Мониторинг познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Оценка 4.8

Мониторинг познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Оценка 4.8
pdf
07.04.2022
Мониторинг познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Мониторинг познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.pdf

Мониторинг познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Проводя диагностику детей с ЗПР, я строго придерживаюсь следующих правил:

                    перед началом обследования устанавливаю устойчивый положительный контакт с ребенком;

                    во время обследования поддерживаю интерес ребенка к выполняемым заданиям;

                    различные виды помощи ребенку строго дозирую и обязательно фиксирую в протоколе обследования;

                    каждый вид задания начинаю с легкого (тренировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заключается задание, и ощутил удовлетворение от его успешного выполнения;

                    предлагаю ребенку полифункциональные задания, обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям познавательного развития;

                    продолжительность занятия не превышает 20 минут, при первых признаках утомления перехожу на другой вид работы;

                    индивидуализирую последовательность предъявляемых заданий (легкие/трудные, вербальные/невербальные, учебные/игровые), чередую задания с учетом ведущего анализатора (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический);

                    при предъявлении многозвеньевых инструкций использую несложные по грамматическому оформлению речевые конструкции, предусматриваю повторное поэтапное предъявление задания (делю инструкции на отдельные смысловые звенья).

Оценивая выполнение каждого отдельного задания, анализирую следующие показатели:

                    способность ребенка организовать свою деятельность: как он приступает к выполнению задания, насколько выражен при этом этап ориентировки в задании, как протекает сам процесс работы (действия планомерны или хаотичны, характерны ли импульсивные реакции, «полевое» поведение);

                    способы работы (рациональные/нерациональные), используемые ребенком при выполнении задания: зрительное соотнесение, примеривание, бессистемные повторяющиеся действия;

                    способность ребенка контролировать свою деятельность, замечать ошибки в работе, находить и исправлять их;

                    способность ребенка руководствоваться образцом: умение работать по образцу, сличать свои действия с образцом, осуществлять поэтапный контроль;

                    отношение ребенка к результату своей работы: проявляет ли заинтересованность в конечном результате; демонстрирует индифферентное отношение; ориентируется на оценку экспериментатора, а не на сам результат.

                    понимание содержания задания, восприимчивость к помощи, способность осуществить перенос показанного способа на аналогичное задание. Эти данные в процессе обследования обязательно фиксирую в протоколе.

При многообразии существующих методов такой диагностики основная проблема заключается в оптимальном выборе конкретных методик с учетом исследуемой категории детей. Основными для меня критериями выбора, как отдельных методик психологического обследования, так и их совокупности в целом являются следующие условия:

                    программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения об уровне познавательного развития;

                    применяемые методики должны предусматривать определенные меры помощи, необходимые для выполнения заданий детьми с ЗПР;

                    обследование не должно быть слишком длительным в силу особенностей работоспособности детей с ЗПР.

С учетом указанных критериев на основе методик и заданий,  описанных в коррекционной литературе:

-Романович О,А. Кольцова Е.П, «Диагностика психофизических

процессов и речевого развития детей 4-5 , 5-6 , 6-7 лет» Владос 2013 год

-Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего дошкольного возраста». - М.;Просвещение,2017 год

-Забрамная С.Ю, Боровик О.В, «Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей» 2008 год. для диагностики мною была разработана программа,  включающая 14 блоков:

1.   Сезонные изменения в природе и временные представления.

2.   Ознакомление с природой. Растения.  

3 Ознакомление с природой. Животные.

4.       Ознакомление с жизнью и трудом людей.

5.       Ознакомление с объектами ближайшего окружения.

6.       Ознакомление с предметами быта.

7.       Сенсорное развитие. Свойства предметов.

8.       Развитие пространственного восприятия и ориентировка в нем.

9.       Развитие количественных представлений.

10.   Развитие мелкой моторики рук

11.   Развитие речи

12.   Развитие памяти

13.   Развитие внимания

14.   Развитие мышления

Следует отметить некоторую условность отнесения методик к определенным блокам, т. к. в большинстве своем они являются полифункциональными. При анализе результатов диагностики детей по каждому из содержательных блоков рекомендую пользоваться данными, полученными в процессе всей программы обследования.  

