Моя малая Родина - Хвощёвка
Оценка 4.8

Моя малая Родина - Хвощёвка

Оценка 4.8
Документация
doc
окружающий мир +2
1 кл—4 кл
04.02.2023
Моя малая Родина - Хвощёвка
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы.По развитию духовно-нравственного воспитания
Моя малая родина.doc

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хвощевская школа»

 

 

 

 

 

 

Программа внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Моя малая Родина- Хвощевка»

 

Срок реализации  4 года  (1-4 класс)

Возраст  7 – 11 лет

 

 

 

Составитель:

Меметова Оксана Николаевна, учитель начальных классов

высшая  квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

Хвощёвка

 

2021 г.


Пояснительная записка

 

   Направленность программы  :

-       по содержанию является духовно-нравственной;

-       по функциональному предназначению – общекультурной;

-       по форме организации – общедоступной, коллективной;

-       по времени реализации – длительной подготовки.

Программа составлена на основе:

-  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г, № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 N 15785).

-  «Внеурочная деятельность    школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.-М.: Просвещение, 2011.- 223с.-(стандарты второго поколения)

-  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников

-  Основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни. 

Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – городу Челябинску, Челябинской области. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.

 

Новизна программы

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Программа «Моя малая Родина - Хвощёвка» предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Актуальность программы

Актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины. Малая Родина - окружающее человека пространство, освоенное еще с детства, прочувствованное и принятое, как "свое” - вот та основа, которая дает чувство устойчивости в жизни, становится источником жизненной силы и умиротворения. "Моя малая родина- Хвощёвка" - знакомит с жизнью общества на примере своего села ; дает элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании, при этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики.

Ставятся цели: уточнить представления учащихся о семье, соседях, показать важность внимательных и заботливых отношений; воспитание гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде.

Специфика данной программы обусловлена изучением своего края. Особенность изучаемого курса состоит в преемственности применения. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как окружающий мир, история, литературное чтение и другие. Отличительной чертой данной программы является широкое применение краеведческого материала. Комплексный подход в изучении истории родного села как цельного социального и духовного организма предполагает познание его индивидуального развития: от рождения до современного состояния. Поэтому планируется рассмотреть историю, архитектуру, экономику, население, образы села, нашедшие свое отражение в литературе, живописи, музыке, то есть Хвощёвка во всей её многообразии.

Главный смысловой стержень программы – связь окружающего мира с жизнью человека, роль экономики, культуры в развитии села.

Педагогическая целесообразность

Программа направлена на социализацию учащихся в окружающем мире, на реализацию гражданско-патриотического воспитания младших школьников,   разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по циклическому принципу и  рассчитана на четыре года.

Данная   программа  ориентирована на воспитание достойных граждан России,  способствует формированию гражданского самосознания учащихся,  адаптирована для детей младшего школьного возраста и  соотнесена с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , с реалиями сегодняшнего дня.

 Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Она включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует проводить встречи с интересными людьми:   экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); организовы вать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

 

 

В связи с отсутствием соответствующего образовательного стандарта по данному курсу автор опирается на собственный практический опыт.

При отборе учебного краеведческого материала нужно руководствоваться определёнными принципами:

1. Принцип диалектической (Принцип всеобщей взаимосвязи явлений, сущность которого в том, что все вещи, явления в мире находятся во всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности) взаимосвязи с курсами отечественной и всеобщей истории. Материал отражает исторические и культурные тенденции характерные для всех регионов России и возможно, для всего мира.

 2. Принцип интегративности. Краеведение дает учащимся целостное представление о человеке, живущем на определенной территории. Интегративность заключается в том, что для уроков берутся сведения и археологии, и географии, и этнографии, и экономики, и литературы, и истории.

 3. Принцип поликультурной толерантности. Сведения из местной истории ещё раз подчеркивают, что мы живём в обществе, где очень много различных наций, что каждый народ имеет свой язык, веру, обычаи, менталитет, но при этом необходимо помнить: все люди равны и интересны и мы должны уметь жить в мире с окружающими.

4. Антропологический принцип. Человек является центром изучения краеведения, история его духовно-практического опыта, а политическая и экономическая история рассматриваются лишь как условия развития человека.

