В ущелье гор тревога. Кричит птичка- скалистый поползень. Что случилось?
На отвесной скале гнездо поползня. В нём маленькие птенчики. К гнезду ползёт гюрза. Поползень юлой кружится вокруг змеи и кричит. Ядовитая змея всё ближе и ближе. Поползень зашёлся криком. Вот уже зелёное тело изогнулось в воздухе вопросительным знаком. Ещё немного – и гюрза заползёт в гнездо.
И тут случилось чудо : маленький поползень вспорхнул, ударил гюрзу в затылок клювом, лапками, всем своим маленьким птичьим тельцем. Змея сорвалась со скалы.
Н. Сладков
Прочитайте текст.
Определите тип текста.
(повествование, описание или рассуждение)
О ком говорится в тексте?
(о птице, о змее, о птенцах или о случае, произошедшем с ними)
Какова тема текста?
(Родительская любовь, спасение или инстинкт самосохранения)
- Что вы знаете о поползнях?
-Что вы знаете о змее?
Одной из самых опасных и ядовитых змей на планете является змея гюрза. В основном длина ее достигает 100-150 см, но встречались виды, которые вырастали до двух метров. Гюрза относится к семейству гадюк и на данный момент считается самой крупной змеей этого вида, масса тела ее может достигать 3-5 кг.
- Как вы поняли, почему птица так называется?
-Какая птица по размеру?
- С каким животным пришлось сражаться поползню?
-Почему такая маленькая птичка так отважно сражалась со змеёй?
Что вы можете сказать о родителях- поползнях?
Что вы знаете о гюрзе?
Лексическая работа.
- Что такое ущелье?
Давайте заглянем в «толковый словарик»
-Почему птицу назвали «скалистый поползень»?
-Как вы понимаете выражение зашёлся криком?
-Как вы понимаете выражение крутится юлой?
-Как автор показывает, что опасность уже совсем близко?
-Почему Н. Сладков называет произошедшее чудом?
Как это случилось?
Ответьте на вопросы
1. Что вызвало тревогу в ущелье гор?
2. Где было гнездо поползня?
3. Почему кричала птица?
4. Как она пыталась защитить птенцов?
Найдите в тексте.
5. Какое предложение передаёт отчаяние поползня?
6. Какой самый напряженный момент в этой части? Прочитайте.
Орфографическая работа:
-Найдите группу однокоренных слов.
- Какая орфограмма корня требует проверки?
-Какие ещё слова с этой орфограммой встретились в тексте?
-Назови слова с непроверяемыми написаниями.
-Объясни постановку запятых в последней части текста.
-Поползень, ползёт, заползёт.
-Безударный гласный в корне.
-Скала, змея, гнездо,
ядовитая, зелёное .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.