Результаты диагностики
ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ образования
обучающихся 2 класса за 2020 – 2021 учебный год
Диагностика сформированности личностных УУД обучающихся 2 класса (апрель 2021 г.)
Таблица 5. Результаты оценки уровня сформированности личностных УУД обучающихся 2 класса
№ п/п |
Список класса |
Самоопределение |
Смыслообразование
|
Нравственно – этическая ориентация |
||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
||
1. |
|
2 |
2 |
$ |
2 |
2 |
4 |
3 |
2. |
|
1 |
2 |
$ |
2 |
2 |
4 |
2 |
3. |
|
1 |
1 |
# |
1 |
1 |
3 |
2 |
4. |
|
2 |
3 |
N |
2 |
3 |
4 |
3 |
5. |
|
2 |
3 |
N |
2 |
3 |
4 |
2 |
6. |
|
1 |
2 |
$ |
2 |
2 |
4 |
3 |
7. |
|
1 |
2 |
$ |
0 |
1 |
3 |
2 |
8. |
|
1 |
1 |
# |
0 |
1 |
1 |
1 |
9. |
|
1 |
2 |
N |
0 |
1 |
3 |
2 |
10. |
|
2 |
2 |
N |
2 |
2 |
4 |
2 |
11. |
|
2 |
2 |
# |
2 |
2 |
4 |
2 |
12. |
|
2 |
3 |
N |
3 |
3 |
5 |
3 |
13. |
|
2 |
2 |
# |
2 |
2 |
4 |
2 |
14. |
|
1 |
2 |
N |
2 |
2 |
4 |
2 |
15. |
|
2 |
2 |
# |
2 |
2 |
4 |
2 |
16. |
|
2 |
2 |
# |
2 |
2 |
4 |
2 |
17. |
|
1 |
1 |
# |
1 |
1 |
3 |
1 |
18. |
|
2 |
2 |
# |
2 |
2 |
4 |
3 |
19. |
|
2 |
2 |
N |
2 |
2 |
4 |
2 |
20. |
|
2 |
2 |
N |
2 |
3 |
4 |
3 |
21. |
|
2 |
2 |
# |
2 |
3 |
4 |
3 |
22. |
|
1 |
2 |
# |
1 |
1 |
3 |
1 |
23. |
|
1 |
2 |
$ |
2 |
2 |
4 |
2 |
24. |
|
2 |
3 |
N |
3 |
3 |
5 |
3 |
25. |
|
2 |
3 |
$ |
2 |
2 |
4 |
3 |
26. |
|
2 |
3 |
N |
3 |
3 |
5 |
3 |
27. |
|
1 |
2 |
# |
1 |
1 |
3 |
3 |
28. |
|
2 |
2 |
# |
2 |
2 |
4 |
2 |
29. |
|
2 |
2 |
# |
2 |
2 |
4 |
2 |
Самоопределение
А. Уровень сформированности основ гражданской идентичности:
1 уровень – низкий – 38 %
2 уровень – средний – 62 %
3 уровень – высокий – 0 %
Б. Уровень сформированности внутренней позиции школьника:
0 уровень – отрицательное отношение к школе и пребыванию в ней (0 %);
1 уровень – положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации) – ребёнок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни (10 %);
2 уровень – ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, а не учебных (69 %);
3 уровень – ориентация на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни (21 %).
В. Уровень сформированности самооценки:
заниженная самооценка – 21 %
адекватная самооценка – 31 %
завышенная самооценка – 48 %
Г. Уровень развития рефлексивной оценки атрибуции успеха/неуспеха в деятельности:
0 уровень – низкая рефлексия – некритичная оценка своей деятельности (10 %)
1 уровень – «способности, везение» – ребёнок ссылается на способности, везение (14 %)
2 уровень – «объективная трудность задачи» – ссылается на объективную трудность (66 %)
3 уровень – «усилия» – ссылается на недостаточность собственных усилий (10 %)
Смыслообразование
Д. Уровень развития познавательного интереса и инициативы:
1 уровень – низкий – 24 %
2 уровень – средний – 52 %
3 уровень – высокий – 24 %
Е. Уровень сформированности школьной мотивации:
1 уровень – негативное отношение к школе (3 %)
2 уровень – низкая школьная мотивация (0 %)
3 уровень – низкая мотивация при положительном отношении к школе (21 %)
4 уровень – хорошая школьная мотивация (66 %)
5 уровень – высокая школьная мотивация (10 %)
Нравственно – этическая ориентация
Ж. Уровень сформированности нравственных представлений:
1 уровень (низкий) – 10 %
2 уровень (средний) – 52 %
3 уровень (высокий) – 38 %
ВЫВОДЫ:
1) На момент окончания 2 класса 38 % учащихся продемонстрировали низкий уровень сформированности основ гражданской идентичности. Эти дети имеют поверхностное представление о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу; считают их малозначимыми для себя, проявляют пассивное отношение к ним.