Для проведения мониторинга мною составлен иллюстрированный диагностический альбом, который помогает ненавязчиво в игровой форме проводить обследование ребенка. Подобранный материал соответствует возрастным особенностям детей и их интеллектуальным возможностям.

Для фиксации полученных данных я разработала индивидуальные карты развития детей.

ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ

МИРЕ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Обследование проводится в форме экспериментальной беседы по выявлению общей осведомленности и работы с диагностическим альбомом.

К 3-му уровню развития (высокий уровень) относят детей с высокой коммуникативной потребностью. Их словарь дифференцирован, речевые высказывания правильно выстроены. Дети имеют знания как конкретного, так и абстрактного характера, целенаправленно проявляют познавательный интерес к природному, предметному и социальному миру. Они могут устанавливать причинно-следственные связи, знают времена года, описывают их признаки. При определении понятий используют их родовую принадлежность, знают нормы поведения и могут о них рассказать.

Навык сформирован полностью

Дети, относимые ко 2-му уровню (средний уровень) , характеризуются речевой инертностью и невысокой познавательной активностью. Они обладают определенным запасом знаний об окружающем мире, но эти знания отрывочны, бессистемны, касаются в основном привлекательных для ребенка областей или базируются на приобретенном ранее опыте. Например, на вопрос «Где работает мама?» они отвечают: «На работе», «Деньги зарабатывает» и т. п. Их словарь ограничен, отмечается недостаточная развернутость речевого высказывания и нарушение грамматического структурирования речи. Эти дети путают времена года и месяцы, но после указания на ошибку сразу исправляют ее.

Навык сформирован частично.

К 1-му уровню успешности (низкий уровень)  относятся дети, характеризующиеся сниженными коммуникативными потребностями. Речь этих детей насыщена многими неправильно или примитивно построенными конструкциями. Дети плохо управляют своей речью, легко соскальзывают на посторонние темы, часто повторяют одни и те же фразы. Выраженная дефицитарность знаний не дает им возможности связно описать даже знакомые предметы или явления. Дети практически ничего не знают об окружающем их мире, за исключением того, с чем сталкиваются ежедневно. Проявлений познавательного интереса почти нет: он ситуативен и кратковременен. Навык не сформирован.

ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

1.Выявление степени овладения зрительным анализом и синтезом — объединением элементов в целостный образ (наглядно-действенный уровень мышления) .

К 3-му уровню развития (высокий) относятся дети, наиболее легко справившиеся с заданием. Они проявляют сосредоточенность и собранность при прослушивании инструкции. У этих детей наблюдается период ориентировки в задаче. Они внимательно рассматривают образец, время от времени переводя взгляд на хаотично расположенные составные элементы. Анализ образца приводит к целенаправленной деятельности без избыточного манипулирования элементами. Каждый этап деятельности завершается сличением с образцом.

К 2-му уровню развития(средний)  относятся дети с менее выраженным периодом ориентировки на образец, мысленное расчленение вызывает у них трудности. Они выражают сомнение в возможности самостоятельного выполнения задания. У некоторых детей задание вызывает повышенную двигательную активность, хаотичный перебор составных элементов. При выполнении задания они нередко разрушают уже правильно составленную часть. Столь нерациональный способ можно объяснить импульсивностью этих детей, несформированными функциями произвольного внимания, а также недостаточной сформированностью пространственного анализа и синтеза. Эта группа детей хорошо принимает помощь. После условного деления задания на составные этапы и внешнего руководства задание выполняется ими успешно.

К 1-му уровню (низкому) относятся дошкольники, не справляющиеся с заданием и не принимающие помощь. Навык не сформирован.

 

2.Выявление уровня развития наглядно-образного мышления и использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве  

К 3-му (высокому) уровню развития относятся дети, проявляющие большую познавательную активность, концентрацию внимания. У них практически не наблюдается ошибочных ходов.

Дошкольники, относимые ко 2-му (среднему)  уровню, отличаются от предыдущей группы более длительным периодом ориентирования по плану. Они допускают небольшое количество ошибочных ходов, но сразу исправляют ошибку.

К 1-му (низкому) уровню относятся дети, не способные ориентироваться по плану и соотносить свои действия со схемой. 

3. Диагностика способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки проводится с использованием методики «Исключение лишнего» (исследование на предметном и на вербальном материалах).

Дети, относимые к 3-му (высокому) уровню, справляются с вербальным вариантом задания и способны сделать правильное обобщение, употребляя при этом адекватные родовые понятия.

