Мониторинг личностных результатов начального образования

  • docx
  • 25.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мониторинг личностныхрезультатов начального образования.docx

 

 

 

 

МОНИТОРИНГ  ЛИЧНОСТНЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ

НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика сформированности личностных УУД обучающихся 4  класса (апрель 2021 г.)

 

       Таблица 5. Результаты оценки уровня сформированности личностных УУД обучающихся 4 класса

 

п/п

 

 

Список класса

 

Самоопределение

 

Смыслообразование

 

Нравственно – этическая

ориентация

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

1.

 

2

1

$

0

1

3

2

2.

 

3

3

$

3

3

5

3

3.

 

1

2

#

1

2

3

1

4.

 

2

2

N

2

2

4

2

5.

 

2

2

N

2

2

4

2

6.

 

2

2

#

1

2

3

1

7.

 

2

2

#

1

1

3

2

8.

 

2

2

#

2

1

4

2

9.

 

2

2

N

2

1

4

2

10.

 

2

2

#

2

2

4

2

11.

 

2

2

N

2

2

4

2

12.

 

2

1

N

0

1

4

2

13.

 

2

2

N

2

2

4

3

14.

 

2

3

N

2

2

4

3

15.

 

1

2

#

1

1

3

1

16.

 

2

3

N

3

2

4

2

17.

 

2

2

$

1

1

3

2

18.

 

2

2

#

2

3

4

2

19.

 

3

3

N

3

3

5

3

20.

 

2

2

N

3

2

4

3

21.

 

2

2

#

2

2

4

2

22.

 

3

3

$

3

3

5

3

23.

 

2

3

N

3

3

4

3

24.

 

2

2

N

2

2

4

2

25.

 

2

2

N

2

2

4

2

26.

 

2

2

N

2

2

4

2

 

 

Самоопределение

 

А.  Уровень сформированности основ гражданской идентичности:

1 уровень – низкий – 8 % 

2 уровень – средний – 81 % 

3 уровень – высокий – 11 %

 

Б.  Уровень сформированности внутренней позиции школьника:

0 уровень  отрицательное отношение к школе и пребыванию в ней (0 %);

1 уровень – низкий уровень (8 %);

2 уровеньсредний уровень (69 %);

3 уровень – высокий уровень (23 %).

 

В.  Уровень сформированности самооценки:

заниженная самооценка  –  15 %

адекватная самооценка  –  55 % 

завышенная самооценка – 30 % 

 

Г. Уровень развития рефлексивной оценки атрибуции успеха/неуспеха в деятельности:

0 уровень – низкая рефлексия – некритичная оценка своей деятельности (8 %)

1 уровень – «способности, везение» – ребёнок ссылается на способности, везение (18 %)

2 уровень – «объективная трудность задачи»ссылается на объективную трудность (51 %)

3 уровень – «усилия»  – ссылается на недостаточность собственных усилий (23 %)

 

Смыслообразование

 

Д.  Уровень развития познавательного интереса и инициативы:

1 уровень – низкий – 15 % 

2 уровень – средний – 66 % 

3 уровень – высокий – 19 %

 

Е.  Уровень сформированности школьной мотивации:

1 уровень –  негативное отношение к школе (0 %)   

2 уровень – низкая школьная мотивация (0 %)

3 уровень – низкая мотивация при положительном отношении к школе (23 %)

4 уровень – хорошая школьная мотивация  (66 %)

5 уровеньвысокая школьная мотивация (11 %) 

 

Нравственно – этическая ориентация

 

Ж.  Уровень сформированности нравственных представлений:

1 уровень (низкий) – 11 % 

2 уровень (средний) – 61 %

3 уровень (высокий) – 28 %

 

ВЫВОДЫ:

 

1)  На момент окончания 4 класса 8 % учащихся продемонстрировали низкий уровень сформированности основ гражданской идентичности. Эти дети имеют поверхностное представление о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу; считают их малозначимыми для себя, проявляют пассивное отношение к ним.

81 % учащихся продемонстрировали средний уровень сформированности основ гражданской идентичности. Эти дети имеют недостаточно полное и чёткое представление о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу; проявляют диффузное эмоциональное отношение к ним.

11 % учащихся продемонстрировали высокий уровень сформированности основ гражданской идентичности.

В целом для учащихся 4 класса характерна слабая дифференцированность понятий «гражданин» и «хороший человек».

