Моя творческая лаборатория
Развитие детской одарённости через работу
Научного общества учащихся начальных классов
МБОУСОШ №1 города Южи
"Первые ступеньки".
Развитие детской одаренности является
одним из приоритетных направлений образовательной модели МБОУСОШ №1 города Южи
Ивановской области. Созданная в школе программа "Одарённые дети"
предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися, начиная с
начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, поэтому урочная и
внеурочная деятельность строится так, чтобы каждый ученик мог проявить свои
возможности в самых разных сферах деятельности.
С целью выявления и поддержки одаренных и
увлеченных основами наук учащихся, стремящихся к научной деятельности, в
сентябре 2011 года в нашей школе было создано научное общество учащихся
начальных классов (НОУ) "Первые ступеньки".
Научное общество учащихся – это добровольное объединение школьников, стремящихся к совершенствованию своих знаний в определенной области наук, к развитию творческих способностей, мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственной деятельности, к приобретению умений и навыков научно – исследовательской работы под руководством учителей школы. В состав НОУ входят учащиеся 2-4 классов. Научными руководителями являются учителя начальных классов.
Главная цель НОУ "Первые ступеньки" – помочь ребёнку научиться управлять своей исследовательской деятельностью, т.е. перевести его из режима управления в режим самоуправления.
Важным
в воспитательном аспекте работы научного общества является решение задачи
социализации личности, формирование коммуникативных навыков.
Работа в НОУ позволяет расширить образовательное пространство школы.
И, конечно же, немаловажным является развивающее воздействие на личность ребёнка.
Задачи НОУ "Первые ступеньки":
-
развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного,
дополнительного и индивидуального образования;
- внедрять в образовательное пространство школы альтернативный вариант
оценивания обучающихся в форме «портфолио»;
-
стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать
условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном
самовыражении;
- совершенствовать здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие компоненты образовательного
пространства школы;
- повышать уровень и качество образования через идеи гуманной и личностно-ориентированной педагогики.
НОУ
«Первые ступеньки» работает по нескольким направлениям:
- естественно-научное
-гуманитарное;
-творческое;
-информационно-техническое.
При работе с одарёнными детьми соблюдаются следующие принципы:
1.применение междисциплинарного подхода;
2.
углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
3.насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
4. поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам
и содержат новые идеи;
5.поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
6. поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
7. оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;
8. установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;
9.установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных ценностей при любых обстоятельствах.
Работа
в НОУ "Первые ступеньки" ведется в разных формах: через
индивидуальную деятельность с учащимися, групповую (совместная
исследовательская работа учащихся) и массовую (конференции, олимпиады). На
занятиях секций НОУ учащиеся решают нестандартные задачи, знакомятся с
новинками литературы по предметам, проводят опыты и исследования.
Как и в любой работе, качество
исследовательской деятельности учеников измеряется по своим показателям:
1.Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение
числа таких детей.
2. Повышение уровня индивидуальных
достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
3.Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
4. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
Работа НОУ учащихся начальных классов «Первые ступеньки строится согласно Положению о научном обществе.
НОУ имеет свою эмблему.
НОУ имеет свой гимн.
Результаты своей работы члены НОУ представляют на научно-практической конференции учащихся «Хочу всё знать». В прошлом учебном году она проводилась пятый раз. Ребята представляют вниманию зрителей различные проекты - от информационных до исследовательских.
Так, в 2011-2012 году темой НПК стала «Удивительный мир растений и животных». Ребятами были представлены следующие проекты: «Это загадочное животное», «Знакомые незнакомцы», «Удивительное царство грибов», «Эпоха динозавров», «Кошки-из прошлого в будущее» и др.
НА НПК 2012-2013 года- по теме «Здоровый образ жизни» были рассмотрены следующие проекты: «Польза и вред жевательной резинки», «Мы против курения!», «Вред газированных напитков», «Молоко -полезный продукт», «Волшебная сила витаминов» и т.д.
Проект «Мы против курения»принял участие в I Открытом межрегиональном фестивале социальных идей и проектов «Золотое кольцо-территория без табака!» и стал победителем фестиваля.Ученик 4 класса Герасимов Алексей стал победителем областного конкурса «Брось курить-спаси себя и своих близких» в номинации «Лучший стихотворный призыв» .
В 2013-2014 году конференция была посвящена зимней олимпиаде в СОЧИ и её темой стала «Олимпийское движение». На ней были представлены следующие проекты: «История олимпийского движения», «Олимпийские игры: вчера, сегодня», «Олимпийское движение», «Зимние виды спорта» и т.д.
В 2014-2015 учебном году на конференцию были представлены проекты по теме «Мир профессий»: «Профессия военного», «Кузнечное дело», «Профессия – повар», «Школьные предметы в моей будущей профессии», «Профессии наших родителей» и т.д.
В 2015-2016 году конференция была посвящена 50-летнему юбилею школы и проходила под девизом «Школа-это мы!». На ней были представлены проекты: «Школа вчера, сегодня, завтра», «Как хлеб на стол пришёл», «Русский народный танец», «Вода-источник жизни», «Первые шаги в мультипликации», «Без буквы ё букварь не ёмок», «Удивительный мир театра» и др.
За время существования НОУ сертификаты участников получили около 150 человек, победителями признаны 12 коллективных и два индивидуальных проекта, 30-призёры НПК.
Работа в НОУ "Первые ступеньки" имеет для учащихся школы огромное практическое значение.
Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы:
-у
них появляется возможность продемонстрировать наиболее интересные работы;
- они могут представить работы для участия в городских, областных и
общероссийских конференциях и конкурсах,
- ребята имеют возможность более верного выбора своего профессионального пути.
В заключение хотелось бы ещё раз напомнить о том, что учитель – духовный наставник, обладающий жизненной мудростью и способностью "возвращаться" в детство. "Духоподъемное" качество педагога является залогом пробуждения в ребёнке интереса к исследованию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.