Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине "Основы материаловедения", профессия "Станочник деревообрабатывающих станков"
Оценка 4.9

Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине "Основы материаловедения", профессия "Станочник деревообрабатывающих станков"

Оценка 4.9
docx
18.12.2023
Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине "Основы материаловедения", профессия "Станочник деревообрабатывающих станков"
метод. разработка теоретич. занятия.docx

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 262ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП образовательное учреждение №262)

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

ТЕМА: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДРЕВЕСИНЫ»

 

 

 

 

Разработчик:

Верещагин Юрий Евгеньевич

преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юрга 2023

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

4

3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ

8

4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

10

5. САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

15

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

7. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

8. ПРИЛОЖЕНИЕ

16

16

17

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка теоретического занятия «Свойства и показатели древесины» в рамках учебной дисциплины ОП.03 «Основы материаловедения» по профессии 118783 «Станочник деревообрабатывающих станков» дает представление об этапности проведения данного вида занятия и раскрывает содержание каждого этапа. Методическая разработка содержит план проведения занятия, в котором определены цели учебного занятия, методы, приемы и средства достижения целей. План занятия отражает использованные формы контроля знаний  обучающихся, а также материально-техническое и учебно-методическое обеспечение представленного теоретического занятия. В содержание методической разработки включена технологическая карта с последовательным описание деятельности преподавателя и обучающихся.

Разработка имеет список источников для подготовки обучающихся к занятию и источники, которые использует преподаватель при проектировании. В приложениях представлен лист рабочей тетради, который преподаватель применяет в ходе проведения теоретического занятия.


 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

Тема представленного теоретического занятия рассматривается в  общепрофессиональном цикле дисциплины ОП.03 «Основы материаловедения», в разделе «Строение дерева и древесины». Данное теоретическое занятие направлено на контроль и оценку знаний  о свойствах древесины как об одном из основополагающих элементов при проектировании, изготовлении и эксплуатации изделий из древесины. Знание свойств и характеристик древесины позволит обучающимся правильно проводить подготовку древесины к изготовлению и эксплуатацию изделий. Овладение знаниями о свойствах древесины расширяет пространственные границы создания новых форм и конструкций мебели. Изделия мебели могут использоваться как внутри помещений, так и на открытом воздухе, поэтому необходимо знать свойства древесины для обеспечения длительного эксплуатационного периода.

В данном занятии прослеживается междисциплинарная связи с дисциплиной «Технология работ на деревообрабатывающих станках», «Основы электротехники», учебной и производственной практикой.

 Тип представленного занятия – контроль и оценка знаний.

В ходе проектирования занятия были определены его цели: обучающая, развивающая и воспитательная.

Обучающая цель занятия:

 контроль знаний о свойствах древесины, ее характеристиках.

Развивающая цель:

1.Развитие умений анализировать, обобщать полученные знания.

2.Способствовать развитию внимания, памяти и наблюдательности.

3. Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательная цель:

 способствовать формированию интереса к выбранной профессии, ответственности.

Для оценки результативности занятия и возможности провести оценивание достижений обучающихся, были выделены ожидаемые результаты, которые коррелируются с дидактическими целями занятия. Исходя из цели занятия, были определены оптимальные формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: фронтальная и индивидуальная, эти формы организации деятельности обучающихся на данном занятии позволяют проконтролировать знания, которые были получены при изучении раздела «Строение дерева и древесины».

Следует отметить, что при проектировании занятия были использованы несколько методов и приемов.

Тест рассматривался как эффективное средство оценки знаний обучающегося.  Ответы на тестовые задания с открытым ответом это возможность поставить всех студентов в одинаковые условия; повышение степени объективности и обоснованности оценки.

Элемент метода кейсов (анализ ситуации) представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе в целом адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения. Сущность данного метода состоит в том, что контрольный материал подается обучающимся виде проблем (задач), предполагающих, что знания и умения приобретаются в результате активной и творческой работы: выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи. Развитие внимания, памяти и наблюдательности. Решение логических задач позволяет развивать у обучающихся умение сопоставлять, анализировать, в тоже время – это эффективный способ, который активизирует мыслительную деятельность обучающихся. В данном случае используются задачи непосредственно связанные с тематикой занятия.

