Моисеева Раиса Ивановна 1) Посещение учебного занятия, воспитательного мероприятия в классе, где обучаются дети с ОВЗ, с целью определения деятельности по развитию индивидуальности обучающихся.

  • docx
  • 15.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Посещение урока Представление урока Моисеева Раиса Ивановна.docx

Моисеева Раиса Ивановна

1)      Посещение учебного занятия, воспитательного мероприятия в классе, где обучаются дети с ОВЗ, с целью определения деятельности по развитию индивидуальности обучающихся.

 

Я посетила интегрированный урок с использованием компьютерных технологий в системе обучения глухих детей.

Учитель - дефектолог высшей категории Татевосян О.Ю.

Учитель -дефектологвысшейкатегорииРублеваН.Н.

ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»г.Томск

 

Урок-память «Лента времени»

Предметы: ОБЖ и литература.

Тема урока: Воинские чины и звания со времен Петра Великого до наших дней.Класс11 отделения  глухихдетей.

Авторскийпродукт:презентация.

Учитель-дефектолог высшей категории Татевосян О.Ю.

Учитель-дефектологвысшейкатегорииРублеваН.Н.

Цели урока.

Образовательные:Закрепитьзнанияовоинскихзваниях.УвязатьизученныйматериалссобытиямипроизведенияА.С.Пушкина«Капитанскаядочка».

Коррекционно-развивающие:Закреплятьисовершенствоватьусвоенныекоммуникативные навыки учащихся.Поощрять познавательный интерес, реализуямежпредметные связи ОБЖ и литературы, с использованием информационныхкомпьютерныхтехнологий.Развиватьнавыкипродуктивнойдеятельностивгруппе. Учить создавать целостное представление, на основе полученных знанийна уроках ОБЖ и литературы: анализировать, систематизировать и обобщать этотматериал.

Использовать здоровьесберегающие технологии доктора В.Ф. Базарного: сменастатистических поз, упражнения для снятиянапряженияс глаз.

Воспитательные:ВоспитыватьлюбовькРодине,чувствогордостизаВооруженныеСилыРоссии.

Форма проведения: Экскурсия по «залам».

Типурока:интегрированный

Методы:словесные,наглядные.

Учебно-материальноеобеспечение:ПК,слайды,видеопроектор,«Дневникэкскурсанта»,раздаточныйматериал,плакаты,иллюстрация,образцыпогонвоеннослужащих.

Оформление. Выставка книг, справа на доске висит плакат с установкой на речь,по центрудоски - высказывание древнегреческого философа   Фемистокла «Мынепогибли бы,еслиб не погибали».

Слева-словарьнастроений.

 

Ход  урока.

 

 

 

 

Организационныймомент (3мин.)

1.     Постановкацелейурока.

2.     УчительОБЖ.

Сегодня у нас необычный урок, потому, что у нас гости и мы, какхозяева,должны ихвстретитьдостойно. Дляэтого мывозьмёмсвамивпуть отличное настроение, грамотную,внятнуюречь. Урок я предлагаю провести в виде экскурсии по историческим залам. Атемунашейэкскурсии япопрошуопределитьсамим.

Появляетсяребус.(Ответ:полковник, майор)

И так, о чём сегодня будем говорить?Ученик: Овоинскихзваниях.

Учитель.Верно.ОвоинскихзванияхРоссии.

Появляетсяребус.(Ответ:полковник, майор)

И так, о чём сегодня будем говорить?Ученик: Овоинскихзваниях.

Учитель.Верно.ОвоинскихзванияхРоссии.

 


Наурокемыбудемработатьпоплану.

Планурока.

1.     Хорошаяречьвтечениевсего урока.

2.     Экскурсияпозалам.

3.     Заполнение«Дневникаэкскурсанта».

4.     Интеллектуальныйпоединок.

5.     Диагностическийэтап.

 

 

Основнаячасть.(25мин.)

Учительлитературы.Итак,начинаемнашуэкскурсиюпозалам. Я вам раздам «Дневникиэкскурсанта», которые вы должны заполнятьвовремя экскурсии.

