Тема: «Мой край – Кабардино-Балкария»
Цели:
1.Углублять и расширять знания о своей маленькой родине, воспитывать интернациональные чувства.
2.Познакомить детей с природными богатствами родного края.
3.Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, родному краю.
4.Работать над развитием внимания, логического мышления.
Оборудование:
1.Гербарий растений
2.Открытки достопримечательностей КБР.
ХОД УРОКА
1.Стихотворение Татьяны Боковой «О Родине».
Что Родиной моей
зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон
та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Все
то, что с детства рядом было?
Но это станет все пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та
вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда
Все, кто поддержит, улыбнется,
Кому нужна и я сама!
Учитель. Сообщение темы и цели урока
-Тема нашего урока «Мой край Кабардино-Балкария».
Мы сегодня должны углубить и расширить свои знания о своей маленькой родине. Познакомиться с природными богатствами. Что и является целью нашего урока.
Учитель. А что вам вспоминается, когда звучит слово «родина»?
*Дом, где мы родились, школа, друзья, горы, леса, реки.
Учитель. А как называется наша «родина»?
*У каждого человека есть маленькая родина, где он родился. Есть и большая Родина-его страна, а у нас это Россия
Учитель. Да, каждому из нас вспоминается что-то своё. Самое дорогое: свой двор, свой дом, родители, друзья, своя школа, класс. Но для каждого родного уголка есть что-то особое, что объединяет всех живущих здесь.
Где бы ты не родился, где бы ты ни жил вся страна принадлежит тебе. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна, прекрасна и у каждого она одна, как мама.
Моя Кабардино-Балкария, с тихими озерами,
Говорливыми ручьями, знаменитыми голубыми елями, с
седыми вершинами.
-Что является достопримечательностью нашего края?
* Горы.
Учитель. Символом Кабардино-Балкарии являются горы, а также самая высокая гора. Какая?
* Эльбрус. Также Голубые озера, Чегемские водопады.
(Читает
под музыку стихотворение.) Эльбрус
Эльбрус двуглавый, величавый,
Средь гор Кавказа – Исполин.
Спокон веков овеян славой
И многих дум он властелин.
И он – итог моей мечты,
Стою на Западной вершине,
И мир открылся с высоты,
Неповторимый и единый.
Спустились ниже облака,
Все затянуло белой мглою,
И лишь Ушба издалека
Манит к себе мечтой шальною.
И мысль проносится проста,
И с ней порой не расстаюсь я:
Наш мир спасет лишь высота
И красота вершин Эльбруса!
Учитель. Как называют Эльбрус в народе?
*Двуглавый.
Учитель. Почему его так называют?
*. Имеет две вершины. А еще его называют «Минги тау» что значит на балкарском языке «Тысячи гор».
Учитель. А его с любовью называют Эльбрус – красавец. О ней сложено много стихотворений и песен.
( Исполнение песни «Эльбрус – красавец.»)
Учитель. Кто знает, какова высота Эльбруса? (Если дети не ответят, назвать –5642 м. над уровнем океана.)
Учитель. Какой город Кабардино-Балкарии расположен среди гор?
*Тырныауз.
Учитель. Какое полезное ископаемое добывают в Тырныаузе?
* Молибден.
( показывает ископаемые )
Учитель. Его называют звёздным металлом, так как добавляют для прочности в сплавы, из которых делают космические корабли. В горах много других полезных ископаемых.
Это песок, гранит, мел, есть ещё особые полезные ископаемые – это минеральные и термальные воды, которые используются в лечении: курорт Долинск, источник Аушигер.
Учитель. А теперь поговорим о городах и районах нашего края? Назовите столицу нашей республики.
*Нальчик. Одна из самых запоминающихся достопримечательностей Нальчика – городской парк, «зелёное чудо» города, любимое место отдыха местных жителей и приезжих.
Учитель. Какие города вы ещё знаете?
*Прохладный, Майский, Баксан, Нарткала, Терек, Тырныауз, Чегем.
Учитель. В каком районе мы с вами живем?
*В Черекском районе.
Учитель. А еще какие районы знаете?
*
Баксанский
Зольский
Майский
Прохладненский
Терский
Урванский
Чегемский
Черекский
Эльбрусский
Учитель. О чём мы с вами сейчас будем говорить вы догадаетесь, если внимательно послушаете стихотворение Къ.Кулиева.
Осенний рёв. Лихие драки турьи.
Отвесных скал прямые острия.
Багрец кизиля. Чистота лазурьи….
Всё это ты Балкария моя!
В одном ряду с берёзой белокожей
Стоят смуглянки – сосны на скале.
Там камни с буйволом лежащим схожи.
Цветы – как будто угольки в золе…
*О нашем родном крае.
Учитель. Богат наш край животными и растениями.
На склонах гор и по поймам рек у нас растут густые леса. Какие деревья растут в них? Сможете ли вы узнать по гербарию?
*Дуб, клен, липа, осина, береза, тополь, сосна, ель, туя.
Учитель. Многие из них очень полезные. Весной собирают цветы липы – прекрасное противовасполительное средство, боярышник – лечит заболевания сердца, сосна – очищает воздух от микробов, может даже лечить. А еще его называют «Минги тау» что значит на балкарском языке «Тысячи гор». . Живая природа гор также богата и разнообразна. Здесь обитают горные, кавказские козлы двух видов, серны, индейки горные, кавказские тетерева, кеклики, куницы, медведи; в реках – форель. Здесь гнездятся самые крупные хищные птицы – грифы и орлы, а также красивые каменные воробьи, краснокрылые стенолазы, краснобрюхие горихвостки, клушицы и альпийские галки. Здесь, в горах, есть птицы, которых нет нигде в мире, например, кавказский тетерев.
Учитель. А какие прекрасные сады. Какие садовые деревья вы знаете?
*Яблоня, груша, абрикос, слива, черешня, вишня.
Учитель. Какие растения можно встретить на лугах?
* Подорожник, ромашка, шалфей, валериана, лопух, чистотел, чабрец, пижма – все они лекарственные растения.
Учитель. Давайте представим ситуацию.
Дети выходят на полянку, рвут цветы, понюхали, посмотрели и тут же выбрасывают, ломают ветки деревьев, бросают их в костёр.
-Правильно ли поступают дети?
*Нельзя рвать цветы охапками, топтать их, ломать ветки деревьев, шуметь в лесу, кричать.
Учитель. Как понимаете слова:
«ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ»
*Природа нас кормит, поит, одевает, дает нам чистый воздух. Без природы человек не мог бы жить. Поэтому нужно охранять природу.
-Для того чтобы лучше сохранить природу нашего края создаются заповедники, заказники, где запрещена охота, потрава растений.
2.Учитель
А сейчас я хочу сказать, что самое большое богатство нашей небольшой республики – это её многонациональный народ с замечательными традициями, обычаями. Любить своё отечество, свою Родину - это значит любить родное село, родную школу, город, дом, где мы живём и учимся, работаем; любить свою страну - Российскую федерацию и её составную часть - Кабардино-Балкарию.
3.Задание:
Узнать о традициях балкарцев и кабардинцев.
Какие достопримечательности есть еще в нашей республике?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.