«Мотив к участию в конкурсной деятельности
учащихся в образовательном процессе»
Современное общество нуждается в людях, которые способны креативно, нестандартно и качественно решать возникающие проблемы. Новые социальные запросы и обусловили в образовании повышенный интерес к идеям развивающего обучения через конкурсную деятельность. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такие ключевые компетенции как творческое мышление, самостоятельность в принятии решений, инициативность.
Именно через активную конкурсную деятельность, которая сейчас является неотъемлемой частью образовательного процесса в обучении и воспитании учащихся, оказывает благотворное влияние на развитие познавательной деятельности и важной частью целостного развития каждого школьника. Развитие конкурсной деятельности в школе является серьезной поддержкой для одаренных детей. В результате опытным путем определяются пути развития заложенных в учащихся задатков через использование современных инновационных технологий к организации учебного процесса, направленного на развитие способностей обучающегося. Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы учащихся, рождает интерес к познавательной деятельности.
Участие в конкурсах ставит перед школьниками конкретную цель: возможность проверить свою компетентность и конкурентоспособность, приобретая бесценный опыт публичных выступлений. Как ни парадоксально, поражение тоже может стимулировать к личностному росту. Это во многом зависит от руководителей участников. Необходимо найти нужные слова, оптимистично рассмотреть все минусы и помочь приобрести ребенку позитивный опыт. В первую очередь нужно дать понять, что конкурс – ни способ победы, а возможность научиться чему-то новому на наглядном примере других участников. Часто бывает, что успех приходит не сразу, и у ребенка появляется страх перед поражением. Тут важно научить его извлекать выгоду из своей неудачи, научить получать опыт из этого. Известная поговорка «Москва не сразу строилась» очень актуальна в этой ситуации. Если педагог сможет правильно настроить ученика, у последнего возникает так называемый спортивный интерес. Ребенок начинает задаваться вопросом: почему его соперники равны ему по возрасту, но у них получается выбиться на вершину пьедестала, а у него нет. Ученик на конкурсах в первую очередь должен слушать других участников, смотреть на них, перенимать их опыт и учиться видеть чужие ошибки и недочеты. Таким образом, накапливается определенный багаж из собственного опыта и личного впечатления от восприятия выступлений других школьников.
Все мы прекрасно понимаем, что мотивация познавательной деятельности - первый шаг на долгом, тернистом пути обучения. Это применимо не только к вопросу о конкурсах, но и вообще к любому учебному или внеучебному действию. Правильно организованная мотивация - залог успеха. Именно организованного, так как большую роль в формировании мотивации отводится именно учителю:
- Насколько будет убедителен сам учитель, например, повествуя о конкурсах;
- насколько он будет сам поистине увлечен тем, что он пытается донести детям (а это отлично чувствуется и по воодушевленному голосу и пр.);
- насколько он сам будет отчетливо представлять ценность того или иного мероприятия, ровно настолько учитель найдет отклик своих учеников.
Недостаточно только дать информацию, надо чтобы учащиеся ей заинтересовались и захотели ее взять; недостаточно только говорить о возможных результатах, надо чтобы эти результаты захотелось достичь.
Мотив — внутреннее побуждение к тому или иному виду активности, связанной с удовлетворением определённой потребности. Мотивация - это одна из самых сложных задач психологии. Представление о мотивации возникает при попытке объяснения поведения. Это поиск ответов на вопросы: Зачем? Для какой цели? Ради чего? Какой смысл? Какие факторы мотивируют ученика к участию в конкурсах и конференциях? Наивысшей престижной социальной потребностью человека является самореализация, достижение высокой оценки и уважение окружающих.
Любой человек, будь то ребенок, будь то взрослый, действие совершает по собственному желанию - в основе поступка будет лежать его собственный мотив. Ясно, что положительный мотив несет в себе массу преимуществ: с успехом преодолеваются трудности, по-другому организуется время и пространство, спокойнее воспринимаются неудачи, ощущается мобилизация внутренних сил. Учитель должен по-партнерски обмениваться впечатлениями, необходима взаимная поддержка, совместное переживание - это поможет в поддержании желания действовать в этом направлении.
Как варианты формирования мотивации участия в конкурсах мне бы хотелось предложить через такие подходы как научно – практические конференции на школьном уровне, а только потом при выявлении одаренных детей переходить на следующую ступень, портфолио учащихся – как результат достижения и доска почета как мера публичной самореализации.
