Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Решение расчётных задач по химии», 8 класс
Составлена учителем ГБОУ Школа №806 Тумановой Е.Б.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта ООО.
Программа курса «Решение расчѐтных задач по химии» рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа (1 час в неделю) и предназначена для обучающихся 8 общеобразовательного класса. В календарно-тематическом планировании имеются ссылки на материалы ЭОР (электронные образовательные ресурсы) МЭШ.
Решение задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приёмы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении химии. Для большинства учащихся решение расчётных задач по химии представляет немалые трудности. А, не освоив первый этап решения задач, связанных с ключевым понятием «моль», школьник в дальнейшем не сможет осознанно решать и более сложные задачи. Поэтому учителю требуется приложить максимальные усилия на начальном этапе решения задач, так как от этого будет зависеть дальнейший успех. Главное предназначение данного курса состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умение решать задачи определѐнного уровня сложности, познакомить их с основными типами задач и способами их решения. Программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка, формирования химической грамотности и безопасного использования веществ в повседневной жизни.
Цель: сформировать у учащихся опыт химического творчества, который связан не только с содержанием деятельности, но и с особенностями личности ребенка. Показать всю важность математических расчетов при изучении неорганических соединений: оксидов, оснований, кислот, солей. Научить решать задачи различных типов, обозначенных в программе.
Задачи программы:
Образовательные:
1) формирование умений и знаний при решении основных типов задач по химии;
2) формирование практических умений при решении экспериментальных задач на распознавание веществ;
3) повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов, образующих химическую науку.
Воспитательные:
1) создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов и родителей;
2) формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки;
3) содействие в профориентации школьников.
Развивающие:
1) развивать у школьника умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при решении задач;
2) развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;
3) развивать эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности, парадоксальности;
4) расширять профессиональный кругозор, эрудицию, повышать общий уровень образованности и культуры.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Учащиеся должны знать:
-основные понятия, связанные с количеством вещества, объемом газов;
- понятия «доля элемента и компонента»;
- химическая реакция
Учащиеся должны уметь вычислять:
- молекулярную и молярную массы вещества по химическим формулам;
- массу, объем и количество вещества (атомов, молекул);
- плотность газов;
- массовую долю растворенного вещества в растворе;
- массовую долю химического элемента в веществе;
- количество вещества (массы или объема), по количеству вещества (массе или объему), одного из веществ, участвующего в реакции;
- массу одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей;
- массу одного из продуктов по массе раствора, содержащего определенную массовую долю одного из исходных веществ.
Учащиеся должны уметь:
1.Давать определения и разъяснять смысл изученных понятий и законов.
2.Сравнивать состав и свойства изученных веществ, анализировать результаты математических расчетов
3. Связно и доказательно излагать материал в устной и в письменной формах.
4. Решать задачи обозначенных в программе типов.
Формы контроля и отчетности: конкурс (количественный) числа решенных задач; составление творческих расчетных задач по различным темам; зачет по решению задач.
.
Методы обучения:
Словесные: устное изложение, объяснение, фронтальные беседы, индивидуальные беседы.
Наглядные: мультимедийные презентации, демонстрация, составление опорных конспектов, схем, таблиц; Практические: решение задач, ОВР, генетических превращений, организационная деятельность, составление портфолио.
Формы организации деятельности учащихся Групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная, парная.
Формы проведения занятий 1) лекция; 2) практикум; 3) мастерская по решению задач. 4) консультация.
Формы и методы, технологии по формированию УУД: 1) личностные УУД технология ведения проблемного диалога (автор Е.Л.Мельникова); 2) регулятивные УУД работа с картой урока; применение методики безотметочного обучения (автор Г.А. Цукерман); работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определѐнным критериям, образцам);
3) познавательные УУД - «Поиск лишнего»; «Цепочки»; нестандартные решения; составление опорных схем; работа со справочниками; составление алгоритмов решения задач
4) коммуникативные УУД - групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная, парная организация занятий
Ожидаемые результаты формирования УУД
1. Личностные универсальные учебные действия
· Различать основные нравственно-эстетические понятия
· Оценивать свои и чужие поступки
· Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
· Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие внимательность;
· Выражать положительное отношение к процессу познания;
· Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
· Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность
· Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека, инициативу, ответственность, причины неудач; проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.
2. Регулятивные универсальные учебные действия
· Планировать решение учебной задачи;
· Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно);
· Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
· Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
· Оценивать результаты деятельности;
· Анализировать собственную работу;
· Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
3. Познавательные универсальные учебные действия
· Анализировать результаты элементарных умений, фиксировать их результаты;
· Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
· Применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
· Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
· Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.
