Военная галерея — одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и Голике. Император заказал художнику портреты русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном I. В 1826 году Николай I пригласил Доу на свою коронацию, а в 1828 году Джордж был официально назначен Первым художником Императорского двора.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств Починковского района
Музеи мира.
Государственный Эрмитаж.
Военная галерея 1812 года.
История изобразительного искусства.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2018 г.ВОЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ 1812 ГОДА
Военная галерея Зимнего дворца, Г. Г. Чернецов, 1827
Военная галерея — одна из галерей Зимнего дворца в СанктПетербурге. Галерея
состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне
1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В.
Поляковым и Голике.Посмертный портрет Джорджа Доу (сидит), написанный его учеником Вильгельмом
Голике (стоит) в окружении семьи Голике
Джордж Доу (англ. George Dawe; 8 февраля 1781, Лондон — 15 октября 1829, Кентиш
Таун) — английский художник. В 1819—1829 годах работал в СанктПетербурге, где
написал (с помощью русских живописцев Вильгельма Августа Голике и Александра
Полякова) 329 погрудных портретов генералов — участников Отечественной войны
1812 года и заграничных походов 1813—1814, большие портреты Михаила Кутузова и
Михаила Барклая де Толли (1829), 4 портрета солдатветеранов (1828), составивших
Военную галерею в Зимнем дворце.
Джордж Доу пользовался покровительством герцога и герцогини Кентских. В 1819
году отправился вместе с герцогом Кентским в путешествие по Европе, в ходе
которого привлёк внимание Александра I. Император заказал художнику портреты
русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном I. В 1826 году Николай I
пригласил Доу на свою коронацию, а в 1828 году Джордж был официально назначен
Первым художником Императорского двора.Портрет Джорджа Доу. Деталь картины В. А. Голике. 1834 г.
Джордж Доу был упомянут в историческом романе Глинки В. М. "Судьба дворцового
гренадера" и показан с крайне негативной стороны. Выходил он как эксплуататор
молодого русского художника, выходца из деревни, талант которого сгубил заставляя
юношу копировать чужие портреты; его работу выдавал за свою, с чего выходило, что
большинство работ мастера исполнены его подчиненными.
Александр Васильевич Поляков (1801 — 7 января 1835) — русский художник.
Крепостной генерaла П. Я. Корнилова был отдан в 1822 году в помощники Джорджу
Доу. По договору Поляков поступaл «в ученье и рaботу» к Доу вплоть до его отъездa в
Англию с условием отпускaть крепостного живописцa в вечерние клaссы в Акaдемию
художеств. Жалованья ему было положено 800 рублей в год. «Но из сей суммы
господин Доу дает ему только 350 рублей, остальные 450 оставляет в уплату за
квартиру и за стол, хотя сей последний он имеет с его лакеями», писал Комитет
Общества поощрения художников. Доу писал портреты для Военной галереи героев
Отечественной войны 1812 года. Некоторые из этих портретов писал Поляков, но
подписывался под ними сам Доу. Многие десятилетия спустя специалисты пришли к
выводу, что Поляков ещё и реставрировал большое число почерневших портретов,
небрежно выполненных Доу.
В 1833 году, уже после освобождения Полякова от крепостной зависимости, президент
Российской академии художеств А. Оленин подписал постановление о возведении
Александра Полякова в ранг свободного художника. Из собственных работ известны:
«Петр I на корабельной верфи с видом на Амстердам» (1819) и «Портрет Императора
Николая I» (1829). Имеются его работы также в Государственном историческом музее
в Москве и Костромском художественном музее: «Портрет близнецов Аркадия и Ивана
Корниловых», «Портрет М. Ф. Корниловой и М. Л. Куломзиной», «Портрет Е. П.
Корнилова».Кроме портретов, написанных Доу, Поляковым и Голике, в галерее уже в 1830х годах
были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников — короля
прусского ФридрихаВильгельма III и императора австрийского Франца I. Два первых
написаны берлинским придворным художником Ф. Крюгером, третий — венским
живописцем П. Крафтом.