5. Принцип практической направленности курса. "Этот принцип требует разрабатывать содержание, ориентируясь на существующую педагогическую реальность, учитывать имеющиеся методы, закономерности, принципы и возможности обучения в целом." Наиболее емкой категорией, позволяющей раскрыть все стороны жизнедеятельности края, является «наследие», включающее совокупность памятников природы, истории, культуры, расположенных в пределах данной территории. Места хранения и трансляции духовных ценностей (библиотеки, музеи, театры).

Цель программы:

                 Цель курса - воспитание любви к своей малой родине, родному селу, району. Данная программа способствует развитию личности, формирует у учащихся интерес к изучению родного села, воспитывает любовь и заботу о нем. Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Задачи программы

Программой предусматривается решение следующих задач:

 · Изучение прошлого и настоящего своей Малой родины, обычаев, традиций.духовной культуры народов, проживающих в нашем районе и области. Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о районе.

· Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

· Активизация поисковой деятельности учащихся.

 · Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

 · Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернета и информационных технологий в изучение краеведения.

· Пополнение фондов школьного музея работами учащихся по краеведению.

· Обогащать словарный запас детей, активизировать его;

 · Стимулировать желание детей к самостоятельной творческой деятельности (рисунки, задания, презентации о природе и т.д.).

Педагогические принципы Программа дополнительного образования «Моя малая Родина- Хвощёвка» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:

· научная достоверность используемого материала;

· соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития учащихся;

· комплексность решения задач обучения и воспитания;

 · постоянство требований и систематическое повторение действий;

 · гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника;

· единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка;

 · линейность

Ценностные установки: 

любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям, 

долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

родная земля, заповедная природа, планета Земля;

красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

Справедливость, милосердие, честь, достойность, уважение родителей, уважение достоинств человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, уважение к труду; творчество и созидание;

Стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость и трудолюбие, духовной культуре и светской этике, нравственный выбор, жизнь и смысл жизни Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость. Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.). Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 10 лет.

Сроки реализации: 4 года.

1класс «Маленькие Россияне»   33 часа (1 час в неделю)

2 класс «Моя Малая Родина»»  34 часов (1 часа в неделю)

3 класс  « Россия – Родина Моя»  на 34 часа (1 час в неделю)

4 класс «Становление будущего гражданина» на 34 часа (1 час в неделю)

Формы занятий

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.

Используются теоретические и практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная).

Теоретические занятия:

-      Беседы

-      Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)

-      Классный час 

-      Сообщения

-      Встречи с интересными людьми

-      Литературно – музыкальные композиции

-      Просмотр и обсуждение видеоматериала 

-      Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)

-      Поездки, походы по историческим и памятным местам.

 Практические занятия:

-      Творческие конкурсы

-      Выставки декоративно-прикладного искусства

-      Коллективные творческие дела

-      Соревнования

-      Показательные выступления

-      Праздники

-      Викторины

-      Интеллектуально-познавательные игры

-      Трудовые дела

-      Тренинги

-      Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

-      Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

-      Заочные путешествия

-      Акции благотворительности, милосердия

-      Творческие проекты, презентации

-      Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров

-      Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания  (урочная, внеурочная, внешкольная)

 

Режим занятий:

Программа разработана для учащихся 1-4 классов, реализуется через развивающие занятия во внеурочное время один раз в неделю. Время занятия: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 класс – 40 минут.

 

Ожидаемые результаты освоения программы  

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

  Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

  Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

  Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

  У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

В результате реализации программы ожидается:

·                    развитие творческих способностей;

·                    осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

·                    способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

·                    осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

 

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

 

 Планируемые результаты реализации программы

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. В основе реализации программы «Моя малая Родина» лежит системнодеятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края. В результате обучения по программе «Моя малая Родина»у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы: Личностные УУД:

Выпускник научится и приобретет:

 - научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

 - приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

 - приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести

 – как регуляторов морального поведения. Выпускник получит возможность для формирования:

 - основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Хвощёвки, чувства сопричастности и гордости за свой край.

 - мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;

- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Нижегородской области;

 - чувства гордости за своё село, свой край, за успехи своих земляков;

- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

 - планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; - проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

 - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

 - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

 - вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

Выпускник научится:

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; - на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

 - узнавать символику Нижегородской области, города;

 - описывать достопримечательности столицы Нижнего Новгорода и родного края;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

 - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

- использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Нижегородскойобласти и атласом;

 - работать с атласом, глобусом и картой;

- находить на карте свой регион и его главный город;

- устанавливать причинно‐следственные связи; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

- самостоятельно подбирать литературу по теме;

 - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

- работать в семейных архивах.

