|
«Моя философия - А ЧЕМУ УЧИТ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА?» Каждый учебный предмет решает свою специфическую задачу. Так русский язык обеспечивает овладение умением писать, литература - читать, разбираться в прочитанном, математика - считать. А ЧЕМУ УЧИТ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА? Она должна, по моему мнению, учить искусству, быть здоровым, вести здоровый образ жизни. В нашей работе, работе учителя физкультуры, надо исходить из интереса и потребности ребёнка, которому с рождения нужно двигаться, резвиться, падать, кричать и быть, быть здоровым! В школу дети ходят ради получения знаний, а на уроки физкультуры - ради укрепления здоровья и физического развития, и надо это в первую очередь не учителю, а именно им. А что в реальности? Болеют дети всё больше и больше. Здоровье нации падает и падает. Оно деградирует. А чем всегда был силён и могуч русский народ? Здоровьем и силой духа! Победа в Отечественной войне 1812 года, победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - это победы здорового, закалённого душой и телом народа. Так что же делать? Да просто не сидеть, сложа руки. Надо с первых уроков, детей в школе учить их трудиться. Человек рождается на свет, вместе с ним рождается лень, и всю свою жизнь человек борется со своей ленью. Ведь правильно звучит цитата из известной детской книжки "Мишка - топтыжка": "Если хочешь чему-то научиться, надо очень сильно захотеть и немножко попотеть!" Как же сделать так, чтобы ребёнок трудился, не принуждая его к этому? Вот в чём проблема. Я думаю, всё напрямую зависит от учителя, от его желания и умения. Ведь физическая культура - это урок, на котором, как ни на одном другом, учащиеся могут отследить реальные результаты своего развития. на своих уроках часто повторяю: "Нет учеников неспособных, а есть трудолюбивые и ленивые", - и поэтому прилагаю максимум усилий, чтобы заинтересовать, убедить, научить каждого ученика трудиться не только на уроке, но и дома. Ребёнок должен ХОТЕТЬ, МОЧЬ и УМЕТЬ - эти три принципа, по моему мнению, могут обеспечить интерес ребёнка, а, соответственно, и его участие в работе. "Хотеть" - это постоянное желание ребёнка делать что-то на уроке. Он приходит на урок, потому что ему интересно, комфортно; потому что он уверен, что будет непосредственным участником, а не наблюдателем. А чтобы желание быть участником не пропадало, в каждом уроке должна быть "изюминка". Именно она запоминается, и желание прийти на следующий день подогревается интересом к чему-то необычному. "Мочь" - это тот реальный индивидуальный показатель здоровья ребёнка, из которого приходится исходить учителю при построении урока на протяжении всего учебного периода в школе. "Уметь" - этот показатель, безусловно, определяется мастерством учителя, насколько он, как педагог, способен донести свои профессиональные знания до ученика, чтобы ребёнок научился применять их на практике. У каждого, по моему мнению, есть своя "планка" - тот самый личный предел, освоить который вполне по силам. И самое главное - развивать желание на этих достижениях не задерживаться. На уроке физкультуры не должно быть такого, когда 10 человек играют, остальные - на лавочке наблюдают. Ведь урок - для всех. И для всех он должен быть радостью, рождающейся через игру, общение, помощь, взаимопонимание. Получается, что учитель физкультуры должен быть и тренером, и психологом, и массовиком-затейником, и ... педагогом! Это трудно, очень трудно. Порой кажется, что почти невозможно. Придёт первый класс, смотришь на них и думаешь: "Когда же я вас научу чему-нибудь?" Ничего не умеют, просто руки опускаются. Но проходит год, другой... и понимаешь: "Вот какие стали! И в этом есть частица моего труда". Это так радует!!! Особую радость я испытываю, видя из окна своей школы многих моих учеников, идущих на лыжах, или плавающих в бассейне, или играющих в футбол. Значит, мой труд не прошёл даром, у них есть потребность к движению. А движение - это жизнь. И откровенно радует то, что и для Президента РФ В.В. Путина большого любителя спорта, и для Правительства значимо, каким вырастет новое поколение, и какой будет физическая культура в школе сегодня и завтра. Потому, что без обучения этому предмету путь к здоровью может оказаться труднопроходимым.
|
«Нетрадиционные формы уроков ф/з культуры, как средства повышения интереса к предмету»
Дети как птицы. У них тоже растут крылья. Как известно
крылья состоят из множества больших и малых несущих перьев.
Каждое перышко важно. Ребенок тоже, образно говоря, соткан из несущих перьев. Как растущая личность, как целостный индивид он проходит становление и развитие, постепенно накапливая свои чисто человеческие богатства.
