Мониторинг образовательной деятельности обучающихся на уроках химии в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Школьное оценивание – это процесс, с помощью которого определяется, образуется и передается полезная информация, позволяющая принимать последующие решения. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, соответствующих содержанию предмета, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении учебной деятельности. При этом акцент делается на установлении подробной, реальной картины достижений и успешности усвоения обучающимися учебной программы на данный момент времени. Для этого использую единую форму по оцениванию результатов обучающихся. Фонд оценочных средств (ФОС) формируется на основании Примерной основной образовательной программы ООО (предметные и метапредметные результаты освоения ООП).
Комплект по разным видам работ содержит:
1. текст работы
2. ФОС: проверка предметных знаний, проверка метапредметных умений
3. спецификацию КИМ для проведения работы
4. разделение заданий по уровню сложности, проверяемым элементам, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения
5. перевод баллов к 5-бальной отметке
6. ответы.
Кроме предметных знаний по каждой работе можно проследить формирование метапредметных умений.
Практическая работа.
Решение экспериментальных задач по теме: «Основные классы неорганических веществ».
1. Задание:
Опыт №1 Взаимодействие оксида кальция с водой в присутствии фенолфталеина
Опыт №2 Взаимодействие оксида меди (II) с соляной кислотой
Опыт №3 Взаимодействие раствора гидроксида натрия с раствором фенолфталеина и раствором серной кислоты
Опыт №4 Взаимодействие растворов хлорида меди (II) и гидроксида натрия
2. Формы оценочных процедур: проверка предметных знаний, проверка метапредметных умений
Форма оценочной процедуры |
Критерии оценивания предметных знаний |
Критерии оценивания метапредметных умений |
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме: «Основные классы неорганических веществ» |
• проводить опыты, подтверждающие химические свойства неорганических веществ; • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; • называть признаки химических реакций; • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов; • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
|
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; • определять, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной задачи; • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; • обозначать символом и знаком предмет и явление; |
Практическая работа
Предмет: химия
Класс: 8
Вид контроля: текущий
Назначение работы: оценить уровень освоения каждым обучающимся класса содержания учебного материала по теме: Основные классы неорганических соединений
3. Спецификация КИМ для проведения работы
Вариантов: 1
Работа содержит 4 задания. Задания оцениваются 3 баллами (молекулярное уравнение – 2 балла, признаки химической реакции – 1 балл).
На выполнение работы отводится 40 минут.
Код |
Описание элементов предметного содержания |
1 |
составлять уравнения химических реакций; |
2 |
называть признаки и условия протекания химических реакций; |
4. Разделение заданий по уровню сложности, проверяемым элементам, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице.
№ задания |
Уровень сложности |
Максимальный балл |
Код элементов содержания |
Примерное время выполнения задания (минут) |
1 |
базовый |
3 |
1,2 |
7-10 |
2 |
базовый |
3 |
1,2 |
7-10 |
3 |
базовый |
3 |
1,2 |
7-10 |
4 |
базовый |
3 |
1,2 |
7-10 |
5. Перевод баллов к 5-бальной отметке представлен в таблице
Баллы |
Отметка |
10-12 |
«5» |
7-9 |
«4» |
5-6 |
«3» |
Менее 5 |
«2» |
Оценивание метапредметных умений
Критерии |
Умения |
Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей |
Оформление работы (таблица или произвольное изложение) – на выбор учащимся |
Определять, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной задачи |
Выбирать из предложенных веществ, необходимые для проведения данной реакции |
Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно |
Наличие в работе исправлений |
Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений |
Правильно описывать признаки реакций
|
Обозначать символом и знаком предмет и явление |
Составлять уравнения химических реакций, записывать заряды ионов |
6. Ответы
Опыт №1 Взаимодействие оксида кальция с водой в присутствии фенолфталеина
CaO + H2O = Ca(OH)2
Признаки реакции: фенолфталеиновая бумажка изменила цвет с белой на малиновую.
Опыт №2 Взаимодействие оксида меди (II) с соляной кислотой
CuO + 2 HCl = CuCl2 + H2O
Признаки реакции: черный порошок исчез; раствор изменил цвет с бесцветного на синий (голубой, зеленоватый)
Опыт №3 Взаимодействие раствора гидроксида натрия с раствором фенолфталеина и раствором серной кислоты
2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2 H2O
Признаки реакции: щелочь с фенолфталеинов окрасился в малиновый цвет, после добавления кислоты происходит обесцвечивание раствора
Опыт №4 Взаимодействие растворов хлорида меди (II) и гидроксида натрия
CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2NaCl
Признаки реакции: выпал осадок синего цвета.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.