Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательного учреждения гимназия № 2»
Утверждено Рассмотрено
приказ по гимназии № на заседании МО
от «1» сентября 2021г. протокол № 1
директор МАОУ Гимназия № 2 «_31__»_августа 2022г.
_____________ Штейнберг И.Г.
Программа внеурочной деятельности
по научно-познавательному направлению
деятельности
«Учение с увлечением»
Учитель: Ерко Н.В
г. Красноярск
Аннотация к курсу внеурочной деятельности «Учение с увлечением»
Рабочая программа «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа «Умники и умницы» для обучающихся 1 класса состоит из трех модулей:
1 модуль « Развитие познавательных способностей»;
2 модуль « Работа с текстом»;
3 модуль «Учебные творческие проекты»
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 10 лет.
На занятия внеурочной деятельностью общеинтеллектуального направления «Умники и умницы» отводится 99 ч, 3 занятия в неделю.
Вариативность данной программы позволяет учителю выбирать для класса модули и наполнять их содержанием с учетом индивидуальных особенностей учащихся данного класса.
Для реализации программного содержания используются:
1. Курс РПС (развитие познавательных способностей) « Юным умникам и умницам» под ред. О.А. Холодовой. - Москва. Издательство РОСТ, 2020г.
2. Курс РПС (развитие познавательных способностей) «Занимательный русский язык» под ред. Л.В. Мищенковой.- Москва. Издательство РОСТ, 2015г.
3. « Организация проектной деятельности младших школьников» М.В.Дубова.-М.Баласс, 2018г.
4. «Проектные задачи в начальной школе» из серии «Стандарты второго поколения» под ред.А.Б.Воронцова. – М. «Просвешение», 2017 г.
5. «Комплексные работы . ФГОС НОО » Е.Н.Карышева – М:Планета 2020г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 10 лет.
Условное название курса «Умники и умницы» (развитие познавательных способностей).
Ценностные ориентиры содержания курса:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
- у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции (на основе диагностических фактов).
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2.В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные О.А. Холодовой.
5.При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
ü развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
ü развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
ü развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
ü формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
ü развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
ü формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
ü Развитие лингвистических компетенций учащихся.
ü Формирование любви и уважения к русскому языку.
ü Расширение кругозора учащихся.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
2. Общая характеристика учебного курса.
Модуль «Развитие познавательных способностей»
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Модуль « Работа с текстом»
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) влечет за собой пересмотр давно сложившейся системы работы начальной школы, когда принципиально меняются ориентиры в обучении и воспитании, основной задачей которых является перевод учащихся в режим саморазвития.
Задачей образования является формирование умения читать учебную, справочную, научно – познавательную, документальную, мемуарную литературу. В зависимости от специфики учебного материала, на котором происходит обучение чтению, учитель должен научить читать разные тексты разными способами.
Необходимо сформировать правильную читательскую деятельность младшего школьника. Именно деятельность, а не отдельные действия читателя. Без удовлетворительного навыка чтения, которым овладевает первоклассник, нельзя успешно осуществлять дальнейшее обучение .
Учителю начальных классов при формировании читателя надо решать несколько задач одновременно:
Формирование и развитие мотива и цели чтения, слияния мотивов и изменяющихся целей чтения ;
Создание развивающей образовательной среды, в которую входят информационно – художественные книжные и электронные ресурсы ;
Выработка читательских умений, которые с помощью систематической практики, а также обсуждения прочитанного перерастут в читательскую компетентность, т.е. способность полноценно воспринимать любые тексты и расшифровывать закодированный в них смысл .
Прежде всего, на занятиях формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом, понимает прочитанное и прослушанное произведение.
Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке, литературе . Занятия внеурочной деятельностью ориентируют ребёнка на различные наблюдения над лексической стороной слова, дают ему возможность увидеть, как живёт слово в тексте. Такой подход к изучению слова позволяет, связывая занятия с уроками русского языка и литературного чтения, обогатить знания детей о слове. Кроме того, этот подход готовит обучающихся к лучшему восприятию раздела «Лексика», изучаемого в среднем звене. Практические занятия во всех классах имеют также в виду обогащение словаря и развитие речи обучающихся. Общее направление программы внеурочной деятельности – работа над содержательной стороной слова, позволяет затронуть некоторые темы, выходящие за пределы школьной программы (история письменности, книгопечатания, обучение русскому языку).
Курс представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, создание условий для развития познавательных способностей школьников, развития их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Все занятия строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний.
На занятиях с первоклассниками, особенно на первых порах, когда они ещё не овладели техникой чтения, используется «звучащее слово» (чтение учителем или аудиозапись произведений). Звучащее слово повышает эмоциональное воздействие на ребёнка, помогает детскому воображению создать живописные картины, яркие образы.
Ещё одна главнейшая задача – развитие познавательных интересов детей.
Формирование познавательных интересов - не самоцель, а воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребёнок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ребёнка вполне определённых познавательных средств. Познавательные действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности.
Принцип активности хорошо известен педагогам. Без деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей.
В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству (умение пользоваться письменной речью).
Занятия рекомендуется проводить в атмосфере сотрудничества между учениками и между учениками и учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к ребёнку; работа организовывается в атмосфере непринуждённости и раскованности.
На занятиях должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи. Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения. Создавая игровые ситуации, письменная речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки, фантазии…). Став старше, дети сочиняют на более сложные, научно-познавательные темы, инсценируют сказки, свои произведения и т. п.
Модуль «Учебные творческие проекты»
Введение занятия «Учебные творческие проекты», как вариативной части учебного плана, обусловлено тем, что в последние годы мощное движение различных конкурсов для младших школьников дает интеллектуальное развитие учащимся, как в индивидуальной, так и групповой форме, где ребенок может развивать свои способности в интересующей его области. В стандартах 2 поколения раскрываются новые социальные запросы, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Программа «Учебные творческие проекты» ориентирована на применение широкого комплекса методик добычи знаний.
Цель: формирование проектной деятельности обучающихся
Задачи:
Развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у младших школьников;
Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
Содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.
Планируемые результаты освоения обучающимися модуля внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Учебные творческие проекты».
В результате обучающийся имеет представление о творческом проекте; умеет дать определение проекту, ставить цель проекта, составить краткий план проекта.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
а) личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
б) регулятивные универсальные учебные действия:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
в) познавательные универсальные учебные действия:
извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ , выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
г) коммуникативные универсальные учебные действия:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, основного содержания портфолио учеников, опросников.
3. Личностные, метапредметные, и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
ü В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
ü Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
ü Проговаривать последовательность действий.
ü Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
ü Учиться работать по предложенному учителем плану.
ü Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
ü Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
ü Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Познавательные УУД:
ü Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
ü Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
ü Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
ü Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
ü Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
ü Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
ü Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
ü Слушать и понимать речь других.
ü Читать и пересказывать текст.
ü Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
ü Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные:
ü описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
ü выделять существенные признаки предметов;
ü сравнивать между собой предметы, явления;
ü обобщать, делать несложные выводы;
ü классифицировать явления, предметы;
ü определять последовательность событий;
ü судить о противоположных явлениях;
ü давать определения тем или иным понятиям;
ü определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
ü выявлять функциональные отношения между понятиями;
ü выявлять закономерности и проводить аналогии.
4. Содержание учебного курса.
Модуль «Развитие познавательных способностей» (31+2ч.)
Вводное занятие (1 ч)
(Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Тестирование.)
Задания на развитие внимания.
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память.
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения.
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем геометрические задания;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммами (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление.
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Итоговое занятие (1 ч.)
(Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Тестирование.)
Модуль « Работа с текстом» (33 ч)
Направленное чтение.
Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.
А) Актуализация. Прием «Ассоциативный куст»: учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.
Б) Ученики про себя читают небольшой по объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах.
В) Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному.
Г) Ответы нескольких учеников обсуждают в классе.
Д) Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события.
Чтение в парах – обобщение в парах.
Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.
А) Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.
Б) Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж.
Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.
В) Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
Читаем и спрашиваем.
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
А) Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
Б) Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном. (Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.)
В) Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.
Г) Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.
Дневник двойных записей.
Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
А) Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
Б) В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
Чтение с пометками.
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
v Знакомая информация
+ Новая информация
-- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.
Задания «на восстановление деформированного текста»:
а) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной
последовательности.
б) «собери» правило, алгоритм.
в) «найди ошибку».
Система специальных упражнений, повышающих уровень смыслового чтения
1.Работа со словом
Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное внимание.
Словарную работу можно разделить на 3 вида:
работа с незнакомыми словами;
работа со словами-ключиками;
работа со словами образами.
Работа с незнакомыми словами.
Работа с ключевыми словами.
Работа со словами-образами.
Применение метода «ведение диалога с текстом».
Развитие читательского воображения.
Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым, «ленивым» воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.
5.Учебно-тематический план.
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Кол-во часов (всего) |
1 |
Вводное занятие. |
3 |
2 |
Модуль «Развитие познавательных способностей» |
31 |
3 |
Модуль « Работа с текстом» |
31 |
4 |
Модуль «Учебные творческие проекты» |
31 |
5 |
Итоговое занятие. |
3 |
ИТОГО: |
99 |
6.Тематическое планирование
Модуль «Развитие познавательных способностей»
№ п/п |
Название темы |
Планируемые результаты УУД (личностные, метапредметные) |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
1 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок). |
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор. |
|
|
2 |
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Слушать и понимать речь других. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). |
|
|
3 |
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
Выделять закономерности, завершать схемы. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Слушать и понимать речь других. Проговаривать последовательность действий. Соблюдать этические нормы общения. |
|
|
4 |
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить и следовать им. |
|
|
5 |
Развитие аналитических способностей.Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
Выделять черты сходства и различия. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Адекватная мотивация на учение. |
|
|
6 |
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. |
|
|
7 |
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
Обобщать, делать несложные выводы, определять последовательность событий. Учиться работать по предложенному учителем плану. Делать предварительный отбор источников информации. Совместно договариваться о правилах общения. |
|
|
8 |
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор |
|
|
9 |
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Слушать и понимать речь других. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). |
|
|
10 |
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
Выделять закономерности, завершать схемы. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Слушать и понимать речь других. Проговаривать последовательность действий. Соблюдать этические нормы общения. |
|
|
11 |
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить и следовать им. |
|
|
12 |
Развитие аналитических способностей.Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
Выделять черты сходства и различия. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Адекватная мотивация на учение. |
|
|
13 |
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. |
|
|
14 |
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
Обобщать, делать несложные выводы, определять последовательность событий. Учиться работать по предложенному учителем плану. Делать предварительный отбор источников информации. Совместно договариваться о правилах общения. |
|
|
15 |
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
Сравнивать между собой предметы, явления. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Слушать и понимать речь других. Соблюдать правила поведения при сотрудничестве. |
|
|
16 |
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
Выделять черты сходства и различия. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Адекватная мотивация на учение. |
|
|
17 |
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. |
|
|
18 |
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
Обобщать, делать несложные выводы, определять последовательность событий. Учиться работать по предложенному учителем плану. Делать предварительный отбор источников информации. Совместно договариваться о правилах общения. |
|
|
19 |
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
Сравнивать между собой предметы, явления. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Слушать и понимать речь других. Соблюдать правила поведения при сотрудничестве. |
|
|
20 |
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Слушать и понимать речь других. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). |
|
|
21 |
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
Выделять закономерности, завершать схемы. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Слушать и понимать речь других. Проговаривать последовательность действий. Соблюдать этические нормы общения. |
|
|
22 |
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить и следовать им. |
|
|
23 |
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Слушать и понимать речь других. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). |
|
|
24 |
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
Выделять закономерности, завершать схемы. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Слушать и понимать речь других. Проговаривать последовательность действий. Соблюдать этические нормы общения. |
|
|
25 |
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить и следовать им. |
|
|
26 |
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Слушать и понимать речь других. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). |
|
|
27 |
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
Выделять закономерности, завершать схемы. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Слушать и понимать речь других. Проговаривать последовательность действий. Соблюдать этические нормы общения. |
|
|
28 |
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить и следовать им. |
|
|
29 |
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве Излагать свои мысли ясно и последовательно. Формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
|
|
30 |
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Слушать и понимать речь других. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). |
|
|
31 |
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
Выделять закономерности, завершать схемы. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Слушать и понимать речь других. Проговаривать последовательность действий. Соблюдать этические нормы общения. |
|
|
32 |
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве Излагать свои мысли ясно и последовательно. Формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
|
|
33 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. (Резерв.) |
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор. |
|
|
|
Модуль « Работа с текстом»
|
Тема |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Количество ч |
1 |
Вводное занятие Мой читательский паспорт |
обсуждать с одноклассниками свои читательские предпочтения; |
1 |
2-3 |
Моя читательская биография |
находить произведения, созданные знакомыми или полюбившимися авторами, написанные в тех или иных жанрах; |
2 |
4-5 |
Мои размышления о чтении |
предъявлять в классе прочитанную книгу в форме устной или письменной рецензии. |
2 |
6-7 |
Карта текста |
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. |
2 |
8-9 |
Бортовой журнал |
Составление простого плана, подробного и сжатого, в том числе и в виде таблицы. |
2 |
10-11 |
Очень важная таблица |
Выделение существенной информации из текстов разных видов. |
2 |
12-13 |
Путевые записки |
Использование разного вида чтения: ознакомительного, изучающего, поискового, осознание цели чтения. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. |
2 |
14-15 |
Иллюстрация и её значение |
Уметь работать с иллюстрациями, создавать иллюстрацию, отвечать на вопросы, извлекать информацию из картин. |
2 |
16-17 |
Толковый словарь |
Уметь работать с разными видами текстов, использовать справочники, находить информацию в словарях и справочниках |
2 |
18-19 |
Музыкальное сопровождение |
Уметь анализировать произведение, определять его тему. |
2 |
20-21 |
Зашифрованная схема |
формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации, пользоваться справочными изданиями; |
2 |
22-23 |
Аргументы |
Находить в тексте доказательства, аргументы, отражающие мысли и чувства автора |
2 |
24-25 |
График интереса |
Выступление перед аудиторией. сверстников с небольшими сообщениями, используя презентации и плакаты. |
2 |
26-27 |
Письмо от лица героя |
Описывать героев произведения, |
2 |
28-29 |
Реклама книги |
Использование полученного читательского опыта для обогащения чувственного опыта, высказывание оценочного суждения и своей точки зрения о прочитанной книге. |
2 |
30-31 |
Рюкзак героя |
Использование речи для регуляции своего поведения, формулирование собственного мнения и позиции. |
2 |
33 |
Итоговое занятие |
Презентация творческих работ |
2 |
Модуль «Учебные творческие проекты»
№п/п |
Темы занятий |
Количество часов |
1-2 |
Вводное занятие.Мир вокруг нас. (Наблюдение за природой, событиями и т.п.). Умозаключения, выводы увиденного. |
2 |
3-6 |
Проект. Что это? Где использует человек проекты, с какой целью? Как увидеть проблему? Что такое суждение. Чем проект отличается от исследования. |
4 |
7-8 |
Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы, видеть проблему |
2 |
9-10 |
Главное и второстепенное. Практические задания типа «что сначала, что потом…». |
2 |
11-12 |
Рисунок, схема, график. Практические задания по созданию схем, графиков |
2 |
13-15 |
Классификация. Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок. |
3 |
16-18 |
Как работать с книгой. Научные книги. |
3 |
19-28 |
Творческие учебные проекты (выбор, составление плана, распределение по этапам, выбор источников информации, описание) |
10 |
29-33 |
Мини-конференция. (Обработка полученных результатов. Оформление проекта. Представление проекта) |
5 |
Итого: |
33 |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного
процесса.
1. Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык» задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие 1 класс. М.: РОСТ, 2015г.
2. Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык». Рабочая тетрадь. В 2-х частях. РОСТ книга, 2015 г.
3. О.А. Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» Москва: РОСТ книга, 2015 г. Методическое пособие для 1 класса.
4. О.А. Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая тетрадь, в 2-х частях. РОСТ книга, 2015 г.
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). Пособие для учителя.
6. М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. /– М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) .Пособие для учителя.
7. А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. – (Стандарты второго поколения). Пособие для учителя.
8. Лингвистические словари, справочники.
9. Электронное приложение к курсу О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам» Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)».
10.Большая детская энциклопедия (6-12лет).
[Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
11.Почему и потому. Детская энциклопедия.
[Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147
12. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником?
[Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
13. Г. Айзенк. Проверьте свои способности. - СПб.: 1996г.
14. Н. К. Винокурова. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. Чч. 1-У. - М.: РОСТ, 1997-1999г.
15. С. Е Гаврина, Н. Л., Кутявина Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развитие творческих способностей. - Киров, 2004.
16. В. Т. Голубь. Графические диктанты. - М.: Вако, 2004 г.
17. С. В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. - М.: 1998г.
18. С. В., Кульневич, Т. П. Лакоценина. Воспитательная работа в начальной школе. - ТЦ Учитель, 2000г.
19. Н. П. Локалова. 90 уроков психологического развития младших школьников. - М.: Луч, 1995г.
8. Планируемые результаты изучения учебного курса.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которого немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам О.А. Холодовой, Н.А. Криволаповой (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Ожидаемый результат:
учащиеся научатся:
Целенаправленно сосредотачиваться. Применять специальные приемы для лучшего запоминания.
Строить правильные суждения. Сравнивать различные объекты.
Выполнять простые виды анализа и синтеза. Устанавливать связи между понятиями.
Комбинировать и планировать. Самостоятельно действовать.
Принимать решения. Управлять собой в сложных ситуациях.
Работать в группе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.