Моя педагогическая философия
Оценка 4.9

Моя педагогическая философия

Оценка 4.9
doc
20.11.2021
Моя педагогическая философия
эссе моя педагогическая философия .doc

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Мучкапская  средняя общеобразовательная школа

 

 

Эссе «Моя педагогическая философия».

 

«Педагогика здоровья – старт на дистанции к здоровому образу жизни ребёнка»

 

                          

Учитель физической культуры Мишин Н.В..

 

 

 

 

Р.п. Мучкапский

2012 год.

Эссе «Моя педагогическая философия».

 

«Педагогика здоровья – старт на дистанции к здоровому образу жизни ребёнка»

 

«С человеком нужно обращаться по-человечески».

Д.Фуллер

 

     «Человек постигает то, до чего додумался сам!». Этот принцип древнегреческого философа Сократа как нельзя лучше отражает сущность и моей неугомонной натуры.

      Имея достаточно большой опыт педагогической деятельности (ибо в школе я давно не новичок), хочется поделиться с многочисленной учительской аудиторией размышлениями о педагогике здоровья и о правильности выбранного направления в своей профессии.

      Наверное, было что-то судьбоносное в том, что в юности, после окончания школы, по воле «строгой и придирчивой медкомиссии», я не поступил в летное училище. Тогда, не раздумывая, с лёгкостью подал документы в педагогический институт, на спортфак. Вот тогда и задался целью: укреплять и сохранять здоровье ребят, чтобы в будущем  могли осуществиться все их мечты.

       У каждого педагога за долгие годы работы рождается своё мировоззрение, свой секрет профессионального мастерства. Моё кредо – простая истина: счастье быть здоровым, уметь заботиться о здоровье своём и окружающих. Со временем этот принцип счастливого человека перерос в убеждение, убеждение – в профессию, профессия – в жизнь.

      Так появилась цель моей педагогической деятельности: выпускник как физически, психологически и  духовно здоровая личность.

      Учителю физической культуры нельзя отставать от времени. Здоровый  (физически и нравственно) ребёнок – наша педагогическая ответственность перед обществом.  Известный педагог XX века В.А.Сухомлинский считает: высшая ценность общества - Человек. «Человек сам по себе глубок прежде всего своей собственной жизнью», - напоминает нам и писатель В. Распутин.

      Государство на современном этапе  уделяет особое внимание здоровью подрастающего поколения: введены в действие программы «Дети России», «Здоровый ребёнок»… На образовательные учреждения страны Федеральным Законом «Об Образовании» возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» особое внимание уделяет укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.

      Вижу, что интуитивно выбрал правильное направление в педагогическом поиске. Есть цель, есть и объект моих многолетних раздумий - Ученик.

      Как часто во имя воплощения сверхидей мы, учителя, пренебрегаем настоящим, забывая, что за моделью «выпускник» стоит просто ребёнок с его собственным порогом возможностей. Стремясь к идеальному образу, внедряя (иногда просто как дань модным веяниям) новейшие технологии, методы, приёмы и формы, мы взваливаем на хрупкие плечи ребёнка непомерный груз требований, не задумываясь, какой ценой удаётся ему нести на себе эту ношу.

      Психическое и физическое неблагополучие школьника: частые болезни, функциональные расстройства, переутомление, стрессы - вот цена реализации наших желаний.

      По свидетельству статистики, здоровье подрастающего поколения катастрофически ухудшается, около 90% школьников имеет отклонения в психическом и физическом здоровье. Присутствующий на уроке ученик, как правило, не здоров. Педагог, игнорирующий этот факт, занимает неправильную позицию, не обладает профессиональной компетентностью учителя, задача которого понять состояние ребёнка, выстроить эффективную педагогическую тактику.

      Смею вас уверить, уважаемые коллеги, что ни одна самая новейшая методика или супермодернизированный приём не могут быть оправданы, если они реализуются за счёт здоровья ребёнка.

      При всём уважении к значимости каждого из методов воспитания и обучения, всё чаще прихожу к  мысли, что именно здоровьесберегающая педагогика, обеспечивающая выпускника школы высоким уровнем реального здоровья; вооружающая его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для здорового образа жизни;  воспитывающая у него культуру здоровья – важное направление современной педагогики. Это такая система работы, в основе которой лежит Личность и её Здоровье.