 Коммуникативные УУД:

Выпускник научится:

 - понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

 - ориентироваться на позицию партнера в общении;

- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность: - готовить и выступать с сообщениями;

- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

 - аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

            Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

         В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

 информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности). Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения.

Формы подведения итогов

С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится  2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).

 Формы и средства контроля

-       Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой; 

-       Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);

-       Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);

-       Изучение самооценки личности младшего школьника; 

-       Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);

-       Проектная методика «Автопортрет»;

-       Конкурс рисунков «Я и мой класс»;

-       Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;

-       Социометрия;

-       Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;

-       Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);

-       Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);

-       Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).

 

Содержание курса

1 класс «Маленькие Россияне» - 33 часа

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.

1. Праздник первого звонка.

2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе.

3. Беседа «Кто я? Какой я?», «Что такое личность?» 

4. Правила поведения в школе. Урок – игра.

Содержание и методическое обеспечение:  игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек. «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.

2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

5. Беседа «Забота о родителях – дело совести каждого»

6.  Праздник «Семейные традиции»

7. «Толерантность – путь к милосердию»

8. Фотовыставка «Я и моя семья»

9. Праздник «Папа, мама, я – дружная семья»

10. Беседа «Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?»

Содержание и методическое обеспечение:  беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.    Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.     Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.

3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.

11. Посещение художественной выставки и фотовыставки.

12. Встреча с творческими людьми.

13. История села. Экскурсия в музей

14. Книжкина неделя. Экскурсия в библиотеку.

15. Школа вежливости. Урок-игра.

Содержание и методическое обеспечение: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров в форме заочных путешествий, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок,  выставки книг, книжкина неделя, КВН. Час откровенного разговора.

4.“Я и школа”(7ч) – формирование гражданского отношения к школе.

16. Беседа о школьном уставе. Мои права и обязанности.

17. Выставка рисунков «Моя школа»

18. Конкурс сочинений «Моя школа будущего».

19. Акция «Библиотеке нашу помощь»

20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков.

21. Трудовой десант «Укрась территорию своей школы».

22. Игра «Самое сильное звено».

Содержание и методическое обеспечениепраздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок». 

5.“Я и мое Отечество”(6ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

24.  Беседа о государственной символике страны, малой родины.

25.  Маленькие герои большой войны. Урок Мужества. 

26.  С чего начинается Родина? КВН

27. Поклон тебе, солдат России. Беседа о военных песнях.

28. Права и обязанности ребенка. Беседа

29. Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка.

Содержание и методическое обеспечениебеседы о государственной символике РФ и малой Родины,  лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ и труда, участниками локальных войн.   

6.“Я и планета”(5ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

30.  Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли.

31. Десант чистоты и порядка.

32. Самый красивый школьный двор. Акция.

33. Круглый стол «Я - житель планеты земля».

Содержание и методическое обеспечение:   круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой», мероприятия: «Планета просит помощи», «Мягкие лапки, а в лапках царапки», «В гости к зеленой аптеке». 

Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.

2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч

1.“Я и я”(4ч) -  формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

1. Я – ученик. Конкурс сочинений

2.  Мой портфель. Урок-игра.

3. Подумай о других. Беседа с элементами игры.

4. Игры на развитие произвольных процессов (диагностика, сбор игр).

Содержание и методическое обеспечение: знакомство детей с обязанностями ученика в школе. Составление плана сочинения. Осуществляют разбивку на группы, планируют работу, выбирают формы и способы презентации. Личностное самосовершенствование. Проводит предварительные беседы, анализирует с детьми различные школьные ситуации. Выполняют запланированные действия самостоятельно. Проводят оценку (самооценку) результатов деятельности. Выступление в классе.

2.“Я и семья”(5ч) - формирование гражданского отношения к своей семье.

5. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.

6. Моя любимая мамочка.  Конкурс сочинений, рисунков.

7. Об отце говорю с уважением. Сообщение.

8. Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс-соревнование.

9. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков, сочинений.

