Мониторинг и уровневая оценка планируемых результатов как средство повышения эффективности обучения математике
Оценка 4.6

Мониторинг и уровневая оценка планируемых результатов как средство повышения эффективности обучения математике

Оценка 4.6
Занимательные материалы +2
docx
математика +1
1 кл—11 кл
11.01.2017
Мониторинг и уровневая оценка планируемых результатов как средство повышения эффективности обучения математике
Выступление Лянгузова Е.П..docx
Мониторинг и планируемых уровневая оценка результатов как эффективности средство повышения обучения математике Подготовила  учитель   физики и математики          МБОУ СОШ № 21 г.Озерска Челябинской  области                     Лянгузова Елена Павловна Здравствуйте, Уважаемые коллеги.  Выступление     Мы   на   протяжении   последних   лет   много   слышим   о   модернизации   образования,   о преобразованиях в системе обучения и воспитания подрастающего поколения, о новых идеях, реформах, которые необходимо внедрять в образовательный процесс. Появляются новые нормативные документы, регламентирующие наши действия, предъявляющие к нам, как   педагогам,   новые   требования.   Один   из   таких   документов,   который   вносит существенные   изменения   как   в   понимание   результатов   образования,   так   и   в   целевые ориентиры   деятельности   образовательного   учреждения   –   это   федеральный государственный образовательный стандарт.(слайд 1) Все мы   помним, что в недалеком прошлом перед нами стояла задача – дать хорошие   прочные   знания   обучающемуся.   Мы   старались   «наполнить»   каждого   ученика этими   знаниями,   предлагая   ему   готовый   знаниевый   продукт.   И   хотя,   помимо   знаний говорили ещё об умениях, навыках, особое внимание обращали на то, чтобы наш ученик как можно больше узнал за урок, мало обращая внимания на формирование этих умений. Новый стандарт ориентирует педагога, вместо передачи суммы знаний –   на развитие личности на основе освоения   универсальных способов деятельность это совокупности способов и   действий, обеспечивающих  способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. (слайд 2) Изменились       требования   к   современной   гражданину,   государству   требуются грамотные,  компетентные,   креативные,   умеющие   быстро   перестраиваться   и   принимать решения   ,   мобильные,   конкурентоспособные   граждане.   Это   раньше   человек,   получив образование, освоив профессию, мог быть спокоен и уверен в том, что до пенсии будет работать по специальности. Сейчас все меняется. Информация обновляется со скоростью света, ученику важно не потеряться в этом обилии, бурном потоке постоянно меняющейся информации, быть готовым осваивать её, ориентироваться в ней. «Математике должны учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые были достаточными для  обыкновенных потребностей жизни». И.Л.Лобачевский Слайд 3 Вопрос: Какие ассоциации вызывает у вас данные цифры и слова? Ответ: Оценка  деятельности обучающегося или просто оценка  в школе, т.е система оценки. А слова это уровни обученности Вопрос:   Оценка важный элемент нашего существования. А с какой целью и какую функцию выполняет  система оценки? Ответ: Чтобы увидеть как он овладел материалом, функцию отслеживания (мониторинга) планируемых результатов. Очевидным   становится   актуальность   выбранной   темы   сегодняшней педмастерской.  Которая звучит следующим образом. «Мониторинг   и   уровневая   оценка   планируемых   результатов   как средство повышения эффективности обучения математике» Слайд 4  Слайд 5 Вопрос:  Оценка это  показатель качества работы и ее исполнения. А что такое мониторинг планируемых результатов, для чего он предназначен и как его   использовать.   Для   ответа   на   этот   вопрос   у   вас   на   столах   лежат конверты,  1 группа ответит на вопрос : что такое мониторинг?,  2­я группа для чего он предназначен? 3 группа: как использовать данные мониторинга? Молодцы, Вы выделили три  ключевых аспекта мониторинга.  «Мониторинг» (англ. «следить») появился во второй половине XX века.  Изначально так стал называться процесс постоянного наблюдения за  состоянием плодородного слоя земли. Термин «педагогический  мониторинг» вошёл в обиход относительно недавно ­  в 1990 года.  Образовательный процесс объектом мониторинга является.  Информация, собранная в ходе мониторинга, должна обеспечивать учителя, ученика, родителя необходимыми и достаточными данными для выбора  адекватной модели обучения или воспитания. Мониторинг учебных достижений обучающихся ведет каждый учитель и  отражает результаты его в виде текущих и итоговых отметок в журнале.  Каждому уроку предшествует анализ результатов предыдущего урока.  Каждая контрольная начинается анализом последней контрольной и  завершается анализом полученных результатов. Поэтому одно из  требований ФГОС – проведение мониторинга.  Слайд 6, 7 Слайд 8 На слайде представлены  Требования к системе мониторинга 1. Системность и структурированность в соответствии с целевыми  установками. 2. Объективность (результаты должны отражать реальное  состояние дел, личностный фактор должен быть  минимизирован). 3. Информация должна поступать в форме, доступной для  восприятия, переработки и понимания учителем, который будет  использовать её для проектирования в дальнейшей работе. 4. Валидность (средства диагностики охватывать главные аспекты  изучаемого явления и позволять выносить однозначные суждения  именно о том параметре, который исследовался, наблюдался). Слайд 9 Сопоставления данных мониторинга с запланированными показателями,  даёт нам возможность увидеть насколько верны наши решения, поможет Слайд  10, 11 Слайд 12 скорректировать, пересмотреть методы, способы, действия, или же  утвердиться в их правильности. Поэтому мониторинг должен быть  приемлемым, личностно значимым для каждого участника образовательного процесса.  