62 % учащихся продемонстрировали средний уровень сформированности основ гражданской идентичности. Эти дети имеют недостаточно полное и чёткое представление о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу; проявляют диффузное эмоциональное отношение к ним.
0 % учащихся продемонстрировали высокий уровень сформированности основ гражданской идентичности.
В целом для учащихся 2 класса характерно не только поверхностное представление о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу, но и слабая дифференцированность понятий «гражданин» и «хороший человек».
2) На момент окончания 2 класса внутренняя позиция школьника сформирована у 21 % учащихся. Эти учащиеся демонстрируют положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы они продолжают стремиться к занятиям школьного содержания. Они проявляют особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа. Такие дети предпочитают классные коллективные занятия индивидуальным занятиям дома и социальный способ оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).
69% учащихся продемонстрировали второй (средний) уровень сформированности внутренней позиции школьника. Для них характерна ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, а не учебных.
10 % учащихся продемонстрировали низкий уровень сформированности внутренней позиции школьника. Для них характерно положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации).
Отсутствуют учащиеся с отрицательным отношением к школе и пребыванию в ней.
3) 31 % учащихся продемонстрировали адекватную самооценку себя и своей деятельности. У них сформировано положительное отношение к себе.
48 % учащихся продемонстрировали завышенную самооценку себя и своей деятельности. Это обусловлено слабо развитой рефлексией (способность анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих). Дети часто не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
21 % продемонстрировала заниженную самооценку.
4) На конец второго класса рефлексивная оценка атрибуции успеха/неуспеха в деятельности развита у 10 % учащихся. Эти дети считают, что их неуспех в какой-либо деятельности связан с недостаточностью собственных усилий.
80 % (66 % и 14 %) учащихся приписывают неуспех в деятельности внешним обстоятельствам (не успеваю так быстро, не умею, случайно, трудная задача, мы раньше таких не делали). А 10 % учащихся не могут критически оценить свою деятельность. Это связано с тем, что рефлексивная оценка собственной деятельности у учащихся находится в стадии становления.
5) На конец второго класса познавательные интересы 24 % учащихся сформированы на высоком уровне. Эти дети проявляют выраженный интерес к сказке, сами задают вопросы, настаивают на чтении сказки до конца.
Познавательные интересы 52 % учащихся сформированы на среднем уровне. Дети проявляют интерес к сказке, но их инициативность проявляется ещё недостаточно, после дополнительного вопроса взрослого спрашивают, чем закончилась сказка и с интересом выслушивает развязку.
Познавательные интересы 24 % учащихся сформированы на низком уровне. Дети интереса к чтению сказки не проявляют, вопросов не задают.
6) На конец второго класса 76% учащихся продемонстрировали высокий и хороший уровень формирования учебной мотивации. Из них 10% учащихся отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. А 66 % учащихся успешно справляются с учебной деятельностью.
21 % учащихся положительно относятся к школе, но школа их привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
3 % учащихся продемонстрировали низкую школьную мотивацию и негативное отношение к школе (Иргашев Далер).
7) На конец учебного года нравственные представления 38 % второклассников сформированы на высоком уровне. Дети ориентированы на интересы и потребности других людей; направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения в соответствии с нравственными нормами.
Нравственные представления 52 % второклассников сформированы на среднем уровне. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учётом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.
Нравственные представления 10 % второклассников сформированы на низком уровне. Дети посещают школу неохотно; стремятся к реализации собственных интересов без учёта интересов других; предпочитают уходить от ответственности; нравственные нормы усваивают с трудом, отсутствует желание следовать им; испытывают проблемы в общении с одноклассниками.
Были выявлены следующие проблемы формирования личностных УУД у учащихся 2 класса:
– недостаточно чёткое и полное представление о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу;
– низкий уровень сформированности рефлексивной оценки себя и своей деятельности;
– незрелая мотивация учения.
Рекомендации на следующий учебный год
1. Формировать внутреннюю позицию школьника и учебную мотивацию через развитие учебно – познавательного интереса, эмоциональной привлекательности учения и школьно – учебной действительности, через обеспечение успешности детей в учебной деятельности, поощрение усилий в преодолении трудностей.
2. Развивать рефлексивность через адекватную систему оценивания учителем (включает адекватное описание степени достижения учащимися цели, допущенных ошибок, их причин, способы преодоления ошибок и затруднений); через ориентацию учеников на то, что неуспех обусловлен недостаточностью усилий.
3. Формировать нравственно – этическую ориентацию учащихся через развитие ориентации в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей; через развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регулятора морального поведения; через освоение учащимися моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность); через развитие эмпатии, сопереживания, эмоционально – нравственной отзывчивости.
4. Формировать моральные мотивы (чувство долга и ответственность) через развитие произвольности поведения и деятельности в целом.
5. Формировать основы гражданской идентичности через усиление воспитательной работы в классе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.