Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа-интернат № 1
основного общего образования г. Томска.
Городской конкурс исследовательских работ
«Мы помним и гордимся
(война в истории моей семьи)»,
посвящённый 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне
Тематика «Письма с войны»
Название работы
«Эти письма эпохи войны»
Выполнил: Елькин Михаил, ученик 6 Б класса,
МБОУ школы-интерната №1 г.Томска
Руководитель: Беляева Ирина Ивановна
воспитатель
т.: 89539111176
E-mail: irinaib35@mail.ru
Томск-2020
«Эти письма эпохи войны»
« Эти письма эпохи войны,
Что хранятся в семейных архивах.
На бумаге налёт желтизны
И протёрты до дыр на изгибах.
Эти письма эпохи войны,
Не обычного требуют чтенья.
Тем их краткие строки сильны,
Что мы сами - их продолжение…»
(И Фролов)
Введение
Война... Сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! Война — какое беспощадное и тяжелое время, которое уносит жизни многих ни в чем не повинных людей. Прошло уже много лет со дня Победы. Наша страна давно залечила раны войны. Заколосились хлеба на истерзанной фашистами земле, ожили леса. Наше поколение живёт в мирное время. Но где – то слышно эхо войны, разрываются бомбы, плачут и страдают дети. И мы как никогда, обязаны помнить и чтить подвиг советского солдата. Солдата, победившего в войне, любившего свою семью, страну. Солдата, отдавшего самое ценное за наше счастье - свою жизнь. И пока эта память будет жить в сердцах русского народа, мы будем стремиться оберегать землю, этот хрупкий и тонкий мир.
Фронтовые письма являются ценным и уникальным историческим источником при изучении событий военных лет, так как в них не только отражены события Великой Отечественной войны, но и ярко выражен характер русского солдата. Это были письма, строки которых опалены войной, в них была вся душа их авторов, письма в основном обычных солдат, мечтающих о мире, победе, грустящих о доме, родных, невестах. Желтые письма, фронтовые треугольники — одна из редких ныне попыток открыть окно в свое прошлое и прикоснуться к чувствам тех, кто страдал и погибал за свою страну 75 лет назад. Эти четыре года в жизни наших солдат вмещают всё – невероятное горе и счастье, величие подвига и низость предательства, радость великих побед и горечь поражений. И чем дальше мы отдаляемся от этих дней, тем важнее для нас понять, как выжил, выстоял, победил в этой войне народ, и чем жил, о чем мечтал солдат в сырых окопах, на передовой, лежа в землянке.
Актуальность работы
Письма с фронта... - это бесстрастные документы военной эпохи XX века. Актуальность изучения фронтовых писем заключается в том, что они являются носителями особой информации, ценной для анализа психологии человека военного времени, его характере, стойкости и отваге. Через письма можно представить, как воевал советский солдат, чем жил, что помогало ему устоять перед врагом и защитить свою Родину, свою семью. На эти и другие вопросы мне захотелось найти ответ, а также сделать письма «говорящими», чтобы из глубины военных лет дошли до нашего современника мысли и думы простого солдата, который выполнял свой священный долг - защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.
Возможно, именно содержание писем даст ответ на мой вопрос, как русский солдат смог выстоять, не сломаться и победить вопреки всему? Считаю, что тема фронтовых писем сегодня не только не потеряла актуальности, а наоборот, приобретает всё больший размах, ведь уходит время, уходят из жизни солдаты, остаются только вещественные памятники, да письменные источники, в том числе и письма солдат, которые я исследую.
Объект исследования: фронтовые письма томичей.
Предмет исследования: содержание фронтовых писем.
Цель работы:
1. Через изучение содержания солдатских писем выяснить, что поддерживало моральный дух бойца, помогло выстоять и победить в Великой войне.
2. Собрать и сохранить информацию о письмах с фронта.
Гипотеза: Считаю, что изучение писем с фронта способствует осознанию и пониманию, почему советский народ смог победить во время Великой Отечественной войны, играет большую роль в формировании патриотических, гражданских, нравственных чувств.
Задачи:
1. Изучить имеющуюся литературу по теме.
2. Проанализировать содержание писем наших земляков.
3. Оценить роль писем с фронта для нашего поколения.
4. Провести анкетирование среди одноклассников по теме «Что я знаю о письмах военных лет?»
Методы исследования:
Теоретический: изучение литературы о фронтовых письмах.