На данном занятии используются три этапа контроля и оценки знаний. Тестовое задание составлено таким образом: обучающие должны дать правильные ответы на поставленные вопросы (открытый ответ). Метод кейсов предполагает описание свойств и показателей древесины после просмотра опытов, которые демонстрирует преподаватель. Данный метод относится к активным методам обучения. Фронтальный опрос дает возможность обучающимся продемонстрировать глубину знаний, а преподавателю оценить уровень освоения данного раздела.

Занятие проводится в необычной форме оценивания. В первом и втором задании (тест и метод кейсов) обучающиеся дают ответы, за каждый правильный ответ  им начисляется по 1 баллу. Таким образом, каждый обучающийся набирает определенное количество баллов. В третьем задании всем обучающимся задается вопрос, на который может ответить любой обучающийся. Кто первым даст правильный ответ тому начисляется балл, таким образом, отстающий по итогам двух заданий может дать все правильные ответы и выбиться в лидеры. Обучающийся (обучающиеся при равном количестве баллов) набравший максимальное количество баллов по сумме трех заданий получает оценку - «отлично». Оценка «хорошо» – на 1-2 балла меньше чем у лидера и «удовлетворительно» ниже на 3-4 балла. Такая система оценивания обусловлена низкими способностями группы и для выделения лидера имеющего наивысшую оценку применена данная форма оценки.

 

Рефлексивно-оценочный этап реализуется через рефлексию содержания учебного материала. Преподаватель создает условия для того, чтобы обучающиеся провели оценку затруднений, которые возникли при контроле знаний, оценили достижение цели занятия.

На занятии были реализованы следующие педагогические принципы:

- от простого к сложному;

- принцип доступности

 


План открытого занятия

 

Преподаватель:           

Верещагин Юрий Евгеньевич

Дисциплина:

ОП.03 Основы материаловедения

Тема занятия:          

Свойства и показатели древесины

Тип занятия:               

контроль и оценка знаний

Вид занятия:

Контрольная работа

Цели занятия:

ОБУЧАЮЩАЯ

РАЗВИВАЮЩАЯ

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

контроль и оценка знаний о свойствах древесины, ее характеристиках.

 

1.Развитие умений анализировать, обобщать полученные знания.

2.Способствовать развитию внимания, памяти и наблюдательности.

3.Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи.

1.Способствовать формированию интереса к выбранной профессии, ответственности.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

 Апробация смешанных форм контроля и оценки знаний (словесный, метод демонстраций)

Форма организации учебно-познавательной деятельности обучающихся:

индивидуальная,  фронтальная

Методы и приемы обучения:

 

элементы Кейс технологии,  словесные (беседа),  наглядные (демонстрация презентации), тестирование.

Междисциплинарные связи:

П.01 Технология работ на деревообрабатывающих станках; ОП.02 Основы электротехники; учебная и производственная практика.

Оснащение занятия:

Технические средства обучения:

проектор, влагомер, мегомметр, пирометр, лабораторные образцы.

Учебно-методическое обеспечение:

план занятия, слайд-презентация по теме: «Свойства и показатели древесины», классная доска

 


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Планируемые результаты занятия

Этапы занятия

(структурные элементы занятия)

Время

Деятельность преподавателя,

ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся,

ее содержание,

формы и методы

КУМО

 

Организационный

момент

2

- взаимные приветствия преподавателя и обучающихся;

 

- выявляет отсутствующих, предлагает обучающимся занять свои места;

 

- психологическая установка

-   взаимные приветствия обучающихся и преподавателя;

 

 

- занимают  рабочие места

 

 

- воспринимают информацию, настраиваются на занятие

 

 

Постановка темы и цели занятия

 

5

- сообщает тему занятия,

 

 

- предлагает обучающимся совместно определить цель занятия

- озвучивает план работы на занятии

 - воспринимают информацию, при необходимости уточняют ее,

- определяют цель занятия

- воспринимают информацию, при необходимости уточняют ее

Слайд-презентация

 

 

Мотивация

 

3

 

 

 

 

 

 

 

- мотивирует обучающихся на необходимость владения знаниями о свойствах древесины, что позволит обучающимся правильно проектировать, изготавливать и эксплуатировать изделия из древесины. Овладение знаниями о свойствах древесины расширяет пространственные границы создания новых форм и конструкций изделий.