Человек богат такими крупными «несущими перьями» своих крыльев, как интеллект ,творческие способности, физическое здоровье, нравственность, достоинство. Их подкрепляют память, внимание, ощущение наблюдательность воображение, воля и сообразительность и.т.д.
Как с помощью чего развивать эти важнейшие психические процессы и их составляющие?
Таким очень эффективным средством для меня и моих учеников является игра!
Игры снимают напряжение, несут в себе большой эмоциональный заряд, развивают более высокий уровень ф/качеств, доступно осваиваются новые виды движений.
Одно из основных преимуществ игровой деятельности состоит в том, что в игру ребёнок всегда вступает добровольно. Заставить играть нельзя. А для меня самое главное дать детям возможность раскрыть себя, реализовать свои силы, проявить самостоятельность в действиях и поступках, познать преимущества совместной деятельности. В ходе игры ученики самостоятельно действуют, находят новые решения в меняющейся обстановке, углубляют познания об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, о средствах передвижения, о современной технике.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка врывается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» В.А. Сухомлинский
Увлечённые сюжетом игры, дети могут выполнить с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.
Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействуют воспитанию волевых качеств – выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.
В своей работе я стараюсь отойти от традиционного типа
ф /занятий, которые в недавнем прошлом способствовали воспитанию «оловянных солдатиков» при отсутствии на них смеха, стихов. сказок. Уроки больше были похожи на тренировки, чего не любят многие дети.
Но, несмотря на всё, к концу учебного года ребенок должен иметь определенный уровень ф/ подготовленности, какой ценой это будет достигнуто, какими средствами?
Учитывая всё это, то есть интерес детей к физкультурным занятиям я формирую через игру, обыгрывание упражнений.
Именно на положительном фоне, увеличиваются резервы и вовлекаются в работу разнообразные мышцы.
Все это решает не только образовательные задачи. Но и психологические, активизирует внимание детей, вызывает интерес к занятию, создает эмоциональный настрой.
Подвижные игры включаю в каждый урок, во всё его части, но обязательно учитываю её интенсивность. Чаще использую целостные игровые уроки с сюжетной тематикой. Подбор игр и игровых элементов стараюсь проводить с опережением программы, т.к. это влияет на быстрейшее развитие ф/качеств.
Опыт работы в школе в качестве учителя физической культуры научил меня подходить к построению физкультурных занятий творчески, нетрадиционно. Это позволяет поддерживать постоянный интерес детей к занятиям, подход к каждому ребенку. И как результат – «горящие» глаза ребят и огромное желание уходя, вернуться в спортивный зал снова.
Я постараюсь поделиться своим опытом работы с младшими школьниками. За основу возьму урок гимнастики, так как гимнастика - одна из основных дисциплин учебного плана физического воспитания в начальной школе. И именно в этом возрасте детей обучают элементам строя, основным положениям рук и ног при выполнении общеразвивающих упражнений, умению чётко приземляться, осанке, т. е. тем элементам, которые составляют школу движений и которые в последствии используются во всех остальных разделах программы учебного предмета «Физическая культура».
На своих занятиях с младшими школьниками во главу угла ставлю «Игру», «Единый сюжет» (часто с участием сказочных персонажей). Возможно некоторые педагоги скажут, что детям сказки не нужны, они уже большие, и это им не интересно. Поэтому и отбивается интерес у детей начиная с первого класса к урокам физической культуры загружая их «по полной программе» с помощью всевозможных тестов и зачастую малознакомых или вовсе незнакомых им. Добавьте сюда проявление высокой требовательности к учащимся со стороны учителя. И что же мы получаем к 6 – 7-му классу? Стойкое желание ряда учащихся под любым предлогом избежать урока физкультуры.
В настоящее время я используют следующие варианты нетрадиционных уроков:
• урок-путешествие, построенный, как правило, на сказочной или реальной основе, где содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом (маршрутом путешествия);
• тренировочный урок, направленный на
закрепление определённых видов движений;
• урок, построенный на одном движении (один из вариантов
тренировочного урока);
• круговая тренировка, используемая преимущественно для развития
физических качеств;
• урок, построенный на подвижных играх, направленный на закрепление
движений в новых (меняющихся в процессе игры) условиях;
Я остановлюсь на некоторых собственных наработках. Мне очень помогают стихи детских писателей, загадки, подражательный образ, поговорки, потешки, рифмовки.
С первых уроков нужно научить детей правильному выполнению строевых команд и упражнений, что обеспечивает чёткую организацию урока и дисциплинированность учащихся. Я заметила, что дети быстрее запоминают и овладевают упражнением, когда используются с движениями стихи. Например,
«Мы сейчас в поход выходим, по тропинке в лес заходим, руки за спину кладем и по мостику идем и.т.д.