      Детская братия невольно напоминает мне лоскутное шитьё: непостижимое в своём единстве, яркое и такое пёстрое, что глаза поражаются буйству красок! Но, если присмотреться внимательно, легко заметить, что каждый лоскуток имеет свой оттенок, свою форму, свой неповторимый рисунок. Так и дети … В общей массе -  многолики, но каждый из них - единственный, со своими возможностями и способностями, склонностями и интересами, состоянием здоровья.

      Как сформировать здоровую личность? К счастью, это не риторический вопрос и у меня есть рецепт:

*Физическая культура и  Спорт (любой его вид)  - это дорога к здоровью. Сумейте раскрыть возможности ребёнка, увлечь его спортом, сделать счастливым!

* Правильная личная система ценностей: «В здоровом теле – здоровый дух!»

* Воспитание ответственности обучающихся за своё здоровье как частный случай ответственности за своё поведение.

* Формирование социально-нравственных компетенций: эмоционального межличностного общения, саморазвития и самооценки.

          Слишком многое зависит прежде всего и от Учителя, его личности, профессионально-значимых качеств: уметь принять ребёнка таким, каков он есть, начать с того уровня, на котором ученик находится; быть наблюдательным и учитывать физические и личные особенности детей; активно и адекватно моделировать личность ученика, определив путь его развития, создав ситуацию успеха; обладать эмпатией - способностью понять внутренний мир ребёнка, стать частью его биографии; уметь сочувствовать, сопереживать; даже, если хотите, обладать социальной перцепцией (умением читать по глазам)… Это непростые задачи для педагога обычной образовательной школы, но вполне выполнимые. При условии, если изменить своё мировоззрение на сам процесс обучения: захотеть не только увидеть, но и всмотреться, не только услышать, но и вслушаться … И дети поверят тебе, раскроются, почувствуют, прежде всего, свою самоценность. А ты вместе - с ними; не понукая, идёшь рядом, указывая дорогу, направляя, поднимаясь чуть выше (всего на одну ступеньку) и протягивая руку, заставляя дотянуться, отпуская от себя и уступая дорогу, радуясь победе, потому что она и твоя тоже.

          Методы и формы обучения физической культуре, выбираемые мною, настолько разнообразны, насколько разнообразны способности, природные задатки моих учеников. И всё же ведущими в моей работе считаю здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни: мониторинги, профилактику травматизма, индивидуальный подбор физических нагрузок, воспитание культуры здоровья, разработку индивидуальных программ ЗОЖ, активное вовлечение детей в спортивную жизнь класса и школы, урочную и внеурочную деятельность, спортивное объединение дополнительного образования «Волейбол»; технологии, основанные на нравственном воспитании: педагогике сотрудничества, договорных отношений, спортивной взаимовыручки, общей заинтересованности в конечном результате, осознании важности роли каждого участника, положительных эмоциях, непрерывности и преемственности - всё это существует в оптимальном соотношении, не нарушая принципа триединого представления о здоровье: единства здоровья физического, психического и социального.

          Здоровье человека – бесценный дар природы, который даётся ему в подарок к первому дню рождения. Предназначение же педагога – научить бережно относиться к этому подарку.

          Современный учитель как витязь на распутье: какой путь выбрать в педагогике для достижения поставленной цели? Есть тысячи верно выбранных дорог. Не стану оспаривать каждую, ведь она, безусловно, по-своему правильная. И всё же сам понимаю и стараюсь убедить возможных оппонентов: нужно выбрать ту, на которой -  философский камень с высеченной на нём краткой, но ёмкой путеводной надписью:

 

«No noccre!» - «Не навреди!»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Эссе «Моя педагогическая философия»

Эссе «Моя педагогическая философия»

Психическое и физическое неблагополучие школьника: частые болезни, функциональные расстройства, переутомление, стрессы - вот цена реализации наших желаний

Психическое и физическое неблагополучие школьника: частые болезни, функциональные расстройства, переутомление, стрессы - вот цена реализации наших желаний

Это непростые задачи для педагога обычной образовательной школы, но вполне выполнимые

Это непростые задачи для педагога обычной образовательной школы, но вполне выполнимые
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2021