Конспект открытого урока №1.
Тема: Морально-нравственные уроки романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Глава "Максим Максимыч".
Цель: определить критерии нравственности героев, исходя из их поступков.
Задачи:
-понять отношение Печорина к дружбе, почему Максим Максимыч не стал для Печорина другом;
-понять, осознаёт ли Печорин свои недостатки, способен ли он на глубокое и искреннее чувство.
Основная идея урока:
…Отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?.
Ход урока:
1. Мотивация.
Из главы "Бэла" мы узнали, что Максим Максимыч и Печорин многое пережили вместе, стали близкими друг другу людьми. Но вот в главе «Максим Максимыч» события разворачиваются совершенно неожиданно для читателей. Что же заставило Лермонтова изменить свое отношение к доброму Максиму Максимычу? Очевидно, здесь, в этой скучной гостинице, произошли какие-то события – в них то и кроется причина раздражения автора. Попробуем разобраться в этих событиях. 2.Вступительное слово учителя.
«Герой нашего времени» - самое выдающееся творение Михаила Юрьевича Лермонтова в прозе. Этот роман отличается сюжетным своеобразием. Каждая из глав – законченная история, отражающая одну из граней характера главного героя. Но глава «Максим Максимыч» очень важна для нас тем, что в ней наиболее ярко раскрывается характер Печорина, именно поэтому сегодня мы будем читать и анализировать эту главу.
3.Целеполагание.
Наша задача:
-Понять и верно оценить тип старого кавказца.
-Определить, где кроется основное противоречие между Печориным и Максим Максимычем.
-Проанализировать психологический портрет литературного героя: через внешность к характеру.
4.Создание учебных ситуаций.
I учебная ситуация.
Хотел ли Печорин обидеть Максима Максимыча? Равнодушен ли он к судьбе и огорчению штабс-капитана?
Работа с текстом.
Найдем портрет Печорина.
5.Беседа с привлечением текста.
Как отражены в нем особенности внешности героя? Какие черты личности Печорина рассказывается в его психологическом портрете? Что в основе характера Печорина «злой нрав» или «глубокая, постоянная грусть»? Почему Лермонтов не мог доверить портретную характеристику героя Максиму Максимычу?
Запись в тетрадях.
Раскрыть встречу и прощание Печорина и Максима Максимыча. Чтение работ.
II учебная ситуация.
Кто более прав в отношении друг другу: Печорин или Максим Максимыч?
Вывод.
Максим Максимыч – это человек, который достоин уважения, но он не смог понять Печорина. При всех душевных достоинствах Максима Максимыча он не способен противостоять злу ни в частном, человеческом, ни в общем смысле.
6.Рефлексия.
Вот и подошёл к концу наш урок. Какие морально-нравственные уроки вы извлекли для себя из поступков героев главы «Максим Максимыч» романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"? Перед вами карточки с названиями различных морально-нравственных качеств человека. Выберите отдельно те, что подходят к образу Максима Максимыча, а затем те, что подходят к образу Печорина. Дайте обоснование своего выбора.
7.Домашнее задание.
Прочитать «Предисловие к журналу Печорина» и третью часть романа «Тамань».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.