Содержание и методическое обеспечение:  организует конкурс рисунков с  привлечением  родителей. Осуществляют с помощью родителей сбор информации, оформляют свои рисунки. Проводит подготовительную беседу на тему любви к матери, организует конкурс сочинений и рисунков. Вместе с родителями готовят сообщение, приносят фотографии пап и выступают перед классом. Дети вместе с родителями активно участвуют в соревновательной программе. Слушают сказки, отвечают на вопросы по содержанию. Делают выводы.

3.“Я и культура”(4ч) - формирование отношения к искусству.

10.  Родной край в древности. Экскурсия в сельский краеведческий музей.

11..Поэты и писатели нашего города.   Встреча с творческими людьми.

12.  Что посеешь, то и пожнешь. Беседа.

13. Широкая Масленица.  Беседа с элементами игры.     

Содержание и методическое обеспечение:  Формирует положительное отношение к искусству.  Участвуют в коллективном анализе увиденного, оценивают его роль. Осуществляют вживание в ситуацию, обсуждают тему занятия. Экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, виртуальное посещение театров,  беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок.

4.“Я и школа”(6ч) - формирование гражданского отношения к школе.

14. Обязанности ученика в школе. Беседа.

15. Я люблю свою школу. Конкурс  сочинений.

16. Самый уютный класс. Трудовые дела.

17.  Школьная символика (гимн, герб, флаг). Конкурс рисунков.

18. По каким правилам мы живем в школе? Беседа.

19. Десант чистоты и порядка. Трудовой десант.

Содержание и методическое обеспечение:  Формирует  гражданское отношение к Отечеству через беседу, показ презентации. Организует конкурс рисунков. Просмотр и обсуждение презентации, участвуют в конкурсе рисунка «Герб нашей школы». Организует встречу с заведующей школьным музеем, показ презентации.     Дети обсуждают увиденное, получают дополнительную информацию.

5.“Я и мое Отечество”(9ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству.

20. Урок Мира. Праздник.

21. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Беседа.

22. Мы и наши права.  Беседа.

23. Моё любимое село. Экскурсия.

24. О чем шепчет название села.

25. Наш район и область. Заочное путешествие.

26. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Беседа.

27. Участники  и дети Великой Отечественной войны  – наши земляки.

28. Открытка ветерану. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

Содержание и методическое обеспечение:  Формирует  гражданское отношение к Отечеству через беседу, показ презентации. Организует конкурс рисунков. Просмотр и обсуждение презентации, участвуют в конкурсе рисунка «Герб моего села». Учит находить информацию.         

Осуществляют практическую работу по изготовлению открыток. Осуществляют самоконтроль. Сравнивают конечный продукт. Приносят фотографии родственников, участников ВОВ, задают вопросы, рассказывают о своих дедушках, папах. Обсуждают услышанное, обмениваются впечатлениями, оформляют проект, изготовляют продукт (презентацию)

6.“Я и планета”(6ч) -  формирование гражданского отношения к планете Земля.

29.  Осень в родном селе. Конкурс рисунков.

30.  Знай и люби свой край. Праздник.

31. Экология нашего города. Беседа.

32. День добрых волшебников. Коллективные творческие дела.

33. Уж тает снег, бегут ручьи. Конкурс стихотворений.

34. День птиц.  Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

Содержание и методическое обеспечение:  Организует конкурс рисунков, привлекает родителей. Формирует гражданское отношение к экологии села, показ презентации. Руководит деятельностью по изготовлению кормушек. Мотивирует учащихся, создаёт чувство радости; подчёркивает социальную и личностную важность достигнутого.  Побуждает у учащихся интерес к теме занятия. Помогает в отборе литературного материала. Отбирает необходимый материал, ведёт предварительную работу по подготовке к викторине.

3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч

 1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.

1.     Кому нужна моя помощь? КТД

2.     Кто что любит и умеет делать.

3.     Быть человеком. Дискуссия.

4.     Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из сказок.

Содержание и методическое обеспечение:  Диагностика. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека. Организация просвещения учащихся  по сохранению, развитию и коррекции здоровья. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни

2.“Я и семья”(10ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

1. В гостях у предков.

2. Почему меня так назвали.

3. Что значит быть хорошим сыном и дочерью.

4. Моя семья – моя радость.

5. Мой папа – мастер на все руки.

6. Спешите творить добро!

7. Панорама добрых дел.

8. Народный лечебник. Бабушкины советы.

