Рабочая программа внеурочной деятельности "Решение расчетных задач по химии", 8 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности "Решение расчетных задач по химии", 8 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы +1
docx
химия
8 кл—11 кл +1
30.09.2024
Рабочая программа внеурочной деятельности "Решение расчетных задач по химии", 8 класс
Программа курса «Решение расчѐтных задач по химии» рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа (1 час в неделю) и предназначена для обучающихся 8 общеобразовательного класса. В календарно-тематическом планировании имеются ссылки на материалы ЭОР (электронные образовательные ресурсы) МЭШ.
Туманова Е.Б. Рабочая Программа ВД Решение задач по химии 8 класс.docx

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Решение расчётных задач по химии», 8 класс

Составлена учителем ГБОУ Школа №806 Тумановой Е.Б.

 

Пояснительная записка

           Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного

стандарта ООО.

 Программа курса «Решение расчѐтных задач по химии» рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа (1 час в неделю)  и предназначена для обучающихся 8 общеобразовательного класса. В календарно-тематическом планировании имеются ссылки на материалы ЭОР (электронные образовательные ресурсы) МЭШ.

Решение задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приёмы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении химии. Для большинства учащихся решение расчётных задач по химии представляет немалые трудности. А, не освоив первый этап решения задач, связанных с ключевым понятием «моль», школьник в дальнейшем не сможет осознанно решать и более сложные задачи. Поэтому учителю требуется приложить максимальные усилия на начальном этапе решения задач, так как от этого будет зависеть дальнейший успех. Главное предназначение данного курса состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умение решать задачи определѐнного уровня сложности, познакомить их с основными типами задач и способами их решения. Программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка, формирования химической грамотности и безопасного использования веществ в повседневной жизни.

Цель: сформировать  у учащихся опыт  химического творчества, который связан не только с содержанием деятельности, но и с особенностями личности ребенка. Показать всю важность математических расчетов при изучении неорганических соединений: оксидов, оснований, кислот, солей. Научить решать задачи  различных типов, обозначенных  в программе.

Задачи программы:

Образовательные:

 1) формирование умений и знаний при решении основных типов задач по химии;

2) формирование практических умений при решении экспериментальных задач на распознавание веществ;

3) повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов, образующих химическую науку.

Воспитательные:

1) создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов и родителей;

 2) формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки;

3) содействие в профориентации школьников.

Развивающие:

1) развивать у школьника умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при решении задач;

 2) развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;

 3) развивать эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности, парадоксальности;

4) расширять профессиональный кругозор, эрудицию, повышать общий уровень образованности и культуры.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Учащиеся должны знать:

 

 -основные понятия, связанные с количеством вещества, объемом газов;

- понятия «доля элемента и компонента»;

- химическая реакция

Учащиеся должны уметь вычислять:

молекулярную и молярную массы вещества по химическим формулам;

- массу, объем и количество вещества (атомов, молекул);

- плотность газов;

- массовую долю растворенного вещества в растворе;

- массовую долю химического элемента в веществе;

- количество вещества (массы или объема), по количеству вещества (массе или объему), одного из веществ, участвующего в реакции;

- массу одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей;

- массу одного из продуктов по массе раствора, содержащего определенную массовую долю одного из исходных веществ.

Учащиеся должны уметь:

 1.Давать определения и разъяснять смысл изученных понятий и законов.

2.Сравнивать состав и свойства изученных веществ, анализировать результаты математических расчетов

3. Связно и доказательно излагать материал в устной и в письменной формах.

 4. Решать задачи обозначенных в программе  типов.

 

Формы контроля и отчетности: конкурс (количественный) числа решенных задач; составление творческих расчетных задач по различным темам; зачет по решению задач.

.

Методы обучения:

Словесные: устное изложение, объяснение, фронтальные беседы, индивидуальные беседы.

Наглядные: мультимедийные презентации, демонстрация, составление опорных конспектов, схем, таблиц; Практические: решение задач, ОВР, генетических превращений, организационная деятельность, составление портфолио.

Формы организации деятельности учащихся Групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная, парная.

Формы проведения занятий 1) лекция; 2) практикум; 3) мастерская по решению задач. 4) консультация.

 Формы и методы, технологии по формированию УУД: 1) личностные УУД технология ведения проблемного диалога (автор Е.Л.Мельникова); 2) регулятивные УУД работа с картой урока; применение методики безотметочного обучения (автор Г.А. Цукерман); работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определѐнным критериям, образцам);

3)  познавательные УУД - «Поиск лишнего»; «Цепочки»; нестандартные решения; составление опорных схем; работа со справочниками; составление алгоритмов решения задач

 4) коммуникативные УУД - групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная, парная организация занятий

Ожидаемые результаты формирования УУД

1.      Личностные универсальные учебные действия

· Различать основные нравственно-эстетические понятия

· Оценивать свои и чужие поступки

· Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

· Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие внимательность;

· Выражать положительное отношение к процессу познания;

· Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

· Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность

· Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека, инициативу, ответственность, причины неудач; проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.

