В эссе описана история маленького городка находящегося на юге Чувашской Республики-Канаша.Этот город достаточно молод, ему всего 114 лет, он создавался вокруг железной дороги проложенной через республику в начале XX века. Эссе расказывает прошлое и настоящее города, которым гордимся мы-его жители.Исследовательское ээсе по краеведению
моя малая Родина.docx
Канаш является третьим городом в Чувашской Республике по численности населения и
индустриальной мощи, одновременно центром одноименного района. Он уникален своим
транспортногеографическим положением. На карте Чувашии занимает центральное место,
находится в 85 км к югу от столицы республики – Чебоксар. Канаш транспортный центр
Чувашии. Город пересекают важнейшие автотранспортные магистрали: с западной стороны
автодорога федерального значения Цивильск УльяновскСызрань, которая связана с
автомагистралью Москва Нижний НовгородКазань. Город Канаш также имеет
автодорожную связь со всеми районами республики. В современной архитектурно
планировочной организации территории г. Канаша большое значение имеет его
расположение в центральной части Чувашии, на пересечении железнодорожных
магистралей МоскваКазань и Красный Узел (Саранск Чебоксары).
Численность населения на 1 января 2012 г. достигла 45,6 тыс. человек (3,6 % от общей
численности населения в республике).
В начале декабря 1893 г. завершилось строительство железной дороги МоскваКазань
через Алатырь. С этого времени начинает свою летопись станция Шихраны и поселок при
ней – будущий город Канаш. На станции функционировало путевое хозяйство, состоящее
из одной главной линии, одного разъездного пути и двух небольших тупиковых путей для
постановки вагонов под погрузку и выгрузку. Было построено оборотное паровозное депо
на 2 стойла, водонапорная башня, дом для пассажиров, отдельный дом для жандарма, два
небольших дома для проживания служащих дороги. С открытием станции был создан
удобный выход на рынок лесных и сельскохозяйственных товаров, появились склады
местных и иностранных купцов, паровые и ветряные мельницы.
К 1911 году в Шихранах действовало более 40 торговых фирм. К 1912 году в поселке
открылось высшее начальное училище, с 1914 года учительская семинария. В 1919 году
Шихраны становятся узловой станцией, в 1920 году переименовываются в станцию Канаш,
а в 1925 году станция Канаш получила статус города (постановление ВЦИК от 6 июня 1925
года). Население Канаша к этому времени составляло 2323 человека.
В 1926 году завершается строительство второй станции Канаш, на которую были
перенесены основные грузовые работы. 7 ноября 1929 года вступила в строй первая
электростанция, которая впоследствии снабжала электроэнергией железнодорожную
станцию, часть города и 13 близлежащих деревень.
Новым этапом в развитии города стало сооружение вагоноремонтного завода, которое
началось в марте 1934 года. Завод был рассчитан на ремонт 6 тысяч грузовых вагонов в
год.
1 сентября 1935 года завод выпустил первую партию капитально отремонтированных
вагонов.
В 1939 году вступила в строй железнодорожная ветка Канаш Чебоксары, Канаш
становится большим железнодорожным узлом, работающим на 4 направления.
К 1940 году в городе проживало 17,3 тыс. человек, работали 4 школы, финансовый
техникум, медицинское училище, было построено новое здание педагогического училища. В годы Великой Отечественной войны необходимо было перестроить работу
промышленных предприятий города для быстрейшего выполнения военных заказов и
освоения новых видов продукции оборонного значения. Налаживанию работы на
предприятиях Канаша, обеспечению его жизнедеятельности в условиях тяжелого времени
способствовало то, что городские органы управления в 1942 г. были значительно
укреплены. Это было связано с тем, что по постановлению Президиума Верховного Совета
Чувашской АССР от 3 марта 1942 г. Канаш был выделен из состава Канашского района и
отнесен к категории городов республиканского подчинения. В условиях войны станция
Канаш добилась пропускной способности поездов в 23 раза больше, чем в довоенное
время. Вагоноремонтный завод строил, восстанавливал и вооружал бронепоезда,
отремонтировал 16000 вагонов.
В истории развития Канаша как города 19501970 гг. имеют определяющее значение. В эти
годы закладывается основа для превращения г. Канаша в третий по значимости после
Чебоксар и Новочебоксарска промышленный центр и один из крупнейших узлов Чувашии.
В 19501970 годах промышленность города становится многоотраслевой. В эти годы
вступили в строй действующих швейная и мебельная фабрики, заводы резцов,
технологической оснастки, полимерных материалов, пластмассовых и лакокрасочных
изделий, авторемонтный, электропогрузчиков. В эти же годы были построены новый
железнодорожный вокзал, Дворец культуры вагоноремонтного завода, отделенческая
больница, детские учреждения, школы, велось благоустройство улиц и площадей. В эти
годы Канаш становится одним из крупных железнодорожных узлов Казанской железной
дороги, который принимает и отправляет поезда по четырем направлением: Москва,
Казань, Чебоксары, Рузаевка.
В 19711990 г.г. Канаш стал третьем по численности населения городом Чувашии. На 1
января 1986 г. в нем проживало 51,2 тыс. человек. Экономическое развитие города в 1971
1990х г.г. прошло несколько этапов, связанных с выполнением государственных заданий
пятилетних планов развития народного хозяйства в стране и республике. Перед
промышленными предприятиями Канаша стояли задачи наращивания экономического
потенциала, внедрения новой техники, передового опыта, ввода в строй новых
производственных площадей.
В 1990 г. Канаш занимал 4е место по республике по объему промышленной продукции, 3е
место по среднесписочной численности рабочих и служащих, по объему
капиталовложений, по стоимости основных промышленнопроизводственных фондов, 7е
место по их вводу в действие, 6е место по грузообороту автомобильного транспорта.
В городе реализуется программа «Обеспечение населения г.Канаш качественной питьевой
водой на 20092020 годы», утвержденная решением Собрания депутатов г.Канаша
Чувашской Республики от 22 июля 2009 г. В рамках этой программы в 2009 г. завершено
строительство водовода Высоковка Канаш.
В начале XXI в. г. Канаш занимает достаточно высокую позицию, как в социально
экономическом, так и социокультурном развитии Чувашской Республики. Один из
молодых городов, возникший, как и ряд городов Чувашии, на этапе индустриализации и создания промышленного потенциала региона, имеет ряд преимуществ для дальнейшего
развития. Сегодня город Канаш со статусом моногорода ведет большую подготовительную
работу по участию в федеральной программе моногородов. В связи с этим и в соответствии
с приоритетными направлениями, определенными Правительством Российской Федерации,
разработан комплексный инвестиционный план модернизации г. Канаша до 2020 г., одобрен
постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 апреля 2012 г. В рамках
реализации мероприятий плана в городе реализуются инвестиционные проекты: разработка
и внедрение в серийное производство новых моделей грузовых вагонов с улучшенными
техническими и эксплуатационными характеристиками на ЗАО «ПромтракторВагон»;
строительство завода по переработке овощей ООО « Девелей, строительство предприятия
по производству неорганических химических соединений (минеральных солей) ООО «
АуратСВ»
Канашцы любят свой город, дорожат его историческим прошлым, переживают за
сегодняшний день, заботятся о будущем. Неравнодушие горожан является залогом
дальнейшего развития города.
Моя малая Родина- мой город Канаш
Моя малая Родина- мой город Канаш
Моя малая Родина- мой город Канаш
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.