9. Уважения достойны. Беседа о пожилых людях.

10. Операция «Красный крест». Помощь престарелым людям.

Содержание и методическое обеспечение: Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Семейные ценности. Семейные праздники. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Уважение к членам семьи. Воспитание хорошего семьянина. Воспитание ребёнка, любящего своих родителей. Социальные роли сына – мужа, дочери – матери.

3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.

1. Богатыри земли Русской. Урок вернисаж.   

2. Мои любимые книги. Выставка книг.

3.  Дети войны. Встреча с местными поэтами.

4. Заочная экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг.  Новогодняя сказка. 

Содержание и методическое обеспечение: Экскурсии в вернисаж, библиотеку.  Формирует положительное отношение к искусству. Участвуют в коллективном анализе увиденного, оценивают его роль. Осуществляют вживание в ситуацию, обсуждают тему занятия. Заочные экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок.

4.“Я и школа”(4ч) – формирование гражданского отношения к школе.

1. Мой класс – моя семья. Беседа.

2. Мои права и обязанности. Беседа о школьном уставе.

3. Ты и твои друзья. Игра.

4. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.

Содержание и методическое обеспечение:  Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Структура школьного коллектива.  Наш главный труд. Традиции школы. Школьные праздники.

5.“Я и мое Отечество”(7ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

1. Урок милосердия и доброты. Праздник.

2.Знакомства с символами Российского государства. Беседа

3.  Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала.

4. Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием.

5. Флаги России. Беседа с творческим заданием.

6. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов.

7.О подвигах женщин в военное время.

Содержание и методическое обеспечение: Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции.  Подготовка и рассылка праздничных открыток. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно–смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна, Государственная символика Росси: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при слушании гимна. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно – нравственное благополучие граждан. Россия на карте. Государственная граница России. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

6.“Я и планета”(5ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

1. Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма.

2. Животные – рекордсмены. Просмотр видеофильма.

3. Чем живет планета  Земля? КВН

4. Судьба Земли – наша судьба.  Круглый стол.

5. День птиц. Викторина.

Содержание и методическое обеспечение: Организует конкурс рисунков, привлекает родителей. Формирует гражданское отношение к экологии города, показ презентации. Руководит деятельностью по изготовлению кормушек. Мотивирует учащихся, создаёт чувство радости; подчёркивает социальную и личностную важность достигнутого.  Побуждает у учащихся интерес к теме занятия. Помогает в отборе литературного материала. Отбирает необходимый материал, ведёт предварительную работу по подготовке к викторине. Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.

 4 класс «Я – гражданин России» - 34ч

 1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.

1.Откуда я родом. Презентация.

2. Тест «Познай себя».

3. Правила счастливого человека. Психологический практикум.

4.  «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра-упражнение.

Содержание и методическое обеспечение: Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика. Воспитание своих моральных качеств, формирование потребности самовоспитания. Развитие умений понимать себя, свой внутренний мир.
Формирование у учащихся культуры деятельности. Развитие навыков культуры общения (выполнение норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах).

2.“Я и семья”(3ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

1. День пожилого человека. Акция «Доброта души»

2. Панорама добрых дел.

3. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.      

Содержание и методическое обеспечение: Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.   Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Семейные ценности. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Уважение к членам семьи. Воспитание хорошего семьянина. Воспитание ребёнка, любящего своих родителей.  

3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.

1. Образ русской женщины. Беседа-диалог.

2.О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут.

3.. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов.

4. Как встречают Новый год в разных странах. Игра-путешествие.

5. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов.

Содержание и методическое обеспечение: Участвуют в коллективном анализе увиденного, оценивают его роль. Осуществляют вживание в ситуацию, обсуждают тему занятия.  Конкурс на лучший рецепт блинов.

4.“Я и школа”(2ч) – формирование гражданского отношения к школе.

1.     Школьный двор. Коллективная исследовательская работа. Защита проекта.

2.     Самое сильное звено. Игровая программа.

Содержание и методическое обеспечение Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Структура школьного коллектива.  Наш главный труд.

5.“Я и мое Отечество”(12ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

1.  Поговорим о толерантности. Беседа.

2.   Геральдика – наука о гербах. Беседа.

3.     Государственный праздник – День Согласия и примирения.

4.     Права ребенка.  Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети».

