М.Салтыков-Щедрин.Сказки.
Оценка 4.6

М.Салтыков-Щедрин.Сказки.

Оценка 4.6
doc
08.11.2022
М.Салтыков-Щедрин.Сказки.
Конспект урока литературы 10 класс.doc

План- конспект урока литературы

Тема: «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина как синтез его творчества».
Задачи:

Обучающие, формирование регулятивных УУД:
- Выяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр;
- выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность;
- повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие)
Развивающие, формирование познавательных УУД:
- развивать умение анализировать сказки;
- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер;
- учить диалогу, умению работать в группе.
Воспитательные, формирование личностных УУД:
- формировать коммуникативную компетентность в общении со взрослыми и сверстниками;

- определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках.
Тип урока
- комбинированный
Форма урока
урок - анализ
Оборудование:
1. Портрет писателя.
2 .Выставка популярных изданий щедринских произведений.
З. Высказывания современников о сатирике.
Эпиграф к уроку:
                                                       
Сказки могучи по своей мысли, забавны и                                                                            

                                                      вместе с тем трагичны по своему ехидству,

                                                        очаровывают своим языковым        

                                                         совершенством.
                                                                                          А.В. Луначарский.
                                                     

                                                     Ход урока

1.     Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся.
Сегодня мы продолжим изучение творчества М.Е Салтыкова-Щедрина и поговорим о его сказках. Какие слова в эпиграфе вы выделили бы логическим ударение? Почему?
2. Проверка д/з:
Предварительное д/задание.
1. Из биографии писателя. Устно подготовить ответ на вопрос: какие факты
биографии сатирика повлияли на формирование его мировоззрения?
2. Прочитать сказки «Премудрый пискарь», «Дикий помещик».
З. Подготовиться к инсценированию.                                                                                   З. Опрос по вопросам домашнего задания.
- Какие факты биографии Салтыкова-Щедрина повлияли на
формирование его мировоззрения?
(Его детство на «лоне крепостного права», помещичьего произвола и семейного деспотизма. Вот что вспоминает писатель о своем детстве: «Я видел глаза, которые ничего не могли выражать, кроме испуга, я слышал вопли, которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в своё время не причинила бы мне боли»).
- Сообщение ученика:
- Каким человеком представляется вам Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин писатель-сатирик, критик и публицист?
(Салтыков-Щедрин
человек необычной работоспособности. Работа для него - непреодолимая потребность. «Он не мог не писать: ни  какие- нибудь дела, ни усталость и желание отдохнуть, ни знакомства и отношения, ни даже сама болезнь не могли удержать его от этого.., он садился к письменному столу и писал своим сжатым почерком «страничку другую», сколько мог»)
(Салтыков
- Щедрин представляется мне прямолинейным, настойчивым, умеющим сказать своё веское слово в защиту интересов русского мужика. Не случайно он вызвал ненависть официальных кругов России, которые называли его «вице-Робеспьером». Щедрин- создатель сатирических произведений.)
- Как вы понимаете слово «сатира»? (Сатира - обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. Сатирик в сущности тот же врач. Медик ищет способы оздоровления человеческого организма, а сатирик определяет диагноз «социально-классовых болезней», которые обнаруживают себя в человеческих характерах и отношениях.)
Физиолог И. М. Сеченов называет Салтыкова-Щедрина «всеми уважаемым диагностом наших общественных зол и недугов».

4. Слово учителя.
М. Е. Салтыкова-Щедрина всегда привлекали сказки своим юмором, осуждением зла, лени и трусости, прославлением добра, благородства. Еще в 1869 г. Щедрин написал три сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»).      

