Мой дом- Березовский район.
Оценка 4.8

Мой дом- Березовский район.

Оценка 4.8
Культурные мероприятия +1
doc
воспитание
9 кл—11 кл
24.01.2022
Мой дом- Березовский район.
В рамках празднования дня рождения Югры.
ЮГРА.doc

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образование «Центр «Поиск» (МАО ДО «Центр» Поиск») На базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждение    «Сосьвинская средняя общеобразовательная   школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мой дом – Березовский район»

В рамках празднования дня рождения ЮГРЫ.

 

 

Югра - ты прекрасный наш дом,

Здесь ценят всегда человека,

И нашим упорством, и нашим трудом

Тебе процветать век от века!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Разработала и провела: педагог дополнительного образования

 Гаврильченко Светлана Геннадьевна.

 

                                            п.Сосьва.

                                          

                                                 2021г.

 

 

 

Тема:   «Мой дом-стойбище, я построю его сам»

ЦельВоспитание интереса к родному краю, народам проживающего на территории Севера, их быт.

 

Задачи:

Образовательные:

s  Расширять и углублять представления о природе и народах  проживающих на Севера.

s  Учить создавать образы человека.

s  Сезонная одежда народов Севера: малица, кисы.

s  Животных собак, оленей.

s   Особенностей северного пейзажа, используя пенопласт, картон, бумагу, пластик.  

s  Учить передавать сюжет, ролевые и смысловые отношения героев. Взрослый человек, ребенок, мужчина, женщина. Авторское отношение к изображаемому сюжету.

s  Учить компоновать крупное изображение на  куске пенопласта, отметки территории стойбища;

s  Учить передавать характерные особенности животного и человека в динамике (форма частей тела животных, разнообразие костюма, орнамента).

s  Выявлять умение создавать насыщенный художественно-выразительный образ.

Развивающие:

s     Развивать глазомер, общую, мелкую моторику, твердость руки, художественный вкус. Эмоциональный мир ребенка, воображение, художественное видение мира, образное мышление, графические навыки.

s  Развивать композиционные умения. Развивать творческие способности (вносить дополнения по усмотрению ребенка).

s  Развивать умения высказывать суждения с использованием сенсорных, эстетических, искусствоведческих терминов.

Воспитательные:

s     Воспитывать чувство доброты, культуру взаимоотношений.

s     Формировать умение действовать сообща, в паре, в коллективе.

s     Формировать такие качества как усидчивость, самостоятельность, работоспособность, внимательность, ответственность.

s     Воспитывать умение передавать в поделке свой замысел.

s     Воспитывать самостоятельность, аккуратность, ответственность за выполняемую работу.

Словарная работа.

Харей, (шест для управления оленями) северное сияние,(природное явление, переливается, искрится, сияет, сверкает, светится) орнамент,(определения национальности, рода по рисунку) нарты,(легкая саночная повозка  для оленей) упряжка,(одевается на голову оленя для заряжении ее в сани) северный олень,(животное, проживающее на Крайнем Севере) пурга (завывает, воет, бушует, заносит снегом). Погода (холодная, морозная, суровая, вьюжная, лютая).

Материал.

Рисунки, одежда народов Севера. Работы детей, коллективные работы детей прошлых лет, макет стойбище. Аудиозапись мелодий народов Севера, альбомные листы (картон велюровый).

        Цветная бумага, цветная гуашь, краски, простые карандаши, ластики, клей пистолет, клей карандаш, лента с орнаментом.

Предварительная работа.

Экскурсия в этнографический парк-музей п.Сосьва «НайотырМа». Рассматривание одежды народов Севера, прослушивание мансийских сказок, рассматривание фотографий.

     Ход занятия:

      Каждый из нас тысячами нитей связан со своей территорией. Мы приспосабливаемся к ее природным условиям, общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами. И чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ханты-Мансийского автономного округа, мы должны усвоить то культурное наследие, которое досталось нам от предков, коренных жителей Югры.

            

                 Над древней Югрою солнце встает.

                 Сильный и добрый народ здесь живет

                 Душою богаты, а сердцем щедры.

                 В них главная ценность и гордость Югры

      Мы вам представляем хозяйку тундры. (Карта нашего региона)  Югорскую землю хорошо знают во всем мире, как край богатый запасами нефти и газа, край, где сохранились древние поселения коренных народов. Культура народов ханты и манси учит нас бережному отношению к природе. Сегодня мы поговорим с вами о народах, которые проживают в нашем районе. Это коренные жители ханты и манси. Особенность культур всегда заметна по предметам быта, по одежде.