5.     От вершины к корням. Из истории появления законов..

6.      Основной закон жизни нашего государства. Беседа.

7.     О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма.

8.     Победа деда – моя победа. Мини-проекты о своих героических родственниках.

9.     Память. Создание презентации и размещение в Интернете лучших работ.

10.  Города – герои. Оформление альбома.

11. Я - гражданин России. Игра-викторина.

12.  Мы – Россияне. Анкетирование.

Содержание и методическое обеспечение: Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации  и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно–смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна, Государственная символика Росси: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при слушании гимна. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно – нравственное благополучие граждан. Родной край  - частица России. Родная станица: название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и др. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры.

6.“Я и планета”(7ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

1.  В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры.

2.  Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала.

3.  Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества.

4.  Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма.

5.     Семь чудес света. Просмотр видеоролика.

6.     Новый год шагает по планете.  Игра-путешествие.

7.      Берегите природу. Конкурс экологических сказок.

Содержание и методическое обеспечение: Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов. Организует конкурс рисунков, привлекает родителей.   Формирует гражданское отношение к экологии города, показ презентации. Мотивирует учащихся, создаёт чувство радости; подчёркивает социальную и личностную важность достигнутого.  Побуждает у учащихся интерес к теме занятия. Отбирает необходимый материал, ведёт предварительную работу по подготовке к викторине. 

Учебно-тематический план

1 класс «Маленькие Россияне»  - 33ч

Тема по программе.    Тема и номер урока.

Всего

Теория

Практика

1.     Праздник первого звонка.

1

 

2.     Мой школьный дом. Экскурсия по школе.

1

1

 

3.     Беседа «Кто я? Какой я?», «Что такое личность?» 

1

1

 

4.     Правила поведения в школе. Урок – игра.

1

 

5.     Беседа «Забота о родителях – дело совести каждого»

1

1

 

6.     Праздник «Семейные традиции»

1

 

1

7.     Конкурс сочинений «Я и мои родственники»

1

 

1

8.     Фотовыставка «Я и моя семья»

1

 

1

9.     «Папа, мама, я – дружная семья»

1

 

1  

10. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?

1

1

 

11. Посещение художественной выставки и фотовыставки.

1

 

1

12. Встреча с творческими людьми.

1

1

  

13. История моего села. Экскурсия в музей.

1

1

 

14. Книжкина неделя.

1

1

 

15. Школа вежливости.

1

 

1

16. Беседа о школьном уставе. Мои права и обязанности.

1

1

 

17. Выставка рисунков «Моя школа»

1

 

1

18. Конкурс сочинений «Моя школа будущего».

1

1

 

19. Акция «Библиотеке нашу помощь»

1

 

1

20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков.

1

 

1

21. Трудовой десант «Укрась территорию своей школы».

1

 

1

22. Игра «Самое сильное звено».

1

 

1

23. Выпуск плаката «Наша школьная жизнь».

1

 

1

24. Беседа о государственной символике страны, малой родины.

1

 

1

25. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества. 

1

1

 

26. С чего начинается Родина? КВН

1

 

1

27. Поклон тебе, солдат России. Знакомство с военными песнями.

1

 

1

28. Права и обязанности ребенка.

1

1

 

29. Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка.

1

 

1

30. Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли.

1

1

 

31. Десант чистоты и порядка.

1

 

1

32. Самый красивый школьный двор. Акция.

1

 

1

33. Круглый стол «Я - житель планеты земля».

1

 

1

 

 

 

 

 

2       класс «Моя Малая Родина» - 34 ч

Тема по программе. Тема и номер урока.

Всего

Теория

Практика

1.     «Урок Мира»

1

1

 

2.     «Я – ученик»

1

1

 

3.      «Обязанности ученика в школе»

1

1

 

4.     «Игры на развитие произвольных процессов». Турслёт.  

1

 

1

5.     «Я люблю свою школу» Праздничный концерт, посвящённый Дню Учителя.