(появляютсязалыснадписью)

Белый–Литературныйзал.

Синий - Современный зал.Красны -Залпамяти.

Прошувсех впервый зал.

Литературныйзал

Залсовременности

 
Наэкранепоявляютсяиллюстрации.


Вопрос:   Из       какого произведения эти      иллюстрации?         

Ответ:     Этииллюстрации     из        произведения Александра  Сергеевича    Пушкина «Капитанская дочка».

Верно. Мы изучали это произведение. Ребята, вамдано было задание выписать все воинские звания, встречающиеся в этойповести.

Блиц – опрос ( Домашнее задание) 2 мин.Вопросы:

1. Какое офицерское звание имел главный герой повести Петр Гринев?

2. Вкакой главесказанообэтом?(прапорщикв10главе).

3. КакоевоинскоезваниебылоуотцаПетраГринева?(премьер-майор).

4. КакоевоинскоезваниебылоукомендантаБелогорскойкрепости?(капитан).

5. Какое воинское звание имел офицер, обыгравший Петра Гринева вбильярд?(ротмистр).

6. КакоезваниебылоуПрохорова(капрал)

7. Кому рассказал о предстоящей дуэли Петр Гринев?(поручику ИвануИвановичу)

8.             Почему не говорится о воинском звании Швабрина? (онбыл предателем)

 

9. Кто из офицеров в начале повести, встретивший Петра Гринева, был водном звании,а в конце повести в другом? (Иван Зурин был ротмистром,а сталмайором)

 

Вы ответили правильно и очень быстро. Видно, что к выполнению заданияотнеслисьоченьответственно.Я подобрала для вас историческую справку о воинских званиях.Давайтепрочитаем её.Историческаясправкаовоинскихзваниях,указанныхвповести.

 

1.     Прапорщик-младшийофицерскийчин,введенРоссиисначала17века.

2.     Премьер-майор-чин введен в России с 18 в. И обозначает « первыймайор».

3.     Премьер-майор -чинвведенвРоссиис18 в.

4.     Капитан-офицерскоезваниевведено вРоссиис16в.

5.     Ротмистр-офицерскийчин врусской кавалерии.

6.     Капрал-вРоссиивоинскоезваниемладшегокомандного составас17в.

7.     Поручик-офицерскийчинвРусскойармии с17 в.

8.     Генерал-майор-вРоссиисовторойполовины17 в.

9.     Фельдмаршал-вРоссиис17 в.

10. Вахмистр-чинофицерскогосостававкавалерии.

( распечатать на всех, раздать детям, чтобы они положили в дневники)Переходимвследующийзал.

Современныйзал.

УчительОБЖ.

Сейчасмыповторимтему:ВоинскиезванияисоставвоеннослужащихВСРФ.

В      РФ      существует        шесть       составов       военнослужащих.          Каждому        составусоответствуетсвое воинское звание. Выэтопомните?

Наэкранепоявляется«Черныйящик».

Вопрос:этодетальвоеннойформы,еёввеливРоссиив1763г.Онабылапопулярна среди русских офицеров. В Красной Армии эта деталь была отменена.Еёвосстановили в1943г.Что лежитв«Черном ящике»? (вопроснаэкране)

Затемпоявляетсяслово–Верно!Изящикавылетаетпоощрительныйприз.

Асейчасзакрепимзнаниячерезвыполнениесамостоятельногопрактического

задания. Разделитесь на две группы, получите задания.На выполнение заданий пятьминут.

(заданиявыводятсянаэкран).

 

 

 

 

Интеллектуальныйэтап.

1   задание. Соотнесите погоны с воинскими званиями по возрастающей(результаты выводятся на экран).

 

 

 

 

 

 

 

 

2   задание. Уберите воинские звания, которых сейчас нет в Вооруженных СилахРоссии.