Информацию лучше всего накапливать в форме таблиц, диаграмм,  различных измерительных шкал. Успешность решения данной задачи во многом зависит от того, как устроена   система   оценки:   насколько   точную   обратную   связь   она обеспечивает;   насколько   она   информативна   для   управления   системой образования.  Общие   подходы     к   оценке   достижения   учащимися   планируемых результатов   освоения   образовательной   программы   сформулированный   в «примерной   образовательной   программе   общеобразовательного учреждения.   Основная   школа»   (М:.Просвещение,   2011   )   .   В   программе говорится  о  необходимости  комплексного  подхода  к  оценке   результатов образования, позволяющего вести оценку достижений обучающимися всех трех групп результатов образования. На   итоговую   оценку   на   ступени   основного   общего   образования выносятся только предметные и метапредметные результаты. Я уже говорила что  во  ФГОСах ООО прописана новая цель образования  но также прописано и  новое содержание, технологии, новые средства  обучения и, конечно же, новые требования к системе оценивания. Но одновременно появляются еще вопросы .  ­Почему появилась необходимость ввести новые требования к системе  оценки и действительно ли они новые или хорошо забытые старые?  ­Чем и кого не устраивала традиционная пятибалльная система  оценивания?  ­Отражает ли эта система всю полноту тех знаний и умений, которыми  владеют ученики? ­ Способствует ли традиционное оценивание положительной мотивации и личностному росту учеников?  Изучив данные вопросы я пришла к выводу. Десятилетиями   существующая   традиционная   система   оценивания имеет ряд недостатков    учитель выполняет контролирующую функцию; отсутствуют четкие критерии оценки достижения  планируемых результатов обучения, понятные учащимся,  родителям и педагогам; отметки не дают представления об усвоении конкретных  элементов знаний, умений и навыков по отдельным разделам  учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную  траекторию обучения каждого ученика;    система не позволяет ребенку контролировать и оценивать  себя; традиционный подход оценивания не позволяет увидеть  ученику динамику собственного развития, успеха; такая система имеет часто травмирующий характер, не  способствует положительной мотивации, точнее, носит  карательно­поощрительную функцию. Какова причина этих недостатков? Она одна, но существенна: в основе  традиционной системы оценивания лежит нормативный подход –  сравнение индивидуальных достижений   результатами большинства школьников. И это на всех уровнях: от урока  до ЕГЭ. При такой системе трудно сохранить познавательный интерес  ребенка, развить в нем желание учиться, трудиться и сделать его успешным. ФГОС основного общего образования содержит чёткие требования к  системе оценки достижения планируемых результатов:     учащихся с нормой, то есть  1. Оценивание должно быть постоянным процессом,  естественным образом интегрированным в образовательную  практику. В зависимости от этапа обучения используются  диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое,  промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. Слайд 13 2. Оценивание может быть только критериальным, т.е. необходимо  определение степени индивидуального приближения ученика к  ожидаемым результатам образования. Основными критериями  оценивания выступают ожидаемые результаты,  соответствующие учебным целям. 3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты  деятельности ученика, но не его личные качества. 4. Оценивать можно только то, чему учат.     известны и педагогам и учащимся. Они могут  5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки    заранее вырабатываться ими совместно. 6. Система оценивания выстраивается таким образом,  чтобы учащиеся и родители включались в контрольно­оценочную  деятельность, приобретая навыки и привычку к   взаимооценке.  Главное  достоинство системы оценки  в  соответствии  с  ФГОС в том, что   она   реально   переключает   контроль   и   оценивание   (а   значит,   и   всю деятельность   образовательных   учреждений)   со   старого   образовательного результата   на   новый.   Вместо   воспроизведения   знаний   мы   теперь   будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.     самооценке, Слайд 14 Слайд 15 Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не   репродуктивные   задания   (на   воспроизведение   информации),   а продуктивные   задания  (задачи)   по   применению   знаний   и   умений, предполагающие   создание   учеником   в   ходе   решения   своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.  У Вас в раздаточном материале представлены планируемые  результаты,   обучения  в 5 классе В  основу свой системе   оценивания  я взяла шкалу  оценивания (ранее по пятибалльной)  по принципу «прибавления» и «уровнего подхода»,   На слайде представлена таблица перевода из оценочной шкалы в уровни достижений. Практика   показывает,   что   для   описания   достижений   обучающихся усвоения целесообразно установить следующие пять уровней. Уровни   достижения   и Качество   качественная оценка предмета в % 0­45 Низкий Базовый 56­69 Повышенный 70­89 90­94 Высокий Творческий, 95­100 креативный Перевод в отметку по 5­ тибальной шкале 2 (неудовлетворитель) 3 (удовлетворительно) 4 (хорошо) 5 (отлично) 5 (превосходно) В   основе   системы   оценивания   лежит   процесс   формирования   личности учащихся, ориентация на успех. Новая система оценивания образовательных достижений   учащихся   предполагает,   что   каждый   ученик   в   меру   своих интеллектуальных   способностей,   прилежания   способен   овладеть   базовым уровнем, а также достичь максимальных индивидуальных результатов. Система   оценки   предметных   результатов   освоения   учебных программ   с   учётом   уровневого   подхода,   принятого   в   Стандарте, предполагает   выделение   базового   уровня   достижений   как   точки отсчёта   при   построении   всей   системы   оценки   и   организации индивидуальной работы с обучающимися. 1.   Низкий   уровень  достижений,   оценка   «неудовлетворительно»,   что соответствует  отметке   «2»   по   5­тибалльной   шкале.   