Морфемика и словообразование. Практикум
Оценка 5

Морфемика и словообразование. Практикум

Оценка 5
docx
15.04.2020
Морфемика и словообразование. Практикум
морфемика и словообразование.docx

Надпись: Морфемика Словообразование
(Теория и практика)


Типология заданий. Трудные случаи морфемного и словообразова­тельного разбора. Морфемные и словообразовательные упражнения и тестовые задания.

ЗАДАНИЯ ПО МОРФЕМИКЕ И СЛОВООБРАЗОВАНИЮ НА ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Содержательный блок «Морфемика и словооб­разование» в спецификации ЕГЭ представлен всего двумя заданиями, однако каждый учитель знает, как тяжело дается выполнение этих заданий ученикам. Например, в моей практике был случай, когда уча­щиеся двух 11-х классов все как один указали, что наречие бесчувственно образовано приставочно-суффиксальным способом. Многие умудрялись нахо­дить суффиксы -ан- и -н- в причастиях типа услы­шанный. А чего стоит горе-разбор слова записка, которое якобы образовано приставочным способом!.. Почему же этот материал так сложен для на­ших учеников? Можно назвать несколько причин. Словообразование целенаправленно изучается в 5—6-х классах, когда можно дать только самое об­щее представление о словообразовательной систе­ме русского языка и рассмотреть достаточно «про­зрачные» и потому наглядные примеры морфем­ного и словообразовательного анализа слов. Зна­ния учащихся о морфемике и словообразовании должны постоянно углубляться при изучении мор­фологии, однако вопросы словообразования раз­личных частей речи далеко не всегда в центре вни­мания учителя. В отсутствие продуманной систе­мы повторения невостребованные знания просто забываются.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку требует повторения основных сведений по морфемике и словообразованию. На что обратить особое внима­ние? Рассмотрим типичные виды   заданий.

—   Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

—   Какое слово неправильно разобрано по со­ставу?

—   В каком слове нет суффикса -к-?

—   В каком из данных слов есть суффикс -ий- со значением принадлежности?

—  Определите, каким способом образовано данное слово.

— Выпишите из предложения слово, образован­ное приставочно-суффиксальным способом.

Как видим, приведенные задания ориентирова­ны на проверку умения производить морфемный анализ слов (разбор по составу) и словообразова­тельный анализ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

1.    Задача учителя — показать, что морфемный и словообразовательный анализ тесно связаны, хотя цели их различны.

Например, различие в морфемной структуре слов тропинка и перинка убедительно доказывается анали­зом их словообразовательных связей: троп-а —> троп-инк-а; пер-о  —>пер-ин-а—>  пер-ин-к-а.

 Ср. также: коз-а—>  коз-очк-а; булк-а —>булоч-к-а; ласточк-а.

2.   По критерию Г.О. Винокура производная осно­ва всегда может быть истолкована посредством ссыл­ки на производящую, т.е. производные слова всегда можно объяснить словами, от которых они образо­ваны: светлеть — «становиться светлым», коллекцио­нер — «тот, кто коллекционирует что-либо» и т.п.

Анализ смысловой связи производящего и про­изводного слова поможет избежать многих оши­бок. Например, может показаться, что слово без­вольный соотносится со словом вольный. Однако прилагательное безвольный означает «со слабой во­лей, слабохарактерный» и соотносится со словом воля1 «способность осуществлять свои желания, цели». А прилагательное вольный «свободный» об­разовано от омонимичного существительного воля2 «свобода». Следовательно, анализируемое слово образовано приставочно-суффиксальным способом: воя(я) > без-воль-н(ый).

Важно помнить, что значения многих слов не являются простой суммой значений морфем. На­пример, слово предприниматель вряд ли можно ис­толковать как «тот, кто предпринимает что-либо».

3. Как известно, слово может менять свое зна­чение, не меняя формы, поэтому связи между сло­вами, родственными в прошлом, могут разрушать­ся. Например, в современном языке не являются родственными словами кусать и вкус, питать и вос­питать, дерево и деревня. Выявление структуры не­которых слов весьма затруднительно без экскурса в историю. При этом задача учителя — научить различению синхронного и диахронного аспектов в анализе слов.

С точки зрения современного языка в приведен­ных словах корень совпадает с основой: говядина, кольцо, вкус, неделя, ведьма. Какие морфемы мож­но выделить в этих словах с позиций истории язы­ка? За справками обращайтесь к этимологическому словарю. (Говяд-ин-a; образовано от говядо «круп­ный рогатый скот»; коль-ц-о, образовано от коло «круг»; в-кус, производное от въкусити, преф. обра­зования от кусити «пробовать»; не-дел-я, произве­дено на базе *пе delati «не делать», первоначальное значение «день отдыха, выходной» (ср. укр. недiля «воскресенье»); ведь-м-а, образовано с помошью суф. -м(а) от ведь «знать», первоначальное значе­ние - «ведающая, знающая») . (По материалам «Школьного этимологического сло­варя русского языка» Н.М. Шанского, Т.А. Бобровой.)