Практический: анализ солдатских писем.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на уроках истории, литературы, русского языка, на классных часах, тематических конференциях.
Фронтовые письма являются не только ценным и уникальным историческим источником изучения событий военных лет, но и являются «живым, говорящим голосом» предыдущих поколений, напоминанием нам о самом важном праве человека – праве на счастливую жизнь. Новый подход к истории Великой Отечественной войны, не всегда реалистичный и обоснованный, сделали востребованным этот вид документов.
Обзор литературы.
Письмо с фронта – это самое радостное событие для семей, так называемая весточка с фронта от родного человека.
Они писались в минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из-под бомб. Авторы не думали, что через столько лет их мысли о войне будут опубликованы, поэтому они не обращали внимания ни на стиль своих писем, ни на язык - не до того было им тогда. День за днем и год за годом шли солдатские треугольники с фронта в тыл. И каждый раз, читая эти строки, испытываешь трепет от встречи с Памятью. Эти страницы бесценны.
Личные письма фронтовиков представляют особый интерес. Они являются ценным историческим источником для изучения психологии участников Великой Отечественной войны, а также для определения факторов развития советской эпистолярной культуры в целом.
В произведении Кондратова В.А. «Говорят погибшие герои» собраны письма Советских Героев, рассказано о фронтовой жизни и так далее. Александр Борщаговский говорил о этом произведении следующее: «На ее страницах складывается не только история, но и география Великой Отечественной войны. Голоса героев звучат на равнинах России, доносятся из окопов Подмосковья, из звенящих стужей блиндажей, из безвестных лесных могил.… В этих голосах живет, и будет всегда жить гневный набат анти фашизма и как приговор расизму — интернационализм героев».
Относиться и работать с письмами нужно бережно, передавая их по наследству как память и семейную реликвию.
Восприятие писем с фронта в современном обществе
К сожалению, сохранившихся писем с фронта осталось не так много в нашей стране. Их изредка можно встретить в музеях и тем более в домах. Но если в семьях остались письма времен ВОВ, то это считается ценной семейной реликвией.
Накануне 75-тилетия ВОВ, молодое поколение с возрастающим интересом занимается изучением письмами с фронта, историческими данными и сведениями. Возрастающий интерес, связан с тем, что мы не можем представить себе ситуации или военную жизнь, а письма это источник знаний, который погружает нас в свою историю, показывая самые сокровенные сюжеты жизни людей того времени.
Виды фронтовых писем.
Какие они разные — солдатские треугольники, почтовая карточка с изображением плаката, призывающего к разгрому врага, воинский конверт с иллюстрацией на тему фронтовой жизни.
Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.
Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.
Письма в треугольниках, писались солдатами, а старшие по званию, могли позволить себе писать не в треугольниках, а конвертах.
Полевая почта
Полевая почта — вид почтового обслуживания в войсковых частях в мирное время, организованного вместо почтовой связи через обычные государственные почтовые ведомства.
Также полевая почта, с добавления номера (№), условное наименование формирования за границами СССР (пример: полевая почта № 26039).
Разновидностью полевой почты является военно-полевая почта — почтовая связь, устанавливаемая в действующей армии в условиях ведения военных действий.
Во время Великой Отечественной войны ежемесячно только в действующую Красную (РККА) доставлялось 70 миллионов писем. Полевая почта на линии до 1943 года называлась «полевая почтовая станция» или просто «почтовая станция» (почту собирал обычно грузовик ГАЗ-АА — полуторка). Основная переписка в годы войны шла между родными на фронте и родными в тылу [источник не указан 1308 дней].
В самом начале войны в Главном управлении связи Красной Армии было сформировано Управление военно-полевой почты, а при штабах армий и фронтов были созданы отделы военно-полевой почты. Непосредственно в частях были созданы почтовые полевые станции (ППС), которые гасили корреспонденцию почтовыми штемпелями с текстом «СССР Полевая почта № (указывался номер ППС)». В посылаемых на фронт почтовых отправлениях указывался номер ППС, действительный номер и наименование части. Отправляемые из частей действующей армии письма поступали на военно-почтовые сортировочные пункты, где также имелись собственные почтовые штемпели, которые иногда встречаются на письмах. Почтовые полевые станции впоследствии заменили военно-почтовые станции (ВПС), штемпели которых были такими же, что и штемпели ППС, но без указания действительного номера ВПС.
