Знакомство детей с родной страной, родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родной страны, родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Проект
«Россия – моя Родина»
Актуальность темы:
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Знакомство детей с родной страной, родным краем: с историко
культурными, национальными, географическими, природными
особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут
им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие
впечатления о родной природе, об истории родной страны, родного края,
полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране
играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Задачи воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно
решается в ДОУ. Но результаты исследования показывают, что у
некоторых детей отмечается низкий уровень знаний истории села, края,
страны; отсутствует познавательный интерес; родители тоже
затрудняются в знании истории родного края и не имеют возможности
посещать культурные мероприятия, проходящие в селе изза высокой
занятости.
Поэтому возникла необходимость изменить формы организации
педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями
родного края. Решением данной проблемы является реализация
проекта: «Россия Моя Родина».
Объект: процесс воспитания гражданственности и патриотизма у детей
дошкольного возраста.
Предмет: система организационных условий позволяющих воспитать
гражданственность и патриотизм у детей дошкольного возраста.
Цель: воспитание гуманной, духовнонравственной личности, достойных
будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Создание условий для решения задач нравственнопатриотического
воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Формировать чувства привязанности к своему родному краю, своей
малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и
традициям;
Формировать представления о России как о родной стране, о
Москве как о столице России;
Воспитать патриотизм, уважение к культурному прошлому России
средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная
деятельность, художественное слово, ритмопластика;
Воспитать гражданскопатриотические чувства через изучение
государственной символики России;
Разработать содержание, методы, приемы, формы организации
познавательной деятельности, способствующей нравственно
патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста;
Создать предметноразвивающую среды;
Формировать нравственнопатриотические качества воспитание
храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.
Направления проектной деятельности:
Информационный блок: Переработка теоретических материалов;
Технологический блок: Разработка конспектов занятий с
использованием развивающего обучения;
Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды.
Вид проекта: познавательный, долгосрочный, групповой.
Участники: дети старших групп, родители воспитанников, педагоги
группы, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, педагог
изо.
Сроки реализации: два года.
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационнонакопительный:
Изучение интереса детей для определения целей проекта;
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
Обращение к специалистам.
II. Организационнопрактический
Проведение цикла познавательных занятий;
Оформление альбомов, дидактических игр;
Художественные выставки;
Экскурсии по селу;
Фотовыставки;
Праздники, развлечения;
Физкультурные досуги;
Оформление стендов;
Оформление уголка патриотического воспитания;
Консультации для родителей;
Разучивание стихов, песен и танцев о природе родного края, о
России, Российской армии;
Создание развивающего центра «Моя Родина».
III. Презентационно завершающий
Итоговый праздник для детей и родителей «Ты, моя Россия!»;
Выставка продуктов детской деятельности;
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольнорефлексивный
Подведение итогов:
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
V. Определение задач для новых проектов
Комплекснотематическое планирование образовательного процесса
Блок «Народные промыслы»
Закреплять знания детей о русском декоративноприкладном искусстве, о
русских промыслах.
Учить детей различать особенности, характерные для каждого вида
росписи, для игрушек различных промыслов.
Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них
интерес к народному искусству.
Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость
за свой народ.
Разучивание песен и музыкальноритмических композиций по теме.
Блок «Народные герои»
Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание защищать тех, кто
нуждается в помощи. Поддерживать в мальчиках желание быть похожими
на русских воинов – защитников. Способствовать развитию духовно
православного отношения к миру, пониманию защиты малых и слабых как
долга.
Развивать эмоциональную готовность к созданию выразительных образов
при помощи музыки, ритмопластики. Разучивание песен о героях Родины.Блок «Народные праздники»
Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них
интерес к народному искусству. Развивать внимание, речь, умение
анализировать. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского
народа и гордость за свой народ.
Разучивание колядок, частушек, песен, народных игр и танцев. Знакомить
детей с обычаями и историей народных праздников.
Блок «Родные города»
Знакомить детей со столицей нашей Родины – Москвой, столицей Урала,
родным селом. Познакомить детей с крупными городами России.
Закреплять и обобщать знания детей об окружающем мире. Приобщать
дошкольников к истории. Разучивание песен, танцев о Москве, Урале.
Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране.
Блок «Родная страна»
Расширять представления детей о животном и растительном мире России.
Воспитывать бережное отношение к родной природе. Воспитывать
патриотические чувства. Природа нашей страны – представление о
природе Урала, Сибири, о тайге и т.д. Знакомство и разучивание танцев и
песен о России.
Блок «Мы – патриоты»
Обобщить и систематизировать знания детей о России, воспитывать
любовь к Родине, гражданскопатриотические чувства. Что значит быть
гражданином? Пава и обязанности гражданина России, понятие
«гражданство». Разучивание гимна и патриотических песен.
Прослушивание классической музыки патриотического содержания.
Оценка результатов
Анализ детских рисунков на тему «Моя Родина»;
Беседа с детьми на тему «Моя Родина»;
Анализ вопросов детей.