Мониторинг применения УУД на уроке по результатам анализа урока
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями понимается:
Ø умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны,
Ø и, с другой стороны, совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Структура
универсальных учебных действий включает в себя:
Личностные УУД (Самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое
оценивание). Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными
жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание,
исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных
нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование,
контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность
управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей,
планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические
универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия
исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации,
моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка
вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция). Они обеспечивают
возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять
роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести
дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и
эффективно сотрудничать как с учителем..
Действия учителя позволяющие сформировать универсальные учебные действия:
Ø Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
Ø Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
Ø Перед началом решения составляется совместный план действий.
Ø Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
Ø Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, способам эффективного запоминания, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. В ходе учебной деятельности развивается память и мышления детей. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
Ø Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
Ø Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
Ø Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.
Ø Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Ø Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.
Методики диагностики УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ |
КОММУНИКАТИВНЫЕ |
Рефлексия самооценки учебной деятельности «Хороший ученик» Методика «Кто я?» (Методика Куна) |
Сформированность универсальных действий решения задач А.Р.Лурия Диагностика особенностей развития поисков планирования (Методика Зака) |
Методика «Проба на внимание» Гальперин Методика «Проба на внимание» Гальперин |
Методика «Ваза с яблоками» Пиаже Методика «Дорога к дому» ( методика «Архитектор Строитель) |
Мониторинг личностных УУД
Мониторинг коммуникативных УУД
Мониторинг регулятивных УУД
Мониторинг познавательных УУД
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.