), техник исполнения (например, горячий   и   холодный   пластик,   фарфор,   текстильные   куклы)   и   по   назначению   (коллекционные, интерьерные и т. д.). В   Росси   существует   «Музей   уникальной   куклы»,   в   экспонаты   которого,   в   принципе, попадают   только   авторские   работы.   Всегда   приятно   иметь   дело   с   куклой,   у   которой   помимо интересного вида не обычная, красивая душа. Современная авторская кукла может стать прекрасным пополнением частной коллекции, украшением интерьера, а также великолепным оригинальным подарком! Изучив материалы, выяснили, что авторские куклы ­ это актуальная тема сегодня. Но подробнее остановились на текстильных (тряпичных) куклах. Какие  же виды текстильных кукол существуют? 13 Попытки классифицировать куклы предпринимались  не раз, но каждый раз создатели шли от   функции   куклы,   а   знаменитый   философ   и   культуролог   Ю.   Лотман   предложил   идти   от   ее «мобильности». Он разделил кукол на 2 большие группы:                       Функции куклы Куклы ­ игрушки Кукла ­ модель  куклы­игрушки интерьерно­экстерьерные театральные куклы витринные обрядовые куклы сувенирные куклы для шествий коллекционные утилитарные куклы музейные         В других источниках встречается такая классификация: 14 Текстильная  кукла игровая Ритуальная или обрядовая вальдорфская утилитарная интерьерная Тильда  Снежка  тряпиенс тыквоголовка чердачные (примитивы) Кофейно­коричные попики        Тем не менее, какая бы классификация не была, я считаю, что все текстильные куклы можно разделить на народные и авторские.  15 Виды  текстильных  кукол народная авторская обереговая обрядовая игровая интерьерная тильда чердачная  (примитивы) вальдорфска я обнимашка заплетушка Куклы­ бабочки тряпиенс тыквоголовк а куклы ­  попики Снежка  В нашей коллекции несколько кукол. Но они не являются авторскими, так как наша цель была   не   создать   что­то   новое,   а   научиться   шить   куклу.   Мы   использовала   для   этого   готовые выкройки кукол, а авторская кукла – это плод фантазии автора. Но все наши куклы принадлежат к какому ­ либо виду.             Наши  куклы Вальдорфская  кукла Куклы, выполненные  в чулочно­ текстильной технике  Чердачная кукла  (примитивы) 16 Вальдорфская кукла  является частью вальдорфской  педагогики. Они изготавливаются только из натуральных тканей, включая набивку ­ овечью шерсть, очес. Куклы   должны   соответствовать   человеческим   пропорциям,   чаще   детским.   Такие   куклы изготавливаются  только вручную. Черты лица кукол нежные, округлые, глазки вышитые. Каждому возрасту ребенка соответсвуют разные куклы от самых маленьких ­ пеленашек и до почти  взрослых кукол с прическами и в разнообразных нарядах. Мои куклы отличаются от вальфдовских только тем, что я использовала в качестве набивки синтепон – материал, который имелся в моём доме. На выставке представлены:   куклы­бабочки, кукла – обнимашка девочка.              Куклы, выполненные в чулочно – текстильной технике или скульптурный текстиль ­ очень интересный   вид кукол, изготовленных из   капроновых колготок. Скульптурный   текстиль позволяет путем применения утяжек и каркаса добиться морщин, щечек, складочек, пухлых губок и носика "картошкой". Чаще всего лица получаются смешными, неповторимыми.            В моей коллекции представлено два направления куколок в этой технике – это шуточные куклы  ­ попики на удачу и каркасная кукла. 