4.Коммуникативные универсальные учебные действия
· Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
· Сравнивать разные виды текста;
· Составлять план текста;
· Оформлять диалогическое высказывание
Содержание
Содержание обучения курса строится на системе современного подхода к методике решения задач по химии, позволяет учащимся изучать основные объекты рассмотрения химии - вещество и химическая реакция, в процессе решения задач. Система учебного материала представлена в программе следующей структурой курса, способствующей его эффективному усвоению:
№ п/п. |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов
|
1. |
Язык химии. Элемент. Вещество |
2 |
2. |
Расчеты, связанные с понятиями «доля элемента и компонента» |
4 |
3. |
Расчеты, связанные с понятием «количество вещества» |
4 |
4. |
Расчеты по уравнениям химических реакций |
10 |
5. |
Генетическая связь неорганических веществ |
6 |
6. |
Строение атома. Строение вещества |
4 |
7. |
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Метод электронного баланса |
4 |
8. |
Итого |
34 |
Тема 1 «Язык химии. Элемент. Вещество» (2часа) Физическое тело. Вещество. Химические свойства вещества. Химический элемент- разновидность атома. Отличия элемента от вещества
Тема 2 «Расчеты, связанные с понятиями «доля элемента и компонента» (4 часа)
Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». Молярная концентрация вещества в растворе.
Расчетные задачи. Массовые доли химических элементов в соединениях, Определение химической формулы вещества по данным о его количественном составе. Количественный состав смесей. Количественный состав растворов. Смешивание растворов. Концентрация вещества в растворе.
Демонстрация. Знакомство с образцами веществ разных классов. Разделение смесей.
Тема 3 «Расчеты, связанные с понятием «количество вещества»(3 часа)
Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества – миллимоль и киломоль, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Плотность вещества.
Расчетные задачи. Расчеты количества вещества его массы и объема, плотности и относительной плотности газов. Вычисления, связанные с постоянной Авогадро.
Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Молярный объем газообразных веществ.
Тема 4 «Расчеты по уравнениям химических реакций»(10 часов)
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы, или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора, или содержит определенную долю примесей.
Расчетные задачи. Количественные отношения в химии. Вычисления по уравнениям химических реакций количества вещества, массы или объема. Вычисления по уравнениям химических реакций, если один из реагентов содержит примеси. Вычисления по уравнениям реакций, протекающих в водных растворах.
Демонстрации. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом. Получение гидроксида меди(II). Взаимодействие оксида меди(II) с серной кислотой при нагревании. Взаимодействие разбавленных кислот с металлами.
Тема 5 «Генетическая связь неорганических веществ»(6 часов)
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ: оксидов, оснований, кислот, солей. Генетическая связь металлов, неметаллов. Осуществление цепочек превращений веществ.
Тема 6 «Строение атома. Строение вещества»(5 часов)
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома элемента согласно его положению в таблице Менделееева. Распределение электронов по энергетическим уровням. Схемы строения атомов элементов 1,2,3 периодов. Электроотрицательность. Основные виды химической связи: ковалентная- полярная и неполярная, ионная, металлическая.
Тема 7 «ОВР. Метод электронного баланса»(4 часа)
Степень окисления.Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Классификация окислительно-восстановительных реакций
Учебно-тематическое планирование
На проведение занятий «Решение расчѐтных задач по химии» отводится 1 час в неделю, предусмотренной ФГОС (34 часов в год)
Плановых контрольных уроков за год 2 ( в том числе 1 час- контрольная работа, 1 час- контрольный зачёт)
Практических работ за год 2.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Название изучаемого раздела Тема урока |
Количество часов
|
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) |
I. |
Язык химии. Элемент. Вещество |
2 |
|
1 |
Предмет химии. Тело и Вещество. Частицы вещества. Свойства веществ |
1 |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2619201 Первоначальные химические понятия и теоретические представления, сценарий https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7661592 Предмет химии. Тела и вещества, видеоурок |
2 |
Химический элемент-разновидность атомов. Отличия элемента и вещества |
1 |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7837851 Атом.Молекула, видеоурок |
II. |
Расчеты, связанные с понятиями «доля элемента и компонента |
4 |
|
3 |
Понятие о доли компонента (элемента) в формуле, в смеси. Вычисления доли элемента |
1 |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7694550 Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении, видеоурок |
4 |
Расчёт массы вещества по его массовой доле в соединении. Вывод формулы вещества |