 Учитель должен знать, что в современной линг­вистической науке и школьной практике существу­ют два подхода к морфемному анализу слова: фор­мально-структурный   и   структурно-семантический.

Первый подход предполагает, что после выделе­ния окончания в основе слова сначала выделяется корень, а затем в части слова до корня следует вы­делить приставку (приставки) на основании того, что в других словах встречаются подобные морфемы. Аналогичным образом в части слова после корня выделяются суффиксы: лет-а-тель-н-ый, доказ-а-тель-ств-о.

Структурно-семантический подход, обоснован­ный в трудах Г.О. Винокура, опирается на словооб­разовательные связи слова. Как отмечает Е.И. Литневская, «алгоритм морфемного разбора основы со­стоит в построении словообразовательной цепочке «наоборот»: со слова как бы «снимаются приставки и суффиксы, корень же выделяется в последнюю очередь».  (Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретичес­кий курс для школьников: http://www.gramota.ru.)

При таком подходе в ходе морфемного анализа постоянно учитывается соотношение зна­чений производного и производящего слова. Напри­мер: прилагательное летательный («такой, который летает») мотивировано глаголом летать. Кроме того, в русском языке нет слова *летатель, следователь­но, в анализируемом слове следует выделить не два

суффикса (-тель- и -//-). а суффикс -тельн-: лет-а-тельн-ый. Ср. также: доказ-а-тъ —> доказ-а-телъств-о. Формально-структурный подход к морфемному чле­нению слова предлагается в учебном комплексе под редакцией В.Б. Бабайпевой, а также в «Словаре мор­фем русского языка» А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремо­вой. Структурно-семантический подход используется в учебном комплексе под редакцией М.М. Разумовской, ПА Леканта, учебниках М.Т. Баранова, ТА. Ладыженс­кой, а также в «Словообразовательном словаре русско­го языка» АН. Тихонова и в «Толковом словаре слово­образовательных единиц русского языка» Т.Ф. Ефре­мовой.

МОРФЕМНЫЕ И СЛОВООБРАЗОВА­ТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

1.  Подберите имена существительные с суффик­сом -J-, образующим форму множественного числа.

(Листья, братья и т.п.)

Подберите имена прилагательные с суффиксом -ий, обозначающим принадлежность человеку.

(Враж-ий, княж-ий, казач-ий, человеч-ий.)

Подберите имена существительные с суффиксами, обозначающими лиц женского пола. (Студент-к-а, со-сед-к-а, грузин-к-а; житель-ниц-а, воспитатель-ниц-а, писатель-ниц-а; ткач-их-а, повар-их-а, портн-их-а.)


2.  В какой группе не все слова являются однокоренными?

1)  Скосить, скашивать, косарь;

2)  мост, мощеный, вымащивать;

3)  мучной, мучнистый, замучить;

4)  лгать, ложь, лживый.

В каком ряду слова являются формами одного и того же слова?

1)  Писать, пишут, пишу;

2)  мысль, замысел, мышление;

3)  рисовать, нарисовать, перерисовать;

4)  цветок, цветком, цветы.

3.  Какое слово состоит из приставки, корня, од­ного суффикса и окончания?

1)  Доучившись;

2)  развенчанный;

3)  пожалели;

4)  сдельный.

В каком ряду строение всех слов соответствует схеме:

корень + суффикс (-ИЯ-) + суффикс (-я-) + окончание (-ый)  1)  Старинный, магазинный, каменный;

2)  картинный, аршинный, машинный;

3)  перинный, блинный, витаминный;

4)  вершинный, равнинный, серединный.


4.  Разбейте слова на группы в зависимости от значения   приставки: приклеить, приподнять, при­варить,    прикарманить, прищуриться, приберечь, принарядиться, присвоить, привязать. (Неполнота действия — приподнять, принарядиться, прищурить­ся; присоединение — приклеить, приварить, привя­зать; совершение действия в свою пользу — при­карманить, приберечь, присвоить.)

 

 

 

 


5.  В каком слове нет приставки над?

1)  Надпись;

2)  надеяться;

3)  надбровье;

4)  надкусить.

В каком слове нет суффикса   -чик-?

X) Вагончик;

2)  обидчик;

3)  чуланчик;

4)  одуванчик.

В каком ряду все слова не имеют окончания?

1)  Досуха, стряпуха, старуха;

2)  олово, заново, одинаково;

3)  читая, листая, чистая;

4)  вглубь, встарь, вновь.

6.  Восстановите слово но описанию морфем.

1.  Корень обозначает верхнюю конечность че­ловека.

2.  Соединительный гласный.

3.  Корень, означающий 'создавать, изготовлять что-либо'.

4.  Суффикс глагола, обозначающий 'занимать­ся чем-нибудь, обнаруживать склонность к чему-либо'.

5. Суффикс (окончание) инфинитива. (Рук-о-дель-нича-ть.)

7. От какого слова образовано существительное выход!

