Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема: «Морфемный и словообразовательный разбор слова»
Учитель: Тулпарова Ф.Р.
Цели урока: овладение навыками морфемного и словообразовательного разбора слова.
Задачи:
Образовательные: развитие орфографических и пунктуационных навыков; научить определять способы словообразования слов в русском языке; при помощи ярких деталей совершенствовать умение выделять морфемы в словах.
Развивающие: развивать навык производить словообразовательный и морфемный разбор слова, мотивацию к аналитической деятельности; формировать умение работать и мыслить самостоятельно; вызывать стремление к активной практической деятельности на уроке; развивать умение мотивировать свои суждения.
Воспитательные: воспитывать культуру речевого общения, любовь к родному слову; интерес к изучению языка, слова, уважительное отношение друг к другу.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Ход урока:
1.Организационный этап
2. Проверка домашнего задания
3. Повторение изученного материала
1. Беседа.
— Что такое морфема? (Значимая часть слова.)
— Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)
— Что такое приставка? для чего она служит? (Приставка — это значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.)
— Что такое корень? Для чего он служит? (Корень — главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.)
— Что такое суффикс? Для чего он служит? (Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня или после другого корня и служит для образования новых слов.)
— Что такое окончание? Для чего оно служит? (Окончание — это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.)
— Как отделить окончание от основы слова? (Для этого нужно просклонять слово по падежам; та часть слова, которая будет при склонении меняться — и есть окончание.)
— Что такое нулевое окончание? (Нулевое окончание — это такое окончание, которое проявляется в слове только при его изменении.)
Исходное слово |
Приставочный способ |
Суффиксный способ |
Приставочно- суффиксный способ |
лес |
|
|
|
|
прогулять |
|
|
|
|
березовый |
|
|
|
|
подосиновик |
зима |
|
зимний |
|
|
связать |
|
|
|
|
|
подделка |
|
|
|
|
|
потрясти |
|
|
|
|
|
|
Лов (рыбы) |
|
|
|
|
|
кованый |
|
— Что такое однокоренные слова? (Однокоренные слова — это слова, имеющие общий корень.)
— Что такое варианты морфем? (Варианты морфем — это случаи, когда при изменении слова меняется звук в какой-либо морфеме.)
2. Практическая часть
Работа с таблицей.
Задание. Заполнить пропуски, где это возможно (там, где слово образовать нельзя, ставится прочерк).
4. Словарная работа
Шедевр, пельмень, карандаш, винегрет, помидор, вагон, велосипед, древнерусский язык, исторические изменения, этимологический словарь.
5. Работа по теме урока
План СО разбора
1. Подобрать производящее слово
2. Определить, при помощи каких морфем образовано слово
3. Определить способ образования слова
Образец разбора:
Бесспорный
1. Производящее слово- спорный
2. СО средство – приставка бес-
3. Способ образования – приставочный
Бесспорный- спорный
План морфемного разбора
1. Определить, какой частью речи является слово
2. Выделить окончание (у изменяемого слова)
3. Выделить основу слова
4. Подобрать однокоренные слова и выделить в слове корень
5. Выделить в слове приставку и суффикс (если они есть). Для этого подобрать слова с другим корнем, но с этим же приставкой и суффиксом.
Образец разбора:
1) Безлунный – имя прилагательное
2) И.п. безлунный
Р.п. безлунного
Д.п. безлунному
3) безлунн-
4) луна, лунный, лунатик – -лун-
5) безработный, безнаказанный – без-
Каменный, влажный, умный - -н-
Безлунный
6. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
7. Домашнее задание.
Выполнить морфемный разбор слов: прибрежный, диванный, сверхзвуковой, трудноватый
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.