Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Красный Текстильщик» муниципального образования «Город Саратов» |
||
Рассмотрено на заседании ШМО учителей ____________ Протокол № 1 « 28» августа 2024года Руководитель ШМО __/_________./
|
Согласовано Заместитель директора по ВР ________________/ Комарова Е.В./ (подпись) 28.08.2024г. дата
|
Утверждено: Директор МАОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» Приказ № ___ от «28» августа 2024г. _________/Промкина Л.Н./ (подпись) (ФИО расшифровка)
|
программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ КУРСА ПО ВЫБОРУ «ХИМИЯ ВОКРУГ НАС (ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ)»
|
||
НАПРАВЛЕНИЕ: обще-интеллектуальное КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 37 КАТЕГОРИЯ УЧАСТНИКОВ: 8,9,11 класс |
||
Программа разработана учителем химии и экологии Свириденко О.А.
|
||
п. Красный Текстильщик 2024 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «ХИМИЯ ВОКРУГ НАС (ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ)» для обучающихся 8-х, 9-ч, 11-х классов МАОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» разработана в соответствии с требованиями:
· приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".За основу рабочей программы взята авторская программа курса химии
· приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
· приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
· приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
· Положения «О рабочих программах учебных предметов, курсов (в том числе курсов внеурочной деятельности), учебных модулей МАОУ «СОШ п. Красный Текстильщик».
Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычисления укрупнённой дидактической единицы, в ранг которой вступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения положенного в основу конструирования программы, и освобождение её от избытка конкретного материала.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«ХИМИЯ ВОКРУГ НАС
(ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ)»
Цель индивидуальных и групповых занятий - развитие у учащихся умений и навыков в решении химических задач различной сложности и написании тестов
Задачи индивидуальных и групповых занятий:
· Ликвидация пробелов по основным темам курса химии.
· Формирование у учащихся практических навыков в решении
· химических задач.
· Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по химии.
МЕСТО КУРСАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХИМИЯ ВОКРУГ НАС
(ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса рассчитана на 1 год занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество часов за год составляет 37 часов
ФОРМЫ УЧЁТА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ «ХИМИЯ ВОКРУГ НАС (ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ)»
Воспитательный потенциал курса «ХИМИЯ ВОКРУГ НАС (ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ)» реализуется через:
· Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
· Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через:
— обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на уроке;
— на представителей ученых, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;
· Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся. Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
· Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.
· Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в урок различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
· Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ХИМИЯ ВОКРУГ НАС
(ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ)»
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В экзаменационной работе выделены 4 блока, которые являются основополагающими для курса химии основной школы. Следует заметить, что трудность для выпускников обусловлена не только особенностями проверяемого учебного материала, но и спецификой умений, которыми необходимо овладеть для выполнения этих заданий.
Проведение государственной (итоговой) аттестации в новой форме позволило выявить определенные пробелы в знаниях выпускников по некоторым разделам курса химии основной школы. В их числе можно назвать: «Первоначальные химические понятия», «Химические свойства простых и сложных веществ»; «Общие сведения об органических веществах». Так, например, у учащихся вызывают затруднения задания, проверяющие владение такими элементами содержания, как «чистое вещество и смесь, методы разделения смесей», «способы получения и собирания газообразных веществ», что свидетельствует об их формальном усвоении. Внимание учащихся не в достаточной мере привлекается к изменениям, происходящим в реакционной смеси, технике выполнения эксперимента и правилам работы с лабораторным оборудованием. Пробелы в знаниях, появляющиеся на начальном этапе изучения химии при усвоении первоначальных понятий, проявляются и в дальнейшем, например, при формировании представлений о качественных реакциях на ионы и определении характера среды растворов кислот и щелочей. Учащиеся нередко ошибаются в случаях, когда необходимо указать на изменения в окраске индикаторов или назвать соответствующие реактивы для проведения качественных реакций.
Можно предположить, что еще одной причиной невысокого уровня владения практико-ориентированными знаниями и умениями является отсутствие достаточного опыта в проведении химического эксперимента и навыков, необходимых для описания наблюдаемых явлений. Особого внимания при обучении химии в основной школе требует раздел «Элементарные основы неорганической химии». Возможными вариантами повышения качества выполнения заданий, проверяющих усвоение этого материала, может быть поэтапное его рассмотрение. На каждом этапе для отработки материала должны быть использованы задания различной формы: с выбором ответа, на установление соответствия, с развернутым ответом. Важно подчеркнуть, что предлагаемые задания должны предполагать различные виды деятельности учащихся (называть, характеризовать, определять, сравнивать), следовательно, и различные уровни их сложности.