17 Чердачные игрушки – это текстильные игрушки, часто примитивные, в стиле “кантри”,  искусственно состаренные, потёртые, как будто они уже не новые. Они излучают тепло и уют,  такими игрушками не играют, обычно ими украшают дом. В наше время такие игрушки чаще всего  служат личными талисманами или украшением интерьера. Рекомендации по уходу: сухая чистка,  беречь от влаги. Практическая часть работы Так   мы   решили   провести   в   школе  выставку  своих   работ,  анкетирование  учащихся       и выяснить отношение детей к необычным куклам. Им  было предложено ответить на следующие вопросы: 1.Вам нравятся эти куклы? 2.Если да, то чем? 3.Вы бы играли такими куклами в детстве? 4.Купили бы вы такую куклу в магазине? 18 5.Как бы вы её использовали? а)Игра     б)Как украшение      в) Подарок 6.Вы бы хотели научиться их делать? Табл.1. Результаты опроса по теме «Куклы». Начальные классы 164 человека Да Нет 121 13 Среднее звено 67 человек Да Нет 35 18 Не знаю 14 Старшие классы 57 человек Да Нет 30 13 Не знаю 14 Не знаю 30 Красивые, смешные, мягкие, похожи на кукол из мультиков, необычные, таких не видели,  в магазинах таких нет.  34 117 47 33 22 35 163 101 39 28 20 37 1 2 3 Вам   нравятся эти куклы? Если   да,   то чем? Вы бы играли такими куклами   в детстве? 4 Купили бы вы такую   куклу в магазине? 13 18 36 38 29 6 18 38 23 34 12 5 Как бы вы её использовали? 6 85 18 61 152 Игрушка Украшение Подарок  Вы бы хотели научиться делать   таких кукол? Результат опроса: Опрошено: 288 человек, из них  164   учащихся начальной школы, 67 учащихся 5­8 классов, 57 учащихся 9­11 классов.  Анализируя  ответы,  выяснила,   что  ученикам     нашей   школы    игрушки  понравились   –  166 человек,   хотели бы с ними играть ­ 177, купили бы в магазине ­ 222, использовали как украшение ­ 54, подарок ­ 135, хотели бы научиться их делать ­ 213 .                     В   беседе   выяснилось,   что   дети   имеют   ограниченные   знания   по   истории   и   технике изготовления   куклы.   С   удовольствием   хотели   бы   научиться   создавать   такие   куклы.   Учителя 19 рассказали,   что   они   в   детстве   играли   самодельными   тряпичными   куклами.   Большинство   с интересом пожелали научиться создавать куклы. Многие  не подозревают о вреде, который наносят пластмассовые  игрушки.    Все   девочки хотели бы иметь таких кукол.  А многие учителя даже хотели бы приобрести их после выставки.  Чуть позже, учителя всех первых классов провели мастер – классы для малышей. Каждый ребёнок изготовил первую свою текстильную куклу – мартиничку.   Мы   посетила   в   нашем   городе     магазины   детских   игрушек,   изучили   ассортимент   кукол. Обратили внимание, что на прилавках  много кукол из Китая. Покупателей этих кукол привлекает низкая   цена   и   яркая   раскраска.   Есть   куклы   из   пластмассы,   резины,   что   небезопасно.     Но текстильных нет. Выяснила, что больше всего покупают куклы Барби,  пупсов.  Пытаясь показать красоту тряпичных кукол, мы приступила к созданию своих кукол. Технологический этап            Чтобы качественно выполнить работу, нужно организовать рабочее место. Для этого лучше всего убрать со стола всё лишнее, приготовить все инструменты и материалы. Выбор инструментов Для изготовления куклы потребуются следующие материалы и инструменты:  ножницы,   игла,   нитки,   клеевой пистолет,   булавки,  кисть и румяна. Выбор материалов  синтепон,   капроновые чулки,   хлопчатобумажные нитки,  в тон капроновых чулок,  ткань – атлас,   атласная лента,   искусственные волосы,   проволока,  20  глазки. Правила  безопасной работы Во время работы нужно соблюдать правила безопасности:  Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.   Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.   Ножницы класть кольцами к себе.    Следить за движением лезвий во время резания.   Не оставлять ножницы раскрытыми.   Не подносить к лицу, использовать только по назначению.   Храните ножницы всегда в определенном месте.  Хранить иголку в игольнице.   Не оставлять иглу на рабочем месте без нитки.   Не брать иглу в рот.   Не втыкать иглу в одежду.   До и после работы проверять количество игл.   Храните игольницу с иглой всегда в одном месте.   Во время работы втыкать иглу в игольницу.   Не отвлекаться во время работы с иглой.  Не прикасаться к носику клеевого пистолета и к расплавленному клею.  Не   направлять   работающий   пистолет   вертикально   вверх   –   это   может   привести   к повреждению инструмента вытекающим клеем.   Для удобства, клеевой пистолет ставить на подставку.  Во время работы необходимо делать перерыв каждые 20­30 минут. Технология изготовления вальдорфской куклы. 1. Для изготовления головы используем плотно скрученный клубок ниток диаметром 5­6 см. 21 2. Разложить в виде снежинки 5­6 лент синтепона. На середину "снежинки" кладем клубок. Оборачиваем вокруг него ленты и плотно стягиваем прочной ниткой. В месте стяжки затем будет шея. Натянуть на "голову" детский носок. В области макушки лишнюю ткань обрезать, прошить и стянуть. Стягиваем еще раз все вокруг шеи плотной ниткой, завязываем на узел. 3. Перетянуть голову поперек плотной ниткой, затем вертикально, далее от макушки по обе стороны шеи. На затылке стягиваем все нити, чтобы не соскользнули.        4.Из трикотажа телесного цвета делаем выкройку, по форме соответствующую голове и шее, но на   0,5   см   меньше,   чтобы   ткань   плотно   натягивалась.   Сострочить   ткань   по   верху   и   боку,   низ оставить незашитым, вывернуть, натянуть на клубок так, чтобы шов был сзади. В области шеи туго перетягиваем 2­3 слоями ниток. Отмечаем место будущих глаз и рта. Иголку с ниткой вводим со стороны затылка. В будущем это все будет прикрыто волосами. От одного глаза к другому нитку с иголкой провести под трикотажем. Выводится игла опять на затылке, закреплять нитку не надо, т.к. она будет удерживаться нитками клубка. 22 3. Делаем выкройку туловища, учитывая, что диаметр головы должен составлять примерно 1/3 часть   от   общего   роста   куклы   и   примерно   1/2   от   длины   туловища+ноги   (детские   пропорции). Выкраиваем руки, которые вместе с ладонью по длине примерно равны длине ног. Используем тот же трикотаж телесного цвета. Сострочить части рук, оставляя свободным только верх. 6. Сострочить туловище по боковым поверхностям примерно от уровня талии через ноги до уровня талии на противоположном боку. Область шеи, подмышечных впадин остается несшитой. 7.   Набиваем   область   кистей   шариками   синтепона.   Область   запястья   прошиваем   ниткой телесного цвета швом "вперёд игла". Затем набиваем оставшуюся часть руки, оставляя свободным в верхней части около 1,5 см. Пришиваем руки к шее, отступив от перетяжки вниз около 1 см, а затем скрепляем руки между собой в области спины. 8. Подобным образом набиваем ноги, для формирования стопы подшиваем ее  спереди к ноге потайным   швом   "назад   иголка".   Затем   набиваем   туловище,   стараясь   сделать   более   объемной область попы. Пришиваем сначала туловище к голове, а затем к рукам швом "назад иголка".        23 9. Проводим мелом поперечную и продольную линии по середине затылка и в области лба на 0,5 см кпереди от срединной линии. По этим линиям начинаем пришивать волосы по 2­3 нити одинаковой длины, из которых затем делаем прическу. 