Мультимедийное литературное чтение в начальной школе. (Из опыта работы)
Оценка 4.7
Работа в классе +1
docx
чтение
1 кл—4 кл
15.02.2018
Данная статья основана на опыте работы с учениками начальной школы при изучении литературного чтения. В ней показано, что внедрение мультимедийных технологий в структуру современного урока является одним из приоритетных подходов к организации учебного процесса.
Ключевые слова: младший школьник, литературное чтение, мультимедиа, современный урок, интерактивные средства.
Рубинштейн.Мультимедийное литературное чтение в начальной школе..docx
Е.А. Рубинштейн
г. Москва
Мультимедийное литературное чтение в начальной школе. (Из опыта
работы)
Трудно представить современное общество без сетевых коммуникаций,
без компьютеров и без продукции мультимедиа. Именно поэтому
медиаобразование, как набор средств и методов обучения, сегодня как никогда
актуально, потому что в современном мире мультимедийные технологии
занимают всё более значительное место. Процесс школьного обучения в этом
смысле не должен отставать от жизни.[2]
В современных условиях одной из главных задач образования является не
просто получение учащимися определённой суммы знаний, а формирование у
них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, их накопления и
систематизации. Перед педагогами ставится новая задача: подготовить новое
поколение к жизни в современных информационных условиях. Именно поэтому
стоит начинать с начальной школы.
Ученики начальной школы являются активными потребителями разного
рода информации, поток которой со временем увеличивается. Современное
подрастающее поколение все чаще стали называть «медийным». Знакомство
ребёнка с медиамиром начинается с экрана. Именно на экране можно увидеть
любимые мультфильмы, посмотреть красочные рекламы или узнать какойлибо
совет.
Младший школьник становится активным зрителем ещё в далёком
детстве. «Согласно данным исследований, среднестатистический российский
ребёнок становится активным телезрителем с 2х лет.».[5, с.9]
В среднем, к 56 годам ребёнок начинает взаимодействовать с
компьютером. Современные дети довольно быстро осваивают компьютерную
технику, что часто приводит к тому, что дети и родители меняются места. Юные исследователи компьютерного мира демонстрируют, как найти ту или иную
информацию, «закачать» музыку или фильм и т.п.[ 5, с.1011]
Таким образом, к концу дошкольного возраста дети уже близко знакомы с
медиамиром. Именно поэтому современного школьника становится труднее
замотивировать на учебную деятельность. Необходимы новые подходы к
опирающиеся на прогрессивные
организации учебного процесса,
информационные технологии.
Так как младшие школьники с пелёнок знакомы с аудиовидео
продуктами, компьютерными играми, то именно поэтому внедрение
мультимедийных технологий в структуру современного урока является одним
из приоритетных подходов к организации учебного процесса. Главным
организатором нового формата учебного процесса является педагог начальных
классов, который обладает навыками сочетать в своей педагогической
деятельности традиционные и современные методы обучения. Современные
методы обучения создают необходимые условия для развития умений
самостоятельно мыслить, находить свои подходы к решению проблем и т.д.
К таким методам обучения можно отнести: ролевые и деловые игры,
работа в парах и группах, коллективное обсуждение проблемной ситуации, урок
открытие, урокпутешествие, обмен опытом и др. [4, с.239243]
Учителю литературного чтения необходимо сформировать у младших
школьников навыки читателя, обогатить словарный запас учащихся, научить их
работать с различными видами текста, в том числе критически к нему
относиться. Как известно, ученик начальной школы лучше воспринимает именно
ту информацию, которая ему более интересна и уже была знакома ранее.
Именно поэтому формировать читательский интерес у ученика можно не только
посредством чтения книг, но и прибегая к активной помощи мультимедийной
среды. В частности, при изучении литературы можно использовать аудиальные,
визуальные и интерактивные средства. К примеру, радиоспектакли и аудиокниги с известными произведениями
являются образцами выразительного чтения, грамотного использования средств
интонационной выразительности, бережного отношения к слову. Подобные
аудиальные средства в основе могут не только облегчить восприятие текста, но
и заинтересовать учеников в овладении навыками выразительного чтения,
побуждая к подражанию голосам актёров. Ученики отмечали, что
прослушивание радиоспектаклей и аудиокниг помогает им представить
ситуацию, характер героев, понять чувства персонажей. [6]
Поскольку большинство младших школьников обладают наглядно
образным мышлением, то облегчить восприятие текста им помогают
сопутствующие иллюстрации, как созданные профессиональными художниками
иллюстраторами, так и самими учениками.
Незначительный словарный запас у младшего школьника создаёт главную
трудность нахождение соответствующих слов в момент описания образов
героев. Рисунки, выполненные учениками на основе прочитанного, помогают им
не только уточнить полученные представления, но и в доступной форме (через
цвет, отдельные детали) выразить своё отношение к изображаемому.[1, с.7576]
Для обучения начальным навыкам составления текстов можно применить
интерактивнообучающие приложения, не только раскрывающие основные
принципы, но и дающие возможность ученикам их опробовать самостоятельно.
Младшие школьники с удовольствием работают в программе ПервоЛого.[3].
С помощью данной программы можно сделать поздравительные открытки
литературному герою Шарику из книг Э. Успенского, сочетая в них
иллюстрации и текст. Также данную программу можно использовать для
выполнения коллективного проекта «Азбука загадок». Используя навыки работы
в ПервоЛого, ученики придумывают и записывают в текстовом редакторе
программы свои загадки. Таким образом, использование мультимедиа в процессе обучения
литературному чтению может не только облегчить изучение предмета, но и, как
следствие, заинтересовать в нем большее количество учеников.
Evgeniia Aleksandrovna Rubinshtein, Moscow State Pedagogical University (MSPU)
Multimedia literary reading in primary school (from work experience)
Annotation: This article is based on the experience of teaching literary reading
to primary school students. The article demonstrates that the implementation of
multimedia technologies into the structure of a modern lesson is one of the top
priority approaches to organising teaching and learning process.
Keywords: Primary school, Multimedia, literary reading, modern lesson, interactive
media
Список литературы:
1. Абдуллина А.А. Эстетическое воспитание учащихся в процессе
воссоздания образов и картин читаемого произведения. В кн. Обучение
чтению младших школьников. Пособие для учителей. Сост. Гаркунова
И.П. М. 1981. С.7576
2. Геладзе М.Р. «Использование мультимедийных технологий на уроках
русского языка и литературы».16.01.2013 URL http://mognovse.ru/tuw
urokaxxiveknazivayutepohojinformaciivekomglobalenog.html
3. И.Н. Яковлев, Е.И. Яковлева ЛогоМиры 3.0: Сборник методических
материалов – М.:ИНТ.112 с., 2006
4. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2е изд., стереотип. — М.:
Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с
5. Челышева И.В. Медиаобразование для родителей:освоение семейной
медиаграмотности Таганрог, 2008
6. Чиркова Елена Александровна «Система творческих заданий на уроках
литературного чтения как средство формирования полноценного
восприятия художественного произведения» 14.01.2016 URL
http://aneks.spb.ru/nachalnaiashkolaliteraturnoechtenie/sistema
tvorcheskikhzadaniinaurokakhliteraturnogochteniiakaksredstvo
formirovaniiapolnotcennogovospriiatiiakhudozhestvennogo
proizvedeniia.html
Мультимедийное литературное чтение в начальной школе. (Из опыта работы)
Мультимедийное литературное чтение в начальной школе. (Из опыта работы)
Мультимедийное литературное чтение в начальной школе. (Из опыта работы)
Мультимедийное литературное чтение в начальной школе. (Из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.