Ожидаемые результаты:
1. Ученик должен знать:
· Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
· Основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
· Важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, глюкоза, сахароза, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
2. Ученик должен уметь:
· Называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
· Определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ различным классам органических соединений;
· Характеризовать: общие химические свойства органических соединений; строение и свойства изученных органических соединений;
· Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
· Выполнять химический эксперимент по распознанию важнейших органических веществ;
· Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах
· Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельность и повседневной жизни
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса «ХИМИЯ ВОКРУГ НАС
(ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ)»
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||
МОДУЛЬ 1 |
ОБЩАЯ ХИМИЯ |
10 |
|
|
https://oge.sdamgia.ru/ |
МОДУЛЬ 2 |
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ |
15 |
|
|
https://oge.sdamgia.ru/ |
МОДУЛЬ 3 |
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ |
5 |
|
|
https://oge.sdamgia.ru/ |
МОДУЛЬ 4 |
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ |
7 |
|
|
https://oge.sdamgia.ru/ |
КАЛЕДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХИМИЯ ВОКРУГ НАС
(ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Дата проведения |
Дата проведения по факту |
Причина корректировки |
Способ корректировки |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||||
2. |
Состав и строение атома. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева |
1 |
|
|
|
|
|
|
3. |
Закономерности изменения свойств химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ по группам и периодам |
1 |
|
|
|
|
|
|
4. |
Химическая связь. Виды химической связи |
1 |
|
|
|
|
|
|
5. |
Валентность. Степень окисления |
1 |
|
|
|
|
|
|
6. |
Физические и химические явления. Признаки протекания химических реакций. Классификации химических реакций |
1 |
|
|
|
|
|
|
7. |
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация |
1 |
|
|
|
|
|
|
8. |
Реакции ионного обмена |
1 |
|
|
|
|
|
|
9. |
Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции |
1 |
|
|
|
|
|
|
10. |
Обобщение материала. Рубежное тестирование |
1 |
|
|
|
|
|
|
11. |
Классификация и номенклатура неорганических веществ |
1 |
|
|
|
|
|
|
12. |
Химические свойства оксидов |
1 |
|
|
|
|
|
|
13. |
Химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов |
1 |
|
|
|
|
|
|
14. |
Химические свойства кислот |
1 |
|
|
|
|
|
|
15. |
Химические свойства солей |
1 |
|
|
|
|
|
|
16. |
Общая характеристика химических свойств и способов получения металлов |
1 |
|
|
|
|
|
|
17. |
Алюминий. Железо |
1 |
|
|
|
|
|
|
18. |
Химические свойства веществ IVA группы |
1 |
|
|
|
|
|
|
19. |
Химические свойства неметаллов VA группы |
1 |
|
|
|
|
|
|
20. |
Химические свойства неметаллов VIA группы |
1 |
|
|
|
|
|
|
21. |
Химические свойства неметаллов VIIA группы |
1 |
|
|
|
|
|
|
22. |
Генетическая взаимосвязь неорганических веществ. Получение неорганических веществ
|
1 |
|
|
|
|
|
|
23. |
Качественные реакции на неорганические вещества (ионы) |
1 |
|
|
|
|
|
|
24. |
Обобщение материала по блоку «Неорганическая химия». Рубежное тестирование |
1 |
|
|
|
|
|
|
25. |
Многообразие
и особенности строения органических веществ |
1 |
|
|
|
|
|
|
26. |
Углеводороды: метан, этан, этилен, ацетилен |
1 |
|
|
|
|
|
|
27. |
Кислородсодержащие соединения: метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота |
1 |
|
|
|
|
|
|
28. |
Биологически важные вещества. Природные источники углеводородов |
1 |
|
|
|
|
|
|
29. |
Решение задач: массовая доля элемента в веществе; вычисление массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ |
1 |
|
|
|
|
|
|
30. |
Правила работы в химической лаборатории. Бытовые химические знания |
1 |
|
|
|
|
|
|
31. |
Виды смесей и способы их разделения. |
1 |
|
|
|
|
|
|
32. |
Способы получения и собирания газов |
1 |
|
|
|
|
|
|
33. |
Обобщение по 1 модулю |
1 |
|
|
|
|
|
|
34. |
Обобщение по 2 модулю |
1 |
|
|
|
|
|
|
35. |
Обобщение по 3 модулю |
1 |
|
|
|
|
|
|
36. |
Итоговая проверочная работа в формате ОГЭ по химии |
1 |
|
|
|
|
|
|
37. |
Обобщение по итоговой работе |
|
|
|
|
|
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
37 |
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.