1

 

1

6.     «Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг)

1

1

 

7.     «Посеешь привычку, пожнёшь характер»

1

1

 

8.     «Осень в родном селе»

1

1

 

9.     «Я помощник в семье»

1

 

1

10.   «Подумай о других»

1

 

1

11. «Мой портфель»

1

 

1

12.  «Школьная символика»

1

1

 

13. «Толерантность – путь к милосердию»

1

1

 

14. . «Мы и наши права»

1

 

1

15.  «Моё село»

1

 

1

16.  «О чём шепчет название родного села»

1

 

1

17.  «Самый уютный класс»

1

1

 

18.  «Экология моего села»

1

 

1

19.  «День добрых волшебников»

1

1

 

20.  «Родной край в древности»

1

 

1

21.  «Моя любимая мамочка»

1

 

1

22.  «Об отце говорю с уважением»

1

 

1

23.  «Мама, папа, я – дружная семья»

1

 

1

24.  «Слушаем сказки моей бабушки»

1

 

1

25.  «По каким правилам мы живём в школе?»

1

 

1

26.  «Уж тает снег, бегут ручьи»

1

 

1

27.  «Мягкие лапки, а в лапках царапки»

1

 

1

28.  «Поклон тебе, солдат России»

1

 

1

29.  «Мои родные – защитники Родины»

1

 

1

30.  «Маленькие герои большой войны»

1

1

 

31.  «Поэты и писатели нашего края»

1

1

 

32.  «Десант чистоты и порядка»

1

 

1

33.  «Самый красивый школьный двор»

1

 

1

34.  «Знай и люби свой край»

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч

Тема по программе. Тема и номер урока.

Всего

Теория

Практика

1. Урок милосердия и доброты.

1

1

 

2. Знакомства с символами Российского государства.

1

1

 

3. Мой класс – моя семья. Беседа.

1

1

 

4. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. 

1

1

 

5. Ты и твои друзья. Игра.

1

 

1

6. В гостях у предков. Сказочный марафон.

1

 

1

7. Откуда я родом. Архивные раскопки. 

1

 

1

8. Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала.

1

 

1

9. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа.

1

1

 

10. Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма.

1

1

  

11. Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок.

1

 

1

12. Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел.

1

 

1

13. Мои любимые книги. Выставка книг.

1

 

1

14. Почему меня так назвали. Презентация.

1

 

1

15. Уважения достойны. Беседа о пожилых людях.

1

1

 

16. Операция «Красный крест». Помощь престарелым людям.      

1

 

1  

17. Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием.

1

1

 

18. Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием.

1

1

 

19. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие. 

1

 

1

20. Флаги России. Беседа с творческим заданием.

1

1

 

21. Животные – рекордсмены. Просмотр видеофильма.

1

1

 

22. Чем живет планета  Земля? КВН

1

 

1

23. Богатыри земли Русской. Урок – вернисаж.

1

 

1

24. Мой папа – мастер на все руки. Презентация.

1

 

1

25. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма.

1

1

 

26. Народный лечебник. Бабушкины советы.

1

1

 

27. Быть человеком. Дискуссия.  

1

1

 

28. Спешите творить добро! Ситуативный практикум.

1

 

1

29. Панорама добрых дел. Смотр – конкурс.

1

 

1

30. Судьба Земли – наша судьба. Круглый стол.

1

1

 

31. День птиц. Викторина.

1

 

1

32. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов.

1

 

1

33. Дети войны. Литературное чтение.

1

1

 

34. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.

1

 

1

 

 

 

 

 

 

4 класс «Становление будущего гражданина» - 34ч

Тема по программе. Тема и номер урока.

Всего

Теория

Практика

1. Поговорим о толерантности.

1

1

 

2. Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала.

1

 

1

3. В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры.  

1

1

 

4. Игры с младшим братом (сестрой).

1

 

1

5. Права ребенка.  Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети».

1

1

 

6. Тест «Познай себя».

1

 

1

7. От вершины к корням. Из истории появления законов.

1

1

 

8. Государственный праздник – День Согласия и примирения.

1

1

 

9. День пожилого человека. Акция «Доброта души».

1

 

1

10. Правила счастливого человека. Психологический практикум.

1

 

1

11. Откуда я родом. Презентация.

1

 

1

12. Основной закон жизни нашего государства. Беседа.

1

1

 

13. Как встречают Новый год в разных странах. Игра - путешествие.

1

 

1

14. Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма.

1

1

 

15. Самое сильное звено. Игровая программа.

1

 

1

16. Панорама добрых дел.

1

 

1

17. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра – упражнение.

1

 

1

18. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма.

1

1

 

19. Образ русской женщины. Беседа – диалог.