Ко 2-му уровню относят детей, которые правильно выполняют вербальный вариант задания, однако нуждаются при этом в средствах внешнего дисциплинирования мыслительной деятельности:  неоднократное повторение задания для поддержания внимания, наводящие вопросы. Они владеют необходимыми родовыми понятиями, но им трудно сосредоточиться, удержать задание в памяти. Возможно, им требуется дополнительное разъяснение, зачастую на наглядном материале. Они с трудом припоминают названия некоторых предметов, но сложнее всего им дается подбор обобщающего слова для обозначения той или иной группы объектов.

К 1-му (низкому) уровню относят детей, полностью не справившихся с заданием.

Если ребенку при выполнении задания трудно подобрать обобщающее слово, я сужаю круг поиска, например, задав вопрос: «Это мебель, посуда или одежда?»

Достаточно эффективной оказывается активизация пассивного словаря с помощью ассоциаций, например, ребенка можно спросить: «А что мама моет после ужина?» В протоколе обследования обязательно указываю, какие дополнительные виды помощи были использованы.

4.                 Выявляю уровень развития основных компонентов наглядно-образного мышления

Дети, относимые к 3-му (высокому)  уровню развития, решают задачи всех типов: установление тождества в сложных рисунках, выявление простых аналогий . Они самостоятельно анализируют простую наглядную ситуацию, выделяют в ней существенные признаки и осуществляют их мысленный синтез. При этом отмечаются внимательное выслушивание инструкции, целенаправленная мыслительная деятельность, самоконтроль.

Дети, выполняющие задание частично, относятся к 2-му (среднему)  уровню развития. Наибольшие трудности вызывают у них задания на установление простых аналогий. Задания на установление тождества в сложных рисунках решаются с переменным успехом (в зависимости от степени концентрации внимания). Ошибки, на которые обращают их внимание, тут же исправляются. Задания  на установление тождества в простых рисунках затруднений не вызывают и выполняются самостоятельно и быстро.

К 1-му (низкому) уровню относят детей, которые не справляются  с заданием. Они просто хаотично перечисляют возможные варианты ответов, избегая интеллектуального усилия.

5.                 Диагностика понимания логических отношений, умения соотносить два суждения для получения вывода  

Детям предъявляются 2 сюжетно-логические задачи (одна с прямым утверждением, другая — с обратным), например:

Мальвина и Красная Шапочка пили чай с вареньем. Одна девочка пила чай с вишневым вареньем, другая — с клубничным. С каким вареньем пила чай Красная Шапочка, если Мальвина пила чай с клубничным вареньем? (задача с прямым утверждением).

Буратино и Пьеро соревновались в меткости. Один из них бросал в цель камушки, другой — шишки. Что бросал в цель Буратино, если Пьеро не бросался шишками? (задача с обратным утверждением).

При выполнении задания оцениваются: отношение к заданию, эффективность запоминания условия, умение соотносить два суждения для получения вывода.

Дети, относимые к 3-му (высокому)  уровню развития, внимательно выслушивают условие задачи, повторяют его про себя и не спешат с ответом, отвечают  правильно.

Дети 2-го (среднего) уровня развития решают задачу с помощью педагога, который постоянно поддерживает их внимание на условии задачи, помогает «не соскальзывать» с нужной мысли. У них могут возникать стойкие затруднения в решении задачи с обратным утверждением. С помощью педагога анализ этих задач проходит успешно. Дети охотно принимают помощь и проявляют заинтересованность в нахождении решения.

Дети 1-го (низкого)  уровня не справляются с решением задач данного вида из-за сложностей анализа вербальной информации и несформированных навыков произвольного поведения.

При явных затруднениях в решении логических задач можно использовать прием персонификации, а именно включать в условие задачи в качестве одного из персонажей самого ребенка. Как правило, такой прием значительно облегчает осуществление логических операций. В протоколе обследования необходимо отметить, насколько действенным оказался данный вид помощи и смог ли в последующем ребенок выполнить задание с тестовым материалом.

ДИАГНОСТИКА ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ И РЕГУЛЯЦИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К 3-му(высокому)   уровню развития относятся дети, полностью справившиеся с заданием и не допустившие ни одной ошибки. Эти дети работают внимательно, сосредоточенно, постоянно сверяясь с образцом.

