Может помочь шляпа

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 21.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сократ сделал дискус сию способом размышления об объекте. Аристотель пре доставил мощную методологию — суждение и «ячейки не сомненных фактов». В Европу это мышление вернула эпоха Возрождения. Мыслители и педагоги того времени были по большей час ти церковниками. Что требовалось им от мышления? Им требовался способ доказать, что еретики «неправы», и способ убедить себя в собственной вере. Дискуссия этим требованиям отвечала вполне.
Иконка файла материала Может помочь шляпа.doc
Может помочь шляпа Сократ сделал дискус сию способом размышления об объекте. Аристотель пре доставил мощную методологию — суждение и «ячейки не сомненных фактов». В Европу это мышление вернула эпоха Возрождения. Мыслители и педагоги того времени были по большей час ти церковниками. Что требовалось им от мышления? Им требовался способ доказать, что еретики «неправы», и способ убедить себя в собственной вере. Дискуссия этим требованиям отвечала вполне. Для синтеза, проектирования или компромисса места неоставалось.Церковьдолжнабылабытьправа,аеретики неправы — чтобы их можно было сжигать на кострах. Церковь нуждалась в абсолютизме Платона и дискус сии Аристотеля — возможно, даже больше, чем в вопросах Сократа. Прочие греческие мыслители, включая софис тов, ей были не нужны. Назначением дискуссии является достижение опреде ленного конечного результата: одна сторона выигрывает, другая проигрывает. Этот определенный конечный ре зультат был привлекателен для судейского сословия. Дискуссия заменила «испытание посредством поедин ка», во время которого «защитник» сражался с подозре ваемым в преступлении. Победитель мог быть только один.Дискуссиясталапоединкомнасловах,аненамечах. Четыре человека стоят по разным сторонам дворца. Ка ждый утверждает, что та сторона, которую он видит, — са мая красивая. Они спорят (по мобильному телефону). Потом они собираются вместе и обходят здание, в результате чего каждый видит все четыре стороны. Такое поведение приводит непосредственно к концепции «параллельного» мышления. Большое различие между параллельным мышлением и мышлением соперничающим (дискуссионным) заклю чается в том, что все в какой-то момент мыслят параллель но. Все мыслят и смотрят в одном направлении. Затем на правление меняется, с тем, чтобы были охвачены все аспекты вопроса. Смысл же параллельного мышления заключается в том, что мысли каждого рассуждающего о вопросе несколько отличаются от мыслей остальных. Исследование по этой причине получается полнее, илегче, какправило, прийти к согласию относительно дальнейшего пути. Для того чтобы все могли мыслить и смотреть в одном направлении, это направление требуется указать. Его ука зывают символические «Шесть Шляп». В определенный момент каждый надевает, образно говоря, одну из шести шляп. После этого все мыслят в одном направлении. Белая Шляпа символизирует «информацию». Пред ставьте себе белый цвет и бумагу. Надев Белую Шляпу, все сосредоточиваются на информации. • Какая информация у нас есть? а Какая информация нам нужна? а Какие вопросы мы хотим решить? а Как нам получить нужную информацию? Если возникает расхождение во мнениях, спора не про исходит. Записываются оба варианта.Красная Шляпа — это эмоции, чувства и интуиция. Представьте себе красный цвет, огонь и тепло. Надев Крас ную Шляпу, все имеютправо выразитьсвоиэмоции идать волю интуиции, не объясняя и не оправдывая их. Все это есть в человеке и поэтому нуждается в выходе. Перед пер- выми выборами в Южной Африке меня попросили обу чить этому методу руководителей комитетов. Впоследст вии те решили на совещаниях использовать Красную Шляпу первой, чтобы дать каждому возможность выплес нуть свои эмоции в самом начале. • Какие чувства у меня это вызывает? • Моя интуиция говорит... а У меня такое ощущение... • Это меня раздражает... р Есть сомнения... Черная Шляпа предназначена для мышления осторож ного, дотошного и критического. Представьте себе черный цвет и судейскую мантию. Надев Черную Шляпу, мы раз мышляем о «худшей стороне»; по какой причине что-то может не получиться; какие могут возникнуть проблемы. Это «критическая» шляпа. • Уложится ли это в наш бюджет? • Этично ли это? • Будет ли это работать? • Что может пойти не так? • Чем мы рискуем? Черная Шляпа позволяет думающим дать полную во лю своей осторожности и пессимизму. Это соответствует и естественному поведению мозга, и культуре критического мышления. Черная Шляпа — очень хороша и, воз можно, является самой важной из шляп. Это основа всей западной культуры мышления. Главное, чтобы с ней не переусердствовали те, кто считает, что критичным быть Достаточно. Желтая Шляпа — это «логический позитив». Надев Желтую Шляпу, мы ищем ценности и выгоды. Мы стре мимся понять, как можно сделать то или иное. Рассуждаем разумно — это не спекуляции на почве творчества. Для конструктивного мышления важно развивать в себе «чув ство ценности». Нам дано от природы «чувство опасно сти», но развить мы должны «чувство ценности». • Что в этом имеется ценного? • Какова выгода? а Как это можно сделать? • Каковы позитивные аспекты? Желтая Шляпа гораздо труднее для исполнения и го раздо менее «естественна», чем Черная. ЗеленаяШляпа—этошляпатворчестваиэнергии.Пред ставьте себе зеленый цвет, растения и процесс роста. Надев Зеленую Шляпу, все присутствующие на совещании совер шают попытку творчества. Это время творчества. Зеленая Шляпа побуждает нас искать свежие идеи, альтернативы, модификации идей, новые возможности и т. д. • Имеется альтернатива... а Можно изменить идею... а А что если поступить так? а Есть и такая возможность... а Как подойти к этому иначе?В обычном мышлении критический подход действите лен постоянно. В Зеленой Шляпе он исключается. Последняя шляпа — Синяя. Представьте себе синеву, небо и общий обзор. Синяя Шляпа организует мышление. Синяя Шляпа выбирает фокус. Синяя Шляпа определяет последовательность надевания остальных Шляп. Синяя Шляпа следит за соблюдением правил Шляп. Синяя Шляпа подводит итоги — последствия, решения, проекты, следующие шаги и т. д.