10. Одеваем нашу куклу в приготовленную одежду. Технология изготовления чердачной куклы. Кукла Варя.            Я наконец­то осуществила своё давнее желание – пошила чердачную куклу. Именно  такую, как мне всегда хотелось: в пышном платьице и с кудряшками. Знакомьтесь, девочка Варя: Свою Варю я состарила совсем немного, я бы сказала “в меру”. Но в ней действительно нет  лоска новых игрушек. Она приятно (не резко) пахнет кофе и корицей. Хочу предложить небольшое описание изготовления такой куклы. 1. Сначала   как   всегда   надо   определиться   с выкройкой   для   чердачной   куклы (или   другой чердачной игрушки). Условие одно ­ выкройка не должна быть мудрёной, скорее простой, даже примитивной. Затем ­ определяемся с материалом, из которого будем шить тело куклы. Я использовала  обычную белую бязь. 24 2. Далее традиционно – раскрой, сшивание и выворачивание деталей тела, набивка. 3. Набиваем плотно! Руки и ноги набиваем примерно до середины. Я обычно ниточками делаю в нужных местах заметки для сгибов по выкройке (после выворачивания и набивки ниточки  я просто вытягиваю) . 4. Потом пришиваем руки и ноги к телу. Пока “тушка” нашей чердачной куклы не очень  симпатичная, правда? 5.  Делаем раствор для покраски ткани чердачной куклы: 2 ложки кофе, 1 ложка какао,  щепотка ванилина, щепотка корицы + стакан горячей воды. Размешиваем, пробуем цвет на  “закрытой” части тела куклы и, если он нравится – раскрашиваем всю куклу (я пользовалась  широкой кисточкой): 6. Далее возможны 3 варианта – сушить естественным образом, сушить на батарее или сушить  (запекать) в духовке, как я сушила своих пряничных человечков. На этот раз я выбрала 1  25 способ (точнее, не я, а обстоятельства, мне больше нравится 3 способ), и оставила свою  куклу сушиться в подвешенном состоянии на кухне (на всю ночь). 7. Теперь надо определиться  ­ из какой ткани будем шить одежду. Я использовала  “заграничный” хлопок и “наше” шитье. Панталончики шьются из обычного прямоугольника,  ширина которого должна быть раза в полтора­два больше ширины тела куклы. Потом просто разрезаем штанины между ножками. 8. Платье я сделала отрезное по талии (на самом деле, чуть выше), почти как у примитивной  куклы. Выкройку верха я нарисовала на глаз, ориентируясь на выкройку самой куклы. А для юбки понадобится просто достаточно длинная лента ­ кусок ткани (сантиметров 90). От его  длины будет зависеть пышность юбки: 9. Рисуем лицо акриловыми красками по ткани: 10. И напоследок принимаемся за причёску. К голове куклы я пришивала сразу по 3­4 прядки . Ну а дальше – делаем причёску. Я  прихватила немного волосы по бокам, пришила их к голове, оставив короткие прядки на лице, они  придают кукле немного “потрёпанности”. А на затылке приклеила прозрачным клеем нижний слой  волос, чтобы они не разлетались и не было видно лысой головы. 26 Технология изготовления куклы в чулочно – текстильной технике. Кукла – погремушка. Технология изготовления куклы в чулочно – текстильной технике состоит из следующих этапов: 1. Изготовление головы. Синтепон   скатываю   в   шарик,   обворачиваю   тонким   слоем   синтепона,   помещаю   в   чулок. Скатываю из синтепона 3 шарика – для носа, щёчек, помещаю в голову. Придаю голове форму. Фиксирую иглой и ниткой. 2. Изготовление носика. С   помощью   иглы   и   ниток   выполняю   проколы   вперёд­назад,   проверяя   и   поправляя наполняемость носика. Делаю перетяжки для оформления размера носа и ноздрей. 3. Изготовление лица. Формирую щёчки и губы, подбородок иглой с ниткой. 4. Глазки. Пришиваю глаза.  