От бойцов не отставая,
Шаг за шагом, день за днём
Едет почта полевая,
Пробираясь под огнём…
По лесам и горным склонам,
По тропинкам потаённым
Ходит почта на войне.
Слава честным почтальонам,
Полковым и батальонным.
Слава честным почтальонам
С толстой сумкой на ремне!
С. Я. Маршак. Почта военная
Военная цензура
Военная цензура — одна из форм контроля со стороны военных и других государственных органов открытых видов информации (печать, радио, телевидение, кино, произведения изобразительного искусства, экспозиции музеев и т. д.), а иногда и частной переписки с целью не допустить опубликования и оглашения в них сведений, составляющих военную тайну, то есть сведений военного характера, специально охраняемых государством как разновидность государственной тайны.
Военная цензура контролирует:
§ гражданские коммуникации в местах, управляемых военными властями;
§ материалы СМИ, касающиеся вооруженных сил;
§ переписку военнопленных и интернированных гражданских лиц;
§ почту из армии и с военных объектов, а также в армию и на военные объекты;
§ личные коммуникации служащих вооруженных сил.
Зачем же была нужна военная цензура?
Важным было сохранение военной тайны: надо было не дать возможности врагу по содержанию писем получить сведения о дислокации частей, их вооружении и проч. Для этого была создана военная цензура. Все письма с фронта в обязательном порядке просматривались, любые спорные места вымарывались чёрной краской. На почтовые отправления ставился штамп «Просмотрено военной цензурой».
Письма либо открытки, адресованные в армию и брошенные в почтовый ящик тылового города, сначала отправлялись в гражданское отделение связи, оттуда в тыловой военно-сортировочный пункт. Затем в почтовом вагоне они отправлялись на фронтовой военно-почтовый пункт, оттуда на военно-почтовую базу армии, оттуда в дивизию, полк, батальон и, наконец, попадали адресату.
Похоронка
Похоронка — документ, краткая разговорная форма определения официального извещения о гибели военнослужащего, присланного из войсковой армейской части.
Наибольшее распространение получило в годы массовой гибели советских военнослужащих частей Советской Армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945. Используется в разговорном стиле до настоящего времени как определение извещения о гибели военнослужащих Вооруженных сил России в военных конфликтах на Кавказе, других местах проведения специальных операций и дислокации войсковых частей и подразделений Российской Федерации.
Похоронка служила документом для обращения в военкомат с целью получения семьей погибшего военнослужащего пособий от государства. Оформлялась в войсковой части, к которой был приписан военнослужащий, и отправлялась по месту жительства его семьи. Также данные о погибших заносились командиром в донесение о погибших, которые поступали в архивы ведомства и могли быть запрошены через военкоматы по месту жительства семьи погибшего (приложение 1).
Глава 2
2.1. Опрос среди учеников 6-х классов нашей школы-интерната № 1
Я провел опрос среди учеников 6-х классов
Вопросы:
1. Дайте определение:
А) Письмо с фронта
Б) Треугольник
В) Похоронка
2. Были ли у вас родственники, участвующие в войне. Если да, то кто и где?
3. Сохранились ли у вас дома письма с фронта?
Содержание солдатских писем.
Письма с фронта играли важную роль в жизни людей. Письма писали, потому что людям было необходимо общаться на расстоянии. Четыре долгих года шла война! И письма вселяли надежду, что надо верить в победу, что до встречи осталось совсем немного. Они писались в минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из-под бомб. Авторы не думали, что через столько лет их мысли о войне будут опубликованы, поэтому они не обращали внимания ни на стиль своих писем, ни на язык - не до того было им тогда. И каждый раз, читая эти строки, испытываешь трепет от встречи с Памятью. Эти страницы бесценны.
Письма времен войны – это не просто факт жизни ее участников, это целое явление ее истории, относящееся одновременно к пониманию человека на войне и к пониманию человека в тылу, и отражающее одновременно некие душевные состояния человека, находящегося не просто в экстремальной ситуации, в ситуации, постоянно и реально угрожающей его жизни. Для солдата письмо — не просто поддержание связи с родными. Оно словно кусочек родного дома, с запахом Родины и ароматом маленького ничем незаменимого счастья. Невозможно представить без мурашек по коже, как ждали маленьких треугольничков жены и матери солдат. Увы, не всегда такая весточка, приносила хорошие новости. Но и тогда, письма хранили у сердца, лаская их дрожащей рукой. Особенно радостными были послания с фронта, в которых лежала фотография.
