Морфологический анализ глагола
Оценка 4.6

Морфологический анализ глагола

Оценка 4.6
docx
23.06.2024
Морфологический анализ глагола
5_157_Морфологический_анализ_глагола.docx

Дата:

Класс: 5

Учитель:

Предмет: Русский язык

 

Тема: «Морфологический анализ глагола»

 

1.        Контролируемые элементы содержания

 

·           Средства связи предложений в тексте

 

2.        Контролируемые умения

 

·           Развитие навыков содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия

 

3.        Проверяемые элементы содержания

 

·           Средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова и др.)

 

4.        Предметные умения

 

·           Распознавать основные признаки текста; членить текст на композиционно-смысловые части (абзацы); распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного)

 

5.        Личностные результаты

 

·           Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира

·           Проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России

 

6.        Функциональная грамотность

 

·           Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов

Тип урока: Урок освоения новых знаний и умений

Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/fa25d116

 

 

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

1.        Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

 

1.1    Мотивация на учебную деятельность

Глагол

Какой общей темой объединены эти слова?

 

1.2    Актуализация опорных знаний

 

1)Игра «Интревью». Представьте, что вы интервьюеры, и вам необходимо задать по 3 вопроса друг к другу по теме «Глагол» (5 минут).

2)Буквенный диктант:

Мы с вами на прошлых уроках выяснили, что правописание окончаний вызывает наибольшую трудность. Давайте еще раз в парах повторим алгоритм написания, поработаем над буквенным диктантом и проведем самопроверку.

Буквенный диктант (дети записывают только безударную гласную окончания)

1. Вертит

2. Клеим

3. Пишешь

4. Плещещь

5.Слышишь

6. Стелем

7. Думаешь

8. Обидит

9. Знакомишь

10.Думаем

А теперь осуществим взаимопроверку: поставьте +\- напротив ответа.

1.И, 2.И, 3.Е, 4.Е, 5.И, 6.Е, 7.Е, 8.И, 9.И, 10.Е

 

1.3    Целеполагание

Давайте вспомним: какой вид работы нам помогает обобщить знания о признаках слова как части речи (ответы детей: морфологический разбор).

Итак, тема урока: «Морфологический разбор глагола».

Каковы будут цели урока? (ответы детей)

Что нам нужно, чтобы успешно выполнять морфологический разбор глагола?( знать признаки глагола, уметь их определять, вспомнить план разбора).

 

2          Освоение нового материала

 

2.1    Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Схема

Посмотри, в каком порядке выполняется морфологический анализ глагола. Подумай и ответь на вопросы. 

·            Какие постоянные признаки глагола не указаны на слайдах? Вспомни эти признаки (с этими признаками ты встречался, когда работал с облаком слов).

·            Каким членом предложения является глагол?

 

2.2. Проверка первичного усвоения

 

Образец письменного анализа глагола


Внимательно прочитай образец письменного анализа глагола и запомни его.

 

Ласковый ветерок приносит горьковатый аромат.

 

Приносит — глагол.

1.         I. (Что делает?) приносит.

Начальная форма — приносить. Обозначает действие предмета.

1.         II. Морфологические признаки:

а) постоянные:

вид совершенный или несовершенный;

переходность/непереходность;

возвратность/невозвратность;

спряжение I или II;

б) непостоянные:

наклонение (изъявительное, повелительное или условное);

время (только в изъявительном наклонении);

число единственное или множественное;

лицо (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения, в повелительном наклонении);

род (прошедшее время изъявительного наклонения, условное наклонение).

III. Ветерок (что делает?) приносит. В предложении является сказуемым.

 

3          Применение изученного материала.

 

3.1    Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

 

Диктант «Северный олень»

Списать, вставить недостающие буквы и знаки препинания.

 

     На Север.. снег да лёд и лето быва..т короткое-короткое. Сена там (не)накос..шь ни корову ни лошадь зимой (не)прокорм..шь.  Только северный олень уме..т  там жить. Он копытами снег разгреба..т доста..т лишайник- ягель. Чьё молоко пьёт на Север.. человек? Оленье. На чём езд..т? На олен... Не прожит.. без оленя в  тех местах человеку.

 

}   1. Выписать по 1 глаголу совершенного и несовершенного вида.

}   2. Выписать по 1 глаголу 2лица единственного числа, 3 лица единственного числа.

}   3. Выписать по 1 глаголу 1 и 2 спряжения.

}   4. Выполнить морфологический разбор

 одного  глагола.

 

3.2    Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

 

1. Прочитай текст. Подумай, когда происходит действие? Глаголы какого времени употреблены автором? Почему? С помощью чего достигается эффект настоящего времени?

Выпиши глаголы, определи их время, спряжения и обозначь окончания.

Выполни морфологический разбор указанного глагола (работа у доски по вариантам) с взаимопроверкой.

 

Жили мы на даче, в горах. За садом, шагах в пятидесяти, было озерцо. Над озерцом склонялась скала, и из трещины в ее стене бил довольно мощный родник. Вода была ледяная и прозрачная. На дне сверкали гладкие, пестрые галечки.

И вот как-то разразилась гроза.

Вас когда-нибудь заставала гроза в горах? Нет? Ну и хорошо, что не заставала.

Молнии вспыхивают одна за другой. Дождь льет сплошной стеной. Вода ревет, стекая бурными потоками с гор.

Громовые раскаты кажутся несмолкаемыми. Ведь звук в горах повторяется много раз.

Хозяйка дачи волновалась. Ведь много бед может принести разбушевавшаяся стихия. Случалось, что ливнем смывало целые плантации, огороды, посевы на полях.

(По В. Зенковичу)

4.        Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

4.1 Диагностика/самодиагностика

 

1.        Признак, который указывает на то, что действие возвращается к говорящему.

2.        Категория глагола, которая показывает отношение к действительности.

3.         Бывает совершенным и несовершенным у глагола.

4.         Прошедшее, настоящее, будущее – это какой признак глагола?

5.        Каким членом предложения чаще всего бывает глагол в предложении?

6.        Признак глагола, указывающий на то, что глагол может сочетаться с существительным в винительном падеже без предлога.

7.        Какая морфема есть у глагола и его форм?

8.        Изменение глагола по лицам и числам.

9.        В какой форме глагола нельзя определить время, число, род, лицо?

10.    Что обозначает глагол?

11.    Что можно определить у глагола в прошедшем времени?

12.    Какая морфема находится перед окончанием у глагола?

 

5.        Подведение итогов, домашнее задание

 

5.1    Рефлексия

·           сегодня я узнал…

·           было интересно…

·           было трудно…

·           я выполнял задания…

·           я понял, что…

 

5.2    Домашнее задание. Составить самостоятельно лингвистическую сказку по теме «Глагол».


 

Скачано с www.znanio.ru

Дата: Класс: 5 Учитель:

Дата: Класс: 5 Учитель:

Какой общей темой объединены эти слова? 1

Какой общей темой объединены эти слова? 1

Какие постоянные признаки глагола не указаны на слайдах?

Какие постоянные признаки глагола не указаны на слайдах?

На Север.. снег да лёд и лето быва

На Север.. снег да лёд и лето быва

Домашнее задание. Составить самостоятельно лингвистическую сказку по теме «Глагол»

Домашнее задание. Составить самостоятельно лингвистическую сказку по теме «Глагол»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2024