МОНИТОРИНГ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диагностика сформированности личностных УУД обучающихся 4 класса (апрель 2021 г.)
Таблица 5. Результаты оценки уровня сформированности личностных УУД обучающихся 4 класса
№ п/п |
Список класса |
Самоопределение |
Смыслообразование
|
Нравственно – этическая ориентация |
||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
||
1. |
|
2 |
1 |
$ |
0 |
1 |
3 |
2 |
2. |
|
3 |
3 |
$ |
3 |
3 |
5 |
3 |
3. |
|
1 |
2 |
# |
1 |
2 |
3 |
1 |
4. |
|
2 |
2 |
N |
2 |
2 |
4 |
2 |
5. |
|
2 |
2 |
N |
2 |
2 |
4 |
2 |
6. |
|
2 |
2 |
# |
1 |
2 |
3 |
1 |
7. |
|
2 |
2 |
# |
1 |
1 |
3 |
2 |
8. |
|
2 |
2 |
# |
2 |
1 |
4 |
2 |
9. |
|
2 |
2 |
N |
2 |
1 |
4 |
2 |
10. |
|
2 |
2 |
# |
2 |
2 |
4 |
2 |
11. |
|
2 |
2 |
N |
2 |
2 |
4 |
2 |
12. |
|
2 |
1 |
N |
0 |
1 |
4 |
2 |
13. |
|
2 |
2 |
N |
2 |
2 |
4 |
3 |
14. |
|
2 |
3 |
N |
2 |
2 |
4 |
3 |
15. |
|
1 |
2 |
# |
1 |
1 |
3 |
1 |
16. |
|
2 |
3 |
N |
3 |
2 |
4 |
2 |
17. |
|
2 |
2 |
$ |
1 |
1 |
3 |
2 |
18. |
|
2 |
2 |
# |
2 |
3 |
4 |
2 |
19. |
|
3 |
3 |
N |
3 |
3 |
5 |
3 |
20. |
|
2 |
2 |
N |
3 |
2 |
4 |
3 |
21. |
|
2 |
2 |
# |
2 |
2 |
4 |
2 |
22. |
|
3 |
3 |
$ |
3 |
3 |
5 |
3 |
23. |
|
2 |
3 |
N |
3 |
3 |
4 |
3 |
24. |
|
2 |
2 |
N |
2 |
2 |
4 |
2 |
25. |
|
2 |
2 |
N |
2 |
2 |
4 |
2 |
26. |
|
2 |
2 |
N |
2 |
2 |
4 |
2 |
Самоопределение
А. Уровень сформированности основ гражданской идентичности:
1 уровень – низкий – 8 %
2 уровень – средний – 81 %
3 уровень – высокий – 11 %
Б. Уровень сформированности внутренней позиции школьника:
0 уровень – отрицательное отношение к школе и пребыванию в ней (0 %);
1 уровень – низкий уровень (8 %);
2 уровень – средний уровень (69 %);
3 уровень – высокий уровень (23 %).
В. Уровень сформированности самооценки:
заниженная самооценка – 15 %
адекватная самооценка – 55 %
завышенная самооценка – 30 %
Г. Уровень развития рефлексивной оценки атрибуции успеха/неуспеха в деятельности:
0 уровень – низкая рефлексия – некритичная оценка своей деятельности (8 %)
1 уровень – «способности, везение» – ребёнок ссылается на способности, везение (18 %)
2 уровень – «объективная трудность задачи» – ссылается на объективную трудность (51 %)
3 уровень – «усилия» – ссылается на недостаточность собственных усилий (23 %)
Смыслообразование
Д. Уровень развития познавательного интереса и инициативы:
1 уровень – низкий – 15 %
2 уровень – средний – 66 %
3 уровень – высокий – 19 %
Е. Уровень сформированности школьной мотивации:
1 уровень – негативное отношение к школе (0 %)
2 уровень – низкая школьная мотивация (0 %)
3 уровень – низкая мотивация при положительном отношении к школе (23 %)
4 уровень – хорошая школьная мотивация (66 %)
5 уровень – высокая школьная мотивация (11 %)
Нравственно – этическая ориентация
Ж. Уровень сформированности нравственных представлений:
1 уровень (низкий) – 11 %
2 уровень (средний) – 61 %
3 уровень (высокий) – 28 %
ВЫВОДЫ:
1) На момент окончания 4 класса 8 % учащихся продемонстрировали низкий уровень сформированности основ гражданской идентичности. Эти дети имеют поверхностное представление о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу; считают их малозначимыми для себя, проявляют пассивное отношение к ним.