1)Ход;

2)  выходить;

3)  ходить;

4)  выходной.

От какого слова образовано слово разобранный?

1)  Бранный;

2)  брать;

3)  разобрать;

4)  разбирать.

8.   Постройте словообразовательную цепочку, оканчивающуюся словом выигрышно.

(Играть —> выиграть—>выигрыш  —>выигрышный

 —>выигрышно.)

Определите, какое слово пропущено в словооб­разовательной цепи.

Служить -> заслужить—>…—>заслуженно.

1)  Служение;

2)  заслуженный;

3)  служба;

4)  заслуга.

9.  Разделите слова на три группы по способу сло­вообразования: 1) приставочный; 2) суффиксальный; 3) приставочно-суффиксальный; 4) бессуффиксный.

Побережье, антивирус, взлет, неорганический, со­единение, приглушенно, сушь, беспомощный, по-старо­му, покос, демобилизовать, выкатывать.

I) Антивирус, демобилизовать, неорганический; 2) соединение, приглушенно, выкатывать; 3) бес­помощный, по-старому, побережье; 4) взлет, по­кос, сушь.)

В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?

1)  Разворот, синь, голос;

2)  выбор, тишь, кросс;

3)  отдел, побег, отсев;

4)  глушь, закат, плакат.


 

 

МЕТОДИКА И ПРАКТИКА МОРФЕМНОГО

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В СТАРШИХ КЛАССАХ

Обращаться к повторению морфемики и слово­образования целесообразно в I четверти 10-го клас­са, после того как завершено повторение фонетики и лексики. Этому материалу следует посвятить не менее трех занятий (от 3 до 6 часов в зависимости от учебного плана).

Наметим три содержательных блока: «Морфе­мы, их типы и функции», «Морфемный анализ», «Словообразовательный анализ».

МОРФЕМЫ, ИХ ТИПЫ И ФУНКЦИИ

I,  Повторение теоретического материала.

Что такое морфема, корень, однокоренные сло­ва, омонимичные корни?

Что такое приставка, суффикс, окончание, пост­фикс?

Для чего «служит» каждая из этих служебных морфем? Служебные морфемы служат для образо­вания новых слов и форм слов.

II. Отработка умений и навыков (вопросы, упраж­нения, тестовые задания).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1.   Почему приставка, корень, суффикс и оконча­ние называются значимыми частями слова?

2.   В чем различие корня от других морфем?

3.   В.какой части слова заключено лексическое значение?

4.   Какие части слова выражают грамматическое значение?

5.   В чем отличие между словоизменительными и словообразовательными морфемами? При­ведите примеры.

6.   Какие части речи не имеют окончания?

7.   Приведите примеры слов с нулевым оконча­нием. В чем отличие слов с нулевым оконча­нием от слов, не имеющих окончания?

8.  Докажите, что при подборе однокоренных слов необходимо учитывать значение слова.

9.   Вспомните орфографические правила, которые опираются на умение выделять морфемы в слове.

 

УПРАЖНЕНИЯ

1. Распределите приведенные слова по графам таблицы.

 

Неизменяемые

слова

Изменяемые слова

основа

окончание

снова

голов-

можно, нарочно, нельзя, фойе, шесть, семеро, крас­неющий, около, купаный, красный, погасив.


2.  Распределите слова на две группы:

1)  слова с нулевым окончанием;

2)  слова, не имеющие окончания.

Очень, мышь, лишь, пополам, сам, горяч, сто­рож, невтерпеж, молодежь, вброд, один, десять, чуть.

3.  Распределите слова на две группы по функции выделенных морфем:

1)  слова со словоизменительными морфемами;

2)  слова со словообразовательными морфемами.

Читай-me, рас-судить, бел-е-ть, величественн-ее, наи-лучший, велич-ав-ый, крепч-е, шуме-л-a, де­маскировать,

 велич-айш-ий, волч-ий. Два, скромнее, быстро, земля,.знойно, играю­чи, играя, красив, конечно, лето, мать, навсегда,

В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее (слово с омонимичным корнем).

1)  Любить, любой, любовь, любитель;

2)  духовный, духовность, духи;

3)  долина, доля, обездолить, бездольный;

4)  долгий, долго, долгота, долг;

5)  плен, пленник, пленарный, пленить;

6)  липа, липкий, липняк, липовый;

7)  клад, кладоискатель, укладка;

8)  город, городской, горожанин, загородка;

9)  бурить, бурильщик, буря;

10)  воротник, воротить, возврат.

5. Разбейте слова на группы в зависимости от значения суффикса -к-:

1)  предмет для осуществления действия;

2)  уменьшительно-ласкательное значение;

3)  частица однородной массы;

4)  вещество, возникшее в результате действия.

Очистки, приманка, терка, идейка, щелка, ма­линка, чешуйка, объедки, свадебка, паутинка, за­движка, выжимки.

ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1.

1. В каком ряду  все слова однокоренные?