 

2.      Регулятивные универсальные учебные действия

· Планировать решение учебной задачи;

· Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно);

· Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

· Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

· Оценивать результаты деятельности;

· Анализировать собственную работу;

· Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

 

3.      Познавательные универсальные учебные действия

· Анализировать результаты элементарных умений, фиксировать их результаты;

· Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

· Применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

· Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

· Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

 

 4.Коммуникативные универсальные учебные действия

· Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

· Сравнивать разные виды текста;

· Составлять план текста;

· Оформлять диалогическое высказывание

Содержание

Содержание обучения  курса строится на системе современного подхода к методике решения задач по химии, позволяет учащимся изучать основные объекты рассмотрения химии - вещество и химическая реакция, в процессе решения задач. Система учебного материала представлена в программе следующей структурой курса, способствующей его эффективному усвоению:

 

№ п/п.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

 

1.

Язык химии. Элемент. Вещество

2

2.

Расчеты, связанные с понятиями «доля элемента и компонента»

4

3.

Расчеты, связанные с понятием «количество вещества»

4

4.

Расчеты по уравнениям химических реакций

10

5.

Генетическая связь неорганических веществ

6

6.

Строение атома. Строение вещества

4

7.

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Метод электронного баланса

4

8.

Итого

34

 

 

Тема 1 «Язык химии. Элемент. Вещество» (2часа) Физическое тело. Вещество. Химические свойства вещества. Химический элемент- разновидность атома. Отличия элемента от вещества

 

Тема 2 «Расчеты, связанные с понятиями «доля элемента и компонента» (4 часа)

Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». Молярная концентрация вещества в растворе.

Расчетные задачи. Массовые доли химических элементов в соединениях, Определение химической формулы вещества по данным о его количественном составе. Количественный состав смесей. Количественный состав растворов. Смешивание растворов. Концентрация вещества в растворе.

Демонстрация. Знакомство с образцами веществ разных классов. Разделение смесей.

 

Тема 3 «Расчеты, связанные с понятием «количество вещества»(3 часа)

Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества – миллимоль и киломоль, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Плотность вещества.

Расчетные задачи. Расчеты количества вещества его массы и объема, плотности и относительной плотности газов. Вычисления, связанные с постоянной Авогадро.

Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Молярный объем газообразных веществ.

 

Тема 4 «Расчеты по уравнениям химических реакций»(10 часов)

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы, или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора, или содержит определенную долю примесей.

Расчетные задачи. Количественные отношения в химии. Вычисления по уравнениям химических реакций количества вещества, массы или объема. Вычисления по уравнениям химических реакций, если один из реагентов содержит примеси. Вычисления по уравнениям реакций, протекающих в водных растворах.

Демонстрации.  Взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом. Получение гидроксида меди(II). Взаимодействие оксида меди(II) с серной кислотой при нагревании. Взаимодействие разбавленных кислот с металлами.

 

Тема 5 «Генетическая связь неорганических веществ»(6 часов)

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ: оксидов, оснований, кислот, солей. Генетическая связь металлов, неметаллов. Осуществление цепочек превращений веществ.

 

Тема 6 «Строение атома. Строение вещества»(5 часов)

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома элемента согласно его положению в таблице Менделееева. Распределение электронов по энергетическим уровням. Схемы строения атомов элементов 1,2,3 периодов. Электроотрицательность. Основные виды химической связи: ковалентная- полярная и неполярная, ионная, металлическая.

 

 

Тема 7 «ОВР. Метод электронного баланса»(4 часа)

Степень окисления.Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Классификация окислительно-восстановительных реакций

 

Учебно-тематическое планирование

На проведение занятий «Решение расчѐтных задач по химии» отводится 1 час в неделю, предусмотренной ФГОС (34 часов в год)

Плановых контрольных уроков за год 2 ( в том числе 1 час- контрольная работа, 1 час- контрольный зачёт)

Практических работ за год 2.

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ урока

Название изучаемого раздела

Тема урока

Количество

часов

 

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

I.

Язык химии. Элемент. Вещество

2

 

1

Предмет химии. Тело и Вещество. Частицы вещества. Свойства веществ

1

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2619201 Первоначальные химические понятия и теоретические представления, сценарий

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7661592 Предмет химии. Тела и вещества, видеоурок

2

Химический элемент-разновидность атомов. Отличия элемента и вещества

1

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7837851  Атом.Молекула, видеоурок

II.

Расчеты, связанные с понятиями «доля элемента и компонента

4

 

3

Понятие о доли компонента (элемента) в формуле, в смеси. Вычисления доли элемента

1

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7694550 Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении, видеоурок

4

Расчёт массы вещества по его массовой доле в соединении. Вывод формулы вещества

1

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7694550 Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении, видеоурок

5

Вычисление объёмной  доли компонента газовой смеси, расчёт массы вещеста в смеси

1

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2425784 Массовая доля вещества в смеси», сценарий

 

6

Молярная концентрация растворённого вещества в растворе

1

 

III.