81 % учащихся продемонстрировали средний уровень сформированности основ гражданской идентичности. Эти дети имеют недостаточно полное и чёткое представление о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу; проявляют диффузное эмоциональное отношение к ним.
11 % учащихся продемонстрировали высокий уровень сформированности основ гражданской идентичности.
В целом для учащихся 4 класса характерна слабая дифференцированность понятий «гражданин» и «хороший человек».
2) Внутренняя позиция школьника полностью сформирована у 23% учащихся. Эти учащиеся осознают цели, важность и необходимость учения, проявляют познавательный интерес; их ведущая деятельность – учебная.
69% учащихся продемонстрировали средний уровень сформированности внутренней позиции школьника. Этим детям нравится учиться, нравится ходить в школу, но цели и важность учения ими не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: «Надо учиться, я должен учиться».
8 % учащихся продемонстрировали низкий уровень сформированности внутренней позиции школьника. Для них характерно положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности.
Отсутствуют учащиеся с отрицательным отношением к школе и пребыванию в ней.
3) 55 % учащихся продемонстрировали адекватную самооценку себя и своей деятельности. У них сформировано положительное отношение к себе.
30 % учащихся продемонстрировали завышенную самооценку себя и своей деятельности. Это обусловлено слабо развитой рефлексией (способность анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих). Дети часто не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
15 % продемонстрировала заниженную самооценку.
4) Рефлексивная оценка атрибуции успеха/неуспеха в деятельности развита у 23 % учащихся. Эти дети считают, что их неуспех в какой-либо деятельности связан с недостаточностью собственных усилий.
69 % (18 % и 51 %) учащихся приписывают неуспех в деятельности внешним обстоятельствам (не успеваю так быстро, не умею, случайно, трудная задача, мы раньше таких не делали). А 8 % учащихся не могут критически оценить свою деятельность. Это связано с тем, что рефлексивная оценка собственной деятельности у учащихся находится в стадии становления.
5) Учебно-познавательные интересы 19 % учащихся сформированы на высоком уровне. Эти учащиеся характеризуются устойчивым учебно-познавательным интересом. Они охотно включаются в процесс выполнения заданий, работают длительно и устойчиво, принимают предложения найти новые применения найденному способу. Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала.
Учебно-познавательные интересы 66 % учащихся сформированы на среднем уровне. Эти учащиеся характеризуются ситуативным учебно-познавательным интересом. Дети включаются в процессе решения задачи, пытаются самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, но после решения задачи интерес исчерпывается. Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач).
Учебно-познавательные интересы 15 % учащихся сформированы на низком уровне. Эти учащиеся проявляют интерес и задают вопросы достаточно часто, включаются в выполнение заданий, но интерес быстро иссякает. Интерес возникает на новый материал, но не на способы решения.
6) 77% учащихся продемонстрировали высокий и хороший уровень формирования учебной мотивации. Из них 11% учащихся отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. А 66 % учащихся успешно справляются с учебной деятельностью.
23 % учащихся положительно относятся к школе, но школа их привлекает больше внеучебными сторонами. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
0 % учащихся продемонстрировали низкую школьную мотивацию и негативное отношение к школе.
7) Нравственные представления 28 % второклассников сформированы на высоком уровне. Дети ориентированы на интересы и потребности других людей; направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения в соответствии с нравственными нормами.
Нравственные представления 61 % четвероклассников сформированы на среднем уровне. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов, пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.
Нравственные представления 11 % второклассников сформированы на низком уровне. Дети посещают школу неохотно; стремятся к реализации собственных интересов без учёта интересов других; предпочитают уходить от ответственности; нравственные нормы усваивают с трудом, отсутствует желание следовать им; испытывают проблемы в общении с одноклассниками.
Были выявлены следующие проблемы формирования личностных УУД у учащихся 4 «Г» класса:
– неадекватная самооценка;
– низкий уровень сформированности рефлексивной оценки себя и своей деятельности;
– незрелая мотивация учения.
Рекомендации на следующий учебный год
1. Формировать внутреннюю позицию школьника и учебную мотивацию через развитие учебно – познавательного интереса, эмоциональной привлекательности учения и школьно – учебной действительности, через обеспечение успешности детей в учебной деятельности, поощрение усилий в преодолении трудностей.
2. Развивать рефлексивность через адекватную систему оценивания учителем (включает адекватное описание степени достижения учащимися цели, допущенных ошибок, их причин, способы преодоления ошибок и затруднений); через ориентацию учеников на то, что неуспех обусловлен недостаточностью усилий.
3. Формировать моральные мотивы (чувство долга и ответственность) через развитие произвольности поведения и деятельности в целом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.