1)  Дрожать, продрогнуть, вздрагивать;

2)  кусать, закуска, вкусный;

3)  воспитать, питание, подписка;

4)  утроить, третий, трефовый.

2.  В каком ряду во всех словах выделяется окон­чание?

1)  Прямиком, берегом, творогом;

2)  одно, полотно, шестеро;

3)  издавна, чиста, комната;

4)  четыре, поверье, вскоре.

3.  В каком ряду все слова не имеют окончания?

1)  Крюк, номер, насквозь;

2)  мышь, здесь, четверо;

3)  издавна, заново, лишь;

4)  напрокат, самокат, вдоволь.

4.  В каком слове выделяются два окончания?

1)  Синеглазый;

2)  кто-либо;

3)  шестьдесят;

4)  кафе-бар.

5.  В каком ряду во всех словах выделенные мор­фемы являются словоизменительными (формообра­зующими)?

1)  Наи-меньший, под-бежать, по-больше;

2)  собра-л-а, велич-яйш-ий, наи-худший;

3)  бережн-ее, чита-л-а, издавн-а;

4)  пере-пилить, ши-л-и,   весел-ей.

6.  В каком ряду во всех словах выделенные суф­фиксы являются словообразовательными?

1)  Чита-л-и, жи-л-ой, мерз-л-ый;

 

2)  хитр-и-ть, бег-и, дружеск-и;

3)  грузин-к-а, молоч-к-о, плав-к-и;

4)  быстр-ей, сильн-ей, грамот-ей.

7.  В каком ряду во всех словах выделяется при­ставка над-?

1)  Надеть, надежный, надпись;

2) надкостница, надтреснутый, надднепровский;

3)  надежный, надбровье, надкусить;

4)  надвинуть,   надрезать, надводный.

8 B каком ряду во всех словах выделяется при­ставка под-!

1)  Подворотня, подкрылок, неподражаемый;

2)  подреберье, подробный, неподкупный;

3)  неподсудный, подлесок, подарок;

4)  неподвластный, подследственный, наподдать.

9.  В каком ряду во всех словах выделяется окон­чание -ите?

1)  Тратите, поднесите, толкните;

2)  хотите, красите, согните;

3)  стоите, караулите, позволите;

4)  берегите, подчеркните, соберите.

10.  В каком слове есть суффикс -чик-?

1) Пончик: 2) зайчик; 3) ключик; 4) грузчик.

 

 

 

 

 


 

 

МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ.

Выполнение развернутого морфемного анализа на экзамене не требуется, однако содержание от­дельных заданий предполагает, что учащиеся долж­ны уметь установить состав слова.

Порядок морфемного разбора

1.  Определите часть речи.

2.  У изменяемого слова найдите окончание, формообразующий суффикс (если они есть) и определите их значение.

3.   Укажите основу слова — часть слова без окончания и формообразующих суффиксов.

4.  Выделите приставки (если они есть), подбе­рите слова с другим корнем, но с этими же при­ставками.

'5. Выделите словообразовательные суффиксы (если они есть), подберите другие слова с теми же суффиксами.

6.  Выделите корень.

7.  Запишите графическую схему слова.

Особое внимание следует обратить на звук -}-, который может быть скрыт в орфографической записи. Например, в слове вязание выделяется суф­фикс -ниj-, а в слове братья - словоизменитель­ный суффикс -j-, образующий форму множествен­ного числа. 1 В лингвистике звук [й], скрытый в орфографичес­кой записи, принято обозначать без транскрипционных скобок буквой j: гeниj-я, со-тряс-ениj-е. Это позволяет не загромождать запись лишними условными знаками.

 

Приведем пример рассуждения в процессе мор­фемного анализа. Слово освобождение образовано от глагола освободить, что позволяет выделить суф­фикс отглагольного существительного -ениj- (от­мечаем также историческое чередование в корне д — жд). Правильность выделения суффикса мож­но подтвердить аналогичными словообразователь­ными парами (судить суждение, терпеть тер­пение и т.п.). Глагол освободить «сделать свобод­ным» образован от существительного свобода — сле­довательно, в нем выделяются приставка о- и суф­фикс и- (долг — о-долж-и-ть, звук - о-зеуч-и-ть). Слово свобода непроизводное, в нем выделяется корень свобод- и окончание -а. Итак, словообра­зовательная цепочка освобожд[-ений-э] - о-свобо-д-и-ть -> свобода позволяет выделить в составе основы приставку, корень и суффикс: о-свобож-д-ени-е.

Типичные трудности  морфемного анализа (комментарий для учителя)

Различение нулевого окончания и отсутствия окончания. Для наглядности можно указать груп­пы неизменяемых слов (т.е. таких, у которых нет окончания): несклоняемые имена существительные: метро, шимпанзе, салями; простая сравнительная сте­пень имен прилагательных: светлее, сильнее и т.д., междометия: ого, ах.

