Мотивация учащихся к обучению при использовании системно- деятельностного подхода на уроке математики 4 класс
Оценка 4.6

Мотивация учащихся к обучению при использовании системно- деятельностного подхода на уроке математики 4 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
математика
4 кл
07.04.2019
Мотивация учащихся к обучению  при использовании системно- деятельностного подхода на уроке математики 4 класс
В данной разработке дан подробный анализ системно-деятельностного подхода на уроке математике по теме: " Деление с остатком и нацело"Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
конспект урока по математике 4 класс деление с остатком.docx
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема. «Системно-деятельностный подход на уроке математики «Деление с остатком и деление нацело» I. Введение. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает совокупность приёмов, способов организации рассмотрении объекта, как целостного множества элементов в совокупности отношений и связи между ними. Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Системно – деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить). Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения. На уроках учитель организует поиски учащимися знаний, решений; управляет этими поисками, развивая познавательную деятельность учащихся; учит учиться. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Для построения образовательного процесса, отвечающим всем данным требованиям, педагогу крайне необходимы конкретные, знания ФГОС и умения их реализовать в практике. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Курс математики в начальной школе призван решать следующие задачи: создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения; сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач; обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе; сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся; выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер. II.Творческая разработка урока по математике Тип урока: Открытие новых знаний Тема урока: Деление с остатком деление нацело. Цели урока. Обучающая – создание условий для самостоятельного «открытия» учащимися нового способа деления с остатком и деления нацело; формирование вычислительных умений по выполнению действия деления с остатком в множестве целых натуральных чисел; Развивающая - развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы. Воспитательная - воспитание культуры общения в малых группах. Методы: проблемный, частично – поисковый, рефлексивный, деятельностный. Ход урока I.Организационный этап Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. Учитель организует учащихся, создает благоприятную эмоциональную атмосферу на уроке. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Только тот, кто много знает- В жизни что-то достигает! II. Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания” Повторение: табличные случаи деления 2.1Создание «ситуации успеха» 1.Математическая эстафета Решить примеры 35:7 36:6 32:4 42:6 48:8 49:7 54:9 56:7 63:7 -Как называются компоненты при делении? 2. Решить задачу, записанную на доске (слайд ) Маша и Миша ждут в гости четырёх друзей. Мама сказала, чтобы они угостили их конфетами. Миша решил заранее разделить конфеты между 6 детьми поровну. В вазе было 12 «Васильков», 15 «Ромашек» и 18 «Юбилейных». Найдите способ, который поможет Мише разделить конфеты. 12:6=2 18:6=3 15:6-? III. Постановка темы и целей урока (формулирование проблемы). Цель: обсуждение затруднений 3.1 Почему не получается разделить выражение 15:6-?, ведь вы так легко справились с первыми двумя на доске? (Не знаем способа деления чисел, которые не делятся полным числом. Мы раньше не встречались с таким делением.) 3.2 Значит, что вы не умеете? Какие конфеты вы не можете разделить на 6 частей? Конфеты «Ромашки» - ? (На доске фиксируется знак?) 3.3 Постановка учебной задачи Чему вы должны научиться на уроке? (Нам нужно найти новый способ деления) IV. Познавательная деятельность.Открытие новового знания Цель: решение задачи, обсуждение её решения и нахождение нового способа деления с остатком. 4.1 Организация групповой работы 1.Разделитесь на группы. 2.Выберите лидера. 3.Повторите правила работы в группе. 4.Распределелите роли в группе . Задание для групп 1.Обсудите в группе и предложите свой способ деления 15 конфет «Ромашка» на 6 равных частей используя палочки. 2.Обсуждение результатов групповой работы Запись в виде выражения, как вы делили палочки, показывающее действие деления с остатком. 15:6=2 (осталось еще 3 палочки) 3.Объяснение, что означает каждое число в записи деления с остатком. Делимое - 15, делитель – 6, значение частного-2- означает, что каждому гостю досталось по 2 конфеты, а число 3- это палочки, которые остались (остаток) Общий вывод: число конфет 15 «Ромашка» разделили на число 6 с (остатком 3), а число конфет «Васильки» и «Юбилейные» мы смогли разделить на число 6 сразу без остатка, т.е.нацело. 4.2 Работа с заданием У-1, с.117-118. Работа со словарём - Давайте познакомимся со значением слова «остаток» Остаток – это число, которое получается в результате деления и показывает, какое минимальное число нужно вычесть из делимого, чтобы полученное число делилось нацело на данный делитель. 4.3 Составление алгоритма решения выражений на деление с остатком. Если число 3 вычесть из делимого 15, получим число12, которое делится на 6 нацело. 15:6=2(ост.3) 15-3=12 4.4 Остаток показывает, на сколько делимое больше того ближайшего к нему числа, которое делится на делитель нацело, то есть делимое 15 на 3 больше, чем число 12- ближайшее число к 15, которое делится на делитель нацело. 4.5 Остаток всегда больше или равен 0. Если остаток равен 0, то деление выполнено нацело. Вывод: действие деления без остатка называют делением нацело. V. Составление опорного сигнала Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. 