          Очень давно поселились люди в наших местах. Богатая природа, лиственные и хвойные леса, реки, озера. В музее вы познакомились с природой и большим разнообразием животного и растительного мира Севера, и  с маленьким и сокровенным миром одного рода-  стойбищем.

        Наш поселок расположен на земле коренных народов – манси. В музее, под открытым небом, на наглядном примере можно посмотреть и потрогать все, что нас интересует. В избе  коренного жителя, есть печка – чувал, одежда, посуда, музыкальные инструменты. 

          Узнаем о традиционных видах деятельности коренных народов: это охота, рыбалка, сбор дикоросов, и конечно оленеводство. Коренные жители занимаются оленеводством, которое является важной отраслью производства и хозяйства северных народов. Северный олень давал человеку пищу, материал для одежды, покрытие чума, служил средством передвижения. Шерсть у оленя очень густая, он переносит морозы до 60 градусов. Это подвижное животное, он может копытом почесать у себя за ухом, или очистить ноздри от намерзшего льда. Летом олени питаются листьями кустарников, травами, грибами. Осенью голубикой и брусникой. Зимой ягелем-мхом.  В ягеле витаминов столько, сколько в  зеленом луке.

Приступим к вырезанию оленя из картона. Выкрасим его в тот цвет, в который вы желаете.

              Место стоянки или жилья, называется у коренных народов стойбищем.

           Вот так выглядит макет зимнего (летнего) хантыйского стойбища.

(рассматривание макета)

          Ребята, на прошлом занятии мы с вами обсуждали тему одежды народов Севера:цвет, мужская, женская, чем отличается. Сегодня, я приглашаю отправиться в путешествие вместе с со мной: мы по памяти будем мастерить одежду для всех жителей, проживающих в стойбище и заселим его нашими жителями.

 

Приступим к изготовлению наших жителей.

         А теперь  мы с вами прокатимся на оленей упряжке. Я вас приглашаю встать в круг.

(Все встают в круг) Провожу игру «Устойчивые санки»

 

          Проведем викторину на знания основных терминов оленеводов, что необходимо оленеводу для ухода за оленями?

Что такое аркан? - это основное орудие труда оленевода.

Аркан – длинная веревка до 5 м., сплетенная из кожи оленя.

Упряжь, в которую запрягают оленей.

Нарты, в которых запрягают оленей. Для чего нужны сани?  Какие виды нарт вы знаете? (Детские, взрослые, грузовые, продуктовые и т.д.) 

Хорей, это длинный шест для управления оленей упряжкой. Он также служит для того, чтобы проверить дорогу впереди оленей упряжки.

 Каюр (человек)– погонщик оленей (пастух)

 «Малица» - меховая шуба

              Продолжаем нашу работу по заселению нашего стойбища.

   Вот и остановилась наша упряжка посреди болота, пройти через него можно только по каким - то ориентирам. Посмотрите внимательно: не заметили ли вы  чего - то необычного? (Ответы детей). Показываю картинки

           Правильно, это искорки Северного сияния, которые укажут нам путь. Я буду читать, то, что говорит нам искорка, а вы внимательно слушайте.

1.- Боится зверь ветвей моих

      Гнезд не построит птица в них,

      В ветвях краса и мощь моя,

      Скажите  быстро: кто же я? (Олень).

2.- Угадайте, что за птица:

      Света яркого боится,

      Клюв крючком, глаза пятачком,

      Ушастая голова, это …(Сова).

3.-  На овчарку он похож,

      Что ни зуб, то острый нож!

      Он бежит оскалив пасть,

      На оленя готов напасть. (Волк)

4.- Белый на белом

      Написал, где бегал,

      Рыжая  прочтет

      Белого найдет  (Заяц).

5.- Не мышь, не птица

      В лесу резвится

      На деревьях живёт

      Орешки грызет  (Белка).

6.-  Хитрая плутовка

       Рыжая головка,

       Пушистый хвост – краса

       Кто же это…(Лиса).

 

Ну вот, ребята, мы с вами собрали все «искорки», которые привели нас  на стойбище к коренным жителям какого-то рода, который мы с вами создали своими руками. Сейчас я расскажу вам легенду.

  « В 15 веке по правому берегу реки Обь возникли первые поселения коренных народов Севера. Бог Турум, задумался, чем же люди будут кормиться, чем от холода свои тела прикрывать будут? И решил он сохатого зверя в лесу поселить, а на болота оленя выпустить. Туда и люди на промысел пойдут, там жить станут. Из веток жилище сделают, покроют его шкурами оленей. С тех пор люди промышляют оленей, лесных зверей, а живут в чумах на своих стойбищах».