Разграничение омонимичных морфем. Причиной ошибки при выделении флексии может стать омо­нимия морфем: по нов-ому мосту (окончание при­лагательного) — сделать по-нов-ому (суффикс на­речия); Небо светл-о и прекрасно (окончание крат­кого прилагательного) — Здесь светл-о (суффикс слова состояния); заниматься бег-ом (окончание существительного) — мчаться бег-ом (суффикс на­речия). Разграничение морфем опирается на раз­личение слов различных частей речи.

Словоформы, оканчивающиеся на й, -ий. Мо­жет вызывать затруднение выделение основы слов, оканчивающихся на -ей, -ий (друзей, волчий, прохо­жий). Следует просклонять анализируемое слово и определить, сохраняется ли звук [j] в других слово-

формах. Если [j] не сохраняется, он входит в окон­чание: прохожий прохож-его прохож-ему (ос­нова прохож-ий). Если [j] сохраняется, он входит в основу: друзей друзьjя — друзьjям (основа друзей); волчий — волчьjего волчьjему (основа волчий)

Связанные корни. Некоторые корни не употреб­ляются без словообразовательных аффиксов. Так, сопоставление слов ул-иц-а, npo-ул-ок, ул-очк-а поз­воляет выделить корень -ул-. В словах на-де-тъ, на-де-ва-ть, раз-де-ть выделяется корень -де-.

Близкородственные слова — это слова семанти­чески близкие, поэтому отсутствие смысловой бли­зости не позволяет признать однокоренными слова питать и воспитание, похищать и восхищение, тор­говать и восторг, победить и беда, хотя этимологи­ческий анализ показывает их историческое родство.

Исторические чередования. Выделение корня могут затруднять исторические чередования, важ­нейшие из которых должны быть известны учащим­ся (например: друг, дружить, друзья; уберу, убирать, уборка).

Определение семантики приставок и суффиксов.

Значение словообразовательных аффиксов выявляет­ся при сопоставлении ряда слов, образующих опре­деленную словообразовательную модель. Так, срав­нение словообразовательных пар виновник винов-н-иц-а, мастер — мастер-иц-а, царь — цар-иц-а по­зволяет выделить суффикс -ий- со значением лица женского пола, a в парах лужа — луж-иц-а, книга — книж-иц-а выделяется суффикс -иц- с уменьшитель но-ласкательным значением.

Суффикс -ий- (-]•). Особое внимание следует обратить на суффикс притяжательных прилагатель­ных -ий- (-J-): лисий, волчий, заячий, помещичий, казачий, который часто путают с омонимичными окончаниями: синий, сельский. В формах мужс­кого рода выделяются суффикс -ий- и нулевое окончание, а в формах женского, среднего рода и множественного числа — суффикс, -j- и оконча­ние: заяч-ий, заяч-j-я, заяч-j-e, заяч-j-u.

Суффикс -j- сложно увидеть уже потому, что

выделяется он только с учетом фонетического со­става слова. Эта морфема практически не знакома школьникам, поэтому целесообразно включить со­ответствующие примеры в материал для повторе­ния:

1)  ворон вороньё [-j-o] — суффикс со значени­ем собирательности;

2)  плясун плясунья [-j-a] — суффикс со значе­нием лица женского пола; 3)  зимовать зимовье [-j-э] — суффикс со зна­чением места действия;

4) стул - стулья [-j-a] - формообразующий суф­фикс со значением множественного числа.

 

Чередование к\\ оч одно из самых частот­ных в русском языке - наблюдается не только в корне, но и в суффиксе. Показать различие в мор­фемном строении слов, включающих элемент очк или очн, можно с помощью словообразовательных цепочек, например:

кочк(а) — нечленимая основа;

кадк(а) —>  кадоч-к(а);

кость( ) —» кост-очк(а);

тетрадъ( ) —» тетрад-к(а) —> тетрад-оч-к(а);

желудок   —> желудоч-н(ый); карт(а) —карт-очн(ый);

ель  —ел-к(а) —>   ел-оч-н(ый).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1.  Объясните: почему морфемный анализ начи­нается с определения части речи слова?

2.   Приведите примеры слов с прерывистыми основами. .

3.  В чем особенность выделения основы в сло­вах, оканчивающихся на -ей, -ий!

4.   Почему при выделении корня и суффиксов следует учитывать исторические чередования?

5.  Приведите примеры слов с нулевыми формо­образующими и словообразовательными   суффик­сами.

6.   Почему в некоторых случаях при морфем­ном разборе приходится использовать элементы фонетической транскрипции? Какую морфему (морфемы) невозможно выделить в орфографичес­кой записи слова?

Приведите примеры слов с суф­фиксом -j-.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ№5

1. С помощью словообразовательных цепочек по­кажите различия в морфемном составе слов:

1)  законность, готовность;

2)  центральный, вязальный;

3)  столярничать, сотрудничать.

2. В каждом ряду найдите лишнее слово. Объяс­ните ответ.

1)   Воротник, задачник, ночник.

2)   Разодеть, разомкнуть, разобрать.

3)   Мудрствовать, свирепствовать, чествовать.

4)   Попугайничать, скромничать, лентяйничать.