5.1 Давайте заменим числа буквенной символикой а : в = с (ост. d) - ? где d<в 5.2 Задание: назовите из предложенных те выражения, где деление нацело, а где деление с остатком: 49, 50, 51, 56, 60, 63, 65, 70 выбери то, что делится на7. ( выделили числа: 49, 56, 63,70 – деления нацело) Выделите то, что делится на 7 с остатком (50, 51, 60, 65) VI. Физминутка Гимнастика для глаз Дети двигают глазами за указкой учителя (вверх, вниз, по прямой). Обводят прямоугольник, круг по часовой и против часовой стрелки. Представьте, что у вас вырос нос, как у Буратино. Закройте глаза. Обведите носом эти фигуры. Используется гимнастика для глаз. -снятие мышечного напряжения; - охрана здоровья ребенка; - соблюдение гигиенических требований. VII. Первичное закрепление (Интеллектуально преобразовательная деятельность) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. 7.1Работа в парах Вспомните правила работы в парах. Задание №149 (У-1, с.52) 1.Чтение задачи. 2. Воспроизвести текст задачи с формулировкой: 14 сосисок положили в 4 тарелки… (Моделируют жизненные ситуации.) 14:4=3 (ост.2) Запись решения в виде одного выражения и нахождение значения: Предъявление результатов работы 3×4+2= 14 7. 2 Задание с. 52 №150 План работы 1. Прочитайте задание 2. Рассмотри действие деления в 1столбике. 3. Какое выражение из них является табличным случаем деления? 4. На сколько одно делимое отличается от другого? 5.Будет ли это число совпадать с остатком? 24:6 27:6 27-24=3 27>24 на 3. 27:6=4 (ост.3) 29-27=2 29:3=9 (ост.2) Вывод: каждое число, получившееся в результате разностного сравнения делимых, совпадает с соответствующим ему остатком. VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. - Давайте проверим, «работает» ли открытый нами новый способ деления на других данных? а : в = с (ост. d) - ? На карточках задания трёх уровней – дети сами делают выбор, какое задание им решить) 1 уровень Проверить, правильно ли решены выражения на деление с остатком. 68 : 9 = 7 (ост. 5) 53 : 6 = 8 (ост. 4) 83 : 9 = 9 (ост. 2) 2 уровень Вставьте пропущенные цифры, чтобы получились верные записи 4… : 7 = 5 (ост. 6) 2… : 3 = 9(ост. 2) 5… : 7 = 7 (ост. 5) 3 уровень Из чисел 16, 24, 45, 37, 65 выбери те, при делении которых на 7 в остатке получается. Выполните запись деления с остатком. Проверка результатов работы в группах IX. Итог урока 9.1 Рефлексия учебной деятельности Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), результатов своей деятельности и всего класса. Чему вы должны были научиться?(Нам нужно было найти новый способ деления) Как можете проговорить новый способ деления ?(Это способ деления с остатком) 9.2 Заполните карты самооценки и выразите оценку своей учебной деятельности через «светофора»: ∙ Зеленый – я понимаю достаточно хорошо, чтобы еще кому- нибудь объяснить. ∙ Желтый – я кое-что понимаю, но не все. ∙ Красный – я ничего не понимаю. X. Домашнее задание 10.1 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Обязательная часть – стр. 53, выполнить № 154- выполняют все. По желанию - № 155. III.Заключение Данный урок относится к теме: "Деление с остатком и деление нацело". Это урок изучения нового материала. Он связан с предыдущими уроками, на которых дети учились делить нацело в множестве целых натуральных чисел. Цели данного урока соответствуют его содержанию, уровню сформированности умений и навыков учеников, а также направлены на развитие уровня усвоения знаний (с репродуктивного до применения в знакомой и в новой ситуации). Структура урока позволяла использовать разные формы работы: фронтальную, в парах, самостоятельную, индивидуальную, групповую. В начале урока было повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и создания «ситуации успеха» в работе над новым материалом. Мотивацией для открытия нового способа была использована задача, при решении которой дети испытывали затруднение. Это привело к созданию проблемной ситуации и постановке учебной задачи. При обсуждении затруднения дети выясняли, что им неизвестно и как найти новый способ деления с остатком. Им было предложено выполнить эту работу в группе с использованием материальных объектов (счетных палочек). В ходе этой групповой работы повысился интерес учащихся к изучаемому предмету. Дети сами сформулировали новый способ и правило, хотя и не во всех группах до конца. Эта работа им очень понравилась. Использовалась дифференциация на этапе самостоятельной работы при решении примеров на деление с остатком и нацело, в домашней работе. Это помогало подобрать посильные задания для всех групп учащихся, а также индивидуализировать задания. На этапе открытия нового знания, была проведена работа по определению значения слова «остаток», а затем на примере решения задачи объяснялось каждое положение этого понятия. Данный урок работает на последующие уроки, на которых продолжится работа над делением с остатком и начнется подготовка к делению многозначных чисел. В течение всего урока ребята с большой охотой выполняли задания. На всем уроке происходило развитие учебной деятельности. Развитие операционного компонента: логическое мышление, мыслительные операции (при решении задач, при нахождении способа деления с остатком), операция обобщения (правила и выводы); гибкость мышления на основе дифференцированной самостоятельной работы, произвольности - при удерживании цели заданий; развивалась память, речь учащихся. Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной (стихи, ТСО, игровые моменты урока, наглядный материал); социальной (похвала учителя, ответственность за работу, желание не подвести). Развитие регулирующего компонента проходило в процессе самоконтроля (итоговый, пошаговый, взаимопроверка, внешний контроль). Для осознания учащимися своей учебной деятельности проводилась рефлексия и самооценка результатов деятельности своей и всего класса. В конце урока класс соотносил поставленные цели и конечные результаты, и фиксировал степень их соответствия. Рефлексия началась с вопросов, помогающих учащимся оценить учебную деятельность, затем предлагалось заполнить карту рефлексии и выразить оценку учебной деятельности через метод «светофора». Ребята с радостью оценили свою работу и работу учителя. Я считаю, что урок достиг своих целей. На уроке была комфортная обстановка и положительный эмоциональный настрой. Было интересно всем: и детям и мне. Урок считаю развивающим, так как происходило развитие всех компонентов учебной деятельности у учащихся, а также были реализованы задачи урока.