 

2) Внутренняя позиция школьника полностью сформирована у 23% учащихся. Эти учащиеся осознают цели, важность и необходимость учения, проявляют познавательный интерес; их ведущая деятельность – учебная.

69% учащихся продемонстрировали средний уровень сформированности внутренней позиции школьника. Этим детям нравится учиться, нравится ходить в школу, но цели и важность учения ими не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: «Надо учиться, я должен учиться».

8 % учащихся продемонстрировали низкий уровень сформированности внутренней позиции школьника. Для них характерно положительное отношение к школе при отсутствии ориентации  на содержание  школьно-учебной  действительности.

Отсутствуют  учащиеся с отрицательным отношением к школе и пребыванию в ней.

 

3)  55 % учащихся продемонстрировали адекватную самооценку себя и своей деятельности. У них сформировано положительное отношение к себе.

30 % учащихся продемонстрировали завышенную самооценку себя и своей деятельности. Это обусловлено слабо развитой  рефлексией (способность анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих). Дети часто не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

15 %  продемонстрировала заниженную самооценку.

 

4)  Рефлексивная  оценка  атрибуции  успеха/неуспеха  в  деятельности  развита у 23 % учащихся. Эти дети считают, что их неуспех в какой-либо деятельности связан с недостаточностью собственных усилий.

69 % (18 % и 51 %) учащихся приписывают неуспех в деятельности внешним обстоятельствам (не успеваю так быстро, не умею, случайно, трудная задача, мы раньше таких не делали). А  8 % учащихся не могут критически оценить свою деятельность.  Это связано с тем, что рефлексивная оценка собственной деятельности у учащихся находится в стадии становления.

 

5)  Учебно-познавательные интересы 19 % учащихся сформированы на высоком уровне. Эти учащиеся характеризуются устойчивым учебно-познавательным интересом. Они охотно включаются в процесс выполнения заданий, работают длительно и устойчиво, принимают предложения найти новые применения найденному способу. Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала.

Учебно-познавательные интересы 66 % учащихся сформированы на среднем уровне. Эти учащиеся характеризуются ситуативным учебно-познавательным интересом. Дети включаются в процессе решения задачи, пытаются самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, но после решения задачи интерес исчерпывается. Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач).

 Учебно-познавательные интересы 15 % учащихся сформированы на низком уровне. Эти учащиеся проявляют интерес и задают вопросы достаточно часто, включаются в выполнение заданий, но интерес быстро иссякает. Интерес возникает на новый материал, но не на способы решения.

 

6) 77% учащихся продемонстрировали высокий и хороший уровень формирования учебной мотивации. Из них 11%  учащихся отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.  А 66 % учащихся успешно справляются с учебной деятельностью.

23 % учащихся положительно относятся к школе, но школа их привлекает больше внеучебными сторонами. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный  процесс их мало привлекает.

0 % учащихся продемонстрировали низкую школьную мотивацию и  негативное отношение к школе.

 

7) Нравственные представления 28 % второклассников сформированы на высоком уровне. Дети ориентированы на интересы и потребности других людей; направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения в соответствии с нравственными нормами.

Нравственные представления 61 % четвероклассников сформированы на среднем уровне. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов, пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.

Нравственные представления 11 %  второклассников сформированы на низком уровне. Дети посещают школу неохотно; стремятся к реализации собственных интересов без учёта  интересов других; предпочитают уходить от ответственности; нравственные нормы усваивают  с трудом, отсутствует желание следовать им; испытывают проблемы в общении с одноклассниками.

 

 

Были выявлены следующие проблемы формирования личностных УУД у учащихся 4 «Г» класса:

– неадекватная самооценка;

– низкий уровень сформированности рефлексивной оценки себя и своей деятельности;

– незрелая мотивация учения.

 

Рекомендации на следующий учебный год

 

1. Формировать внутреннюю позицию школьника и учебную мотивацию через развитие учебно – познавательного интереса, эмоциональной привлекательности учения и школьно – учебной действительности, через обеспечение успешности детей в учебной деятельности, поощрение усилий в преодолении трудностей.

2. Развивать рефлексивность через адекватную систему оценивания учителем (включает адекватное описание степени достижения учащимися цели, допущенных ошибок, их причин, способы преодоления ошибок и затруднений); через ориентацию учеников на то, что неуспех обусловлен недостаточностью усилий.   

3. Формировать моральные мотивы (чувство долга и ответственность) через развитие произвольности поведения и деятельности в целом.