 

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Ключевое понятие словообразования — произ-водность.

Суть механизма словообразования составляет соотношение производных и производящих слов. В каждом производном слове материально представ­лено или все производящее слово, или его основа: диспансер -> диспансер-изова-(ть); удивленн(ый) -> удивленн-о. Кроме того, значение производного слова определяется значением производящего: садик «не­большой сад», волейболист «тот, кто играет в волей­бол».

Производные слова в русском языке образова­ны различными способами.

Способы словообразования                                        

   Морфологи­ческий

  Префик-        Суффик-        Префиксально-      Безаффикс-       Основосло-         Аббреви-                                                              сальный          сальный       суффиксальный            ный                 жение                 ация

Морфолого-синтаксический

Лексико-синтаксический

Лексико-семантический

1.  Все разновидности морфологического спосо­ба образования слов довольно обстоятельно изуча­ются в средней школе. Остановимся лишь на без-аффиксном (бессуффиксном) способе. Это — обра­зование новых слов без добавления суффикса: ши-. рокий — ширь, глубокий глубь, поливать — полив, выходить — выход.

Не все ученые признают существование безаффиксного способа словообразования. Так, В.В. Ло­патин, Е.А. Земская считают, что в словах типа ширь, даль, бег, поворот следует выделять нулевой словооб­разовательный суффикс. Этот способ словообразо­вания предложили называть нулевой суффиксацией.

2.  Морфолого-синтаксический способ — появле­ние новых слов в результате перехода одной части речи в другую. Употребляясь в качестве другой части речи, слово изменяет лексическое значение и грам­матические признаки.

В современном русском языке наблюдается:

1.   Переход имен прилагательных и причастий в имена существительные (субстантивация): больной человек (прил.) — принимает больного (сущ.), раненый боец (прил.) — принесли ране­ного (сущ.).

2.   Переход числительных в имена прилагатель­ные: первый звонок (числ.) — первый матема­тик в классе (прил.).

3.   Переход причастий в прилагательные: рассе­янные семена (прич.)  — рассеянный взгляд (прил.), изысканные деньги (прич.) — изыскан­ные манеры (прил.).

4.   Переход деепричастий в наречия: стоя на одной ноге (дееприч.) ехать стоя (нареч.), сидя на земле (дееприч.) —разговаривать сидя (нареч.).

5.   Переход имен существительных в наречия: за­ниматься бегом (сущ.) — не догнать бегом (на­реч.), любоваться весной (сущ.) — вернуться вес­ной (нареч.).

3. Лексико-синтаксический способ — сращение ком­понентов словосочетания в одно слово: сего дня — се­годня, сумасшедший — сумасшедший; быстро раствори­мый — быстрорастворимый.

    4. Лексико-семантический способ — появление

новых слов в результате распада многозначного слова на омонимы: крепость вина — старая кре­пость, набрать ягод — набрать текст, состояние здо­ровья — скопить состояние.

 

После повторения способов словообразования напоминаем схему словообразовательного анализа.

1.   Дать толкование лексического значения слова.

2.   Найти слово (сочетание слов), от которого оно образовано, выделить производящую ос­нову.  

3.   Выявить морфему, с помощью которой оно образовано.

4.  Построить словообразовательную цепочку.

5.  Определить способ словообразования. При­вести примеры слов, образованных тем же способом с помощью тех же морфем.

 Приведем примеры словообразовательного ана­лиза.

БЕЗДОННЫЙ

1.   Прилагательное бездонный имеет значение «не имеющий дна, глубокий».

2.   Образовано от слова дно. Производящая ос­нова — -дон- (чередование нуль звука — о).

3.   Образовано с помощью приставки без- и суф­фикса -я-.

4.   Дно —> бездонный.

5.   Слово образовано приставочно-суффиксальным способом (бездомный, бессонный, бесха­рактерный).

НАДПИСЬ

1.  Существителыюе надпись означает «короткий текст на чем-либо».

2.  Образовано от глагола надписать.  Произво­дящая основа — надписа.

3.  Образовано отсечением суффикса -а- (по другой точке зрения — с помощью нулевого сло­вообразовательного суффикса).

4.  Писать  —надписать  —надпись.

5.  Слово образовано бессуффиксным способом

(по другой точке зрения — способом нулевой суффиксации) (запись, вывод, покос).

Обращение к сложным случаям словообразова­тельного анализа поможет ученикам избежать воз­можных ошибок при выполнении тестовых зада­ний.

Существительные типа вход, поход, взлет часто ошибочно относят к словам, образованным при­ставочным способом (по аналогии с ходить — вхо­дить, лететь — взлететь). В качестве производя­щей основы указанных слов выступает глагольная основа, уже имеющая приставку, присоединенную на предыдущем шаге словообразования: ходить  —входить —> вход; лететь —> взлететь —> взлет.