          Ребята, давайте рассмотрим на макете, как же люди жили на стойбище.

Кто жил рядом с народами ханты и манси?

Как называлось жильё на стойбище (чум)?

Из чего сделаны чумы?(из палок и шкур)

           Молодцы!

Нам пора возвращаться из путешествия домой. Возвращаться мы будем, отгадав загадку вот этой снежинки.

            Он вездеход, он пароход.

             И к тому же самолёт!

             Везде проедет, везде пройдет –

             В любую погоду дорогу найдет! (Олень).

 

         Молодцы ребята! Сегодня вы были быстрыми оленями, а я  была вашим  каюром- погонщик оленей.

         Сейчас я вас приглашаю  посетить выставку наших поделок и  принять участие в вернисаже посвященном дню рождения земли Югорской.     

 

                                         Анализ работы.

Рефлексия

-Подарите  воздушный шарик своей работе…

 (красный – у нас все получилось, я   доволен своей работой, веселая работа, радостное настроение.)

)синий – не довольны своей работой, плохое настроение поделки, грустная картина).

                              Игра-кричалка  « Олени бега »

(Разминка)

Полярное небо ночи темней                    Руки над головой дети

Струйками пар из оленьих ноздрей.       бегут по кругу, высоко

Хэй-хэй-хэй                                              поднимая колени.

Ой, хэй-хэй!

Свистят по дороге полозья саней,        Скольжение саней по

Поземка скользит и струится по ней.   кругу.

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй!

И ветер с веселою песней моей             Бег в рассыпную под

Летит над просторами снежных полей.     музыку.

Хэй-хэй-хэй!

Ой, хэй-хэй!

Летит за оленями песня- мой друг,       Руки скрестить над

И стадо само собирается в круг,            головой, бег по кругу

Хэй-хэй-хэй!                                            с высоко поднятыми

Ой, хэй-хэй!                                             коленями.

 

 

 

Рассматривание своей работы. Впечатление о проделанной  совместной работе.

В рассказе указать и обосновать расположение объектов, подчиняя все изображение правилам перспективы.  

 

                                       Методические пояснения:

          Дорогие детки!

          Вы принимали участие в изготовление целого стойбища используя только бумагу и картон. Подчиняли всех персонажей  правилам совместного проживания и быта. Сегодня мы узнали много нового, познавательного, интересного материала, высказывали свои суждения, воплощали свои замыслы в разных сферах деятельности. Если следовать высказываниям великого педагога В.И. Сухомлинского: «Ум ребенка на кончиках его пальцев», то что вы сегодня смастерили является вашим  средством выражения своего «Я»,  продолжением  игры,  жизни. В процессе нашей работы применялись знания, полученные на других наших занятиях  и мероприятиях. В процессе нашей работы мы  развили мелкую мускулатуру рук, воображение, логическое мышление, речь, уверенность в себе, умение высказывать свои суждения. Узнали много нового о нашем округе. Сформировали чувство ответственности, взаимопонимания, взаимопомощи, коллективизма. Сформировали  нравственно-патриотические качества, чувство долга и ответственности.

          Ваша деятельность на занятии показала коммуникабельность, знания заданной темы были выполнены в полном объёме. Так же вы  вспоминали о том, что видели в музее, с чем вас знакомили раньше.  Мне как педагогу очень понравилось как вы контактировали со мной, с друзьями и товарищами, не смущались, выполняли работу, которая формировала у вас свободу выбора и насыщала новыми знаниями и умениями. Я всех  благодарю за очень позитивное сегодняшнее занятие. До новых встреч!

 

 

                                        Самоанализ занятия.

 

Тема:  «Мой дом – Березовский район»

 

Тип занятия: сообщение новых знаний.

Цель:  Воспитание интереса к родному краю, народам Севера.

 

Задачи:

Образовательные:

s  Расширять и углублять представления о природе и народах Севера.

s  Учить создавать образы человека (в сезонной одежде народов Севера: малица, кисы), животных, особенностей северного пейзажа, используя только картон и бумагу(в зависимости от рода деятельности человека и повадок животных).

s  Учить передавать сюжет, ролевые и смысловые отношения героев. Авторское отношение к изображаемому сюжету.

s  Учить компоновать крупное изображение на маленькой площади;

s  Учить передавать  характерные особенности животного и человека в динамике (форма частей тела, разнообразие костюма, форма лица).

s  Выявлять умение строить парную композицию(Человек-собака, олень-человек) создавать насыщенный художественно-выразительный образ.