Результаты и их обсуждения
В ходе опроса я выяснил, что учащиеся знают, что такое письмо с фронта, участвовали ли их родственники в ВОВ и есть ли у них дома фронтовые письма. Многие написали имена своих прадедушек и прабабушек, участвовавших в войне, места их службы и звания. Только у нескольких человек хранятся военные письма. Мало правильных ответов я получил на вопросы о «похоронке» и треугольнике (приложение 2)
Выводы
Исследовательская работа на тему «Эти письма с письма эпохи войны» будет интересна каждому, кто интересуется историей Великой Отечественной войны. Исследование - это изучение, познание, поиски утерянного.
Я изучил письма наших земляков участников Великой Отечественной войны (приложение 3).
Многие письма, были забыты, потеряны и сейчас, имеет большое значение их сохранение и изучение.
А молодое поколение, интересуется военным прошлым своей страны, где письма, являются основным источником знаний и повествований того времени. В нашей школе ученики интересуются военным прошлым и военной историей. Для них были проведены классные часы на эту тему и показано большое количество фильмов.
Заключение.
Я познакомился с содержанием солдатских писем. В письмах было что-то особенное, неповторимое… Все они пронизаны заботой и любовью о своих родных и близких. Солдаты интересуются, как учатся их дети, выросли ли у них зубки, сколько овощей уродилось, как живут их знакомые. Особенно трепетно простой солдат пишет о своих детях, ласково и нежно их называет. Сколько теплоты в словах, нежности, переживаний. И в каждом письме солдат верит в победу, вселяет надежду своим родным и близким в скорую встречу. Читать строки опалённых войной солдатских писем не возможно без слёз. Понимаешь, что солдат будет биться с врагом до последней капли крови, до последнего вздоха он будет защищать свою семью, своих детей, жён, родителей. Для него главное их спокойствие, их жизнь. Защищая семью – солдат защищает Родину. Особенно стали дороги для меня письма моих земляков. Это люди ходили по этим же дорогам, видели эти же леса, поля, деревья, эту землю. Любили своих родителей так же сильно, как я.
Я узнал, что на войне солдаты получали денежное вознаграждение, сумма зависела от рода войск, от ранга военнослужащих, солдаты высылали данные суммы домой и могли помощь своим родным, чья жизнь в тылу была так трудна.
В солдатских «треугольниках» часто встречаются слова о ненависти к врагу, готовности авторов приложить все усилия для Победы, вплоть до самопожертвования.
Уходя на войну, каждый понимал, за ним его Родина, его страна, русская земля, потому что там живёт самое дорогое, что есть у простого русского солдата, самое бесценное и святое – это его родные и близкие люди. И солдат готов защищать их ценой собственной жизни, потому что мы – русские люди, ставим жизнь родных выше, дороже, чем свою собственную. Русский солдат воевал, но его душа оставалась там, в родных краях, где похоронены его предки, а это и есть Родина. И пока эта любовь будет для нас ценностью, мы не отдадим врагу ни пяди нашей русской земли. Именно об этом говорят письма с фронта, этим они ценны для нашего поколения и актуальны.
Гипотеза подтверждена. Письма с фронта действительно можно назвать говорящими, живой историей. Изучение писем с фронта способствует осознанию и пониманию, почему советский народ смог победить во время Великой Отечественной войны. В героическом прошлом Родины мы черпаем силы, чтобы бороться за мир. Примером нам служит подвиг дедов и прадедов, которые в свое время сделали все, что смогли, для защиты своих детей, жён, матерей и процветания России.
Помните!
Через века, через года, — помните!
О тех, кто уже не придет никогда, — помните!
Роберт
Рождественский
Список источников и литературы .
1. Из истории земли томской. 1941-1945. Я пишу тебе с войны…: Сборник документов и материалов. – Томск, 2001.
2. Книга памяти Томской обл.
3. Кондратов В.А. Говорят погибшие герои. Предсмертные письма борцов с фашизмом.
4. Маршак С. Я. Почта военная.
5. Симонов К. Наш политрук.
6. Твардовский А.Т. Я убит подо Ржевом.
7. Электронный каталог государственного архива Томской области.