В современном словообразовании в рассматри­ваемых словах выделяют нулевой словообразова­тельный суффикс. Для его выделения необходимы два условия:

1)  слово должно быть производным;

2) должно быть словообразовательное значение, которое в аналогичных словах представлено мате­риально выраженным суффиксом:  широкий  —ширь, широкий —> шир-ин-а.

Нулевой словообразовательный суффикс чаще всего встречается в именах существительных:

1)   со значением абстрактного действия: ходить —> ходО, взлетать —> взлетО;

2)  со значением абстрактного признака: широ­кий —> ширьО, зеленый  —> зеленьО;

3) со значением предмета или лица, имеющего отношение к действию: запасать  —запасО, наки­петь  —> накипьО; вода + падать —>   водопадО.

Наличие в структуре слова приставки и суффикса далеко не всегда свидетельствует о том, что слово образовано приставочно-суффиксальным способом. Например, наречия типа бесчувственно, безболезненно, досрочно ошибочно относят то к приставочному, то к приставочно-суффиксалыюму способу образова­ния. Обращаем внимание учеников на то, что про­изводящей основой для наречия в подавляющем большинстве случаев является основа имени при­лагательного: бесчувственный) —> бесчувственно, без-болезненн(ый) -> безболезненно, досрочн(ый) —досроч­но. Все эти наречия образованы суффиксальным способом.

Слова железобетонный, водопроводный, рыболовст­во и др. часто ошибочно относят к способу основосложения, однако это суффиксальные образова­ния от соответствующих сложных слов: железобе­тон —> железобетонный, рыболов —> рыболовство. Можно указать на то, что сложение основ произо­шло на предыдущей ступени словообразования, а на данной ступени новое слово образуется с помощью суффикса: сер(а) + водород  —сероводород  —> серо­водородный.

С другой стороны, от слов первого типа следует отличать единицы, образованные сложением основ с одновременным присоединением суффикса: черн(ая) смородин(а) —> черносмородинный; пили(пгь) лес -> лесопилка и т.п.

Поскольку суффикс -у- виден только в фонети­ческой записи, многие слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, ошибочно относят к приставочному способу. Обратите вни­мание на типичные словообразовательные модели:

БЕЗ (БЕС) + J: дело —бездельjе; дорога  —бездорожьjе; деньги   —> безденежьjе.

ВЗ (ВС) + J: море —>   взморьjе; холм —> всхолмьjе.

ЗА + J: гора  —> загорь/е; Карпаты —> Закарпатьjе; Байкал  —Забайкальjе.

ПО + J: берег   —> побережjе; Волга —> Поволжьjе.

ПРИ + J: море   —> приморjе; Карпаты—>  Прикарпатьjе.

ПЕРЕ + J:   путь  —>nepenymьje. РАЗ (РАС) + J: путь  —> распуть/е.

Слово может иметь не одно, а два (реже три и более) производящих. Это явление встречается сре­ди имен существительных, прилагательных, глаго­лов и наречий. Например, наречие неаккуратно может быть мотивировано наречием (аккуратно —> не-аккуратно — приставочный способ) или прила­гательным неаккуратн(ьш) —>неаккуратн-о — суф­фиксальный способ). Ср. также: аккуратность  —> не-аккуратность или неаккуратн(ый) —> неаккурат-н-ость ;колено—> на-колен-н(ый)  —> наколенн-ик или колено  —> на -колен-ник.

Разумеется, подобные примеры не должны встречаться в тестовых заданиях.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Какое слово пропущено в словообразователь­ной цепочке?

1)  Тесный —> теснить —> притеснить —>... —> при--теснительница;

2) шнур —> шнуровать —>зашнуровать —>...—> за-шнуровывание;

3) страховать —> перестраховать —> ... —> перестраховочный. Ответ: 1) притеснитель, 2) зашнуровывать,

 3)перестраховка

2.  Объедините слова в словообразовательные це­почки.

Печаль, запеть, опечалиться, отпечаток, про­печь, отпечатать, печалить, печать, петь, пропекать­ся, запевала, опечалить, печь, печатать, запевать, пропекать.

Ответ: печаль —> печалить —> опечалить —> опе­чалиться; печать —> печатать —> отпечатать —> отпе­чаток; печь—> пропечь—>  пропекать —> пропекать­ся; петь —> запеть—>  запевать —> запевала.

3. Определите способ словообразования: безделье, веселье, богомолье.

Ответ: дел(о) —> без-дель-[й]-(е) - приставочно-суффиксальный способ;

весел(ый—>) весельj-(е) — суффиксальный способ;

бог(а) моли(ть) —> бог-о-моль-[й]-е — сложение основ с суффиксацией.

Итак, изучение морфемики и словообразования дает ключ к пониманию процессов словообразова­ния и словоизменения, связи между значением и

структурой слова, закладывает теоретическую осно­ву для применения многих орфографических правил. Обращение к типичным и сложным случаям мор­фемного и словообразовательного разбора поможет избежать возможных ошибок, расширит лингвисти­ческий кругозор наших учеников и подготовит их к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов М. Т., Ипполитова НА., Ладыженская ТА., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе / Под ред. Баранова М.Т. М., 2001.

