Методическая система учителя начальных классов МБОУ СОШ№24 им.И.И.Вехова стт.Александрийской Шумейко Светланы Васильевны
После окончания Железноводского педагогического колледжа я, не раздумывая, пошла работать в школу. Начала работать во 2 классе. У меня были удивительные ученики и прекрассные родители, которые приняли меня, относились ко мне с пониманием и уважением. Конечно, мне было трудно завоевать их доверие, но я искренне люблю свою работу, стремлюсь сделать её качественно.
Выстраивая свою методическую систему, поставила для себя цель:
- формирование личности, способной самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетенции.
Для достижения цели мне необходимо решать следующие задачи:
· создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей на уроке и во внеурочное время, повышая мотивацию учащихся к обучению;
· учить самостоятельно или в группе осуществлять продуктивную деятельность, направленную на поиск новых знаний;
· развивать творческий потенциал детей;
· учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.
· использовать в работе современные образовательные технологий, в том
числе информационно - коммуникационные технологии.
Для реализации методической системы использую следующие виды деятельности в рамках урочного и внеурочного времени:
ü учебно-познавательную;
ü проектно – исследовательскую;
ü художественно-творческую.
Учебно-познавательная деятельность.
В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями. Это делается для более эффективного достижения не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов обучения в начальной школе.
Учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
В нашей школе особое место уделяется информационно-технологическому профилю. Кабинеты оснащены в соответствии с требованиями Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ-камера, МФУ). Всё это позволяет сделать урок насыщенным, интересным, полноценным, способствует реализации целей и задач урока.
Использование УМК «Школа России» обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Особое место уделяется развитию у ребёнка человеческих качеств: доброты, способности сопереживать, готовности помогать другому. Это направлено на выполнение культуросозидающей роли образования. Я считаю этот аспект наиболее важным.
На уроках особое место я уделяю разнообразию форм организации учебной деятельности школьников, системе специальных заданий, использую различные технологии, а именно:
ü Игровая технология - самая актуальная для учителя начальной школы, так как первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, именно в этот год у детей происходит переход от игровой деятельности к учебной.
ü Проблемное обучение. Проблемная ситуация на уроке побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.
ü Исследовательские технологии (метод проектов, эксперимент, моделирование). Проектная деятельность является путём познания, способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации.
ü Информационно-коммуникативные технологии. Им отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации.
ü Технология «Учебного портфолио» способствует формированию необходимых навыков рефлексии, т. е. формированию самонаблюдения, размышления. Технология является средством для формирования мотивации достижения.
ü Технология критического мышления.
ü Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
Продуманная система заданий и вопросов побуждают детей быть наблюдательными, внимательными ко всему происходящему, они с удовольствием вовлекают в этот процесс родителей, ищут дополнительные сведения в справочных изданиях, в Интернете, часто посещают библиотеки города, тем самым учатся самостоятельно добывать знания, что приводит к формированию информационной компетенции.
Проектно – исследовательская деятельность.
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
В своей практике я реализовала несколько проектов:
1. «Живая азбука»
2. «Моя малая Родина»
3. «Мой класс»
4. « Ставрополье мое родное»
5. «История моей семьи»
6. «путешествие со словами»
7. «Моя будущая профессия»
Наиболее высокую оценку среди коллег получил проект «Моя будущая профессия», целями которого были:
· расширение представления детей о мире профессий;
· формирование учебно-познавательных мотивов, возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации;
· развитие интеллектуальных и творческих возможностей учащихся;
· воспитание уважительного отношения к людям любой профессии.
Данный проект состоял из следующих этапов:
1. Погружение в проект. Предложение темы проекта, определение целей, поиск оптимального способа достижения поставленных целей.
2. Планирование. Составление плана работы.
3. Работа над проектом
-Написание мини-сочинения «Моя будущая профессия»
-Поиск информации о выбранной профессии
-Написание сочинения
-Подготовка компьютерной презентации
4. Защита проекта
5. Оценка результатов.
6. Рефлексия. Составление синквейна
Художественно-творческая деятельность.
Творческая деятельность – одна из наиболее продуктивных в детском возрасте. Все мы в детстве рисовали, лепили, пели, танцевали. Эти действия жизненно необходимы, человек всегда творит, только с возрастом потребность в этом у большинства людей угасает. ..
Одна из важнейших сторон творческой деятельности – воображение, которое Л.С. Выготский назвал «развитым творческим чувством». Он считал, что главнейшая функция воображения связана с ориентацией ребенка в будущем. С этой целью я использую различные творческие задания, направленные на формирование криативного мышления учащихся. Интегрированные уроки (изобразительное искусство+чтение, технология+окружающий мир, чтение+музыка) хорошо способствуют выполнению данной работе.
Таким образом, описываемая методическая система, основывается на принципах разнообразия видов деятельности, взаимодействии ученика и учителя, учёта индивидуальных особенностей учащихся, развитии творческого потенциала, использовании современных образовательных технологий, в том числе информационно - коммуникационных технологий. Также умению самостоятельно или в группе осуществлять продуктивную деятельность, направленную на поиск новых знаний.
Данная методическая система была представлена на методическом объединении учителей начальных классов МБОУ СОШ№24 им.И.И.Вехова стт.Александрийской на сайте школы и на собственном сайте.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.