1 |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7694550 Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении, видеоурок |
5 |
Вычисление объёмной доли компонента газовой смеси, расчёт массы вещеста в смеси |
1 |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2425784 Массовая доля вещества в смеси», сценарий
|
6 |
Молярная концентрация растворённого вещества в растворе |
1 |
|
III. |
Расчеты, связанные с понятием «количество вещества» |
4 |
|
7 |
Количество вещества. Молярная масса. Молярный объём. Постоянная Авогадро. Закон Авогадро |
1 |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7695338 Моль-единица количества вещества. Молярная масса, видеоурок |
8 |
Вычисление числа молекул, массы и количества вещества по формулам химических соединений |
1 |
|
9 |
Вычисление массы, объема и числа молекул по формулам химических соединений. Расчеты объема, массы и плотности газов |
1 |
|
10 |
Практическая работа №1 «Решение расчетных задач, связанных с понятиями «доля», «количество вещества» |
1 |
|
IV. |
Расчеты по уравнениям химических реакций |
10 |
|
11 |
Вывод количественных отношений по уравнениям химических реакций |
1 |
|
12 |
Вывод количественных отношений по уравнениям химических реакций |
1 |
|
13 |
Расчеты объема и количества вещества по уравнениям химических реакций |
1 |
|
14 |
Расчеты объема и количества вещества по уравнениям химических реакций |
1 |
|
15 |
Расчеты по исходному веществу, содержащему примеси |
1 |
|
16 |
Расчеты по исходному веществу, содержащему примеси |
1 |
|
17 |
Расчеты по уравнениям химических реакций, протекающих в водных растворах |
1 |
|
18 |
Расчеты по уравнениям химических реакций |
1 |
|
19 |
Расчеты по уравнениям химических реакций |
1 |
|
20 |
Практическая работа №2 «Решение задач по уравнению реакций» |
1 |
|
V. |
Генетическая связь неорганических веществ |
6 |
|
21 |
Основные классы неорганических веществ: оксиды, основания, кислоты, соли |
1 |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2121290 Основные классы неорганических веществ, сценарий |
22 |
Основные классы неорганических веществ: оксиды, основания, кислоты, соли. Химические свойства |
1 |
|
23 |
Генетическая связь металлов, неметаллов |
1 |
|
24 |
Генетическая связь металлов, неметаллов |
1 |
|
25 |
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ: оксидов, оснований, кислот, солей. Осуществление цепочек превращений |
1 |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8682904 Обобщение и систематизация знаний по теме "Основные классы неорганических соединений", видеоурок |
26 |
Практическая работа №3 «Осуществление цепочек превращений» |
1 |
|
VI. |
Строение атома. Строение вещества |
4 |
|
27 |
Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Порядковый номер, номер периода, номер группы Характеристика элемента по положению в таблице |
1 |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8790754 Строение атома. Периодический закон Д. И. Менделеева. Химическая связь, видеоурок |
28 |
Распределение электронов по уровням. Электронное облако, орбиталь. s-,p-электроны. Схемы строения атомов элементов 1,2,3 периодов |
1 |
https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/10241/view Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева, сценарий |
29 |
Электроотрицательность. Основные виды химической связи: ковалентная- полярная и неполярная, ионная, металлическая |
1 |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/12300 Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Ионная связь, сценарий https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8575539 Электроотрицательность атомов химических элементов, видеоурок |
30 |
Основные виды химической связи: ковалентная- полярная и неполярная, ионная, металлическая. |
1 |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7527044
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7527032 Электроотрицательность. Ионная связь, видеоурок |
VII. |
ОВР. Метод электронного баланса |
4 |
|
31 |
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление |
1 |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2206212 Окислительно-восстановительные реакции, сценарий |
32 |
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса |
1 |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2206212 Окислительно-восстановительные реакции, сценарий |
33 |
Зачёт « Решение расчётных задач» |
1 |
|
34 |
Классификация окислительно-восстановительных реакций |
1 |
|
|
Итого: |
34 часа |
|
Планирование составлено на основе общеобразовательной программы
Учебник: Химия 8 , Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман, Москва «Просвещение», 2015
Дополнительная литература:
1) ОГЭ. Химия: типовые экзаменационные варианты:10 вариантов, под ред. Д.Ю. Добротина. -М.: Издательство «Национальное образование», 2020(ОГЭ. ФИПИ – школе)
2) Химия. Подготовка к ОГЭ-2020. 9-й класс. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2020 года: учебно-методическое пособие, под ред. В.Д. Доронькина.- Ростов н/Д: Легион, 2019
3) Сайт «Решу ОГЭ», химия
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.