1

1

 

20. О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут.

1

 

1

21. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов.

1

 

1

22. Семь чудес света. Просмотр видеоролика.

1

1

 

23.Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов.

1

 

1

24. Геральдика – наука о гербах. Беседа.

1

1

 

26. Берегите природу. Конкурс экологических сказок.

1

 

1

27. Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества.

1

 

1

28. Победа деда – моя победа. Мини – проекты о своих героических родственниках.

1

 

1

29. Память. Создание презентации и размещение в Интернете лучших работ.

1

 

1

30. Города – герои. Оформление альбома.

1

 

1

31. Школьный двор. Коллективная исследовательская работа.

1

 

1

32.  Школьный двор. Защита проекта.

1

 

1

33. Мы – россияне. Анкетирование.

1

 

1

34. Я – гражданин России. Игра – викторина.

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения  / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

2.     Я – гражданин своего города, своей страны. 1-4 классы: комплексные программы духовно-нравственного воспитания/авт.-сост. Н.В.Терещенко. – Волгоград: Учитель, 2015.

3.      Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.

4.     Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

5.     Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России /Вестник образования. – 2009. - №17. -  9 - 13с.  

6.     Концепция патриотического воспитания граждан РФ /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

7.      Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

8.     Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.

9.     Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

10. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

11. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

12.  Баранова, И.В. Нравственные ценности / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

13.  Бродовская, З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.

14. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

15. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки  / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

16. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе  / сост. И.Г.Кувашова –  Волгоград: изд. «Учитель», 2001.  

17. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.

18. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни  / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.

19. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.

20.  Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хвощевская школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хвощевская школа»

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Новизна программы Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования

Новизна программы Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования

Ставятся цели: уточнить представления учащихся о семье, соседях, показать важность внимательных и заботливых отношений; воспитание гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной…

Ставятся цели: уточнить представления учащихся о семье, соседях, показать важность внимательных и заботливых отношений; воспитание гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной…

В связи с отсутствием соответствующего образовательного стандарта по данному курсу автор опирается на собственный практический опыт

В связи с отсутствием соответствующего образовательного стандарта по данному курсу автор опирается на собственный практический опыт

Формирование у школьников навыков информационной культуры

Формирование у школьников навыков информационной культуры

Земля; экологическое сознание

Земля; экологическое сознание

Выставки декоративно-прикладного искусства -

Выставки декоративно-прикладного искусства -

Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе

Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе

Выпускник получит возможность для формирования: - основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин

Выпускник получит возможность для формирования: - основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин

Нижегородской области и атласом; - работать с атласом, глобусом и картой; - находить на карте свой регион и его главный город; - устанавливать причинно‐следственные связи;…

Нижегородской области и атласом; - работать с атласом, глобусом и картой; - находить на карте свой регион и его главный город; - устанавливать причинно‐следственные связи;…

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают,…

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают,…

Содержание курса 1 класс «Маленькие

Содержание курса 1 класс «Маленькие

Книжкина неделя. Экскурсия в библиотеку

Книжкина неделя. Экскурсия в библиотеку

Десант чистоты и порядка. 32

Десант чистоты и порядка. 32

Родной край в древности. Экскурсия в сельский краеведческий музей

Родной край в древности. Экскурсия в сельский краеведческий музей

Осуществляют практическую работу по изготовлению открыток

Осуществляют практическую работу по изготовлению открыток

Панорама добрых дел. 8. Народный лечебник

Панорама добрых дел. 8. Народный лечебник

Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала

Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала

Формирование у учащихся культуры деятельности

Формирование у учащихся культуры деятельности

От вершины к корням. Из истории появления законов

От вершины к корням. Из истории появления законов

Учебно-тематический план 1 класс «Маленькие

Учебно-тематический план 1 класс «Маленькие

Школа вежливости.1 1 2

Школа вежливости.1 1 2

Земли. 1 1 2

Земли. 1 1 2

Школьная символика» 1 1 2

Школьная символика» 1 1 2

Поэты и писатели нашего края» 1 1 2

Поэты и писатели нашего края» 1 1 2

Мои любимые книги. Выставка книг

Мои любимые книги. Выставка книг

День птиц. Викторина. 1 1 32

День птиц. Викторина. 1 1 32

Самое сильное звено. Игровая программа

Самое сильное звено. Игровая программа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2023