8. www.wikipedia
9. Сайтwww.victory.mvk.ru.
10. Сайт http://vetert.ru/rossiya/volgogradskaya-oblast/sights/41-soldatskoe-pole.php
11. Хроника Великой Отечественной войны:http://ru.wikipedia.org
12. Сайт http://www.inpearls.ru/
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Фронтовые письма томичей:
И в начале войны, и ближе к ее окончанию воспоминания о родном доме, оставленных близких всегда согревали тех, кто был на фронте. Каждая мелочь из той, мирной жизни казалась значимой, дорогой... И хотелось написать больше теплых слов родным, ведь каждый из этих людей понимал, что может эти строки — последние...
Из писем фронтовика Дмитрия Дементьевича Пьянкова:
ü 24/ VIII-41. «…Сообщайте чаще, как живете, за всем обращайтесь в сельсовет, и если там не примут мер, обращайтесь к комиссару райвоенкомата».
ü 23/ XI-41. «… Нахожусь в 1200 километрах от Москвы… Ходил в ботинках и шинели — выдали шапку-ушанку и рукавицы теплые с одним пальцем, да суконные портянки».
ü «…От вас не получил ни одного письма. Не знаю, как вы там живете, где, Устинья, работаешь. Я всё думаю, как вы там, как насчет хлеба и дров, и какую помощь вам оказывает сельсовет».
ü 4/ XII-41. «…Если буду живой, может быть, к весне буду дома. Но это еще надвое…».
Из фронтовых писем томича Дмитрия Александровича Галенко:
ü 2/ VII-41. «… Обо мне не беспокойтесь. Враг будет разбит, победа будет за нами. И я с победой вернусь домой. Ждите, скоро вернусь».
ü 30/ VII-41. «… Фашистов лупили как собак. Вот сижу в окопе, пишу письмо, а надо мной фашистские самолеты вьются, как вороны… Скоро буду дома, ждите».
ü 17/ VIII-41. «… Обстановку на фронте описывать не буду, ты в кинокартинах видела, что там делается. Конечно, для меня это всё очень жутко, так как впервые на фронте, и вообще…»
ü 3/ IX-41. «… Что делает дядя Володя? Шурочка, как ремонт дровяника? Сколько заготовили дров на зиму? Как у тебя с продуктами?»
ü 11/ IX-41.
«…Леночка, поздравляю с днем рождения. Тебе исполнилось 7 лет. Желаю здоровья и
счастья. Леночка, папа находится далеко-далеко от дома и живет (спит) как
зверек в земле. Пока сплю, а скоро снег выпадет…»
«…Как с продуктами, доставляешь ли что
ребятишкам и какие цены на базаре, что там есть?»
ü 21/ IX-41. «… Деремся с немцами, уничтожаем гадов. Сколько я видел убитых немцев на поле боя, первое время было ужасно, а сейчас привык, и даже ночью перешагиваю через них…»
ü «… Без моего разрешения никому ничего из моих вещей не отдавай, Шурочка — баян, ружье, велосипед и т. д. А если не вернусь, тогда хозяйничай. Береги также мой инструмент — это то, чем я зарабатываю кусок хлеба… Если можно, вышли мне папирос, туалетного мыла пачку, конторский клей или столярный, баночку вазелина…».
Из фронтовых писем Геннадия Григорьевича
Норкина:
ü 28/ VI-44. «…Сынок, ты призываешь, чтобы я скорее бил немцев. Я им и так пощады не даю, это ведь они нас с тобой и мамой разлучили.
ü Если б не Гитлер, жили бы мы вместе весело и хорошо».
Из письма Норкина матери раненого друга:
ü «Получил Ваше письмо, очень за него благодарю. Начал читать — невольно заплакал, вспомнил свою маму, которая так же писала мне в армию, а теперь находится под пятой гитлеровцев и ничего о ней не известно — жива ли еще».
ü 21/
XII-41. «… Саша, знаешь, что мне пришлось пережить — волосы седеют. Домой скоро
не обещаю, ничего не известно. Хотя бы к весне прибыть домой — это было бы
большое счастье».
Из фронтового письма майора Б. Проскокова:
ü «… Сегодня для меня день несказанной радости: сразу получил от вас 6 писем! Это просто невероятное счастье. Три письма от тебя, одно от Эрики, от Люды и от Димы… Все мы разлетелись с нашей родной Красноармейской, и когда еще соберемся?! Но я твердо верю, что когда-то это случится… Значит, Дима теперь без пяти минут военный инженер, а Коля летчик! Очень рад за них. У меня всё по-старому…».