Кошкин дом читать.
Стадион, Прогулка в лес
Заюшкина избушка,
Лиса украла петушка
Поездка на озеро
Строимся берем обручи и едем на машине, пою и поют дети «Машина едет гудит, в машине шофер сидит и.т.д
Поезд, самолет оказываемся на реке – загадка ,
В лесу загадки
По маршрутным карточкам.
Например, в первом классе организовала занятие «Весёлые моряки». Во вводной части дети выполняли задания на различные формы ходьбы и бега, что означало «путь моряков к шлюпкам». Общеразвивающие упражнения выполнялись на скамейках с верёвками; у каждой команды была своя «шлюпка» (скамейка) – так дети «плыли на корабле». Основные движения были привязаны к тем, которые выполняют моряки, занимаясь своей работой: дети ползали по скамейке на животе, подтягиваясь руками, ходили по шнуру и скамейке на носках. Занятие было завершено игрой «Не оставайся на полу», ведь моряки – народ весёлый. В конце занятия вместе с детьми поговорили о том, чему они научились, играя в «Весёлых моряков».
Урок «Путешествие в Африку» по сказке «Доктор Айболит» надолго запомнился ученикам второго класса. Здесь они преодолели множество препятствий, спеша на помощь заболевшим обезьянкам: прыгали через «рвы», проползали по «пещерам», лезли на «скалы» (шведская стенка) и многие другие. На пути встретили различных животных, которые обитают в тёплых краях. При подведении итогов урока выяснили, для чего выполняли то или иное упражнение, где оно пригодится в жизни.
Такие уроки решают не только задачи формирования двигательных навыков и умений, но и множество воспитательных задач: сопереживания, готовности прийти на помощь, взаимовыручки, сплочённости; развитие познавательных процессов; несут прикладной характер.
У детей наиболее часто встречающимися ошибками при ходьбе являются отсутствие правильной осанки, шарканье ногами, раскачивание туловища, неправильная постановка стоп. Чтобы обучить детей правильной ходьбе, навыков. Для этого активно использую разные виды ходьбы: Ходит по двору петух высоко подняв ножки , показывает свои красные сапожки,
А лисичка сестричка ножки меняет, следы хвостиком заметает,
Любит прыгать по лужайке целый день веселый зайка.
меняю положение рук при ходьбе идет олень с рогами, заяц с длинными ушами и.т.д
Для правильного физического развития школьников очень важны общеразвивающие упражнения. Как известно, урок состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. В зависимости от задач, стоящих перед уроком, общеразвивающие упражнения могут быть использованы в любой части урока. Однако основное их место – это подготовительная часть его. При помощи общеразвивающих упражнений организуется внимание и осуществляется подготовка двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части урока.
Используя ОРУ, они активизируют деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной системы детей, осуществляет «разогревание» мыщц, обеспечивает им необходимую эластичность и вязкость.
Я заметила, что дети с неохотой выполняют ОРУ. Дома делают утреннюю гимнастику, как выяснила, единицы. Зная особенности младшего школьного возраста, стала использовать упражнения – подражания животным, птицам, сказочным героям. Заметила, что дети с большей активностью стали делать зарядку. Дальше стали вместе с детьми придумывать новые упражнения.
С н/ мячами – колобок. Обручи – велосипед, с палочками это выручалочки, ( массаж друг другу)
в 3 – 4 классах учащиеся самостоятельно составляют комплекс ОРУ,
Также карточки – задания использую для индивидуальной работы с детьми, имеющим какие – либо отклонения в физическом развитии, здоровье. Карточки содержат упражнения направленные на профилактику и коррекцию дефектов осанки, плоскостопия, недостатков зрения, оптимизацию двигательной активности учеников, оздоровление часто болеющих детей.( карточки для взрослых показать)
Я считаю, что более эффективно применять музыкальное сопровождение в водной части урока и для проведения ОРУ. Иногда поем вместе 1, 2. 3, руки подними итд.
Ещё я отметила, что более активно и с большим интересом дети занимаются с предметами (мяч, скакалка, обруч, гимнастическая палка и др.).
Особый интерес вызывают у детей упражнения с оборудованием, изготовленным своими руками.
Также при создании условий для активизации деятельности учеников на уроке большое значение имеет использование предметных ориентиров. Они служат надёжным средством контроля и самоконтроля правильности движений, позволяет судить о степени овладения этими движениями, самостоятельно пополнять знания.
Использую следующие ориентиры:
- при обучении прыжку в вверх –картина с деревом.
