Мониторинг образовательных достижений обучающихся начальной школы
Оценка 4.6

Мониторинг образовательных достижений обучающихся начальной школы

Оценка 4.6
docx
18.12.2023
Мониторинг образовательных достижений обучающихся начальной школы
Большакова Наталья Владимировна.docx

Большакова Наталья Владимировна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 5 г.Коряжмы»

Мониторинг образовательных достижений учащихся начальной школы.

   Наиболее важная задача современного этапа реформы системы образования – управление качеством образования.

   Важнейшей процедурой управления является обеспечение проектирования качества образования. Содержание процедуры проектирования заключается в определении образовательных стандартов. Недостаточно разработать стандарт, нужно добиться его выполнения. Следовательно, следующей процедурой управления качеством образования  является образовательный мониторинг (постоянное наблюдение за процессом образования с целью выявления его соответствия желаемому результату и прогнозирования развития системы образования).

    Школы (методисты) самостоятельно разрабатывают мониторинговый инструментарий, содержание и структура которого определяется спецификой изучаемого объекта, особенностями форм и методов мониторинга.

   В теории и практике внутришкольного управления наибольшее распрстранение получили следующие формы и методы педагогического контроля:

- тематический;

- фронтально-обзорный;

- сравнительный;

- персональный;

- классно-обобщающий;

- оперативный;

- формулирующий;

- итоговый;

- предметно-обобщающий;

- комплексно-обобщающий.

   В решении задач, поставленных перед современной школой, особое значение придается педагогическому мониторингу, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы школы.

    В нашей школе разработана система мониторинга, где определены цели, задачи, объекты, критерии, показатели, методы сбора и обработки информации.

    Целью мониторинга является отслеживание динамики качества образования и эффективность управления качеством образования.

    Задачи мониторинга:

- сбор информации;

- обработка, корректировка и ввод информации в базы данных;

 - осуществление первичного анализа информации;

 - создание прогнозов, аналитических материалов, докладов;

 - совершенствование технологии мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

    Результаты измерений позволяют:

- оценить качество подготовки обучающихся за курс начальной школы;

 - выявить факторы, влияющие на результативность обучения;

- осуществить сравнение уровней учебных достижений обучающихся на разных ступенях образования.

     Мониторинг ведется по 2 уровням – индивидуальный ( персональный) и внутришкольный.

     Индивидуальный или персональный – осуществляется учителем, классным руководителем (наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом). Ведутся индивидуальные карты развития ( познавательная сфера, эмоционально-волевая сфера, особенности межличностного общения, потребностно-мотивационная сфера, духовно-нравственная сфера, особенности поведения в ситуациях внутришкольного взаимодействия) и карты достижений по предмету.

     Именно мониторинг, осуществляемый учителем, представляет систему педагогического взаимодействия «учитель-ученик» и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учетом его возможностей и способностей.

    Учитель, классный руководитель осуществляют дидактический, воспитательный, психолого-педагогический мониторинги.

    Дидактический мониторинг – отслеживание различных сторон учебного процесса (уровень обученности и обучаемости учащихся, качество знаний).  

    Воспитательный – отслеживание уровня воспитанности, уровня классного коллектива, социума.

    Психолого- педагогический – отслеживание состояния психического здоровья учащихся, развитие их индивидуальных способностей, осуществляется совместно с психологом.

    Мониторинг помогает в работе с родителями, педагог дает рекомендации родителям на основе мониторинга.

    Внутришкольный мониторинг осуществляется администрацией школы. Проводится ежегодно мониторинг уровня сформированности результатов обучения в виде административных контрольных работ по русскому языку и математике:

- входной – с целью определения степени устойчивости знаний учащихся, выявления причин потери знаний, устранения пробелов в процессе повторения, прогнозирования возможности успешного обучения (совместно с учениками – если проводит учитель);

 - промежуточный – с целью отслеживания динамики обученности учащихся, коррекции знаний у слабоуспевающих учеников;

 - итоговый – с целью определения уровня сформированности ЗУН, отслеживания динамики обученности, прогнозировании результативности дальнейшего обучения учащихся. Результаты заносятся в таблицы.

    Осуществляется также мониторинг обученности по отдельным предметам. При этом мони­торинг обученности фиксирует промежуточные результаты подготовки к выполнению стандарта, необходимые для дальнейшего успешного обучения.

    Проводится мониторинг формирования ОУУН учащихся:

 - уровень сформированности учебно-логических умений (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) - 2 раза в год;

 - уровень сформированности навыков чтения, беглости, осознанности и правильности чтения, скорости письма и скорости вычислительных навыков.

  Без информации о ходе и промежуточ­ных результатах, без постоянной обратной свя­зи процесс управления невозможен. Отсутствие необходимой информации парализует процесс управления. Однако избыток информации о мел­ких второстепенных деталях также не способ­ствует принятию правильных решений.

    Наиболее важной является информация, по­лученная в системе внутришкольного мониторинга. Администрации пред­стоит разобраться в обилии фактов, провести их сортировку, отсеять несущественное, выделить главное, оценить их с точки зрения влияния на ход и результаты образовательного процесса, и только затем принять наиболее обоснованные и оптимальные решения. Мониторинг не ломает существенную традиционную систему контроля, а требует обеспечения ее информационной стабильности, долгосрочности, надежности и своевременности, что предотвращает дефицит информации при выработке рекомендаций и принятию управленческих решений. Мониторинг помогает путем анализа свести всю информацию в одно целое, обобщить ее и получить общую картину развития образовательного процесса.


 

Большакова Наталья Владимировна, учитель начальных классов

Большакова Наталья Владимировна, учитель начальных классов

Ведутся индивидуальные карты развития ( познавательная сфера, эмоционально-волевая сфера, особенности межличностного общения, потребностно-мотивационная сфера, духовно-нравственная сфера, особенности поведения в ситуациях внутришкольного взаимодействия) и карты достижений…

Ведутся индивидуальные карты развития ( познавательная сфера, эмоционально-волевая сфера, особенности межличностного общения, потребностно-мотивационная сфера, духовно-нравственная сфера, особенности поведения в ситуациях внутришкольного взаимодействия) и карты достижений…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2023