УДК – 376
Моисеева Раиса Ивановна,
учитель ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», Томск, Осипенко 23-95, rimoiseeva@list.ru +7 (909) 548 68 96
АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Аннотация: В статье представлены адаптированные образовательные программы для обучения детей с нарушениями слуха, раскрыта направленность содержания сурдо-коррекционной работы. На основе анализа нормативных документов уточнено содержание специальных условий, определены педагогические технологии, также приёмы, формы и методы обучения и воспитания.
Ключевые слова: образовательные программы, нарушения слуха, младший школьный возраст.
Moiseeva Raisa Ivanovna,
teacher, OGBOU "Boarding school for students with hearing impairments", Tomsk, Osipenko 23-95, rimoiseeva@list.ru +7 (909) 548 68 96
ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAMS FOR SUPPORTING CHILDREN WITH Hearing Impaired in the Conditions of a Modern School
Abstract: The article presents adapted educational programs for teaching children with hearing impairments, reveals the focus of the content of the deaf-correction work. Based on the analysis of regulatory documents, the content of special conditions has been clarified, pedagogical technologies have been determined, as well as techniques, forms and methods of teaching and upbringing.
Key words: educational programs, hearing impairment, primary school age.
Особые образовательные потребности учащихся с дефицитарным развитием сенсорной сферы на уровне основного общего образования закономерно различаются в зависимости от тяжести имеющихся нарушений, что и даёт основание для обучения данной категории детей по адаптированным основным общеобразовательным программам.
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» – образовательная организация в Томске, где обучаются дети с аномалиями в развитии слухового анализатора, вторично нарушено речевое развитие, на основе этого в работе с младшими школьниками используются принципиально новые технологии, свидетельствующие о положительной динамике развития каждого ребёнка, на основе индивидуально дифференцированного подхода – был-стал. Вся педагогическая деятельность по сурдо-коррекционным направлениям: развитие слухового восприятия (РСВ), формирование произношения (ФП), развитие речи (РР), направлена на развитие способностей, на достижение положительных результатов в обучении.
Обучение дактильной речи предполагает использование методического пособия, содержащего дактильно-знаковые формы для зрительного восприятия, системы упражнений, направленных на развитие, закрепление и уточнение приёмов дактилирования, упражнений, направленных на раскрытие значений слов, накопления словаря [2, с. 18].
Плановая сурдо-коррекционная работа с
особенными детьми, организуется с целью создания ситуации успеха для каждого
ребёнка в усвоении учебно-программного материала. В пределах компетенции, активно
организуется и проводится консультативная и просветительская работа с
родителями по сурдопсихологическим, сурдопедагогическим и др. направлениям.
Разрабатываются адаптированные, индивидуальные, авторские образовательные
программы с учётом психофизиологических особенностей и индивидуальных
потребностей детей младшего школьного возраста с сенсоневральной тугоухостью,
соответствующие внутренним локальным актам учреждения. Так в 2017 году была
создана Программа внеурочной деятельности ФГОС НОО ОВЗ 1-4 классы по коррекции
психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников с нарушениями слуха,
имеющих задержку психического развития «ЗНАЮ, УМЕЮ, МОГУ». Автор: Р.И. Моисеева,
соавторы: Н.С. Фролова, Т.П. Мурина, Т.А. Плесовских. На IX Областном конкурсе,
организованном ТОИПКРО «Современные образовательные практики» Программа
внеурочной деятельности была удостоена почётной наградой – Дипломом I степени https://cloud.mail.ru/public/5i7f/3xTtPqWFh.
Для внедрения современных
образовательных технологий, с учётом
требований ФГОС ДОО и НОО, в рамках Федерального проекта
«Дистанционное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов» по
распоряжению Департамента общего образования Томской области, была разработана
авторская образовательная программа «Идём в школу». Цель программы: формирование
познавательного интереса и всестороннее
развитие детей с ОВЗ, позволяющие им в дальнейшем приобрести
коммуникативные навыки, умения работать на компьютере для продолжения
обучения, в том числе дистанционно (ДТ), успешно овладеть школьной грамотой и
влиться в социум.
