Большакова Наталья Владимировна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 5 г.Коряжмы»
Мониторинг образовательных достижений учащихся начальной школы.
Наиболее важная задача современного этапа реформы системы образования – управление качеством образования.
Важнейшей процедурой управления является обеспечение проектирования качества образования. Содержание процедуры проектирования заключается в определении образовательных стандартов. Недостаточно разработать стандарт, нужно добиться его выполнения. Следовательно, следующей процедурой управления качеством образования является образовательный мониторинг (постоянное наблюдение за процессом образования с целью выявления его соответствия желаемому результату и прогнозирования развития системы образования).
Школы (методисты) самостоятельно разрабатывают мониторинговый инструментарий, содержание и структура которого определяется спецификой изучаемого объекта, особенностями форм и методов мониторинга.
В теории и практике внутришкольного управления наибольшее распрстранение получили следующие формы и методы педагогического контроля:
- тематический;
- фронтально-обзорный;
- сравнительный;
- персональный;
- классно-обобщающий;
- оперативный;
- формулирующий;
- итоговый;
- предметно-обобщающий;
- комплексно-обобщающий.
В решении задач, поставленных перед современной школой, особое значение придается педагогическому мониторингу, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы школы.
В нашей школе разработана система мониторинга, где определены цели, задачи, объекты, критерии, показатели, методы сбора и обработки информации.
Целью мониторинга является отслеживание динамики качества образования и эффективность управления качеством образования.
Задачи мониторинга:
- сбор информации;
- обработка, корректировка и ввод информации в базы данных;
- осуществление первичного анализа информации;
- создание прогнозов, аналитических материалов, докладов;
- совершенствование технологии мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
Результаты измерений позволяют:
- оценить качество подготовки обучающихся за курс начальной школы;
- выявить факторы, влияющие на результативность обучения;
- осуществить сравнение уровней учебных достижений обучающихся на разных ступенях образования.
Мониторинг ведется по 2 уровням – индивидуальный ( персональный) и внутришкольный.
Индивидуальный или персональный – осуществляется учителем, классным руководителем (наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом). Ведутся индивидуальные карты развития ( познавательная сфера, эмоционально-волевая сфера, особенности межличностного общения, потребностно-мотивационная сфера, духовно-нравственная сфера, особенности поведения в ситуациях внутришкольного взаимодействия) и карты достижений по предмету.
Именно мониторинг, осуществляемый учителем, представляет систему педагогического взаимодействия «учитель-ученик» и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учетом его возможностей и способностей.
Учитель, классный руководитель осуществляют дидактический, воспитательный, психолого-педагогический мониторинги.
Дидактический мониторинг – отслеживание различных сторон учебного процесса (уровень обученности и обучаемости учащихся, качество знаний).
Воспитательный – отслеживание уровня воспитанности, уровня классного коллектива, социума.
Психолого- педагогический – отслеживание состояния психического здоровья учащихся, развитие их индивидуальных способностей, осуществляется совместно с психологом.
Мониторинг помогает в работе с родителями, педагог дает рекомендации родителям на основе мониторинга.
Внутришкольный мониторинг осуществляется администрацией школы. Проводится ежегодно мониторинг уровня сформированности результатов обучения в виде административных контрольных работ по русскому языку и математике:
- входной – с целью определения степени устойчивости знаний учащихся, выявления причин потери знаний, устранения пробелов в процессе повторения, прогнозирования возможности успешного обучения (совместно с учениками – если проводит учитель);
- промежуточный – с целью отслеживания динамики обученности учащихся, коррекции знаний у слабоуспевающих учеников;
- итоговый – с целью определения уровня сформированности ЗУН, отслеживания динамики обученности, прогнозировании результативности дальнейшего обучения учащихся. Результаты заносятся в таблицы.
Осуществляется также мониторинг обученности по отдельным предметам. При этом мониторинг обученности фиксирует промежуточные результаты подготовки к выполнению стандарта, необходимые для дальнейшего успешного обучения.
Проводится мониторинг формирования ОУУН учащихся:
- уровень сформированности учебно-логических умений (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) - 2 раза в год;
- уровень сформированности навыков чтения, беглости, осознанности и правильности чтения, скорости письма и скорости вычислительных навыков.
Без информации о ходе и промежуточных результатах, без постоянной обратной связи процесс управления невозможен. Отсутствие необходимой информации парализует процесс управления. Однако избыток информации о мелких второстепенных деталях также не способствует принятию правильных решений.
Наиболее важной является информация, полученная в системе внутришкольного мониторинга. Администрации предстоит разобраться в обилии фактов, провести их сортировку, отсеять несущественное, выделить главное, оценить их с точки зрения влияния на ход и результаты образовательного процесса, и только затем принять наиболее обоснованные и оптимальные решения. Мониторинг не ломает существенную традиционную систему контроля, а требует обеспечения ее информационной стабильности, долгосрочности, надежности и своевременности, что предотвращает дефицит информации при выработке рекомендаций и принятию управленческих решений. Мониторинг помогает путем анализа свести всю информацию в одно целое, обобщить ее и получить общую картину развития образовательного процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.