Мотивация учащихся к обучению при использовании системно- деятельностного подхода на уроке математики 4 класс

Мотивация учащихся к обучению  при использовании системно- деятельностного подхода на уроке математики 4 класс

Мотивация учащихся к обучению при использовании системно- деятельностного подхода на уроке математики 4 класс

Мотивация учащихся к обучению  при использовании системно- деятельностного подхода на уроке математики 4 класс

Мотивация учащихся к обучению при использовании системно- деятельностного подхода на уроке математики 4 класс

Мотивация учащихся к обучению  при использовании системно- деятельностного подхода на уроке математики 4 класс

Мотивация учащихся к обучению при использовании системно- деятельностного подхода на уроке математики 4 класс

Мотивация учащихся к обучению  при использовании системно- деятельностного подхода на уроке математики 4 класс

Мотивация учащихся к обучению при использовании системно- деятельностного подхода на уроке математики 4 класс

Мотивация учащихся к обучению  при использовании системно- деятельностного подхода на уроке математики 4 класс

Мотивация учащихся к обучению при использовании системно- деятельностного подхода на уроке математики 4 класс

Мотивация учащихся к обучению  при использовании системно- деятельностного подхода на уроке математики 4 класс

Мотивация учащихся к обучению при использовании системно- деятельностного подхода на уроке математики 4 класс

Мотивация учащихся к обучению  при использовании системно- деятельностного подхода на уроке математики 4 класс

Мотивация учащихся к обучению при использовании системно- деятельностного подхода на уроке математики 4 класс

Мотивация учащихся к обучению  при использовании системно- деятельностного подхода на уроке математики 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2019