«Моя семья - мои корни»

  • doc
  • 09.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Классный час Моя семья-мои корни.doc

План-конспект

воспитательного мероприятия

Тема:   «Моя семья - мои корни»

Участники: кадеты  7 «Д» класса.

Форма проведения:  беседа с элементами викторины.

Цель: формирование уважительного отношения к семье, семейным ценностям.   

развитие интереса к истории семьи и семейным традициям.

Задачи:  

Образовательные: познакомить с общими представлениями о предназначении семьи;

Воспитывающие: воспитание   уважения  к своей семье,  привитие   детям любви к семейным  ценностям;

 Развивающие: развивать эмоциональную сферу ребенка,  интерес  к семейной родословной.

Использование современных образовательных технологий:

·               элементы технологии критического мышления;

·               элементы технологии коммуникативного взаимодействия;

·               элементы ИКТ-технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход мероприятия:

I. Вступление

Классный руководитель: Здравствуйте  ребята!  Сегодня мы продолжаем говорить  с вами о значимом для каждого слове. В нем есть все: и корни, и листья, и стебельки, и солнце, и тепло, и ласка, и строгость, и забота, и любовь. Кто мне скажет, о чём пойдёт речь?  

II.  Основной этап

Классный руководитель: Сейчас послушайте, пожалуйста, притчу. Кто скажет мне, а что такое притча?  (притча – рассказ с поучительным смыслом; этот рассказ – аллегория, иносказание).

         Однажды молодые рыбёшки, живущие в реке, спросили у старой рыбы, знает ли она, что такое вода. Старая рыба ответила: «Я не знаю, что такое вода, но, когда нас вытащат из неё, мы поймём истину (правду)».

1. Чем была вода для её обитателей?  (домом)

2. Кто подразумевается под образом старой рыбы и рыбёшек? (взрослые и дети)

3. Как называют группу людей, состоящую чаще всего из взрослых и детей?

Правильно, это семья – слово, знакомое каждому из нас. Слово одно, а семьи такие разные.

4. А как вы можете объяснить наличие числа «7» и «я» в слове? (7 – счастливое число, в сказках - магическое, «за семью печатями» находится тайна; я – это ребёнок или каждый член семьи). А ещё это слово очень похоже на слово «семя» - семена – это дети, семена дают ростки, из них вырастают различные культуры.

Классный руководитель: Слово «семья» исконно русское. Кто может рассказать его происхождение?  Образовалось оно  от числительного «семь», что означало «домочадец». Такой же корень имеет литовское seima – «семья, челядь», готское haims – «селение», греческое home. Первоначально семья означало «живущие в одном селении», затем – «домочадцы». Раньше у каждой знатной семьи был свой герб, эмблема. Может ли дерево стать эмблемой семьи? - Почему? Что символизируют корни? (Это наши предки, дедушки, бабушки каждого рода) А ствол? (Это папа, который в доме хозяин и мама, которая заботиться обо всех) Крона – это и плоды – это дети, которых оберегают (Я, сестренки, братишки).  Все вместе – это дружная семья. В русском языке есть понятие однокоренные слова, что это значит?

Классный руководитель:

Скажите мне какие вы знаете слова с корнем род?

Родословная – перечень поколений одного рода.

Род – ряд поколений, происходящий от одного предка.

Предок – это древний предшественник по роду.

До какого колена люди считаются кровными родственниками? 

От первого и до последнего колена. Конечно, с каждым последующим поколением такое родство становится всё более дальним. Что служит подтверждающими документами родства?  обычно являются свидетельства о рождении, браке. Так же,  распространено мнение, что род считается до седьмого колена.

Классный руководитель:

Ребята, а сейчас давайте поиграем. Следующие задания требуют от вас смекалки и сообразительности.

Скажите по латыни  «семья»                             (Фамилия.)

А теперь скажите «семья» по-итальянски.       (Мафия.)

Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»?                                                      (Аист.)

Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?                                                                      (Выносить сор из избы.)

Классный руководитель:

Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол.  (Гореть.)

По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь, и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр.           (Софья, то есть Мудрость.)

Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний?              (Третьяк, поскрёбыш.)

Как называют брата жены (шурин)? Сестру жены (своячница)?

Брата мужа (деверь) ? Сестру мужа (золовка)?

Маму мужа (свекровь)? Папу мужа (свёкр)?

Маму жены (теща)? Папу жены (тесть)?

Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?

(«Яблоко от яблони недалеко падает».)

Классный руководитель:

О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?                                                                (О матрёшке.)

С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?                                    (С восемнадцати лет.)

Как называется фамилия женщины до её замужества? (Девичья.)

Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается.                                                                         («Дюймовочка».)

Классный руководитель:

В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»?

(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

Родительский инструктаж одним словом – это...(Наказ.)

Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?        (Моя сестра.)

Классный руководитель:

Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи? (Улей, борть.)

Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?                                                (Мать-и-мачеха.)

Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья(Алфавит.)

В каком месяце отмечается Международный день семей? (Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)

Классный руководитель:

Следующие вопросы выявят литературные таланты в нашем классе:

«...» М. Горький. («Мать».)

«...- разбойники», А.С. Пушкин. («Братья-разбойники».)

«... Карамазовы», Ф.М. Достоевский. («Братья Карамазовы».)

«Три ...», А.П. Чехов. («Три сестры».)

«... Ваня», А.П. Чехов. («Дядя Ваня».)

«... Мазай и зайцы», Н.А.Некрасов. («Дед Мазай и зайцы».)

«Капитанская ...», А.С. Пушкин. («Капитанская дочка».)

«... полка», В.П. Катаев. («Сын полка».)

«... капитана Гранта», Ж. Верн. («Дети капитана Гранта».)

«... Фёдор, пёс и кот», Э. Успенский. («Дядя Фёдор, пёс и кот».)

III. Заключение

Классный руководитель:  “ Человек – это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи…” – писал академик Д.С.Лихачев. Да, перекати-поле без корней, потому при малейшем дуновении ветра катится с места на место, а человек имеет корни. Это его семья, теплый дом, очаг, родные люди…

         К сожалению, теперь сведения о предках у всех скупы. А в старину, прежде чем женить сына или выдать замуж дочь, люди узнавали о будущих родственниках до пятого колена. Скажите, пожалуйста, какая форма работы может помочь нам узнать лучше свои корни? (составление генеалогического дерева)

Наше мероприятие подошло к концу. Что больше понравилось? Что запомнилось? Как вы думаете,  над чем стоит задуматься и что точно стоит запомнить? Что бы вы хотели узнать на следующем занятии?

 

 


Скачано с www.znanio.ru