Программа «Идём в школу» включает 5 курсов подготовки детей с ОВЗ к обучению в школе: «Тик-так» (Коррекционный час), «Говорю красиво», «Начальная математика», «Мой друг компьютер», «Музыка речи». Педагогическая технология охватывает все пять курсов, представлена в каждом из направлений в определённой последовательности, предполагает получение определённого положительного результата, делится на четыре основные группы:
- объяснительно-иллюстративные технологии;
- личностно-ориентированные (разноуровневое, модульное, коллективное обучение);
- социально-развивающие технологии;
- коррекционные технологии [1, с. 28].
Программа «Идём в школу» успешно апробирована и адаптирована, является победителем конкурса на получение денежного поощрения в номинации «Инновационная образовательная программа начального общего» – Диплом от Администрации Томской области. Наполняемость программы составляет методический презентационно-наглядный материал, сопровождающий все 5 курсов: «Дружба – это здорово!», «Волшебные слова», «Моральные качества человека в социуме», «Собака – друг человека», «Голоса птиц в природе», «Мы по ягоды пойдём», «Чудо всегда рядом», «Стоит над Томью град старинный …» и др.
Программа «Идём в школу» имеет рецензию кандидата педагогических наук Томского государственного педагогического университета Ю.В. Дубовицкой. Новизна программы состоит в том, что в ней впервые описывается использование нейропсихологических методик с целью безбарьерного вхождения в школьную жизнь, положительной адаптации обучающихся к социуму в образовательном учреждении через игры, театрализацию, драматизацию, сюжетно-ролевые постановки, русский народный фольклор, совместную деятельность детей и педагогов, детей и родителей.
Программа одобрена на методическом объединении, утверждена на Совете школы, апробирована на базе ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», представлена на Всероссийской научно-практической конференции: «Здоровье участников образовательного процесса» – Сертификат участника Томского государственного педагогического университета. Программа размещена на сайте sch15@mail200.ru.
Сегодня актуален, обоснован и весьма необходим
экологический подход к любому виду деятельности человека. «Чудеса
зелёного дома» –
дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию и развитию эмоционально-действенного характера у детей от
3-ёх до 9-ти лет, отвечает требованиям времени. Актуальность разработки
обусловлена Указом от 03.09.2016 г. №453 Президента Российской Федерации о
проведении в Российской Федерации «Года экологии». В целях привлечения внимания
общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения
биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. Коррекционно-развивающая
методология – новизна программы.
Программа разработана на основе анимало-, арт-, игро-, сказко-, кукло-,
кино-терапиях.
При разработке программы «Чудеса зелёного дома» учитывались психофизиологические аспекты детей с особенностями в развитии, в частности их слуховое, речевое, эмоциональное, психо-физиологическое развитие. Программа «Чудеса зелёного дома» успешно представлена на Августовской конференции работников образования Томской области XII Региональном фестивале педагогических идей и инновационных разработок. Является победителем Регионального конкурса методических материалов «Экологическое образование во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС», о чём свидетельствует Диплом Победителя ОГБУ ДПО ТОИПКРО, Томск 2016 г. Предметно-практическая деятельность является основой программы. Система мониторинга исследования по освоению компетенций программы «Чудеса зелёного дома» представлена с помощью диаграмм. В рамках программы «Чудеса зелёного дома» обучающиеся планово посещают школьную и городскую библиотеку, выезжают в городской ботанический сад, педагоги организуют экскурсии в парк и др.
Предназначение в работе с младшими школьниками видится в том, чтобы развивать у детей с нарушениями слуха тактильные ощущения для формирования ассоциативного мышления в познавательной сфере, в том числе речевого развития. На основе методик Л.В. Неймана, Т.В. Пелымской, Н.Д. Шматко, Ф.Ф. Рау, была разработана система обследования ребёнка с нарушениями слуха: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами в развитии». Комплексная многоплановая диагностика и коррекционная работа – залог эффективности преодоления нарушений в развитии ребёнка с ОВЗ. В обследовании ребёнка принимают участие специалисты разного профиля: врач, психолог, учитель-дефектолог, психиатр, логопед. Данная система позволяет выявить нарушения в развитии детей, наметить план работы по коррекции нарушений, проследить динамику формирования умений и навыков, всё это отобразить в адаптированных программах.