5. Волосы.   Берем   два     пучка   пряжи.   Пришиваем   первый   пучок.   Заводим   назад,   так закрываем стянутый край на макушке. Рядом прикрепляем второй пучок пряжи. Делаем причёску нашей кукле. Повязываем платочек. 27 6. Изготовление туловища. Для нашей куклы понадобятся: донышко и верхняя часть от бутылки. Соединяем между собой две части  и засыпаем туда любую крупу. Это и есть изюминка   нашей   куклы.   Куклы   –   погремушки.   Чтобы   к   была   пышнее   оборачиваем синтепоном и завязываем ниткой. Углы ткани нужной величины закрепляем иголочками, чтобы   было   удобно   равномерно   сделать   сборку.   Равномерно   распределяем   сборку   и прошиваем. Края ткани заправляем во внутрь бутылки. Подбираем ткань для блузки, которая состоит из прямоугольника. Серединку по длине прямоугольника совмещаем по центру на талии и пришиваем от одного бокового шва до другого.               7. Изготовление   рук.  Подкладываем   небольшой   валик   синтепона   в   рукава.   Ткань отворачиваем на другую часть туловища и прошиваем от одного бока до другого. Делаем ручки,   округливаем   небольшие   валики   из   синтипона.   Обтягиваем   колготочным трикотажем. Нижний  край рукавов соберем на нитку, стянем, вставим  туда ручки и пришьем. 28 8. Изготовление юбочки. Украсим тесьмой юбочку и блузку нашей куклы. 9. Сборка куклы. С помощью клеевого пистолета собираю куклу в изделие. Экономический расчёт № п/п Наименование 1 2 Капроновые чулки Синтепон Искусственная   ткань, атлас Лента атласная Хлопчатобумажные нитки 3 4 5 6 Цена 100 руб. 200 руб. 150 руб. 8 руб. 11 руб. Количество Стоимость 1 шт. 10 см 13 см 1 м 1 шт. 100 руб.  20 руб. 20 руб. 8 руб. 11 руб. Пряжа для волос. 50 руб. 1 шт. 50 руб. 29 Глазки 7 Итого: 6 руб. 1 пара 6 руб. 215 руб.           Кукла может стоить дешевле, если брать колготки, бывшие в употреблении, куски ткани и нитки, клей всегда в доме имеются. Экологическое обоснование проекта Работа   выполнена   из   материалов,   которые   не   наносят   вреда     здоровью   человека.   При естественной (уличной) температуре и среде материалы не разрушаются,  Капрон при температуре 185—260° С переходит в расплав. Температура разложения капрона 300—310° С. Капрон стоек к истиранию, старению.             С этими материалами было легко, приятно и интересно работать. Изделия получались яркими и аккуратными. Реклама изделия           Что же можно подарить близкому человеку? Может какую­нибудь игрушку? Ведь она может в течение долгих лет, ­ а то и всей жизни, ­ напоминать о чём­то. Или напоминать кому­то об особом – внимательном! – отношении к нему. Да, кукла станет чудесным решением этой проблемы! В магазинах и в сети Интернет большой выбор разных кукол, но все они стоят очень дорого. Как же быть? Можно сделать подарок своими руками. Ведь всё, что окружает людей, за исключением творений самой природы, создано руками человека. Зачем покупать куклу, если можно сделать её самим?                  На   нашем стенде  представлены   куклы, изготовленные по авторским технологиям нами. Думаем, что такое творение может стать отличным подарком не только ребёнку, но и взрослому. Заключение                        В ходе работы мы   овладели различными способами поиска информации: работа с литературой и в сети Интернет, где:   узнали  историю возникновения кукол,   пришли к выводу: куклы сопровождают нас всю жизнь, а в настоящее время пользуются большой популярностью у детей и взрослых.   В куклы дети и взрослые играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда;   существует даже куклотерапия ­ это метод лечения с помощью кукол.  