- воспринимают информацию, при необходимости уточняют ее

 

 

 

 

 

 

 

Слайд-презентация

 

З 18  Основы древесиноведения, свойства используемых в производстве древесных материалов

 

 

Основной этап

25

- предлагает обучающимся выполнить первое тестовое задание, ответы занести в лист рабочей тетради

- представляет эталон выполнения задания  с критериями оценки и предлагает выставить баллы

 

- предлагает обучающимся выполнить второе задание, ответы занести в лист рабочей тетради, озвучивает критерии выполнения задания

 -проводит ряд опытов демонстрирующих свойства древесины

 

- представляет эталон выполнения задания и предлагает выставить баллы

 

- предлагает обучающимся посчитать баллы за два задания и их озвучить. Записывает баллы каждого обучающегося в таблицу на доске

- предлагает обучающимся ответить на вопросы с места, озвучивает критерии оценки ответов

- подсчитывает количество правильных ответов обучающих, вносит данные в таблицу на доске. Подсчитывает сумму баллов каждого обучающегося и определяет лидера

 

- предлагает посчитать итоговое количество баллов и определить итоговую отметку

- выполняют тестовое задание, занося результаты в лист рабочей тетради

 

- сравнивают выполненное тестовое задание с эталоном, определяют количество баллов за задание

 

- наблюдают за опытами, ответы  заносят в лист рабочей тетради

 

 

 

 

 

- сравнивают выполненное задание с эталоном, определяют количество баллов за задание

 

- производят подсчёт баллов за два задания, оглашают количество баллов

 

 

- отвечают на вопросы с места

 

- воспринимают информацию, при необходимости уточняют ее

 

 

 

 

- подсчитывают баллы, выставляют итоговую отметку

 

 

Слайд-презентация

 

 

 

 

 

 

 

Слайд-презентация

 

 

 

Лабораторные образцы

 

 

Слайд-презентация

 

 

 

 

 

классная доска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексивно-оценочный этап

5

- предлагает обучающимся оценить достигнутые ими цели занятия

 

-организует беседу о результатах деятельности обучающихся, предлагает ответить на следующие вопросы:

Какие в ходе выполнения заданий возникали трудности?

Что удалось на занятии?

Над чем надо еще работать?

- делает заключительные выводы о результатах занятия

- делают выводы о достижении целей и полученные результаты

 

- дают самооценку своей деятельности на занятии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

     Основным замыслом занятия является необычная форма проведения контроля знаний. На данном занятии были продемонстрированы разные виды контроля: тест, элементы Кейс технологии, фронтальный опрос. Фронтальный опрос имеет соревновательную направленность, которая повышает заинтересованность обучающихся. Элементы кейс технологии позволили обучающимся увидеть разницу между свойствами влажной и сухой  древесины и наглядно оценить процессы, происходящие в образцах при изменении влажности.

     Индивидуальная и фронтальная работа на занятии позволяет провести контроль и оценку знаний обучающихся в полной мере. Фронтальный опрос позволяет определить глубину знаний, развивает речевой аппарат. Тестовое задание и кейс технология способствовали умению анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

     Представленные формы контроля и оценки знаний проходят в динамичном ритме, проявляется соревновательный аспект, что повышает заинтересованности в дальнейшем изучении выбранной профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методическая разработка занятия дает возможность оценить реализацию разных приемов и методов при проведении занятия. Содержание структурных элементов способствует достижению дидактических целей занятия. Целесообразны и продуктивны формы организации деятельности обучающихся, их использование способствует достижению поставленных целей. Разработка технологической карты занятия позволяет оптимально использовать время и осуществить четкое планирование этапов занятия.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Основные источники:

1. Степанов, Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева [Текст]: учебник / Б.А. Степанов. - М.: Издательский центр «Академия» - 328 с.

