Мониторинг достижений воспитанника в овладении профессионально-трудовыми навыками на уроках трудового обучения
Оценка 4.7

Мониторинг достижений воспитанника в овладении профессионально-трудовыми навыками на уроках трудового обучения

Оценка 4.7
docx
25.10.2021
Мониторинг достижений воспитанника в овладении профессионально-трудовыми навыками на уроках  трудового обучения
доклад.docx

ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»

 

 

 

Доклад на тему:

 

«Мониторинг достижений воспитанника в овладении профессионально-трудовыми навыками на уроках

трудового обучения»

 

 

                                     Выступление подготовил:

                                    учитель обувного дела высшей категории, дефектолог

                                  Бондарев А.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Косолапово

Специальная (коррекционная) школа и учреждения СПО, НПО способны решать задачи подготовки конкурентоспособного, профессионально-самостоятельного выпускника. Для решения задач этого круга возникает необходимость использования уровневой дифференциации, оптимально обеспечивающей будущую профессиональную и социальную адекватность данной категории обучающихся. Анализ форм и способов осуществления внешней и внутренней дифференциации показал возможность обеспечения полноты и качества реализации задач профессионального образования.

Технологический подход к обучению предусматривает конструирование учебного процесса, исходя из образовательных ориентиров, целей и содержания обучения. Особое внимание уделяется коррекции учебного процесса и диагностике его качества. 

Уровневая дифференциация – это такая организация учебного процесса, при которой каждый обучающийся имеет право и возможность овладевать учебным материалом по программе  профессионального обучения на разных уровнях: А – низком, В – среднем, С – высоком, но не ниже базового (применение знания в исходной ситуации).

Лица с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости) в системе комплексной реабилитации детей и подростков с разными видами отклоняющегося развития имеют благоприятный трудовой прогноз, их профессиональная деятельность строго регламентирована перечнем показанных профессий, которые они могут освоить на уровне рабочего с нормой интеллекта. Важно выбирать определенный подход к классификации уровней обученности в процессе подготовки к профессиональной деятельности подростков, с нарушением интеллекта (таб.1)

1.            Таблица 1

Уровень готовности

 к профессиональной

 деятельности

 (обученности)

Показатели

обученности

Действия обучающегося

А–исполнительный

 уровень

1. Различие.

2. Запоминание.

3. Понимание.

Выделяет материал по существенным

 ярким признакам. Дает определение

 понятию. Объясняет, показывает,

устанавливает причинно – следственные

 связи. Требуется сопровождающая помощь.

В–исполнительско-

репродуктивный

 уровень

1. Различие.

2. Запоминание.

3. Понимание.

4. Применение.

Применяет знания в сходной

ситуации, демонстрирует использование

 знаний, решает новые проблемы.

 Требуется незначительная помощь.

С – репродуктивно –

вариантный уровень

1. Различие.

2. Запоминание.

3. Понимание.

4. Применение.

5. Перенос.

Самостоятельно применяет знания

 в новой ситуации на основе анализа,

синтеза, сравнительной оценки.

 

Содержание вариативных программ определяется совокупностью элементов учебной информации и практических (производственных) занятий. Три типа дифференцированных (вариативных) программ разной степени сложности обеспечивают достижение обучающимися определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками и получение ими рабочей квалификации.

 В подгруппе «А» реализуется программа, составленная с учетом требований, предъявляемых к 1-му квалификационному разряду рабочего; в подгруппе  «В» - ко 2-му квалификационному  разряду рабочего; в подгруппе «С» - к 3-му квалификационному разряду рабочего. 

Использование разнообразных форм организации учебных занятий способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, вовлечению их в образовательный процесс в качестве его субъектов.  Технология уровневой дифференциации должна быть гибкой, вариативной, допускать использование различных видов занятий и их различных сочетаний в учебно – образовательном процессе.

Одни и те же цели подготовки к профессиональной деятельности обучающихся могут быть достигнуты различными путями: вопросы темы изучаются последовательно, в соответствии с порядком учебной программы; изучение предполагает выполнение творческих заданий или проектов по теме и т.д.

 

Перечень методик диагностирования:

 Виды  проводимых диагностик совместно с педагогом-психологом:

- диагностика  по профориентационной оценки профессиональных качеств  воспитанников, уровня сформированных знаний, умений, навыков  необходимых для трудовой ( заполнению карты самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению, которая содержит три блока:

- жизненный план и профессиональное намерение

- знание будущей профессии – информация

 -знание своих профессиональных возможностей)

      Данная карта была предложена научным руководителем к.п.н., доцентом, заведующей кафедрой специальной педагогики и психологии Марийского государственного университета Козиной И.В.