5.Угадай сказку по эпизоду.
1 «Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился,
- вижу, будто живу я на необитаемом острове...» до слов «С нами крестная сила! Ведь этак мы друг друга съедим! И так мы попали сюда! Кто тот элодей, который над нами такую штуку сыграл!».)
2. «Кши...
- бросился он на мышонка...»                                                                            Нет, лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, но да скажет никто, что российский дворянин... от принципов отступил!»
- Учитель: Вот вы и вспомнили героев щедринских сказок.
В 80-е годы 19 века Салтыков-Щедрин за короткий срок создал книгу сказок (около 30). «Голова до сих пор полна... между прочим, сказками... Надобно отказаться от этой книги, которая не повредила бы 
. .»- писал сатирик.
В 80-е годы «разгул» реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». Обращение Щедрина к сказкам нельзя объяснить только произволом цензуры, более важными оказались содержательные возможности сказок.
Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком «для детей изрядного возраста» один из цензоров сказал : «То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки
та же сатира, и сатира едкая... направленная против общественного и политического нашего устройства». Многие сказки так и не появились в печати при жизни писателя.
Запись в тетрадях:
«Сказки (для детей изрядного возраста)»
- итог многолетних жизненных наблюдений Салтыкова-Щедрина, итог его творческого пути.
6. Основные темы сказок. (Запись на доске.)
1. Народ и самодержавие («Медведь на воеводстве», Орел-меценат», «Сказка о ретивом начальнике».).
2.
Народ и господствующие классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»).
3. Народ и буржуазная обывательская интеллигенция («Премудрый
пискарь», «Либерал», «Карась-идеалист», «Вяленая вобла»).
7. Работа над литературными терминами.
Вопросы:
- Вспомните, что такое «гротеск». Приведите примеры гротеска из известных
произведений Щедрина.
- Как вы понимаете смысл слов «сатира», «эзопов язык»?                                               -Что такое «фантастика», «пародия», «ирония», «сарказм», «литота»?   Фантастика - несуществующее в действительности, выдуманное.
Преувеличивая или преуменьшая, выдумывая неожиданное сочетание деталей, сатирик выявляет скрытые в обыденной жизни пороки и делает их в то же время смешными.
Пародия - произведение, подражающее другому произведению, автору или течению с целью их осмеяния. Пародия состоит в «передразнивании», в «переворачивании» оригинала, сведении его «высокого», серьёзного образного языка в низкий смешной план.
Ирония - отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. При иронии высказывается прямо противоположное тому, что подразумевается.                                                                                                        Сарказм - едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм-
разновидность иронии. В сарказме  крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование.
Литота-
это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления.
Эзопов язык -
вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта б века до н. э. Эзопа, создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова речь-своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приёмов, призванных выразить художественно- публицистическую мысль не прямо, а иносказательно.
8.Анализ сказки «Премудрый пискарь» (1882-1883).
Время написания и публикации сказки-трудная пора реакции и террора
в стране. Салтыков -
Щедрин: «Уж очень худое время наступает». В
нравственную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность,
трусость, равнодушие.
- Какое впечатление произвела на вас эта сказка?
(уч-ся зачитывают написанные дома впечатления о сказке).
- Как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пискарь»?
- Что означает эпитет «премудрый»?
(синонимы-умный, рассудительный, антонимы-
глупый, бестолковый.
Смысл, который вкладывает автор в слово «премудрый», бесспорно,
ироничный.)
- Чем « премудрый» лучше «мудрёного», «мудрствующего»?
- Гротеск или гипербола, с вашей точки зрения, преобладают в сказке?
- Какие советы дает своему сыну старый пискарь?
(гляди в оба)

-
Вспомните, а какие советы дают своим детям другие отцы- герои
классических произведений русской литературы?
Чичикову-
«Копи копейку, копейка не выдаст»
Молчалину-
«Угождать всем людям без изъятья...»
Петру Гринёву-
«Береги платье снову, а честь смолоду».
- К какому из «советов» ближе поучение старого пискаря?
(жизненная позиция пискаря не совпадает ни с одной из этих позиций).
- Какова жизненная позиция пискаря? Итог жизни пискаря? Что за мысли
«посещают» его перед смертью?
(чтение отрывков из сказки).
- Почему, на ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не
человека, а рыбу, наделённую обывательскими чертами?
- В какие моменты (найдите) и с какой целью (объясните) «рыбье» в пискаре
становится «человечьим»?
- Какая черта в пискаре вам наиболее неприятна?
- Учитель: М.Е. Салтыков-Щедрин пишет: «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Всё дрожал, всё дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто... .только дрожит да одну думу думает: слава богу! Кажется, жив!» Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение всем тем, кто, покоряясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов. Салтыков- Щедрин приписал мелкой и жалкой рыбёшке человеческие черты и вместе с тем показал, что человеку присущи «рыбьи  черты.
Писатель напомнил современникам (и современным читателям) о цене человеческой жизни, о её смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.
9. Запись вывода в тетради:
«Премудрость» пискаря, его обывательское равнодушие, трусость лишают человеческую жизнь всякого смысла, «умерщвляют ум, честь и совесть», сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о её смысле.
10. Итоги урока:
Итак, на примере сказки «Премудрый пискарь» мы увидели, какой смысл вкладывает в сказки писатель. В сказках сочетается реальное и
фантастическое, сказочное. Писатель мастерски пользуется эзоповской манерой письма (эзопов язык), прибегает к заострению образов» с помощью гиперболы, гротеска, иронии.
11. Домашнее задание.
Проанализировать сказки:
1 вариант-
«Вяленая вобла»
2 вариант-
«Медведь на воеводстве».

 

 

 

 

 

 

 

 

 


План - конспект урока литературы

План - конспект урока литературы

Прочитать сказки «Премудрый пискарь», «Дикий помещик»

Прочитать сказки «Премудрый пискарь», «Дикий помещик»

Угадай сказку по эпизоду. 1 «Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, - вижу, будто живу я на необитаемом острове

Угадай сказку по эпизоду. 1 «Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, - вижу, будто живу я на необитаемом острове

Пародия - произведение, подражающее другому произведению, автору или течению с целью их осмеяния

Пародия - произведение, подражающее другому произведению, автору или течению с целью их осмеяния

К какому из «советов» ближе поучение старого пискаря? (жизненная позиция пискаря не совпадает ни с одной из этих позиций)

К какому из «советов» ближе поучение старого пискаря? (жизненная позиция пискаря не совпадает ни с одной из этих позиций)

М.Салтыков-Щедрин.Сказки.

М.Салтыков-Щедрин.Сказки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2022