Морфологические разборы по русскому языку
Оценка 4.7

Морфологические разборы по русскому языку

Оценка 4.7
Памятки
doc
русский язык
5 кл—11 кл
25.01.2017
Морфологические разборы по русскому языку
Публикация является частью публикации:
Памятки по РЯ 5 кл Ладыженская.doc
Стили речи Разговорный  Художественный  Научный         Сообщают   научные сведения, объясняют факты. красочно Писатель изображает какое­то событие,   явление   природы, чувства человека и т.д. Человек   делится   с   кем­либо своими   мыслями,   выражает свои чувства в непринужденной обстановке. ________________________________________________________________________ Транскрипция (от лат. «переписывание») – запись слов в полном соответствии с их звучанием. Знаки транскрипции: слово в скобках     [   ] знак мягкости согласного     , ударение в слове       ____________________________________________________________________________________________ _ Орфограмма – написание слов по орфографическим правилам или по традиции. Орфограммы­буквы (или буквенные орфограммы) могут находиться:   в приставке (подписать)  в корне (роса, пруд)  в суффиксе (ротик)  в окончании (на горке, в синем небе) Способы проверки правильности написания безударных гласных и написания звонких и глухих согласных  в корне слова Подбор однокоренных слов Изменение слова Безударная гласная в корне слова Проверяемая ударением Непроверяемая ударением ­   нужно   изменить   слово   или   подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением. Деревья (дерево), косить (косит). Лесной (лес), колосок (колос, колосья). ­   нужно   запомнить, затруднения орфографическому словарю. Октябрь, хризантема. обратиться     в   случае к   Согласная в корне слова Проверяемая Непроверяемая ­   нужно   изменить   слово   или   подобрать однокоренное   слово,   в   котором   после ­   нужно   запомнить,   в   случае затруднения   обратиться   к проверяемой   согласной   стоит   гласная   согласные Л, М, Н, Р. Дуб (дубы). Дорожка (дороженька). Круг (круги, круглый).   или орфографическому словарю. Футбол, хоккей. Непроизносимая согласная в корне слова ­ нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится  отчетливо. Поздний (опоздать), устный (уста). Но: опасный – опасен, вкусный  вкусен, чудесный – чудеса, прекрасный – прекрасен. Буквы И, У, А после шипящих ­ после шипящих Ж, Ч, Ш , Щ пишутся гласные И, У, А (не пишутся Ы, Ю, Я!!!). Жизнь, чудо, ширь, площадь. Исключения: брошюра, жюри, парашют. Разделительные Ъ и Ь Ъ Ь ­   пишется   перед   буквами   Е,   Ё,   Ю,   Я после приставок на согласные. Объяснение. ­ пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И. Пью, семья, соловьи, пьеса, серьёзный. Раздельное написание предлогов с другими словами ­ предлоги пишутся отдельно от тех слов, перед которыми они стоят. В лесу (лес), в (еловом) лесу; обо мне (я). Но: влететь (в­ – приставка). Предлоги из­под и из­за пишутся через дефис – маленькую черточку между  словами. Дефис – это тоже орфограмма. Текст  ­ это речевое произведение, состоит из предложений, связанных  темой;  основной мыслью;  последовательностью изложения (действий, событий и т.д.);  принадлежностью определенному стилю. Текст можно озаглавить. Самостоятельные  Служебные  Части речи 1) имя существительное 2) имя прилагательное 3) имя числительное 4) местоимение 5) глагол 6) наречие 1) предлог 2) союз 3) частица Глагол  ­ это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние  предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие формы (бегать,  побежать) 1­е лицо я говорю,  мы говорим Настоящее (говорю) Глаголы изменяются:  По лицам 2­е лицо ты говоришь, вы говорите По числам 3­е лицо он говорит, они говорят ед. ч. пишет читает мн. ч. пишут читают Время глаголов Прошедшее (говорил, поговорил) Изменяется по родам и числам  (ж.р., ед.ч. – я говорила;  м.р., ед.ч. – он говорил; мн.ч. – вы говорили) ­Тся / ­ться в глаголах Будущее (буду говорить, поговорю) ­ться что делать? (купат  ь  ся) что сделать? (напит  ь  ся) ­тся что делает? (купается) что сделает? (научится) Личные окончания глаголов I спряжение II спряжение ед. ч. ­у (­ю) ­ешь ­ет мн. ч. ­ем ­ете ­ут (­ют) НЕ с глаголами ед. ч. ­у (­ю) ­ишь ­ит мн. ч. ­им ­ите ­ат (­ят) Лицо 1­е 2­е 3­е слитно ­ без НЕ не употребляется (ненавидеть, недолюбливает, негодует) раздельно ­ всегда (не любит, не видит, не ходит) Алгоритм определения спряжения глагола а) выяснить, ударное или безударное окончание (если ударное, то спряжение глагола определяется по нему: жмут – I спр.; кричат – II спр.); б) если окончание безударное, ставим глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?); в) выяснить, оканчивается ли глагол на ­ить или является исключением (тогда это глагол II спр.); если нет, то глагол I спр. I спряжение Брить, стелить Все остальные глаголы (на ­еть, ­ать, ­оть,  ­уть,­ыть и другие  II спряжение Все глаголы на ­ить (кроме брить, стелить)  Семь   глаголов   на  ­еть: зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть. Четыре   глагола   на  ­ать: слышать.  терпеть,   вертеть,   обидеть,  гнать,   держать,   дышать, Запомните написание начальной формы глаголов:  таять, реять, веять, сеять, чуять, лаять, каяться, маяться, надеяться, лелеять ­ I спр. клеить – II спр. Имя существительное ­ это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (стол, дерево, человек, девочка) Склонение имен существительных 1 скл. Ж.р, М.р. на ­а, ­я 2 скл. М.р., Ср.р. на согласный; на ­о, ­е 3 скл. Ж.