Расчеты, связанные с понятием «количество вещества»

4

 

7

Количество вещества. Молярная масса. Молярный объём. Постоянная Авогадро. Закон Авогадро

1

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7695338 Моль-единица количества вещества. Молярная масса, видеоурок

8

Вычисление числа молекул, массы и количества вещества по формулам химических соединений

1

 

9

Вычисление массы, объема и числа молекул по формулам химических соединений. Расчеты объема, массы и плотности газов

1

 

10

Практическая работа №1 «Решение расчетных задач, связанных с понятиями «доля», «количество вещества»

1

 

IV.

Расчеты по уравнениям химических реакций

10

 

11

Вывод количественных отношений по уравнениям химических реакций

1

 

12

Вывод количественных отношений по уравнениям химических реакций

1

 

13

Расчеты объема и количества вещества по уравнениям химических реакций

1

 

14

Расчеты объема и количества вещества по уравнениям химических реакций

1

 

15

Расчеты по исходному веществу, содержащему примеси

1

 

16

Расчеты по исходному веществу, содержащему примеси

1

 

17

Расчеты по уравнениям химических реакций, протекающих в водных растворах

1

 

18

Расчеты по уравнениям химических реакций

1

 

19

Расчеты по уравнениям химических реакций

1

 

20

Практическая работа №2 «Решение задач по уравнению реакций»

1

 

V.

Генетическая связь неорганических веществ

6

 

21

Основные классы неорганических веществ: оксиды, основания, кислоты, соли

1

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2121290 Основные классы неорганических веществ, сценарий

22

Основные классы неорганических веществ: оксиды, основания, кислоты, соли. Химические свойства

1

 

23

Генетическая связь металлов, неметаллов

1

 

24

Генетическая связь металлов, неметаллов

1

 

25

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ: оксидов, оснований, кислот, солей. Осуществление цепочек превращений

1

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8682904  Обобщение и систематизация знаний по теме "Основные классы неорганических соединений", видеоурок

26

Практическая работа №3 «Осуществление цепочек превращений»

1

 

VI.

Строение атома. Строение вещества

4

 

27

Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Порядковый номер, номер периода, номер группы Характеристика  элемента по положению в таблице

1

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8790754 Строение атома. Периодический закон Д. И. Менделеева. Химическая связь, видеоурок

28

Распределение электронов по уровням. Электронное облако, орбиталь. s-,p-электроны. Схемы строения атомов элементов 1,2,3 периодов

1

https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/10241/view  Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева, сценарий

29

Электроотрицательность. Основные виды химической связи: ковалентная- полярная и неполярная, ионная, металлическая

1

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/12300 Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Ионная связь, сценарий

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8575539 Электроотрицательность атомов химических элементов, видеоурок

30

Основные виды химической связи: ковалентная- полярная и неполярная, ионная, металлическая.

1

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7527044
Ковалентная химическая связь: полярная и неполярная, видеоурок

 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7527032 Электроотрицательность. Ионная связь, видеоурок

VII.

ОВР. Метод электронного баланса

4

 

31

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление

1

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2206212  Окислительно-восстановительные реакции, сценарий

32

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса

1

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2206212  Окислительно-восстановительные реакции, сценарий

33

Зачёт « Решение расчётных задач»

1

 

34

Классификация окислительно-восстановительных реакций

1

 

 

Итого:

34 часа

 

 

 

Планирование составлено на основе общеобразовательной программы

Учебник: Химия 8 , Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман, Москва «Просвещение», 2015

Дополнительная литература:

1)      ОГЭ. Химия: типовые экзаменационные варианты:10 вариантов, под ред. Д.Ю. Добротина. -М.: Издательство «Национальное образование», 2020(ОГЭ. ФИПИ – школе)

2)      Химия. Подготовка к ОГЭ-2020. 9-й класс. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2020 года: учебно-методическое пособие, под ред. В.Д. Доронькина.- Ростов н/Д: Легион, 2019

3)      Сайт «Решу ОГЭ», химия

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение расчётных задач по химии», 8 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение расчётных задач по химии», 8 класс

Развивающие: 1) развивать у школьника умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при решении задач; 2) развивать…

Развивающие: 1) развивать у школьника умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при решении задач; 2) развивать…

Учащиеся должны уметь: 1.Давать определения и разъяснять смысл изученных понятий и законов

Учащиеся должны уметь: 1.Давать определения и разъяснять смысл изученных понятий и законов

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие внимательность; ·

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие внимательность; ·

Наименование разделов и тем

Наименование разделов и тем

Число Авогадро. Количество вещества

Число Авогадро. Количество вещества

Предмет химии. Тело и Вещество

Предмет химии. Тело и Вещество

IV. Расчеты по уравнениям химических реакций 10 11

IV. Расчеты по уравнениям химических реакций 10 11

Практическая работа №3 «Осуществление цепочек превращений» 1

Практическая работа №3 «Осуществление цепочек превращений» 1

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса 1 https://uchebnik

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса 1 https://uchebnik
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2024