В качестве методических приёмов по
различению, распознаванию, опознаванию речевого материала используются:
демонстрации предметов окружающего быта, презентационный, картинный и наглядный
материал, выполнение заданных упражнений, действий по образцу, ответы на
вопросы, рисование, работа с сюжетной картинкой, дидактические игры. Для обеспечения высокого качества организации воспитательно-образовательного
процесса создаются условия для достижения обучающимися положительных
результатов по общеобразовательным предметам, в том числе по предметам коррекционной
направленности. Об этом свидетельствует положительная динамика речевого
развития. Работа по развитию слуховых навыков также имеет положительную
динамику. Этому способствует, в том числе, материально-техническое
обеспечение кабинета,
оснащённость образовательного процесса способствуют полноценному обеспечению воспитательной
и образовательной практики, включающей исследовательские и
опытно-экспериментальные методы.
В рамках общешкольного проекта «В гостях у
сказки» были разработаны
авторские презентации с использованием ИКТ: «Голоса близких
животных», «Кошкин дом», «Голоса птиц в природе», и др. составлены с целью
формирования реалистических представлений у обучающихся с нарушениями слуха об
окружающем мире, окружающей природе,
домашних животных. Материалы опубликованы на образовательном сайте ТГПУ
«Педагогическая планета» и доступны для свободного ознакомления по адресу: https://planetatspu.ru/user-cabinet. Активно используется школьный
сайт, где расположена методическая копилка в качестве
образовательного ресурса, с целью функционирования обратной
связи (дети, родители, педагогические работники).
Использование современных педагогических технологий, разнообразных приёмов, методов, форм обучения и воспитания, способствующих выявлению и развитию способностей обучающихся обусловлено следующей целью – развитие индивидуальных способностей младших школьников с особыми образовательными потребностями через обходные пути, на основе полисенсорного обучения. Используемые технологии: коррекционно-прогностическая, проблемно-диалогическая, образовательно-оценивающая, здоровьесберегающая, в том числе инновационные технологии и проектно-исследовательская позволяют эффективно организовывать жизнедеятельность. Подтверждает данный факт – Диплом за I место во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагогический проект» в номинации «Долгосрочные педагогические проекты», доступен для ознакомления по адресу: https://planetatspu.ru/user-cabinet.
Выбранные технологии, приёмы и формы обучения и воспитания, способствуют выявлению и развитию способностей обучающихся, ориентированы на индивидуализацию и вариативность образовательного процесса. Для обоснования выбора технологий осуществляется мониторинг, в основе которого лежат критерии оценивания, используются показатели:
- образовательная адаптированная программа;
- учебный план, используемый в образовательном процессе;
- электронный журнал;
- нейропсихологическая диагностика;
- методика «Контрольно-оценивающая самостоятельность» как основа учебной самостоятельности школьников с нарушениями слуха (основы умения учиться).
Эффективность любой формы обучения зависит от интенсивности взаимодействия учителя и ученика, в процессе которого педагог подходит к младшему школьнику как к индивидуальной личности https://planetatspu.ru/edit-portfolio?pcid=521&m=830.
Всё это нашло отражение в публикациях: «Использование современных образовательных технологий в процессе обучения детей с нарушениями слуха», сборник статей XI Международной научно-практической конференции «Освоение и внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс», Таганрог 31.07 2015. «Инновационно-образовательные технологии как средства модернизации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья», сборник статей IV Международной научно-практической конференции «Образование и наука в современных условиях. Чебоксары 2015.
Таким образом, признания общественных организаций свидетельствуют об удовлетворенности метапредметными, общеучебными результатами обучающихся. Наличие фактов признания родительской и другой общественностью, свидетельствующих об удовлетворённости результатами обучения учащихся констатировано положительной динамикой, высокой результативностью освоения адаптированных образовательных программ. Удовлетворённость результатами обучения подтверждается Благодарственными письмами от коллектива родителей; от www.mldv.ru; ОГБОУ ДПО «ТОИПКРО»; http://konkurs-lisenok.ru/, www.konkurskirillica.ru, www.znanika.ru, www.zavych.info; Грамоты от www.cнейл.рф, Общероссийского проекта «Школа цифрового века»; Свидетельства от www.infourok; Дипломы от Издательского дома «Первое сентября», www.cнейл.рф.
Литература:
1. Михайлова Е.Н. Основы коррекционной педагогики. – Томск: ТГПУ, 2000 г. – С.28
2. Сурдопедагогика и сурдопсихология. / Под ред. Ждановой П.И. – М.: ВЛАДОС, 2005 г. – С.18.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.