 

 

ГенералиссимусКапрал

Ефрейтор

ЕсаулМатрос

ПоручикРядовой

Премьер-майорГенерал-майор

Майор

РотмистрКорнет

Генерал-лейтенантЛейтенант

Капитан

ПрапорщикВахмистрПолковник

Штабс-капитан

Ответ на второе задание: Генералиссимус, капрал, карнет, капитан, майор,прапорщик,вахмистр,штабс-капитан,полковник,премьер-майор,генерал-майор,ефрейтор,ротмистр,есаул, генерал-лейтенант,поручик,матрос,рядовой.

Выхорошосправилисьсзаданием.Уложилисьповремени.Вместемывспомниливоинскиезвания РФите,которые ушли висторию (раздатьтабличкидля дневника). Думаю, они вам пригодятся вам. Вы можете поделиться своими знаниями сдрузьями,родственниками.

АсейчасвынаправляетесьнаэкскурсиювЗалПамяти.

 

Залпамяти


Учительлитературы(наэкранепоявляютсякадрыизфильма)

Вопрос:Изкакогокинофильмаэтикадры?

Ответ: Из кинофильма «А зори здесь тихие». Мы с вами на внеклассном чтениичиталиэто произведение.Ктоего написал?–верно,В.В.Быков.Акакиеещё произведения военной тематики мы с вами читали на уроке литературы? Конечно,это«Горячий снег»Ю.В.Бондарева, «ОнисражалисьзаРодину»М.А.Шолохова.

1.  А скажите мне, что объединяет на ваш взгляд эти произведения?Конечно,военнаятематика,сражения,историческиесобытия.

2.  Какой герой повести вам понравился?Петр Гринев?Апочему?Он только начал военную службу, наделал много ошибок, но остался честнымипорядочным человеком.

3.  Приведите примеры героизма. Девушки из кинофильма «А зори здесьтихие»,АндрейСоколов«ОнисражалисьзаРодину»,ПетрГринев«Капитанскаядочка».

4.  Вашепониманиепатриотизма?Защита Родины всегда: во время войны и в мирное время, сохранение чести идостоинства.

5.  Ребята, а какой можно сделать вывод, из всего изученного, прочитанного?Офицеры Российской армии, так же как и царской, начинают службу с низкихдолжностей,проявляя героизмимужество. Верно.

 

 

 

Дидактическийэтап(Итогурока)8мин.

Мысвамипобываливовсехзалах.Нашаэкскурсияподошлакконцу.(На экраневсе три залабезнадписи)

Япрошувас обратитьвниманиена сочетаниецветов.

Что напоминает порядок расположения цветов? Давайте стянем их вместе. Унас получился флаг нашего государства. Флаг –это главный символ нашейРодины.Не сбережём флаг-погибнет Родина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зал

 

современности

 
Обратитевниманиенапланнашегоурока-вселимывыполнили?Да,все.

(наэкранепоявляетсяслово–Наказ!НакартинеизображениеВечного огня,

словаА.С.Пушкина«Берегичестьсмолоду».

Звучит песня из кинофильма «Офицеры», мальчик исполняет жестовую песню.Домашнеезадание(2мин).

Спасибо, ребята,за урок. Возьмите дневники с собой. Дома вы можетепоказатьсвоимблизким«Дневникнаблюдений»ирассказатьоб уроке.

Приложения.

1.          Рядовой-впервыев1722г.С1918по1946годрядовыеназывались

2.          красноармейцами.ВСССРвведеносиюля1946г.Сохранилосьисейчас.

3.          Ефрейтор - в России введено при Петре1 в 1716г. В СССРС1940г.»старший матрос».1

4.          Сержант- от латинского «сервиенс»-служащий.В России с 1716г. По 1796г. ВСССРс 1940г. Есть»младший сержант»,

5.          «сержант»,«старшийсержант».

6.          Старшина-вказачьих войсках в16в.-18в.ВСССРс1972.Существуетдолжность

7.          –«старшина».

8.          Прапорщик-«прапор» - знамя. С 1712 -1917-младший офицерский чин. Естьзвание«старший прапорщик».