Из воспоминаний Героя Советского Союза
Александра Филипповича Мусохранова, уроженца с. Александровское:
ü «… Слева от нашего окопа… находилась не очень широкая полоса созревшей ржи. Перед нашим окопом на кромке полосы стоял подбитый и обгоревший танк. Мы находились в обороне. За рожью находились фашисты. За первый день пролетело через наши окопы несколько мин и снарядов, которые рвались в нашем тылу, да изредка трещали автоматные или пулеметные очереди. Мое первое воспоминание было таким, будто это не война, а военная игра, которую мы проводили в Томске, будучи студентами… А потом был первый бой. Тут я впервые испытал на себе, что такое война. Первые убитые на моих глазах товарищи по оружию, душераздирающие крики и стоны тяжело раненых…».
ü «… При наступлении ранило моего товарища. Петю Гаврилина: пуля ударила его в левую бровь и задела переносицу. Я его перевязываю, а он мне говорит: «Все ничего, Сашка, только девчонки любить не будут с перебитым носом». Человек не о смерти думал, а о будущей своей молодой только начинающейся жизни».
Из фронтовых писем Ивана Архиповича Власова:
ü 13/VII-43. «… Я поклялся отомстить врагу за все злодеяния, принесенные советскому народу…».
ü «… Ганя пишет, что живет мать очень плохо, хлеба дают недостаточно, корова болеет, и не знают, что с ней делать».
ü «… Ты знаешь, что ты и сын днем и ночью у меня перед глазами. Я Валерку представляю, как он шалит, как ковыряет из стен глину или учинит крик на всю квартиру… Я по вас очень, очень соскучился».
ü 16/ IV-43. «…
Отметьте там 1 мая и за меня, а я буду отмечать праздник в грядущих боях за
Родину, за Сталина в горниле Отечественной войны».
Из фронтовых писем Евгения Ивановича
Замаратского:
ü 20/ VIII-41. «… Рвусь на передовые позиции фронта — не только я, все, кто со мной. У всех одно желание: «отрезать уши» у психа Гитлера. Это будет сделано».
ü «… Одно плохо — нет табаку, вчера выкурил только 2 папиросы из самосадного табака, а вы знаете, когда я разнервничаюсь, у меня одно развлечение — табак. Что же касается выпить — этого не видел, как уехал».
ü «… Аня, сильно не убивайся, в случае чего… Воспитывай наших детишек сама, напоминай им об отце, пусть не забывают. Все, что есть хорошего у меня, — это ты и дети».
ü 4/ IX-41. «… Дорогие мои, если бы вы знали, что значат для меня ваши письма… я в эти минуты как бы сижу рядом с вами: Света на руках, Муха около ног, а Маша рядышком… Папа скоро выгонит фашистов и приедет домой!».
ü 19/ III-42. «… Из сибиряков нас осталось уже мало».
Из фронтовых писем Вениамина Михайловича
Истомина:
ü 30/ VIII-41. «… Больно немцы боятся нашего мужика. Как увидят — все бросают или удирают, или сдаются в плен. Нет сомнений, что Гитлера ожидает судьба Наполеона».
ü 5/ IX-41. «… Мы теперь знаем немцев. Они как зайцы: как увидят, что наши пошли в атаку, всё бросают, если успеют разуться, то разуются, и удирают босыми».
Из воспоминаний Сергея Камалеевича Манишева:
ü «… Наш корректировочный пункт был окружен румынами, пришлось вызвать огонь на себя. После повторного приказа батарея из четырех орудий открыла огонь по цели, нас было трое… Я был ранен, контужен, потерял сознание. А когда очнулся, обнаружил себя в братской могиле в лесу. Выкарабкался из могилы и опять потерял сознание, но меня подобрал ехавший по берегу реки старик-молдаванин и привез в бричке к себе домой на территорию, занятую немцами. У меня не оказалось оружия, погон и документов. Наверное, сорвали и забрали немцы. Началась моя жизнь под полом у деда Архипа. Он с дочерью стали меня лечить, а когда через месяц я стал поправляться, дочь сказала, что поведет меня к партизанам и вручила пистолет «ТТ». Она оказалась партизанской связной…».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.