     2.   Степанов Б.А. Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ [Текст]: учебник / Б.А.Степанов. -  М.: Издательский центр «Академия» - 336


 

 

приложение

ЛИСТ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

Обучающийся: ФИО_______________________________________________________

 

Задание № 1

1_________________________________________________________________________

2_________________________________________________________________________

3_________________________________________________________________________

4_________________________________________________________________________

 

За каждое совпадение с эталоном 1 балл: баллов за задание_______________________

 

Задание  № 2

Описание свойств

баллы

показатели свойств  

баллы

сухой

влажный

Сопротивление раскалыванию

1

раскалывается плохо

раскалывается хорошо

1

 

 

 

 

Итого баллов

Итого баллов

 

Сумма баллов

 

 

Сумма балов за 2-а задания _______________________

 

Задание №  3 баллов ______________________________

 

Общее количество баллов за занятие_________________________

 

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАНЯТИЯ

 

Количество

баллов

Качественная оценка

мах

отлично

мах-2

хорошо

мах-4

удовлетворительно

Меньше  мах-5

неудовлетворительно

 


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методическая разработка теоретического занятия «

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методическая разработка теоретического занятия «

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

Для оценки результативности занятия и возможности провести оценивание достижений обучающихся, были выделены ожидаемые результаты, которые коррелируются с дидактическими целями занятия

Для оценки результативности занятия и возможности провести оценивание достижений обучающихся, были выделены ожидаемые результаты, которые коррелируются с дидактическими целями занятия

В данном случае используются задачи непосредственно связанные с тематикой занятия

В данном случае используются задачи непосредственно связанные с тематикой занятия

На занятии были реализованы следующие педагогические принципы: - от простого к сложному; - принцип доступности

На занятии были реализованы следующие педагогические принципы: - от простого к сложному; - принцип доступности

План открытого занятия

План открытого занятия

Оснащение занятия :

Оснащение занятия :

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Слайд-презентация Мотивация 3 - мотивирует обучающихся на необходимость владения знаниями о свойствах древесины, что позволит обучающимся правильно проектировать, изготавливать и эксплуатировать изделия из древесины

Слайд-презентация Мотивация 3 - мотивирует обучающихся на необходимость владения знаниями о свойствах древесины, что позволит обучающимся правильно проектировать, изготавливать и эксплуатировать изделия из древесины

Основной этап 25- предлагает обучающимся выполнить первое тестовое задание, ответы занести в лист рабочей тетради - представляет эталон выполнения задания с критериями оценки и предлагает…

Основной этап 25- предлагает обучающимся выполнить первое тестовое задание, ответы занести в лист рабочей тетради - представляет эталон выполнения задания с критериями оценки и предлагает…

Записывает баллы каждого обучающегося в таблицу на доске - предлагает обучающимся ответить на вопросы с места, озвучивает критерии оценки ответов - подсчитывает количество правильных ответов…

Записывает баллы каждого обучающегося в таблицу на доске - предлагает обучающимся ответить на вопросы с места, озвучивает критерии оценки ответов - подсчитывает количество правильных ответов…

Рефлексивно-оценочный этап 5 - предлагает обучающимся оценить достигнутые ими цели занятия -организует беседу о результатах деятельности обучающихся, предлагает ответить на следующие вопросы:

Рефлексивно-оценочный этап 5 - предлагает обучающимся оценить достигнутые ими цели занятия -организует беседу о результатах деятельности обучающихся, предлагает ответить на следующие вопросы:

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ Основным замыслом занятия является необычная форма проведения контроля знаний

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ Основным замыслом занятия является необычная форма проведения контроля знаний

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Методическая разработка занятия дает возможность оценить реализацию разных приемов и методов при проведении занятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Методическая разработка занятия дает возможность оценить реализацию разных приемов и методов при проведении занятия

ЛИСТ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ Обучающийся:

ЛИСТ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ Обучающийся:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2023