9.          Лейтенант- от французского- заместитель. Во Франции с 15в., в России1701, вСССРс 1935г.

10.      Капитан-отлатинского «капит»-голова.ВоФранциис15в.,вСССРс1935г.

11.      Майор- от латинского « майор» -старший. В России с 1698 по 1731г., с1798 по1884г.В СССР с1939г.

 

12.      Подполковник-с 17в. В России была должность, а затем воинское звание. В СССРс1939г.

13.      Полковник -вРоссиидолжностьс116в.С17–воинскоезвание.ВСССРс1935.

14.      Генерал- от латинского «генералис»- главный .В России с 1657г., в СССР с 1940гЗваниевысшегоофицерскогосостава.

15.      Адмирал - от арабского «властитель на море». В России звание введено Петром I,вСССРс 1935.

16.      Маршал - от французского  «марешаль». В России соответствовал чин генерала –фельдмаршала.В СССРс 1935г.

17.      Генералиссимус - от латинского «самый главный», в России с 17 в. В СССР с 26июня1945г.

 

Ответьте на вопрос:

·                Какие действия педагога были направлены на активное функционирование сфер индивидуальности?

 

 

В процессе всего урока педагог вёл постоянные поискипутейинтенсификацииучебно-воспитательногопроцессасцельюрасширениявозможностейполучения знаний о военном временикаждым ребёнком. Вопросы были поставлены таким образом, что каждый ученик закрепил эстетическиеинравственныенормы,старался достичьуровняречевого развитияиэрудициидлядальнейшего обучения.

 

Ответьте на вопрос:

·  Какие методы, приёмы и средства, использованные на занятии, способствовали развитию индивидуальности?

 

Приём речевого управления, речевой активности, способствующий желанию и умению вступать в диалог с учителями. Приём самостоятельной деятельности с эмоциональным переживанием успехов и неудач способствовали развитию индивидуальности каждого ученика. Приём коллективной формы работы с необходимостью обмена информацией. В процессе проведения урока был использован коррекционный подход (работа над слухом, произношением), дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

 

Ответьте на вопрос:

·  Что способствовало развитию конкретной сферы, свойства, качества?

 

Использование компьютерных технологий создавало обучающую среду сярким и наглядным представлением информации, что очень важно для глухихребят, исходя из их психологических особенностей.

Завершилсяурокжестовойпеснейизкинофильма«Офицеры».Урокполучился живой, интересный и очень полезный. Ребята ушли в приподнятомнастроении,сзаполненнымдневником.


 

2)   Составьте конспект учебного занятия или воспитательного мероприятия для проведения в классе, где обучаются дети с ОВЗ (предмет, тема, класс на выбор слушателя)

 

Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждения

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

Конспект занятия для обучающихся начальных классов (1-4) по воспитанию этнической толерантности на основе программы«Стирая границы»

«Малые народности Томского края»

(национальный состав)

 

 

 

Надпись: белорусы																																																							https://www.samddn.ru/upload/iblock/839/81.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                     

                                                    

 

 

 

 Моисеева Р.И. – учитель

высшей квалификационной категории

rimoiseeva@list.ru

 

Томск – 2021г.         

 

Цель: создание условий для реализации этнокультурного образования обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха.

Задачи (образовательная, коррекционно-развивающая, воспитывающая):

ü     повышать качество образовательных услуг в процессе взаимодействия с детьми;

ü     активизировать слуховое восприятие:

ü     реализовывать достоверные сведения о жизни, культуре и быте малых народностей, населяющих Томский край;

ü     развивать бережное отношение к историческому наследию народов, проживающих в Томске и Томской области;

ü     формировать единое воспитательно-образовательное пространство, правосознание воспитанников, готовность противостоять противоправным проявлениям;

ü     воспитывать в духе согласия, мира, терпимости, гуманного межнационального общения и уважения к малым народностям Томского края.

Адресат:

материал предназначен для обучающихся начальных классов (1-4 кл.) с нарушениями слуха.