1. Научно – практическая конференция
У каждого из нас есть задатки, которые обусловлены наследственностью, т.е. обусловлены генами, которые передаются из поколения в поколение, развиваются в процессе обучения и практики, перерастая в способности.
Способности и задатки взаимосвязаны, но имеют разную природу. Задатки мы получаем еще до рождения, а умения нуждаются в развитии. На базе способностей развиваются склонности – предпочтения относительно определенных видов деятельности. То есть, чем интереснее заниматься.
Склонности – важный мотивирующий фактор к развитию личности.
Способности человека – это фундамент для его самореализации.
Способности человека бывают таких видов:
· Интеллектуальные – усвоение новой информации;
· Конструктивно-технические – создавать новые механизмы;
· Логико-математические – экономисты, программисты;
· Творческие – фантазия и оригинальность для выходы из нестандартных ситуаций;
· Литературные – передача мыслей через контекст - журналисты;
· Музыкальные – ритм, воспроизводство мелодии;
· Физические – возможность тела – спорт, танцы, военная подготовка;
· Межличностно-коммуникативные – умение устанавливать связи – это общественные деятели, психологи
Поскольку умения появляются из задатков только в процессе обучения и практики, то для их развития требуются регулярные занятия и упражнения. Теоретическая часть помогает получить необходимые знания, а именно практика дарит бесценный опыт.
Итак, теория должна основываться не только на полученных знания данных на учебном школьном курсе, а именно на самостоятельном надпредметном уровне, взятая из дополнительных источников информации – интернет ресурсы, интервью, энциклопедии, научные монографии, публицистические труды. А реализацию практики необходимо преобразовать через исследовательскую и социально проектную деятельность первоначально на школьном уровне. Так как только на школьном уровне необходимо начать обучение данных видов технологий как индивидуальные и групповые работы, которые можно распределить как на возрастные так и по учебным отраслям. Включение учащихся в реальную самостоятельную практическую деятельность по разрешению одной из проблем своими силами, именно тогда они смогут оценить свои способности, и есть вероятность, что ребята смогут двигаться дальше в этой сферы и предопределить выбор будущей профессии.
Исследовательская и социально-проектная деятельность в условиях реализации ФГОС сегодня это основные инновационные образовательные технологии развивающегося обучения и воспитания личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.
Целью организации исследовательской и социальной проектной деятельности учащихся является:
- формирование творческой активности, развитие самостоятельности, мотивации, создание условий для самореализации чего так не хватает нашим детям.
Через участие в социальном проектировании – социальные явления и проблемы местного значения повышается общий уровень культуры школьников за счет получения дополнительной информации, закрепляется навык коммуникации в группе. Эти навыки и умения, полученные в ходе работы в исследовании или проекте, школьники приобретают личную успешность в допрофессиональном пути. Т. к. разработчики проекта описывают свое предположение — за счет чего может быть разрешена социальная проблема; придумывают основную, базовую идею, на основе которой можно построить лестницу конкретных шагов, действий, направленных на достижение цели.
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
· социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
· социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);
· социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
· социальная среда и ландшафт: ландшафт в целом, внешнее и внутреннее благоустройство школы, пандусы, остановки, реклама, места отдыха, игровые площадки.
На внутришкольном уровне необходимо организовывать научно-практические конференции по учебным секциям с целью выявление наилучших работ одаренных детей. Ключевой формой защиты достижений исследования или проекта через презентацию, макет, фото-видео-отчета, буклета, на основе которой формируются основные компетенции учащихся.
2. Портфолио учащегося – как результаты достижений
Еще как вариант для формирования мотивации - это работа над пополнением наград портфолио учащегося. В конце учебного года на классных часах и линейках необходимо подводить итоги достижений и результатов деятельности учащихся в учебном году. А здесь работает психологический аспект – конкуренция внутри класса среди одноклассников и среди учащихся школы, т.к. я напоминаю, наивысшей престижной социальной потребностью человека является самореализация, достижение высокой оценки и уважение окружающих.
3. Доска почета как мера публичной самореализации
А еще можно попробовать тематические стенды "Мы гордимся", «Лучшие ученики школы» где демонстрируются успехи конкретного ученика - его грамоты с участием, победами, фото кубков, медалей и пр.
Четко организованная работа на этом фронте в итоге отличный мотив к участию в конкурсах разного уровня.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.