Развивающие:

s   Развивать глазомер, общую, мелкую моторику, твердость руки, художественный вкус, эмоциональный мир ребенка, воображение, художественное видение мира, образное мышление.

s  Развивать композиционные умения (изображать не менее двух персонажей, располагая их).

s  Развивать творческие способности (вносить дополнения по усмотрению ребенка).

s  Развивать умения высказывать суждения с использованием сенсорных, эстетических, искусствоведческих терминов.

Воспитательные:

s   Воспитывать чувство доброты, культуру взаимоотношений.

s   Формировать умение действовать сообща.

s   Формировать такие качества как усидчивость, самостоятельность, работоспособность, внимательность.

s   Воспитывать умение передать в поделочной работе свой замысел.

s   Воспитывать самостоятельность, аккуратность, ответственность за выполняемую работу.

На занятиях дети знакомились с землей Югорской, народами, населяющими её с древности, их занятиями и жизнью.

·                    На занятии прослеживалось доминирование развивающей цели в единстве с обучающей и воспитательной.

·                    С первых минут попыталась настроить, заинтересовать детей через продуманные вопросы при введении в тему.

·                    Все этапы занятия были взаимосвязаны между собой и плавно переходили один в другой.

·                    При работе дети  проявляли активность, ответственность, самостоятельность.

·                    Содержание учебного материала способствовало развитию логического мышления, умению обобщать и делать выводы, развитию внимания, воображения, творчества, мелкой моторики и речи.

·                    На занятии прослеживались межпредметные связи: «Человек и мир», ознакомление с окружающим, познавательное развитие, художественная литература, фольклор Северных народов.

·                    Участники мастерили поделку, отгадывали загадки, поиграли, сходили в музей и делали обобщающие выводы

 

·                    Использовались следующие методы обучения :

·                    объяснительно-побуждающий, частично-поисковый, творческо-поисковый. Эти методы соответствовали целям.

·                   Во время выполнения работы учитывались индивидуально-психологические особенности каждого ребенка.

·                    На занятии царил благоприятный микроклимат, при котором каждый ребенок и взрослый чувствовали себя комфортно, спокойно.

·                    Все участники были вовлечены в познавательный и творческий процесс занятия.

·                    Время было рационально использовано. Темп высокий.

·                    Итог занятия, рефлексия показали, что цель достигнута.

 

 

          На данном занятии дети активно выполняли работу, достигали цели, используя собственный опыт, новые знания и фантазию. Умело работали над проектом, использовали знакомые способы работы, знакомились с новыми приемами, передавая, не простой пейзаж северного края. 

          Похожие занятия с детьми дома с родителями помогут наладить контакт с детьми при выполнении разнообразных видов совместной деятельности, вовлекая всех членов семьи. Составление рассказов о выполненной работе даст им возможность выслушать ребенка, высказаться самому, решить, чей рассказ был более полным и почему, а так же поиграть, составляя общий рассказ. Данные занятия помогут ребенку быть уверенным в себе школьником, умеющим получать новые знания, выполнять их четко и быстро, используя собственный опыт, они сформируют свой путь познания в будущем.


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образование «Центр «Поиск» (МАО

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образование «Центр «Поиск» (МАО

Тема: « Мой дом-стойбище, я построю его сам»

Тема: « Мой дом-стойбище, я построю его сам»

Крайнем Севере) пурга (завывает, воет, бушует, заносит снегом)

Крайнем Севере) пурга (завывает, воет, бушует, заносит снегом)

Узнаем о традиционных видах деятельности коренных народов: это охота, рыбалка, сбор дикоросов, и конечно оленеводство

Узнаем о традиционных видах деятельности коренных народов: это охота, рыбалка, сбор дикоросов, и конечно оленеводство

Приступим к изготовлению наших жителей

Приступим к изготовлению наших жителей

Правильно, это искорки Северного сияния, которые укажут нам путь

Правильно, это искорки Северного сияния, которые укажут нам путь

Туда и люди на промысел пойдут, там жить станут

Туда и люди на промысел пойдут, там жить станут

Ой, хэй-хэй! Летит за оленями песня- мой друг,

Ой, хэй-хэй! Летит за оленями песня- мой друг,

Тип занятия : сообщение новых знаний

Тип занятия : сообщение новых знаний

Все этапы занятия были взаимосвязаны между собой и плавно переходили один в другой

Все этапы занятия были взаимосвязаны между собой и плавно переходили один в другой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2022