К 2-му  (среднему)  уровню относятся дети, которые допустили ошибки при выполнении  Эти дети отличаются высокой моторной расторможенностью, быстрым истощением внимания, они не могут сосредоточиться на целенаправленной деятельности.

К 1-му (низкому) уровню относятся дети,  с несформированными  навыками произвольного внимания и слабой пространственной ориентировкой.

Если при фронтальной работе ребенок, выполняя задание, демонстрирует 1-й  уровень развития, я отдельно предлагаю этот вид задания при индивидуальной форме организации диагностики. В протоколе фиксирую, какая форма помощи приводит ребенка к правильному выполнению задания: одно лишь присутствие взрослого (без активного вмешательства в процесс выполнения задания), пошаговая стимуляция активности (поощряющие высказывания), пошаговое планирование действий (обсуждение каждого последующего действия).

2. Диагностика произвольности познавательных процессов. Ребенок должен найти как можно больше различий между двумя похожими картинками.

К 3-му (высокому)  уровню развития относятся дети, самостоятельно нашедшие все 7 различий. Они целенаправленно сравнивают картинки, не отвлекаются, сами подсчитывают количество найденных различий.

Ко 2-му (среднему) уровню относятся дети, способные самостоятельно отыскать 3-5 отличий. Помощь дефектолога, направляющая их внимание на определенный фрагмент картинки, позволяет отыскать все различия.

К 1-му (низкому) уровню развития относятся дети, которые после нахождения 1-2 различий начинают перечислять все, что нарисовано на картинке. Выполнение задания этими детьми возможно только при активном включении взрослого в совместный анализ рисунков и удержание внимания ребенка на деятельности.

В протоколе обследования фиксирую все особенности выполнения задания ребенком, виды помощи Критерии:

( В) Высокий уровень-навык сформирован

(С) Средний уровень- навык сформирован частично. Требуется помощь.

(Н) Низкий уровень –навык не сформирован.

Уровень достижения детьми планируемых результатов динамики развития познавательных способностей на начало 20-20 учебный год  

уровни

высокий

средний

низкий

Количество детей

 

 

 

Показатели, %

 

 

 

 

Уровень достижения детьми планируемых результатов динамики развития познавательных способностей на конец 20-20 учебный год  

уровни

высокий

средний

низкий

Количество детей

 

 

 

Показатели, %

 

 

 

Качественная оценка показателей:

На начало года * из * человек  имели низкий уровень, * человека (второй год обучения) средний уровень развития познавательных способностей. 

На конец года * из десяти детей имеют высокий уровень развития познавательных способностей. *детей имеют низкий уровень развития познавательных способностей.

Мониторинг познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с

Мониторинг познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с

Эти данные в процессе обследования обязательно фиксирую в протоколе

Эти данные в процессе обследования обязательно фиксирую в протоколе

Сезонные изменения в природе и временные представления

Сезонные изменения в природе и временные представления

Дети имеют знания как конкретного, так и абстрактного характера, целенаправленно проявляют познавательный интерес к природному, предметному и социальному миру

Дети имеют знания как конкретного, так и абстрактного характера, целенаправленно проявляют познавательный интерес к природному, предметному и социальному миру

Анализ образца приводит к целенаправленной деятельности без избыточного манипулирования элементами

Анализ образца приводит к целенаправленной деятельности без избыточного манипулирования элементами

Дети, относимые к 3-му (высокому) уровню, справляются с вербальным вариантом задания и способны сделать правильное обобщение, употребляя при этом адекватные родовые понятия

Дети, относимые к 3-му (высокому) уровню, справляются с вербальным вариантом задания и способны сделать правильное обобщение, употребляя при этом адекватные родовые понятия

Задания на установление тождества в простых рисунках затруднений не вызывают и выполняются самостоятельно и быстро

Задания на установление тождества в простых рисунках затруднений не вызывают и выполняются самостоятельно и быстро

Как правило, такой прием значительно облегчает осуществление логических операций

Как правило, такой прием значительно облегчает осуществление логических операций

Выполнение задания этими детьми возможно только при активном включении взрослого в совместный анализ рисунков и удержание внимания ребенка на деятельности

Выполнение задания этими детьми возможно только при активном включении взрослого в совместный анализ рисунков и удержание внимания ребенка на деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2022