Недостижение базового   уровня   фиксируется   в   зависимости   от   объёма   и   уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета. Я более подробно остановлюсь на двух уровнях 2.  Базовый   уровень   достижений  –   уровень,   который   демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга)   выделенных   задач.   Овладение   базовым   уровнем   является достаточным   для   продолжения   обучения   на   следующей   ступени образования, но не по профильному направлению.  Достижению базового уровня   соответствует   оценка   «удовлетворительно»   по   5­тибалльной шкале. Превышение   базового   уровня   свидетельствует   об   усвоении   опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Реальные   достижения   обучающихся   могут   соответствовать   базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. В   связи   с   этим   целесообразно   выделить   следующие   два   уровня, превышающие базовый: 3.  Повышенный   уровень  достижения   планируемых   результатов,   оценка «хорошо»,   что   соответствует  отметке   «4»   по   5­тибалльной   шкале. Повышенный уровень предполагает решение типовой учебной задачи, где требовались отработанные действия и усвоенные знания. 4.   Высокий   уровень  достижения   планируемых   результатов,   оценка «отлично»,   что   соответствует  отметка   «5»   по   5­тибалльной.  Данный уровень (программный) предусматривает решение нестандартной учебной задачи, где потребовались либо действия в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний. Умение действовать   в   нестандартной   ситуации  –   это   отличие   от   повышенного   и базового уровней. Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых  выше высокого, отдельно выделен творческий или креативный уровень: 5.   Творческий   или   креативный   уровень  достижения   планируемых результатов, оценка «превосходно», отметке «5» по 5­тибалльной шкале. Данный уровень предусматривает решение не изучавшейся в классе учебной «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия. Работая над данным вопросом я пришла к выводу что необходимы  Границы применения системы оценки. Для того чтобы избежать при нововведениях скрытых рисков (перегрузки  детей и преподавателей, ошибки при исполнении и др.), необходимо чётко  установить границы и рамки применения новой системы оценки.  1) Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к  сложному. Для этого разделяются все положения нашей системы на  «минимум первого этапа», «минимум второго этапа» (обязательная часть) и  «максимум» (часть, внедряемая по желанию и возможностям учителя). 2) Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и  неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут  ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и  решений.  3) Сокращение до минимума числа «отчётных документов» и сроков их  обязательного заполнения учителем. Для этого будут использоваться два  Слайд 16 Слайд 17, 18 средства:  ­       обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих  результатов, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь  при выборочном контроле учителя;  ­       ведение электронного журнала.  4) Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.  Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут». Например, нельзя допускать резкого увеличения числа  контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками  («Вы не справитесь с контрольными государственного стандарта!») и т. п.  5) Обеспечение личной психологической безопасности ученика.  Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного  ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но  не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право  на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения  материала, на выбранный уровень притязаний.   В этом году 14 марта, во всемирный день числа «ПИ»  Российская компания Яндекс провела  всероссийскую контрольную работу  по математике для всех желающих под  названием "Что и требовалось  доказать". Контрольная состояла  из 10 задач, которые нужно решить за 40  минут. Как утверждают в Яндексе, для решения достаточно было базовых  знаний по математике. Большинство предложенных заданий были  основаны  на жизненных ситуациях, с которыми регулярно сталкивается каждый ­  например, расчет процентов по кредиту или времени в пути из одного  часового пояса в другой.Контрольная работа проводилась  при поддержке  Высшей школы экономики. Ее цель организаторы охарактеризовали так:  "Это попытка еще раз доказать теорему о необходимости математики в  повседневной жизни". Всего же в ЧТД приняли участие 12,6 тысячи человек из России, Беларуси, Украины, Казахстана, Молдавии и других стран.  «Екатеринбуржцы показали на контрольной результат чуть лучше  среднего. Самые высокие результаты среди крупных российских регионов  продемонстрировали участники из Новосибирской области — 12%  пятёрок. Результаты выше среднего также показали в Татарстане,  Нижегородской и Вологодской областях — по 10% отличников. В Москве высший балл получили 8% участников, в Петербурге — 6%», Я предлагаю вам тоже поучаствовать в контрольной работе по математике,  но для 5  класса. У вас фрагмент диагностической работы, которую будут  выполнять мои ученики.  Вас нужно выполнить задания за 10­15 мин,  проверить (самопроверка) и опираясь на предложенную таблицу определить оценку и уровень достижения планируемых результатов. Введение новой системы оценивания – процесс долгий, кропотливый и  важно понимать, что она будет развиваться. Так как развиваемся мы с вами,  учителя. Мы всегда стремимся только вперед к новым вершинам. Которые  иногда нам кажутся недостижимыми. Конечно, удобнее результат получить  сразу, прыгнув вверх, но ведь это не всегда получается.. Но двигаясь по  ступенькам вверх, мы обязательно достигнем успеха, придем к вершине. Рефлексия Предлагаю оценить нашу с вами работу. (приклеить стикеры на  лестницу)  Мопс уже достиг своей вершины.  До новых встреч. Слайд 18