Актуальность:

На современном этапе развития общества актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка с нарушениями слуха этнического самосознания, интереса к традициям, обычаям, народной культуре людей других национальностей.  Этнокультурная компетентность младшего школьника – это не просто представление об истории и культуре других людей и народностей, это признание этнокультурного разнообразия. Переход из дошкольной системы образования в школьную систему – это более интенсивное вхождение в социальный мир, более чувственные и осознанные представления о себе, о мире, о разнообразии людей, их культуре, традициях, поэтому данный период важен для формирования этнокультурной осведомлённости, для воспитания нравственно-толерантных чувств у младших школьников с нарушениями слуха.   

Основания для разработки занятия:

Закон РФ «Об образовании»;

Закон «Об образовании в Томской области»;

Закон «О коренных, малочисленных народов Томской области».

Предполагаемые результаты:

ü     занятие позволит объединить и скоординировать деятельность детей в процессе игровой и предметно-практической деятельности;

ü     мероприятие пробудит интерес к истории и искусству малых народностей, проживающих на территории родного Томского края.

Предварительная работа, направленная на этнокультурное воспитание:

ü     организация и проведение квест-игры: «Мой любимый Томский край»;

ü     участие в открытом этно-фестивале «Коренные народы Сибири –2021»;

ü     дистанционный конкурс чтецов «Край мой сибирский»;

ü     дистанционный конкурс декоративно-прикладного творчества «Город сибирских мастеров»;

ü     онлайн-этноквиз «Сибирские Знатоки».

Оборудование:

интерактивная доска, компьютер, презентация «Малые народности Томского края», бланк анкеты «Обратная связь» для каждого ученика. Раздаточный наглядный  материал: разрезные предметные карточки, речевые карточки, мяч, ручки, сюжетные картинки «Семья», конверты с разрезанными картинками, аудио-файл – белорусская народная песня «Выйду на вулiцу».

Номинация: «План проведения внеклассного мероприятия»

 

Ход занятия.

I.                       Вводная часть.

Учитель (Далее У.): - Здравствуйте, ребята! У меня очень хорошее настроение, а у вас? Как вы можете мне показать ваше хорошее настроение?

Дети (Далее Д.): - Улыбкой.

 

II.                    Разминка (представление речевых карточек, дети считывают материал и выполняют соответствующие движения).

Д.: - Оп, оп, оп, - все в ладоши хлоп.

Оп, оп, оп, - мы ногою топ.

Ас, ас, ас, - дети пили квас.

Аш, аш, аш, - делаем шалаш (руки поднять над головой, изобразить домик).

Ша, ша, ша, - наша Маша хороша (показать большие пальцы на обеих руках).

Ду, ду, ду, - на занятие иду.

Ёл, ёл, ёл, - на занятие пришёл.

 

III.                 Основная часть.

У.: - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, отбросьте все отрицательные эмоции. Занимайте места. Сегодня мы поговорим о жителях Томского края (Слайд №1), о национальном составе, о семейных традициях. Посмотрите, какая большая Томская область (Слайд №2). Велика Сибирская Земля (Слайд №3), очень богата, весьма гостеприимна, на ней проживает много национальностей и народностей. Чтобы узнать о них, мы должны пройти 11 ступеней. На каждой ступени вы будете выполнять интересные задания. Вы готовы? (Произвольные ответы).

(Слайд №4) – 1-ая ступень

У.: - Русские в Томске и Томской области являются наиболее многочисленной национальностью, составляют самую большую часть от общего числа жителей Томского края – 950 тысяч 222 человека. В красивых деревянных домах проживала русская семья. Мать и отец передавали детям свой опыт, традиционную культуру.

К примеру, в давние времена на именины пели песни, пекли блины, для детей устраивали подвижные народные игры. Самая любимая русскаянароднаяиградля самых маленьких – «У медведя во бору». Предлагаю поиграть. Хотите поиграть? Кто по считалке хочет выбрать водящего? Он будет «медведем». Из всех участников игры выбираем одного, назначаем его «медведем».