р. на согласный с Ь на конце Род В И.п. ед.ч. оканчивается Окончания ­е / ­и у существительных в единственном числе Падежи  Р.п. Д.п. П.п. 1 скл. ­и (­ы) ­е ­е 2 скл. ­ ­ ­е 3 скл. ­и ­и ­и Это правило не относится к существительным с окончаниями на –ия, ­ие, ­ий!!! Имя прилагательное ­ это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает  на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? (красивая, белый, охотничья) Местоимение  ­ это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и  количества, но не называет их. (я, мы, он) 1­е лицо я, мы Личные местоимения 2­е лицо ты, вы Синтаксис 3­е лицо он (она, оно), они ­ это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение,  текст, а также правила их построения. ­ это раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и  правила их постановки. Пунктуация Словосочетание (сл/соч или с/с)  ­ сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по  смыслу и грамматически. Сл/соч состоит из двух частей: главной и зависимой.  Виды сл/соч (по характеру главного слова) Глагольные Главное слово  выражено глаголом.       гл.        что? Выбрать профессию Именные Главное слово выражено именем  существительным, именем  прилагательным, именем числительным,  местоимением.      сущ.         чей? Кабинет директора;           Белый от снега   числит.   где? Пятый справа;              Я с тобой                                   прил.       от чего?                                мест.     с кем? Наречные Главное слово –  наречие. нар.            Вдали от дороги от чего? Порядок разбора сл/соч 1. Назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос. 2. Определить, какой частью речи является главное слово. 3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово. 4. Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого  слова или окончание и предлог). 5. Указать вид словосочетания (именное, глагольное, наречное).                                                          прил.       какие?            сущ. Юные спортсмены (именное с/с) Виды предложений по цели высказывания Повествовательные  Вопросительные  ­ сообщается о чем­либо. ­ содержится вопрос. Побудительные    побуждают   кого­либо   к ­ действию, приказывают, просят. Восклицательные предложения  – это повествовательные, вопросительные и побудительные предложения выражающие какие­либо сильные чувства Тире между подлежащим и сказуемым ­ оба главных члена предложения выражены именем существительным в И.п. ­ в предложении есть слова это (вот).              сущ. И.п.  сущ. И.п.               сущ. И.п.                 Мой отец      –   строитель.     Глагол – это самостоятельная часть речи. это что такое?                              кто такой?  сущ. И.п. Грамматическая основа ­ это главные члены предложения (подлежащее, сказуемое) Подлежащее  Сказуемое    состояние, ­   главный   член   предложения,   который называет того, кто действует, испытывает какое­либо обладает определенным   признаком.   Отвечает   на вопрос   кто?   что?.   Обычно   выражается именем или местоимением в И.п. существительным       ­   главный   член   предложения,   который   состояние   или называет   действие, признак   подлежащего.   Отвечает   на вопросы   что   делает   предмет?   каков (какой) предмет? что такое предмет? кто такой? Обычно выражается глаголом, но может   быть   выражено   именем существительным именем прилагательным. и     Распространенные и нераспространенные предложения Распространенные предлож. Нераспространенные предлож. (распр.) (нераспр.) ­ предложения, в которых есть и главные и второстепенные члены предложения.    сущ.              гл. Рощи вспыхнули вдали. ­ предложения, в которых только главные члены предложения.        гл.              сущ. Блёкнут травы. Второстепенные члены предложения Дополнение ­   второстепенный   член предложения,   который отвечает   на   вопросы косвенных падежей (Р.п. – П.п.).   Обычно   выражается именем   существительным или   местоимением   в косвенном   падеже. Подчеркивается пунктиром. сущ.                    гл.     Сойка разгребает листья.    сущ. что?    Определение ­   второстепенный   член предложения,   который отвечает   на   вопросы какой?   чей?   и   обозначает признак предмета. Обычно выражается прилагательными. Подчеркивается волнистой линией.     гл.               прил.            Падают разноцветные         сущ. листья. какие? Обстоятельство ­ второстепенный член  предложения, который  отвечает на вопросы где?  когда? куда? откуда? как?  почему? зачем?,  обозначает место, время,  способ действия. Обычно  выражается наречием или  существительным в  косвенном падеже.  Подчеркивается пунктир с  точкой. сущ.                             гл.          Тропинка спустилась вниз.      сущ.         По тропинкам бродит      сущ. осень. где?               куда?     нар. гл.

Морфологические разборы по русскому языку

Морфологические разборы по русскому языку

Морфологические разборы по русскому языку

Морфологические разборы по русскому языку

Морфологические разборы по русскому языку

Морфологические разборы по русскому языку

Морфологические разборы по русскому языку

Морфологические разборы по русскому языку

Морфологические разборы по русскому языку

Морфологические разборы по русскому языку

Морфологические разборы по русскому языку

Морфологические разборы по русскому языку

Морфологические разборы по русскому языку

Морфологические разборы по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2017