Мониторинг и уровневая оценка планируемых результатов как средство повышения эффективности обучения математике

Мониторинг и уровневая оценка планируемых результатов как средство повышения эффективности обучения математике

Мониторинг и уровневая оценка планируемых результатов как средство повышения эффективности обучения математике

Мониторинг и уровневая оценка планируемых результатов как средство повышения эффективности обучения математике

Мониторинг и уровневая оценка планируемых результатов как средство повышения эффективности обучения математике

Мониторинг и уровневая оценка планируемых результатов как средство повышения эффективности обучения математике

Мониторинг и уровневая оценка планируемых результатов как средство повышения эффективности обучения математике

Мониторинг и уровневая оценка планируемых результатов как средство повышения эффективности обучения математике

Мониторинг и уровневая оценка планируемых результатов как средство повышения эффективности обучения математике

Мониторинг и уровневая оценка планируемых результатов как средство повышения эффективности обучения математике

Мониторинг и уровневая оценка планируемых результатов как средство повышения эффективности обучения математике

Мониторинг и уровневая оценка планируемых результатов как средство повышения эффективности обучения математике

Мониторинг и уровневая оценка планируемых результатов как средство повышения эффективности обучения математике

Мониторинг и уровневая оценка планируемых результатов как средство повышения эффективности обучения математике

Мониторинг и уровневая оценка планируемых результатов как средство повышения эффективности обучения математике

Мониторинг и уровневая оценка планируемых результатов как средство повышения эффективности обучения математике

Мониторинг и уровневая оценка планируемых результатов как средство повышения эффективности обучения математике

Мониторинг и уровневая оценка планируемых результатов как средство повышения эффективности обучения математике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017