У.: - Начинаем игру со словами (предъявление речевой карточки).

Д.: -У медведя во бору, грибы, ягоды беру. А медведь не спит, и на нас рычит. (После произнесения слов, «медведь» выбегает из «берлоги» и старается поймать любого игрока, который не успевает убежать в дом).

(Слайд №5) – 2-ая ступень

У.: - Ребята, татары в Томске и Томской области – вторая по численности национальность – 20 тысяч 145 человек. В настоящее время татары проживают в городе Томске и Томском районе Томской области селениях: Чёрная речка, Тахтамышево, Эушта. Вот какие красивые дома строят для себя татары.

Народные татарские игры актуальны, интересны и в настоящее время Все современные татарские ребята любят играть в народную татарскую игру: «Мяч по кругу». На татарском языке она называется «Туп уены» (считывают с речевой карточки).

У.: - А вы хотите поиграть в татарскую игру «Туп уены»?

Д.: - Да!

У.: - Надо встать в круг. По считалке выбрать водящего. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15—25 см. По сигналу водящий бросит мяч одному из вас, а сам отойдёт. В это вы бросаете мяч друг другу, а водящий старается поймать мяч на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.

Правила игры. Передача мяча выполняется путём броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приёму мяча. При повторении игры мяч передаётся тому, кто остался вне игры.

У.: - Вам понравилась игра? (произвольные ответы).

(Слайд №6) – 3-я ступень

У.: - Украинцы в Томске и Томской области – третья по численности группа сибирского региона – 16 тысяч 762 человека. Для строительства своего жилья использовались почти все материалы, которые могла дать природа – дерево, солому, камыш, глину, камни.

Народные украинские игры и сейчас любимы всеми ребятами. Вы хотите ещё поиграть?

Д.: - Да!

У.: - Предлагаю народную подвижную украинскую игру: «Хромая уточка». Встанем в круг, выберем по считалке «хромую уточку». Игроки произвольно размещаются по площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой.

У.: - Начинаем игру со словами (предъявление речевой карточки).

Д.: - Солнце разгорается, игра начинается. («уточка» прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой,  стараясь осалить (коснуться) кого-нибудь из играющих. Осаленные помогают ей осалить других. Последний не осаленный игрок становится «хромой уточкой». Игрок, ставший на обе ноги считается осаленным.

У.: - Ребята, не устали? (произвольные ответы детей). Предлагаю вам занять места.

(Слайд №7) – 4-ая ступень

У.: - Предлагаю вам, ребята, обратить внимание на один многочисленный этнос народов Томска и Томской области – немцев. На сибирской земле проживают 13 тысяч 444 человека немецкой национальности. Немецкую речь можно услышать в местах традиционного скопления российских немцев – это Российско-немецкий дом, который расположен совсем близко от школы, по улице Красноармейской, дом 71. Я приготовила для вас интересное задание. Сейчас каждый из вас станет строителем. Хотите? (произвольные ответы детей). Вот конверты, в каждом конверте по три детали, которые необходимо соединить, чтобы получился такой красивый Российско-немецкий дом (групповая работа).

У.: - На какой улице стоит Российско-немецкий дом?

- На какой улице стоит наша школа?

- Люди какой национальности собираются в доме по ул. Красноармейской, д. 71? (произвольные ответы).

- Молодцы, с заданием справились!

(Слайд №8) – 5-ая ступень

У.: - Хочу открыть вам секрет, познакомить с национальностью – чуваши – это самые коренные жители Томского края, численность их составляет 5 тысяч 881 человек. У чувашей очень дружные большие семьи, они почитают и уважают старшее поколение, слушают их советы, помогают во всех домашних делах, а младший сын всегда остаётся с родителями, эта традиция называется «Минорат» (считывают с речевой карточки). Предлагаю поработать парами. Объединитесь, кто с кем хочет работать в паре? А теперь возьмите ручки, картинки с изображением семьи и подпишите всех членов семьи: бабушка, дедушка, мама, папа, дочь, младшая дочь, сын, старший сын.