30  кукла  оберегает,    передаёт   опыт,   развивает   самостоятельность,  несёт  любовь.   Куклой можно сотворить себя.   познакомились с видами тканей в магазинах,  и которые имеются  в доме;   моя мама преподала нам мастер – класс по изготовлению куклы. И теперь мы делаем их сами.  В   процессе выполнения работы мы овладели технологическими приёмами  ручной обработки материалов.  Результатом нашей работы стали   куклы,   сшитые с соблюдением авторских технологий изготовления текстильной  куклы – это куклы из чулка, вальдорфские куклы, чердачные куклы;  пришли к выводу, что сделать куклу самой выгоднее, так как материальные затраты сведены к минимуму;  эти куклы стали любимыми игрушками для нас;  устроили выставку своих работ и провели  анкетирование о наших необычных куклах;    создали  буклет «Наши куколки». Считаем, что наша гипотеза подтвердилась. Мы сделала текстильную куклу, затратив на неё меньше средств, чем бы нам купили куклу в магазине. Таким образом, считаем, что достигли, поставленной нами цели: научиться делать куклу в технике скульптурный текстиль. В   своих   кукол   мы   вложили     труд,   усердие,   терпение   и   тепло.   Поэтому   наши     куклы получились "живыми" и они послужат  нам ещё долгое время. «Всего дороже ценим сами всё то, что сделано руками». Спасибо за внимание! Библиографический список 1. Авторская кукла. http://arttower.ru 2. Горичева   В.   С.  Куклы/Художник   В.   Н.   Куров.   —   Ярославль:   «Академия   развития», «Академия, К0», 1999. — (Серия: «Бабушкин сундучок»). 3. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла, Детство­пресс, 2011 г. 4. Юкина Л.Ж.   Куклы: Лоскутное счастье, или Приключения тряпиенсов с фотографиями, рисунками и выкройками. – М.: АСТ­ПРЕСС, 2001. (Энциклопедия). 5. Блог Алёны Василь. http://teryele.livejournal.com 6. Будуарная кукла. http://ria.ru/ocherki/ 7. Вальдорфская кукла. ru.wikipedia.org 8. Галерея кукол. http://www.galdolls.aaanet.ru/story.html 9. Для любителей куклы. http://www.liveinternet.ru/ 10. Идеальная кукла – самодельная. http://adalin.mospsy.ru 31 11. Кукольный сундучок Елены Лаврентьевой. http://pawy.jimdo.com 12. Культура русского народа. http://kulturanarod.blogspot.ru 13. Мастер класс по изготовлению куклы в скульптурно – текстильной технике.  http://www.liveinternet.ru 14. Музей уникальной куклы. http://dollmuseum.ru/ 15. Народная текстильная кукла. www.krupenichka.ru 16. Народные куклы. Народные игрушки: www.rukukla.ru 17. Попики на удачу. http://stranamasterov.ru 18. Рукодельные фантазии. http://handfantasies.blogspot.dk 19. Русские обрядовые куклы: www.karusel­ca.ru 20. Сайт «Куклы» http://s30752966576.mirtesen.ru 21. Сайт «Школа игрушки». http://www.shkola­igrushki.ru/ 22. Скульптурно­текстильные куклы. http://mamas.ru 23. Специализированный журнал об авторской кукле ­ http://www.n­collection.ru/ 24. Таинственные и великолепные старинные куклы. http://www.livemaster.ru 25. Текстильная кукла. Кукла своими руками. Типология кукол.  http://my­doll.ru 26. Текстильные куклы со всего света. http://www.dolls­textile.ru/russkiye/18­russkie­kukly.html 27. Толковый словарь Ожегова. http://slovarozhegova.ru 28. Тряпичные куклы. http://www.treeland.ru 29. Тряпичные куклы. Простые, но забавные ­ http://pyankova.narod.ru/ 30. Художественные куклы из полимерной глины и самозатвердевающих пластиков, фарфора и  текстиля ­ http://www.kukly.ru/ 32

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»

«Мои любимый куклы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018