Технологическая карта урока окружающего мира
Тема урока |
Что такое "Экология"? |
|
Тип урока |
Урок освоение нового знания |
|
Дата |
21.09.2021 |
|
Класс |
3 Б |
|
Учитель |
Екро Н.В. |
|
Цель |
создать условия для формирования знаний об экологии как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, учить основам экологической грамотности, понимать, что такое экологическая безопасность и необходимость выполнения правил экологической безопасности в повседневной жизни. |
|
Задачи |
расширять знания учащихся об экологических проблемах, развивать у детей навыки по поиску самостоятельного решения проблемы, развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы, воспитывать экологическую культуру, активность, самостоятельность; воспитывать бережное отношение к природе, потребность поддерживания собственного экологического здоровья личности. |
|
Планируемые образовательные результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (УУД) |
Личностные |
Учить обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображать их с помощью моделей; исследовать чем занимается наука экология, что называют окружающей средой; научить анализировать, делать выводы, сравнивать, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов |
Познавательные: умение ставить цель; понимание учебной задачи ;овладение способами и навыками усвоения учебного материала; овладение способами самоконтроля. Регулятивные: планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их. |
проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Деятельность учащихся на уроке:
|
Читают вслух правильно и выразительно. Читают выборочно. Читают по ролям. Характеризуют персонажей. Определяютглавную мысль сказки. Инсценируют прочитанное..Обмениваются читательским опытом. |
|
Термины и понятия |
Экология, экологи, наука, природа, окружающая среда, царства природы, правила, Красная книга |
|
Оборудование |
|
|
Методы обучения |
Наглядный, словесный, репродуктивный, частично-поисковый. |
Ход урока
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы организации взаимодействия на уроке |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I.Организационный момент
|
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; Приветствие. Предлагаю лечь на парту , закрыть глаза, послушать звуки. Какую картину представили?
|
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку. Принимают участие в диалоге с учителем. |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его, имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Коммуникативные: учатся слушать и понимать других, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
II. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточнение типа урока; уточнение тематических рамок. Словесн.: ответы на вопросы
|
Посмотрите на картину , которая изображена в рабочем листе . Что заметили? Какая тема урока? Посмотрите на вторую картину. Чем отличается? Муравьишка спросил мудрую черепаху:" Что мы можем сделать, чтобы картина была 2 а не 1?" -Ребята, как вы думаете? Послушайте историю о лесе. Кадр 1 Лес – Жил был лес. Кадр 2 Птицы – Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья) – Каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья) Кадр 3 Звери – Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды. Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса) Кадр 4 Человек – Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило. Кадр 5 Вырубка леса – Стал человек тогда вырубать лес. Кадр 6 Пожар в лесу – Стал разжигать костры, и огонь погубил лес. Кадр 7 Загрязнение водоемов. – Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу. Кадр 8 Воздух – Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух. Кадр 9 Засорение отходами – Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой). Кадр 10 Просьба леса – Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу. – И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи. “ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!” Кадр 11 Учитель – Почему в лесу никто не живет? Ученик – Человек разрушил жизнь леса. |
Ответы детей на вопросы.
Слушают, отвечают на вопросы, смотрят презентацию
|
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные:осуществляют смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль и оценку учебной деятельности |
III. Постановка учебной задачи. Словесн.: ответы на вопросы
Цели: -формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. |
– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека? Ученик – Экология. Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы. Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа. – Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки
|
Отвечают на вопросы педагога
|
Фронтальная, индивидуальная |
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
IV. Открытие нового знания. Словесн.: ответы на вопросы Практич.: работа в паре, группах |
– У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья средней полосы России. Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай – и узнаешь название дерева. Соедините ответ с рисунком. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.(Изображения деревьев вывешивают на доску) Работа в парах. 1 Весной зеленела, летом загорела, 2 Не заботясь о погоде, 3 Зимой и летом – одним цветом. 4. Никто её не пугает, 5. У меня длинней иголки, Чем у елки. Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке, Ветки – только на макушке.
Какие правила надо соблюдать, чтобы лес оставался таким красивым? Задание 2 Групповая работа. – Кого ещё не хватает в нашем лесу? – Не хватает птиц и зверей Учитель На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклей на лист бумаги, отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (на пазлах фотографии: медведя, лисы, совы, енота, дятла) Как связаны растения и животные?
|
Читают задание в рабочем листе, выполняют. Отгадывают загадки. Прикрепляют изображения деревьев на доску
Выполняют задания сообща, в группах
Работают по карточкам
|
Фронтальная, групповая, парная индивидуальная |
Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, извлечение необходимой информации из ил- люстраций, текстов, выявление сущности, особенности объектов, установление причинно-следственных связей, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач, учитывают разные мнения, используют критерии для обоснования своего сужден
|
Динамическая пауза |
Физкультминутка. Игры с жителями леса. "Зайцы встали по-порядку..."(аудиозапись) |
Выполняют движения ,повторяют за учителем |
Индивидуальная |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой. Практич.: работа в парах, выполнение задания в рабочей тетради.
VI Закрепление знаний и способов действий Цель: работа в группах для закрепления знаний |
Уч. стр. 27, №1 - Прочитайте первое задание в уч. на стр.27. Приведите примеры связей каждой группы. Уч. стр. 27, №2 - Посмотрите в учебнике на задание 2. Вам нужно выбрать определенный объект (коршун, заяц, дерево и т.д) и перечислить, что составляет для него окруж. среду. Работа в парах - Вам нужно с соседом по парте составить экологические связи. 2 экологические связи, состоящие из 3 звеньев, и одну из 3. - Прочитайте, что у вас получилось. Задание в рабочей тетради - Откройте тетрадь на стр.18, посмотрите на задание 2, выполните его самостоятельно. - Я вам буду читать слова, а вы если это слово подходит, хлопайте, если нет, то топаете. - Поднимите руку, кому понятно задание? - Что составляет экологическую среду ели? Еж Егорка принес его в этом конверте (достать конверт). Учитель Ведь охрана природы – главная цель экологии. На нашей планете раздаются тревожные сигналы, которые адресованы вам, будущим хозяевам Земли. Сейчас вы побудете в роли юных экологов. Каждая группа получает карточку, в которой содержится крик о помощи. Группой вы должны разработать и предложить меры, как помочь тому, кто просит у вас помощи. Нарисовать 1 знак запрещающий и 1 разрешающий. 1 группа – Помогите! Наша река грязная. Рыбы. 2 группа – Помогите! Наш лес завален мусором. Лиса. 3 группа – Помогите! В нашем городе трудно дышать. Оля и Коля из детского сада №1. 4 группа – Помогите! На нашем лугу совсем нет цветов. Бабочки. 5 группа – Помогите! Нам негде жить и не на чем сушить грибы. Белки. 6 группа – Помогите! Мы запутались в облаке дыма. Воробьишки
|
Выполняют задание учителя. Живое – неживое: растения + ветер. Растения – животные: репейник + животные. Человек - природа: растение + человек, животные + человек. Пример: Человек – солнце, воздух, вода, растения, животные и т.д
Составляют экологические связи. Примеры: 1.Клевер – корова – человек. 2. Червь – чебак – щука – человек. 3. Зерно – мышь – сова. 4. Комар – стрекоза – лягушка – цапля. Выполняют задание учителя. Отвечают на вопрос.
Объяснение знаков - Выставка.
|
Работа в группах.
|
Регулятивные: ориентируются в учебнике, контролируют учебные действия, умеют высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника |
|
|
|
|
|
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании) Цели: Оценивание качества своей работы на уроке; выполнение рефлексии своей деятельности. |
Подведение итогов урока – Нужно ли охранять природу? Заполни анкету. Цель: выявление материала для дальнейшей работы. Возьми лист, на котором напечатана анкета. Ответь на вопросы. 1. Что изучает наука ЭКОЛОГИЯ? – Природу; 2. Кому приносит вред дым из труб заводов? – самолётам; 3. Какую книгу называют “Красной?” – атлас мира; 4. Где животные могут не бояться охотников и человека? – в заповеднике; 5. Куда можно выбрасывать мусор в лесу? – в берлогу медведя; – Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом. Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам. ЛЕС - НАШ ДРУГ! Наталья
Филимоненко Самооценка Украсим наш лес цветочками - смайликами. Домашнее задание на выбор. Нарисовать плакат " Береги природу!" или сочинить "Экологическую сказку"
–Вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. В библиотеке вы всегда найдете книги о растениях, животных и птицах. Берегите природу! Выставка книг “ Природа – твой дом” заинтересует любителей природы.
|
Отвечают на вопросы педагога
Чтение стихотворений Ульяна Ш. Саша П.
Оценивают свою работу-цветочки-смайлики.
Задают уточняющие вопросы
|
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: ориентируются в системе знаний. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.