План- конспект урока литературы
Тема: «Сказки
М.Е. Салтыкова-Щедрина как синтез его творчества».
Задачи:
Обучающие, формирование
регулятивных УУД:
-
Выяснить причины обращения
писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр;
-
выделить основные темы сказок,
раскрыть их идейную направленность;
-
повторить значение литературных
терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие)
Развивающие, формирование познавательных УУД:
- развивать умение анализировать сказки;
-
вызвать интерес к занятию,
придать ему проблемно-творческий характер;
-
учить диалогу, умению работать в
группе.
Воспитательные, формирование личностных УУД:
- формировать коммуникативную компетентность в общении со взрослыми и
сверстниками;
-
определить те положительные идеалы,
которые проповедует автор в сказках.
Тип урока -
комбинированный
Форма урока —
урок - анализ
Оборудование:
1. Портрет писателя.
2 .Выставка популярных изданий щедринских произведений.
З. Высказывания современников о сатирике.
Эпиграф к уроку:
Сказки могучи по
своей мысли, забавны
и
вместе с тем трагичны по своему ехидству,
очаровывают своим языковым
совершенством.
А.В.
Луначарский.
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся.
Сегодня мы продолжим изучение творчества М.Е Салтыкова-Щедрина и поговорим о
его сказках. Какие слова в эпиграфе вы выделили бы логическим ударение? Почему?
2. Проверка д/з:
Предварительное д/задание.
1. Из биографии писателя. Устно подготовить ответ на вопрос: какие факты
биографии сатирика повлияли на формирование его мировоззрения?
2. Прочитать сказки «Премудрый пискарь», «Дикий помещик».
З. Подготовиться к
инсценированию.
З. Опрос по вопросам домашнего задания.
-
Какие факты биографии
Салтыкова-Щедрина повлияли на
формирование его мировоззрения?
(Его детство на «лоне крепостного права», помещичьего произвола и семейного
деспотизма. Вот что вспоминает писатель о своем детстве: «Я видел глаза,
которые ничего не могли выражать, кроме испуга, я слышал вопли, которые
раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного
деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в своё
время не причинила бы мне боли»).
- Сообщение ученика:
-
Каким человеком представляется вам Михаил
Евграфович Салтыков-Щедрин писатель-сатирик, критик и публицист?
(Салтыков-Щедрин —
человек необычной работоспособности.
Работа для него -
непреодолимая потребность. «Он не мог не
писать: ни какие- нибудь дела, ни усталость и желание отдохнуть, ни знакомства
и отношения, ни даже сама болезнь не могли удержать его от этого.., он садился
к письменному столу и писал своим сжатым почерком «страничку — другую», сколько мог»)
(Салтыков -
Щедрин представляется мне прямолинейным,
настойчивым, умеющим сказать своё веское слово в защиту интересов русского
мужика. Не случайно он вызвал ненависть официальных кругов России, которые
называли его «вице-Робеспьером». Щедрин- создатель сатирических произведений.)
-
Как вы понимаете слово «сатира»? (Сатира - обличительное литературное произведение, изображающее
отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. Сатирик в сущности тот
же врач. Медик ищет способы оздоровления человеческого организма, а сатирик
определяет диагноз «социально-классовых болезней», которые обнаруживают себя в
человеческих характерах и отношениях.)
Физиолог И. М. Сеченов называет Салтыкова-Щедрина «всеми уважаемым диагностом
наших общественных зол и недугов».
4. Слово учителя.
М. Е. Салтыкова-Щедрина всегда привлекали сказки своим юмором, осуждением зла,
лени и трусости, прославлением добра, благородства. Еще в 1869
г. Щедрин написал три сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»).
5.Угадай сказку по эпизоду.
1 «Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, - вижу, будто живу я на необитаемом острове...» до слов
«С нами крестная сила! Ведь этак мы друг друга съедим! И так мы попали сюда! Кто
тот элодей, который над нами такую штуку сыграл!».)
2. «Кши... -
бросился он на
мышонка...»
Нет, лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться,
но да скажет никто, что российский дворянин... от принципов отступил!»
-
Учитель: Вот вы и вспомнили героев
щедринских сказок.
В 80-е годы 19 века Салтыков-Щедрин за короткий срок создал книгу сказок (около
30). «Голова до сих пор полна... между прочим, сказками... Надобно отказаться
от этой книги, которая не повредила бы . .»-
писал сатирик.
В 80-е годы «разгул» реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные
записки». У писателя, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу».
Обращение Щедрина к сказкам нельзя объяснить только произволом цензуры, более
важными оказались содержательные возможности сказок.
Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком «для детей изрядного
возраста» один из цензоров сказал : «То, что г. Салтыков называет сказками,
вовсе не отвечает своему названию; его сказки — та же сатира, и сатира едкая... направленная против
общественного и политического нашего устройства». Многие сказки так и не
появились в печати при жизни писателя.
Запись в тетрадях:
«Сказки (для детей изрядного возраста)» - итог многолетних жизненных наблюдений Салтыкова-Щедрина, итог его
творческого пути.
