ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»
Доклад на тему:
«Мониторинг достижений воспитанника в овладении профессионально-трудовыми навыками на уроках
трудового обучения»
Выступление подготовил:
учитель обувного дела высшей категории, дефектолог
Бондарев А.И.
с.Косолапово
Специальная (коррекционная) школа и учреждения СПО, НПО способны решать задачи подготовки конкурентоспособного, профессионально-самостоятельного выпускника. Для решения задач этого круга возникает необходимость использования уровневой дифференциации, оптимально обеспечивающей будущую профессиональную и социальную адекватность данной категории обучающихся. Анализ форм и способов осуществления внешней и внутренней дифференциации показал возможность обеспечения полноты и качества реализации задач профессионального образования.
Технологический подход к обучению предусматривает конструирование учебного процесса, исходя из образовательных ориентиров, целей и содержания обучения. Особое внимание уделяется коррекции учебного процесса и диагностике его качества.
Уровневая дифференциация – это такая организация учебного процесса, при которой каждый обучающийся имеет право и возможность овладевать учебным материалом по программе профессионального обучения на разных уровнях: А – низком, В – среднем, С – высоком, но не ниже базового (применение знания в исходной ситуации).
Лица с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости) в системе комплексной реабилитации детей и подростков с разными видами отклоняющегося развития имеют благоприятный трудовой прогноз, их профессиональная деятельность строго регламентирована перечнем показанных профессий, которые они могут освоить на уровне рабочего с нормой интеллекта. Важно выбирать определенный подход к классификации уровней обученности в процессе подготовки к профессиональной деятельности подростков, с нарушением интеллекта (таб.1)
1. Таблица 1
Уровень готовности к профессиональной деятельности (обученности) |
Показатели обученности |
Действия обучающегося |
А–исполнительный уровень |
1. Различие. 2. Запоминание. 3. Понимание. |
Выделяет материал по существенным ярким признакам. Дает определение понятию. Объясняет, показывает, устанавливает причинно – следственные связи. Требуется сопровождающая помощь. |
В–исполнительско- репродуктивный уровень |
1. Различие. 2. Запоминание. 3. Понимание. 4. Применение. |
Применяет знания в сходной ситуации, демонстрирует использование знаний, решает новые проблемы. Требуется незначительная помощь. |
С – репродуктивно – вариантный уровень |
1. Различие. 2. Запоминание. 3. Понимание. 4. Применение. 5. Перенос. |
Самостоятельно применяет знания в новой ситуации на основе анализа, синтеза, сравнительной оценки. |
Содержание вариативных программ определяется совокупностью элементов учебной информации и практических (производственных) занятий. Три типа дифференцированных (вариативных) программ разной степени сложности обеспечивают достижение обучающимися определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками и получение ими рабочей квалификации.
В подгруппе «А» реализуется программа, составленная с учетом требований, предъявляемых к 1-му квалификационному разряду рабочего; в подгруппе «В» - ко 2-му квалификационному разряду рабочего; в подгруппе «С» - к 3-му квалификационному разряду рабочего.
Использование разнообразных форм организации учебных занятий способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, вовлечению их в образовательный процесс в качестве его субъектов. Технология уровневой дифференциации должна быть гибкой, вариативной, допускать использование различных видов занятий и их различных сочетаний в учебно – образовательном процессе.
Одни и те же цели подготовки к профессиональной деятельности обучающихся могут быть достигнуты различными путями: вопросы темы изучаются последовательно, в соответствии с порядком учебной программы; изучение предполагает выполнение творческих заданий или проектов по теме и т.д.
Перечень методик диагностирования:
Виды проводимых диагностик совместно с педагогом-психологом:
- диагностика по профориентационной оценки профессиональных качеств воспитанников, уровня сформированных знаний, умений, навыков необходимых для трудовой ( заполнению карты самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению, которая содержит три блока:
- жизненный план и профессиональное намерение
- знание будущей профессии – информация
-знание своих профессиональных возможностей)
Данная карта была предложена научным руководителем к.п.н., доцентом, заведующей кафедрой специальной педагогики и психологии Марийского государственного университета Козиной И.В.
- диагностика по исследованию уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у обучающихся, воспитанников начальный школы (2-4 кл. на основе пособия для учителей специальных( коррекционных) образовательных учреждений 8вида «Развитие сенсорной сферы детей» Л.А. Метиева, Э.Я Удалова), чтобы помочь педагогам и детям определиться в выборе кружков и занятий по интересам народного прикладного творчества. Оценка выполнения любого задания оценивается по трем начальным критериям:
«хорошо» - если ребенок выполняет задания самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки.
«удовлетворительно» - если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания.
«неудовлетворительно» - задание выполняется с ошибками при оказании помощи или совсем учащийся не справляется с заданиями.
-диагностика формирования креативности воспитанников, включающая методику диагностики творческого развития личности , с целью исследования степени практического овладения детьми видов декоративно-прикладного творчества, развития у них креативности анализируются продукты практической деятельности , степень проявления индивидуальной творческой активности в процессе их создания по критериям:
1 критерий- Степень владения инструментами и материалами:
— умение работать с инструментами;
— умение работать с опорной схемой;
— умение работать с материалом;
— владение способами работы с материалом
2 критерий-Степень реализации художественного эскиза будущего изделия:
— умение выполнять замысел в рисунке;
— владение способами цветного декора;
— умение составлять узор;
— умение определять пропорции рисунка;
— владение способами дополнительного декора изделия.
3 критерий-Степень проявления креативности в практической деятельности:
— знание и владение различными техническими приемами;
— владение навыками качественного выполнения изделия.
Исследование проводится в два этапа: в начале учебного года и к концу Педагоги оценивают результативность своих детей по 5-ти бальной системе: высокий балл- 4,5-5; средний балл-3-4,5; низкий балл-1-3.
Оценка трудовых достижений ребенка с ОВЗ (с интеллектуальной недостаточностью)
ФИО обучающегося ______________, возраст _____________
Диагноз, группа по классификации М.С. Певзнер __________
Высокий уровень |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Средний уровень |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Низкий уровень |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
||||||||||
Баллы |
Навыки ручного труда |
Работоспособность, трудолюбие |
Планирование, анализ работы |
Усидчивость, терпение, выдержка |
Самостоятельность в работе |
Владение инструментами |
Качество, завершенность работы |
Умение работать в коллективе |
Адекватность выбора профессии |
||
Трудовые умения и навыки |
|||||||||||
Обозначения: 1 класс -----, 4 класс -//-//-, 9 класс __.__.__
Оценки:
- высокий уровень («5» - сформированные умения, навыки,
«4» - оптимальные умения, навыки)
- средний уровень («3» - достаточные умения, навыки) ,
«2» - частичные, фрагментарные умения, навыки)
- низкий уровень («1» - незначительные, слабовыраженные
умения, навыки,
«0» - отсутствие умений, навыков) .
Литература:
1. Малофеев Н.Н. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции /Н.Н.Малофеев, Е.Л.Гончарова, О.С.Никольская, О.И.Кукушкина //Дефектология. – 2009. - №1-С.5-18.
2. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: метод.пособие / Е.М.Старобина.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.-118 с.-ISBN 5-93196-392-8
3. Трошин О.В. Основы социальной реабилитации и профессии: учеб.пособие /О.В.Трошин, Е.В.Жулина, В.А.Кудрявцев. – М.: Сфера, 2005-382 с.-ISBN 5-89144-613-8/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.