Мультимедийное обеспечение урока русского языка в 4 классе по теме "Обучающее изложение"

  • pptx
  • 22.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация по русскому языку на тему _Обучающее изложение _Поползень и гюрза__ (4класс).pptx

Обучающее изложение «Поползень и гюрза»

ПОПОЛЗЕНЬ И ГЮРЗА.

В ущелье гор тревога. Кричит птичка- скалистый поползень. Что случилось?
На отвесной скале гнездо поползня. В нём маленькие птенчики. К гнезду ползёт гюрза. Поползень юлой кружится вокруг змеи и кричит. Ядовитая змея всё ближе и ближе. Поползень зашёлся криком. Вот уже зелёное тело изогнулось в воздухе вопросительным знаком. Ещё немного – и гюрза заползёт в гнездо.
И тут случилось чудо : маленький поползень вспорхнул, ударил гюрзу в затылок клювом, лапками, всем своим маленьким птичьим тельцем. Змея сорвалась со скалы.
Н. Сладков

Прочитайте текст.

Определите тип текста.
(повествование, описание или рассуждение)
О ком говорится в тексте?
(о птице, о змее, о птенцах или о случае, произошедшем с ними)
Какова тема текста?
(Родительская любовь, спасение или инстинкт самосохранения)
- Что вы знаете о поползнях?
-Что вы знаете о змее?

Одной из самых опасных и ядовитых змей  на планете является змея гюрза. В основном длина ее достигает 100-150 см, но встречались виды, которые вырастали до двух метров. Гюрза относится к семейству гадюк и на данный момент считается самой крупной змеей этого вида, масса тела ее может достигать 3-5 кг.

- Как вы поняли, почему птица так называется?
 -Какая птица по размеру?
- С каким животным пришлось сражаться поползню?
 -Почему такая маленькая птичка так отважно сражалась со змеёй?
Что вы можете сказать о родителях- поползнях?

Что вы знаете о гюрзе?


Лексическая работа.
- Что такое ущелье?
Давайте заглянем в «толковый словарик»
-Почему птицу назвали «скалистый поползень»?
-Как вы понимаете выражение зашёлся криком?
-Как вы понимаете выражение крутится юлой?

-Как автор показывает, что опасность уже совсем близко?

-Почему Н. Сладков называет произошедшее чудом?
 
Как это случилось?


 

Ущелье в горах.

Ответьте на вопросы

1. Что вызвало тревогу в ущелье гор?

2. Где было гнездо поползня?
3. Почему кричала птица?
4. Как она пыталась защитить птенцов?
Найдите в тексте.
5. Какое предложение передаёт отчаяние поползня?
6. Какой самый напряженный момент в этой части? Прочитайте.

7. Какое чудо произошло?
8. Прочитайте действия поползня.
9. Было ли ему страшно?
10. Сильный ли был удар маленькой птички?

Орфографическая работа:
-Найдите группу однокоренных слов.
- Какая орфограмма корня требует проверки?
-Какие ещё слова с этой орфограммой встретились в тексте?
-Назови слова с непроверяемыми написаниями.
-Объясни постановку запятых в последней части текста.



-Поползень, ползёт, заползёт.

-Безударный гласный в корне.

-Скала, змея, гнездо,
ядовитая, зелёное .

Составление плана.
На сколько частей разделили текст?
О чём говориться в каждой части?
Определи главную мысль каждой части, озаглавь их.

План.
Тревога.
Опасность.
Отважная птичка.

ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА

1. ТРЕВОГА. В ущелье
скалистый поползень
Что случилось?

2. Опасность.
На отвесной ск…ле
птенчики
гюрза
юлой крутится
ядовитая зм…я
зашёлся криком
изогнулось вопросительным знаком
Ещё немного


3. Отважная птичка.
случилось чудо
вспорхнул, ударил… в затылок
птичьим тельцем
сорвалась

Самостоятельная работа .

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

РЕФЛЕКСИЯ

-Какие умения мы закрепляли при написании изложения?
-Какие затруднения вы испытывали?
-Что интересного узнали из текста?
- Кто доволен своей работой?