6. Основные темы сказок. (Запись на доске.)
1. Народ и самодержавие («Медведь на воеводстве», Орел-меценат», «Сказка
о ретивом начальнике».).
2. Народ и господствующие классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»).
3. Народ и буржуазная обывательская интеллигенция («Премудрый
пискарь», «Либерал», «Карась-идеалист», «Вяленая вобла»).
7. Работа над литературными терминами.
Вопросы:
-
Вспомните, что такое «гротеск». Приведите
примеры гротеска из известных
произведений Щедрина.
-
Как вы понимаете смысл слов «сатира»,
«эзопов язык»? -Что такое
«фантастика», «пародия», «ирония», «сарказм», «литота»? Фантастика - несуществующее в действительности, выдуманное.
Преувеличивая или преуменьшая, выдумывая неожиданное сочетание деталей, сатирик
выявляет скрытые в обыденной жизни пороки и делает их в то же время смешными.
Пародия - произведение, подражающее другому произведению, автору или течению с
целью их осмеяния. Пародия состоит в «передразнивании», в «переворачивании»
оригинала, сведении его «высокого», серьёзного образного языка в низкий смешной
план.
Ирония - отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. При
иронии высказывается прямо противоположное тому, что
подразумевается.
Сарказм - едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим
смыслом. Сарказм-
разновидность иронии. В сарказме крайняя степень эмоционального отношения, высокий
пафос отрицания, переходящий в негодование.
Литота-
это образное выражение, оборот, в котором
содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого
предмета или явления.
Эзопов язык -
вынужденное иносказание, художественная
речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к
легендарному образу древнегреческого поэта б века до н. э. Эзопа, создателя
жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках,
вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова
речь-своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных
сатирических приёмов, призванных выразить художественно- публицистическую мысль
не прямо, а иносказательно.
8.Анализ сказки «Премудрый пискарь» (1882-1883).
Время написания и публикации сказки-трудная пора реакции и террора
в стране. Салтыков -
Щедрин: «Уж очень худое время наступает».
В
нравственную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность,
трусость, равнодушие.
-
Какое впечатление произвела на вас эта
сказка?
(уч-ся зачитывают написанные дома впечатления о сказке).
-
Как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый
пискарь»?
-
Что означает эпитет «премудрый»?
(синонимы-умный, рассудительный, антонимы- глупый,
бестолковый.
Смысл, который вкладывает автор в слово «премудрый», бесспорно,
ироничный.)
-
Чем « премудрый» лучше «мудрёного»,
«мудрствующего»?
-
Гротеск или гипербола, с вашей точки
зрения, преобладают в сказке?
-
Какие советы дает своему сыну старый
пискарь?
(гляди в оба)
- Вспомните, а какие советы дают своим
детям другие отцы-
герои
классических произведений русской литературы?
Чичикову-
«Копи копейку, копейка не выдаст»
Молчалину-
«Угождать всем людям без изъятья...»
Петру Гринёву-
«Береги платье снову, а честь смолоду».
-
К какому из «советов» ближе поучение
старого пискаря?
(жизненная позиция пискаря не совпадает ни с одной из этих позиций).
-
Какова жизненная позиция пискаря? Итог
жизни пискаря? Что за мысли
«посещают» его перед смертью?
(чтение отрывков из сказки).
-
Почему, на ваш взгляд, сатирик прибегает
к иносказанию и изображает не
человека, а рыбу, наделённую обывательскими чертами?
-
В какие моменты (найдите) и с какой целью
(объясните) «рыбье» в пискаре
становится «человечьим»?
-
Какая черта в пискаре вам наиболее
неприятна?
-
Учитель: М.Е. Салтыков-Щедрин пишет: «И
прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Всё дрожал, всё дрожал.
Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто... .только дрожит да
одну думу думает: слава богу! Кажется, жив!» Изображением жалкой участи
трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение
всем тем, кто, покоряясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни
в узкий мир личных интересов. Салтыков- Щедрин приписал мелкой и жалкой рыбёшке
человеческие черты и вместе с тем показал, что человеку присущи «рыбьи черты.
Писатель напомнил современникам (и современным читателям) о цене человеческой
жизни, о её смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.
9. Запись вывода в тетради:
«Премудрость» пискаря, его обывательское равнодушие, трусость лишают
человеческую жизнь всякого смысла, «умерщвляют ум, честь и совесть», сказка
учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене
человеческой жизни, о её смысле.
10. Итоги урока:
Итак, на примере сказки «Премудрый пискарь» мы увидели, какой смысл вкладывает
в сказки писатель. В сказках сочетается реальное и
фантастическое, сказочное. Писатель мастерски пользуется эзоповской манерой
письма (эзопов язык), прибегает к заострению образов» с помощью гиперболы,
гротеска, иронии.
11. Домашнее задание.
Проанализировать сказки:
1 вариант-
«Вяленая вобла»
2 вариант-
«Медведь на воеводстве».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.