2.  Копелиович А.Б. Правило йотированной бук­вы при морфемном анализе // Русский язык в шко­ле, 2000, № 4.

3.  Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоре­тический курс для школьников: http://www.gramota.ru.

4.  Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. М., 1977.

5.   Милославский И.Т. Как разобрать и собрать слово. М., 1993.

6.   Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование. М., 1984.

7.  Панова Е.А., Позднякова А.А. Справочные ма­териалы по русскому языку для подготовки к экза­менам. М.: ACT, 2004.

8.  Текучее А. В. Методика русского языка в сред­ней школе. М, 1980.

9.  Тихонов A.M., Лагутова Е.И. Множественность словообразовательной структуры наречий // Рус­ский язык в школе, 1978, № 6.

10.   Шанский Н.М. Основы словообразователь­ного анализа. М., 1953

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ

/. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообра­зовательных единиц русского языка. М.: Астрель, 2005.

2.  Ким О.М., Островкина Е.И. Словарь грамма­тических омонимов русского языка. М.: Астрель, 2004.

3.  Потиха З.А. Как сделаны слова в русском язы­ке. Л., 1974.

4.  Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1999.

5.   Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. М.: Русск. яз., 1990.

6.   Тихонов А.Н. Школьный словообразователь­ный словарь русского языка. М, 2005.

7.   Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. М., 2002.

 


 

Типология заданий. Трудные случаи морфемного и словообразова­тельного разбора

Типология заданий. Трудные случаи морфемного и словообразова­тельного разбора

Зна­ния учащихся о морфемике и словообразовании должны постоянно углубляться при изучении мор­фологии, однако вопросы словообразования раз­личных частей речи далеко не всегда в центре вни­мания учителя

Зна­ния учащихся о морфемике и словообразовании должны постоянно углубляться при изучении мор­фологии, однако вопросы словообразования раз­личных частей речи далеко не всегда в центре вни­мания учителя

Важно помнить, что значения многих слов не являются простой суммой значений морфем

Важно помнить, что значения многих слов не являются простой суммой значений морфем

В.Б. Бабайпевой, а также в «Словаре мор­фем русского языка»

В.Б. Бабайпевой, а также в «Словаре мор­фем русского языка»

В каком слове нет приставки над? 1)

В каком слове нет приставки над? 1)

МЕТОДИКА И ПРАКТИКА МОРФЕМНОГО

МЕТОДИКА И ПРАКТИКА МОРФЕМНОГО

Распределите слова на две группы: 1) слова с нулевым окончанием; 2) слова, не имеющие окончания

Распределите слова на две группы: 1) слова с нулевым окончанием; 2) слова, не имеющие окончания

Наи-меньший, под-бежать, по-больше; 2) собра-л-а, велич-яйш-ий, наи- худший; 3) бережн-ее, чита-л-а, издавн-а; 4) пере-пилить, ши-л-и, весел -ей

Наи-меньший, под-бежать, по-больше; 2) собра-л-а, велич-яйш-ий, наи- худший; 3) бережн-ее, чита-л-а, издавн-а; 4) пере-пилить, ши-л-и, весел -ей

МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ. Выполнение развернутого морфемного анализа на экзамене не требуется, однако содержание от­дельных заданий предполагает, что учащиеся долж­ны уметь установить состав слова

МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ. Выполнение развернутого морфемного анализа на экзамене не требуется, однако содержание от­дельных заданий предполагает, что учащиеся долж­ны уметь установить состав слова

Различение нулевого окончания и отсутствия окончания

Различение нулевого окончания и отсутствия окончания

Суффикс -ий- (-]•). Особое внимание следует обратить на суффикс притяжательных прилагатель­ных -ий- (-

Суффикс -ий- (-]•). Особое внимание следует обратить на суффикс притяжательных прилагатель­ных -ий- (-

Приведите примеры слов с суф­фиксом - j -

Приведите примеры слов с суф­фиксом - j -

Этот способ словообразо­вания предложили называть нулевой суффиксацией

Этот способ словообразо­вания предложили называть нулевой суффиксацией

БЕЗДОННЫЙ 1. Прилагательное бездонный имеет значение «не имеющий дна, глубокий»

БЕЗДОННЫЙ 1. Прилагательное бездонный имеет значение «не имеющий дна, глубокий»

О, наки­петь — > накипьО; вода + падать — > водопадО

О, наки­петь — > накипьО; вода + падать — > водопадО

Ср. также: аккуратность —> не-аккуратность или неаккуратн(ый) —> неаккурат-н-ость ;колено —> на-колен-н(ый) —> наколенн-ик или колено —> на -колен-ник

Ср. также: аккуратность —> не-аккуратность или неаккуратн(ый) —> неаккурат-н-ость ;колено —> на-колен-н(ый) —> наколенн-ик или колено —> на -колен-ник

Милославский И.Т. Как разобрать и собрать слово

Милославский И.Т. Как разобрать и собрать слово
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2020