    - диагностика по исследованию уровня сформированности моторных и сенсорных  процессов у обучающихся,  воспитанников начальный школы (2-4 кл. на основе пособия для учителей специальных( коррекционных) образовательных учреждений 8вида «Развитие сенсорной сферы детей» Л.А. Метиева, Э.Я Удалова), чтобы помочь педагогам и детям определиться в выборе кружков и занятий по интересам народного прикладного творчества.  Оценка выполнения любого задания оценивается по трем начальным критериям:

«хорошо» - если  ребенок выполняет задания самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки.

«удовлетворительно» -  если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания.

«неудовлетворительно» - задание выполняется с ошибками при оказании помощи или совсем учащийся не справляется с заданиями.

 

        -диагностика  формирования креативности воспитанников, включающая методику диагностики творческого развития личности , с целью исследования степени  практического овладения детьми видов декоративно-прикладного творчества,  развития у них креативности    анализируются продукты  практической деятельности , степень  проявления индивидуальной творческой активности в процессе их создания по критериям:

1 критерий- Степень владения инструментами и материалами:

— умение работать с инструментами;

— умение работать с опорной схемой;

— умение работать с материалом;

— владение способами работы с материалом

2 критерий-Степень реализации художественного эскиза будущего изделия:

— умение выполнять замысел в рисунке;

— владение способами цветного декора;

— умение составлять узор;

— умение определять пропорции рисунка;

— владение  способами дополнительного декора  изделия.

3 критерий-Степень проявления креативности в практической деятельности:

— знание и владение различными техническими приемами;

— владение навыками качественного выполнения изделия.

Исследование проводится  в два этапа: в начале учебного года и к концу  Педагоги оценивают  результативность своих детей по 5-ти бальной системе: высокий балл- 4,5-5;   средний балл-3-4,5;    низкий балл-1-3.

 

Оценка трудовых достижений ребенка с ОВЗ (с интеллектуальной недостаточностью)

      ФИО обучающегося  ______________, возраст _____________

      Диагноз, группа по классификации М.С. Певзнер __________

Высокий уровень

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний уровень

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Низкий уровень

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Баллы

Навыки ручного труда

Работоспособность, трудолюбие

Планирование, анализ работы

Усидчивость, терпение, выдержка

Самостоятельность в работе

Владение инструментами

Качество, завершенность работы

Умение работать в коллективе

Адекватность выбора профессии

              Трудовые   умения и навыки          

                       Обозначения: 1 класс -----, 4 класс -//-//-, 9 класс __.__.__

                 Оценки:

              - высокий уровень   («5» - сформированные  умения, навыки,       

                  «4» - оптимальные умения, навыки)

               - средний уровень («3» - достаточные умения, навыки) ,

                   «2» - частичные, фрагментарные  умения, навыки)

               - низкий уровень («1» - незначительные, слабовыраженные    

                 умения, навыки,    

                    «0» -  отсутствие умений, навыков) .

 

   Литература:

1. Малофеев Н.Н. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции /Н.Н.Малофеев, Е.Л.Гончарова, О.С.Никольская, О.И.Кукушкина //Дефектология. – 2009. - №1-С.5-18.

2. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: метод.пособие / Е.М.Старобина.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.-118 с.-ISBN 5-93196-392-8

3. Трошин О.В. Основы социальной реабилитации и профессии: учеб.пособие /О.В.Трошин,  Е.В.Жулина,  В.А.Кудрявцев. – М.: Сфера, 2005-382 с.-ISBN 5-89144-613-8/  

 

 

 


 

ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»

ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»

Специальная (коррекционная) школа и учреждения

Специальная (коррекционная) школа и учреждения

Три типа дифференцированных (вариативных) программ разной степени сложности обеспечивают достижение обучающимися определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками и получение ими рабочей квалификации

Три типа дифференцированных (вариативных) программ разной степени сложности обеспечивают достижение обучающимися определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками и получение ими рабочей квалификации

Степень владения инструментами и материалами : — умение работать с инструментами; — умение работать с опорной схемой; — умение работать с материалом; — владение способами…

Степень владения инструментами и материалами : — умение работать с инструментами; — умение работать с опорной схемой; — умение работать с материалом; — владение способами…

Степень владения инструментами и материалами : — умение работать с инструментами; — умение работать с опорной схемой; — умение работать с материалом; — владение способами…

Степень владения инструментами и материалами : — умение работать с инструментами; — умение работать с опорной схемой; — умение работать с материалом; — владение способами…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2021