У.: - Молодцы, с заданием справились на отлично!

(Слайд №9) – 6-ая ступень

У.: - На Томской земле также проживают белорусы – 5 тысяч 294 человека. К старинным увлечениям белорусов можно отнести лепку посуды из глины, вытачивание из дерева ложек и плошек, плетение из соломы кукол, птиц, коней. Работа спорилась, если затягивалась песня. Белорусы – великие мастера по изготовлению игрушек. Сейчас вы попробуете, как настоящие белорусские мастера, собрать игрушки из разрезных картинок (под народную белорусскую песню «Выйду на вулiцу» дети собирают картинки: лошадки, куклы).

У.: - Вам понравилось быть белорусскими мастерами? (произвольные ответы детей).

(Слайд №10) – 7-ая ступень

У.: - Азербайджанцы, как взрослые, так и дети соблюдают вековые обычаи, следуют определённым правилам и поведению дома и в общественных местах. На Томской земле проживает 4 тысячи 354 азербайджанца. Женщины одеваются скромно, но уделяют большое внимание украшениям.

(Слайд №11) – 8-ая ступень

У.: - Традиционная культура армян – сохранение семейных традиций ценностей (крепкие семейно-родственные связи, почитание старших, взаимопомощь, историческая память о родине, большая любовь к детям). На Томской земле проживает 2 тысячи 336 армян, они сохраняют свою культуру в сибирских суровых условиях. Символом нации являются хачкары (считывание с карточки) – необычные каменные кресты, подобных, которым нет ни в одной культуре мира. Ребята, давайте вспомним все вежливые слова, с помощью которых общаются все люди.

Д.: - Здравствуйте, пожалуйста, будьте добры, рада вас видеть, приятного аппетита (при затруднении использовать речевые карточки).

(Слайд №12) – 9-ая ступень

У.: - Посмотрите внимательно на экран, это башкиры, их не много на Томской земле, 1 тысяча 953 человека, почти 2 тысячи. У башкир тоже много народных традиций, самая знаменитая традиция – это выпечка народного блюда чак-чак, без которого не обходится ни один праздник (считывают название блюда с карточки). Давайте попробуем «испечь» это блюдо (собирают разрезанную картинку «Пирог чак-чак»).

(Слайд №13) – 10-ая ступень

У.: - Самая малочисленная национальность на Томской земле – это мордовцы – 1 тысяча 808 человек. Старинная мордовская вышивка выполняется, в основном, шерстяными нитками, которые прядут сами мордовки из овечьей шкуры и красят их. Мордовки очень любят носить различные украшения: ожерелья, бусы, бисерные воротники (считывают с речевой карточки названия украшений).

 

IV.                 Заключительная часть (итог, рефлексия)

У.: - Ребята, все ступени одолели, не устали?

Д.: - Нет.

У.: - Пожалуйста,сосредоточьтесь на своих мыслях, проанализируйте своё поведение на занятии, оценивать свои поступки, попробуйте понять свои ощущения, чувства, эмоции.

У.: - Вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего? (произвольные ответы).

У.: - Какие малые народности Томского края вы запомнили? (произвольные ответы).

У.: - В какие игры вы играли? (произвольные ответы).

У.: - Для людей какой национальности вы строили дом?

Д.: - Для немцев.

У.: - Как вы работали? (произвольные ответы).Вы молодцы! Работали отлично, всем говорю спасибо за работу.

 

V.                    Домашнее задание                                                                        

У.: - Заполните бланк анкеты «Обратная связь».

 

Литература, интернет-источники:

 

1.                      Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми 1-4 кл. Москва. 2006г.

2.                      Шемшурина А.И. Этическая воспитание, №4, 2012г. В помощь учителю 4-х классов в работе по модулю «Основы светской этики».

3.                      http://docplayer.ru/27113774-Etnokulturnoe-obrazovanie-v-tomskoy-oblasti.html.

4.                      https://eustress.ru/nevroz/refleksiya.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru