МСХ ФОС Экология ТА

  • docx
  • 08.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОУД 15 Экология ФОС ТА.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КЛЮЧЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА ГУКОВА»

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УПР

КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В.Гукова »

___________________И.П. Кашич

«_____»_______________2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В.Гукова »

___________________В.В. Репкин

«____»_________________2022 г.

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ

 ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОУД.15 Экология

Профиль профессионального образования: технический

Профессия СПО: 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства

Уровень изучения: базовый

Форма обучения: очная

 

 

 

 

 

 

                                                        РАССМОТРЕНО

                                                        на заседании методической комиссии

                                                        Протокол от «__» ________2022 г. №_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключи 2022

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Фонд контрольно-оценочных средств по дисциплине Экология  предназначен для осуществления текущего контроля знаний обучающихся.

1.2. В результате текущей аттестации по дисциплине осуществляется  проверка предметных и метапредметных результатов обучения:

 

 

Результаты обучения

(предметные, метапредметные)

 

1

 

Предметные:

П.1

- сформированность представлений  об  экологической культуре как  условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;

П.2

- сформированность  экологического мышления и  способности  учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

П.3

- владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

 

П.4

- владение  знаниями  экологических императивов,  гражданских прав и  обязанностей  в  области  энерго- и ресурсосбережения  в интересах  сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

 

П.5

- сформированность личностного  отношения к  экологическим ценностям,  моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

 

П.6

- сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

 

 

Метапредметные:

 

 

М.1

- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

 

М.2

- применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

 

М.3

- умение  определять цели и  задачи  деятельности,  выбирать  средства их  достижения на практике;

 

М.4

- умение использовать различные источники  для получения  сведений  экологической направленности и  оценивать  ее  достоверность  для  достижения поставленных целей и задач;

 

 

 

2.  ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА.

Наименование темы (раздела)

Код контролируемых знаний, умений

Текущий и рубежный контроль

 

Практические  занятия

Контрольные работы

(тестирование)

 Введение

 

 

 

1. Экология как научная дисциплина.

П1, М1, М2, М3, М4

1

 

2. Среда обитания человека и экологическая безопасность.

П1, П2, П3, М2, М3, М4

1

 

3. Концепция устойчивого развития.

П1, П2, П3, ПМ1, М2, М3, М4

1

 

4. Охрана природы.

П1, П3, П4, П5, П6, М1, М2, М3, М4

1

 

 

3. ЛИТЕРАТУРА:

Основные источники:

1. П.М.  Скворцов.  Основы экологии. (Ожидается в 1 половине 2016 г)

 

Дополнительные источники:

 

1. Валова В.Д. Экология. — М., 2012.

2. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические  основы природопользования: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. М., 2017.

3. Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.

4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

5. Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012.

6. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г.  Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

7. Тупикин Е.И. Общая  биология  с  основами  экологии и природоохранной  деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

8. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология  (базовый  уровень). 10— 11 классы. — М., 2014.

10. Гальперин М.В. Общая экология: Учебник. Гриф МО РФ. Инфра-М, Форум, 2015.

 

Мультимедийные пособия:

1. www.ecologysite.ru  (Каталог экологических сайтов).

2. www.ecoculture.ru  (Сайт экологического просвещения).

3. www. ecocommunity. ru  (Информационный  сайт,  освещающий проблемы  экологии России).

 

3.      КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ

 

Раздел I. . Экология как научная дисциплина.

 

Практическое занятие №1.

Тема: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности

Цель: Определить роль и место человека по отношению к экосистемам в биосфере.

Общие сведения

Под нишей в экологии понимают место вида в пространстве. Под статусом понимают отношение к факторам среды. В природном ландшафте, где ещё не отмечено влияние современной культуры, преобладают крупные деления - лесные массивы, степи или водные пространства. Освоение человеком территорий вызывает дробление ландшафта на части. Появляются новые факторы, влияющие на облик ландшафта: включение в него, во-первых, элементов, изменяющих поверхность земли, - сельскохозяйственных площадей, водоемов, автомобильных и железных дорог, отвалов пустой породы, заброшенных карьеров и прочих неудобных земель. Во-вторых, элементов, изменяющих объемно-пространственную структуру ландшафта, - населенных пунктов, промышленных сооружений, сети электропередач и прочих сооружений. Эти факторы сильно изменяют природный ландшафт. Часто, неразумное использование природных богатств, приводит к обезображиванию отдельных элементов ландшафта, а порой и к полному разрушению естественного облика целых районов.

Хозяйственная деятельность человека привела к появлению в природной среде планеты не свойственных ей ландшафтов; характеризуемых как антропогенные ландшафты. К ним относятся:

- городские ландшафты и их компоненты, включающие жилые и индустриальные районы. Особенностью таких ландшафтов является изменение и загрязнение в результате техногенной урбанизации компонентов природных ландшафтов и условий формирования поверхностного стока, общее сокращение площадей, занятых растительностью, наличие производственных сфер, оказывающих на окружающую среду вредное воздействие

- сельскохозяйственные ландшафты, отличающиеся от природных однообразием, вследствие возделывания монокультур, когда почвы обеднены элементами питания, естественные природные сообщества угнетены

- ландшафты, образованные в результате деятельности горнодобывающих предприятий, характеризуемые изменением вертикальной планировки местности и создания карьеров, отвалов, терриконов

- ландшафты, сформированные в ходе нефтедобычи, отличающиеся изменением состава почв и грунтовых вод, а также искажением путей миграции сухопутных животных

Большая часть людей живёт в городах, поэтому находящиеся в равновесии с природой города – это цель деятельности человечества. Одной из задач в достижении этой цели является разумная деятельность в плане проектирования и организации культурных ландшафтов.

Задание

Построить схему и описать модель естественного природного ландшафта местности с учетом антропогенных изменений.

 

Форма отчета к практической работе № 1

1.Номер практической работы

2.Наименование практической работы

3.Цель

4.Изобразить схему, сделать к ней описание

5.Список использованных источников

 

Контрольные вопросы

1.Перечислите, чем отличается действие антропогенных факторов от природных на живые организмы, экосистемы, биосферу. Объясните причину этих отличий.

2.Назовите основные элементы среды, окружающей человека.

 

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания:    45 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

 

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 60%) – положительная оценка (5,4,3)

Оценка «2» ставится, если выполнено 50%- 20%  всех заданий

Оценка «1» ставится, если студент: не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

 

Раздел 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность.

Практическое занятие №2.

 

Тема: Описание жилища человека как искусственной экосистемы

Цель: Выяснить, является ли квартира экосистемой; что ее отличает от природной экосистемы; что входит в понятие «экологически чистое» жилище.

Общие сведения

Квартира — не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. На качество среды в жилище влияют:

- наружный воздух;

- продукты неполного сгорания газа;

- вещества, возникающие в процессе приготовления пищи;

- вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т. п.;

- продукты табакокурения;

- бытовая химия и средства гигиены;

- комнатные растения;

- соблюдение санитарных норм проживания (количество людей и домашних животных);

- электромагнитное загрязнение и др.

Концентрация загрязняющих веществ в квартирах в 2-5 раз выше, чем на улице города. Квартира как экосистема является гетеротрофной системой, похожей на город, но миниатюрный. Она существует за счет поступления энергии и ресурсов, так как главные ее обитатели – люди и животные, гетеротрофы.

Автотрофы в квартире – это комнатные растения (цветы в горшках, петрушка в ящиках на подоконнике или на лоджии, водные растения и микроорганизмы в аквариумах и т.п.). Растения в квартире улучшают эстетическую и гигиеническую картину: улучшают настроение, увлажняют атмосферу и выделяют в нее полезные вещества – фитонциды, убивающие микробов. Живут в домах и лекарственные растения – алоэ, каланхоэ, лук и подобные им. Лучший очиститель воздуха в квартире – хлорофитум, а борец с микробами – герань.

 

Задания

1. Дайте экологическую характеристику своего места жительства (название населенного пункта, местонахождение, характеристика почвы, наличие вблизи автомобильных дорог, предприятий, зеленой зоны, характеристика двора, тип здания, наличие водоемов, характер водоснабжения.

2.Схематично изобразить квартиру и внести в нее следующие параметры:

а.) виды энергии, поступающие в квартиру извне;

б.) какие продуценты, консументы и редуценты участвуют в образовании экосистемы квартиры, привести примеры и указать роль представителей каждой группы, какие связи между ними существуют;

в.) определить виды отходов в своей квартире.

3. Составить схему «Источники загрязнения среды в жилище», указать на ней загрязняющие вещества, установить, как эти вещества воздействуют на человека, как снизить их влияние в квартире.

 

Форма отчета для практической работы № 2

1.Номер практической работы

2.Наименование практической работы

3.Цель

4.Характеристика своего места жительства, изобразить схему квартиры, схему источников загрязнения среды в жилище

5.Список использованных источников

Контрольные вопросы

1.Что такое «канцерогены», и какие канцерогены могут быть в квартире?

2. Какие факторы влияют на здоровье человека и как снизить их негативное воздействие?

3.Какое влияние на организм человека оказываю гепатогенные зоны?

 

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания:    45 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

 

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 60%) – положительная оценка (5,4,3)

Оценка «2» ставится, если выполнено 50%- 20%  всех заданий

Оценка «1» ставится, если студент: не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

 

Раздел 3.  Концепция устойчивого развития.

 

Практическое занятие №3.

 

Тема: Решение экологических задач на устойчивость и развитие

Цель работы: Закрепить знания о том, что энергия, заключенная в пище, передается от первоначального источника через ряд организмов, что такой ряд организмов называется цепью питания  сообщества, а каждое звено данной цепи – трофическим уровнем.

Ход работы:

Пример решения

Задача 1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.

Решение:  Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.

 300кг – 10%,

 Х – 100%.

 Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию

3000кг – 10%

 Х – 100%

 Х=30 000 кг(масса нехищных рыб)

 Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию

 30 000кг.- 10%

 Х =100%

 Х = 300 000кг

Ответ:  Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг. необходимо 300 000кг планктона

Задачи для самостоятельного решения

1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков -> мышь -> полевка -> хорек -> филин.

2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> лягушки-> змеи-> орел.

3.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> насекомоядные птицы-> орел.

4. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.

 

Форма отчета к практической работе № 3

1.Номер практической работы

2.Наименование практической работы

3.Цель

4.Решить задачи

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания:    45 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

 

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 60%) – положительная оценка (5,4,3)

Оценка «2» ставится, если выполнено 50%- 20%  всех заданий

Оценка «1» ставится, если студент: не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

 

Раздел 4. Охрана природы.

Практическое занятие №4

Тема: Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы

Цель работы: Закрепление знаний о строении, свойствах и устойчивости  природных и антропогенных экосистем.

Оборудование: фотографии и видеоматериалы (продолжительность 2-3 мин.) природных и искусственных экосистем.

 

Задание 1. Изучить описание природной экосистемы и распределить обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 3 цепи питания характерные для данной экосистемы.

Биоценоз лиственного леса характеризуется не только видовым разнообразием, но и сложной структурой. Растения, обитающие в лесу, различаются по высоте их наземных частей. В связи с этим в растительных сообществах выделяют несколько «этажей», или ярусов. Первый ярус — древесный — составляют самые светолюбивые виды — дуб, липа. Второй ярус включает менее светолюбивые и более низкорослые деревья — грушу, клен, яблоню. Третий ярус состоит из кустарников лещины, бересклета, калины и др. Четвертый ярус — травянистый. Такими же этажами распределены и корпи растений. Ярусность наземных растений и их корней позволяет лучше использовать солнечный свет и минеральные запасы почвы. В травяном ярусе в течение сезона происходит смена растительного покрова. Одна группа трав, называемая эфемерами, — светолюбивые. Это медуница, хохлатка, ветреница; они начинают рост ранней весной, когда нет листвы на деревьях и поверхность почвы ярко освещена. Эти травы за короткий срок успевают образовать цветки, дать плоды и накопить запасные питательные вещества. Летом па этих местах под покровом распустившихся деревьев развиваются теневыносливые растения. Кроме растений в лесу обитают: в почве — бактерии, грибы, водоросли, простейшие, круглые и кольчатые черви, личинки насекомых и взрослые насекомые. В травяном и кустарниковом ярусах сплетают свои сети пауки. Выше в кронах лиственных пород обильны гусеницы пядениц, шелкопрядов, листоверток, взрослые формы жуков листоедов, хрущей. В наземных ярусах обитают многочисленные позвоночные — амфибии, рептилии, разнообразные птицы, из млекопитающих — грызуны (полевки, мыши), зайцеобразные, копытные (лоси, олени), хищные — лисица, волк. В верхних слоях почвы встречаются кроты.

Задание 2. Изучите агроценоз пшеничного поля и распределите обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 3 цепи питания характерные для данной агроэкосистемы.

            Его растительность составляют, кроме самой пшеницы, еще и различные сорняки: марь белая, бодяк полевой, донник желтый, вьюнок полевой, пырей ползучий. Кроме полевок и других грызунов, здесь встречаются зерноядные и хищные птицы, лисы, трясогузка,  дождевые  черви, жужелицы, клоп вредная черепашка, тля, личинки насекомых, божья коровка, наездник. Почву населяют дождевые черви, жуки, бактерии и грибы, разлагающие и минерализующие солому и корни пшеницы, оставшиеся после сбора урожая. 

Задание 3. Дайте оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы. Внесите следующие утверждения в таблицу:

- действует на экосистему минимально,

- не действует на экосистему,

- действие направлено на достижение максимальной продуктивности.

 

 

Природная экосистема

Агроэкосистема

Естественный отбор

 

 

Искусственный отбор

 

 

 

Задание 4. Оценить некоторые количественные характеристики экосистем. (больше, меньше)

 

Природная

Агроэкосистема

Видовой состав

 

 

Продуктивность

 

 

           

Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.

Форма отчета к практической работе № 4

1.Номер практической работы

2.Наименование практической работы

3.Цель

4.Заполнить таблицы

5.Список использованных источников

 

Контрольные вопросы

1. Перечислите черты сходства агроценоза и природного биогеоценоза.

 

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания:    45 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

 

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 60%) – положительная оценка (5,4,3)

Оценка «2» ставится, если выполнено 50%- 20%  всех заданий

Оценка «1» ставится, если студент: не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

 


 

Критерии оценивания практических занятий.

Оценка "5" (100%-90%)

Практическое занятие выполнено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Оценка "4"(80-70%)

Практическое занятие выполнено студентами в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана, последовательность выполняемых заданий, ответы на вопросы). Использованы указанные источники знаний. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Оценка "3"(60%)

Практическоезанятие выполнено и оформлено с помощью преподавателя. На выполнение работы затрачено много времени (дана возможность доделать работу дома). Студент показал знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе со статистическими материалами.

Оценка "2"(50%-20%)

Выставляется в том случае, когда студент оказался не подготовленным к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Оценка "1" (не более 10%)

Выставляется, если студент полностью не сумел начать и оформить практическое занятие, не выполняет работу, показывает отсутствие экспериментальных умений,  не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.