Стараюсь разнообразно использовать имеющееся оборудование. Так, на занятии с использованием гимнастических скамеек дети ходят и бегают врассыпную, змейкой между скамейками; общеразвивающие упражнения выполняют стоя у скамеек, сидя и лёжа на них. Ползают по скамейкам на животе, подтягиваясь руками, на спине, отталкиваясь ногами, ходят по скамейкам, перешагивая через кубики.
Физкультурное оборудование размещаю так, чтобы в течение занятия его не нужно было часто передвигать или менять. Например,
В первом классе использую поточный метод: дети выполняют общеразвивающие упражнения с кубиками, затем идут по кругу с перешагиванием через кубики, итд.
Правильный подбор и размещение необходимого для занятий оборудования позволяет максимально уплотнить время и практически исключить паузы, во время которых дети, как правило, отвлекаются и теряют нужный эмоциональный настрой. Вовлечённость детей в движение способствует более глубокому и устойчивому овладению им.
Например, при обучении прыжкам и интерес к этому упражнению повышается, если провести игру поймай змею Этоканат который я вращаю)
При подлезании под дугу использую колокольчик: если он зазвенел, значит, упражнение выполнено неправильно.
При отжимании использую игрушку ( показать)
Возникают трудности при обучении ловле и бросанию мячей. Чтобы заинтересовать ребят этим видом деятельности, разбиваю их на пары игры цирачи рассказать)
Здесь используется соревновательный метод, который всегда находит отклик в сердцах детей. Также использую множество игр с мячом, эстафеты. Из класса в класс они усложняются.
Всем известен такой элемент баскетбола как ведение баскетбольного мяча. Его можно тренировать различными упражнениями, их очень много. Но главное уметь контролировать мяч, не смотря на него. Раньше для этого применялись различные игры для этого, например, «выбить мяч у партнеров в трехсекундной зоне» или «наседка, цыпленок и лиса» и т.д. В моем арсенале есть несколько упражнений, которые детям очень нравятся, вот некоторые из них: дети начинают ведение (можно сначала на месте, потом в движении по кругу), я стою в центре зала и показывает либо таблички с номерами (1,2,3,4….), либо на пальцах и дети должны называть эти цифры. Все их внимание сконцентрировано на мне, а не на мяче. разбить игроков на пары, поставить друг напротив друга в обручах. Еще рассыпаю разноцветные бумажные кружочки (предварительно нарезав их из цветной бумаги). Задание: каждому ученику (паре) сказать какой цвет кружочка собирает он (они). Дети по свистку с ведением баскетбольного мяча начинают собирать свой цвет кружочков, и относит их по одному в свой обруч. После второго свистка занимающиеся встают в свой обруч, и учитель подсчитывает, кто, сколько собрал, выявляет победителя. Здесь игроки стараются искать нужные кружочки и отвлекаются от мяча; отрабатывается контроль над мячом чередуя высокое ведение с низким, так как им приходится наклоняться за кружочками.
Обязательна и лыжная подготовка. Хотя и не имеем современного лыжного инвентаря, с 1класса дети ходят на лыжах, радуются каждому лыжному походудаже в общеобразовательной школе с 1 по 4 классы нет лыжной подготовки.
При подготовке к урокам, в ходе их проведения придерживаюсь следующих положений:
-: начало урока без традиционного построения, рапорта, приветствия;
- выполнение общеразвивающих упражнений не по общему подсчёту учителя «раз, два, три, четыре…», а самостоятельно в индивидуальном темпе по карточкам,
- допускаю деление класса на команды, на отделения по интересам и взаимосимпатиям;
- отход от нормативных требований учебной программы;
- создание условий для проявления инициативы и ответственности школьников;
.
Для поддержания дисциплины во время проведения подвижных игр, использую зрительные сигналы – жесты руками, по которым учащиеся выполняют заранее обусловленные действия. В стороны – стали в круг, вверх скрестив = закончили,итд
Выполнение домашних заданий по физической культуре, как и по любому другому предмету, - органическая часть учебного процесса..
Домашние задания должны являться логическим продолжением учебной работы. Содержание их составляют упражнения, направленные на развитие основных двигательных качеств, простейших элементов техники движения.
способностей.
Домашние задания ценны по различным причинам, в том числе психологическим: стеснение, боязнь, неуверенность некоторых детей. Многим ученикам нужно отработать отдельные элементы и действия в домашней обстановке, потренироваться в привычных условиях и без посторонних людей. Кроме того, самостоятельное приобретение знаний, умений и навыков есть процесс саморазвития, самовыражения, наконец, самоутверждения, дающий большой положительный эффект.
Считаю, что домашние задания являются одной из наиболее приемлемых и эффективных форм привлечения, учащихся к ежедневным занятиям физической культурой. Главное в домашних заданиях – научить учащихся заниматься самостоятельно для укрепления своего здоровья, совершенствования своего тела.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.