Портрет Александра I (1838). Художник Ф. КрюгерПрусский король ФридрихВильгельм III. Художник Ф. Крюгер
Австрийский император Франц I. Художник П. Крафт
В советское время галерею дополнили четырьмя портретами дворцовых гренадер,
специальных войск, созданных в 1827 году для охраны дома ветеранов Отечественной
войны. Эти портреты также выполнил Джордж Доу. Позднее галерея была дополнена
двумя работами Петера фон Гесса — «Бородинское сражение» и «Отступление
французов через реку Березину».Э. П. Гау, 1862
Зал, в котором разместилась галерея, был спроектирован архитектором Карло Росси и
строился с июня по ноябрь 1826 года. Он заменил несколько маленьких комнат в
середине главного блока зимнего дворца — между Белым Тронным залом и Большим
Тронным залом, в нескольких шагах от дворцовой церкви.аа
оа
Карл Ив нович Р сси
(итал. Carlo di Giovanni Rossi; 1775—1849) — российский
архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных
ансамблей в СанктПетербурге и его окрестностях.
Потолок с тремя световыми фонарями был расписан по эскизам Дж. Скотти.
Торжественная церемония открытия зала состоялась 25 декабря 1826 года. К открытию
галереи многие портреты ещё не были написаны и на стенах были размещены рамы,
затянутые зелёным репсом, с именными табличками. По мере написания картины
размещались на своих местах. Большинство портретов писалось с натуры, а для уже
погибших или умерших персонажей использовались портреты, написанные ранее.
Однако изображения тринадцати героев войны 1812 года не нашли; в связи с этим
отведённые для них места затянуты зелёным шёлком.Пожар, начавшийся в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года уничтожил убранство всех
залов, в том числе и Военной галереи. Но ни один портрет не пострадал. Новая отделка
галереи была выполнена по чертежам В. П. Стасова.
Вас лий Петр вич Ст сов
русский архитектор.
иа
оа
аа
Архитектор внёс некоторые изменения, придавшие галерее торжественнострогий и
более внушительный облик: длина галереи была увеличена почти на 6 м, а над карнизом
разместились хоры — обходная галерея.К. К. Пиратский, 1861
Великий князь Константин ПавловичФельдмаршал М. И. Кутузов
Фельдмаршал Барклай де ТоллиС портретов прославленных полководцев Отечественной войны 1812 года, виртуозно
написанных Джорджем Доу, на нас смотрят красивые мужественные лица, "полные
воинственной отваги", как сказал о них Пушкин. На темной ткани их мундиров горят
воинские награды, переливается муар орденских лент, блестит золотое шитье,
аксельбанты и эполеты...
Император Александр I лично утверждал составленные Главным штабом списки
генералов, чьи портреты должны были украсить Военную галерею. Это были 349
участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 18131814 гг.,
которые состояли в генеральском чине или были произведены в генералы вскоре после
окончания войны.
За 10 лет работы Джордж Доу и его русские помощники В. А. Голике и А. В. Поляков
создали 333 портрета, которые размещены в пять рядов на стенах галереи. Тринадцать
портретов по разным причинам так и остались невыполненными. Вместо них в галерее
находятся рамы с именами генералов.
Михаил Богданович Барклай де Толли и Михаил Илларионович Кутузов
Генералфельдмаршал Михаил Богданович БарклайдеТолли (17611818)
главнокомандующий русскими войсками в начале войны. Он выработал план
отступления русской армии в глубь страны и руководил операциями по отступлению
до 17 августа 1812 г. После его отставки командование принял генералфельдмаршалМихаил Илларионович Кутузов (17451813), который был вынужден продолжать
отступление и принял нелегкое решение об оставлении Москвы. Все последовавшие за
этим победы от Бородина до Березины связаны с именем Кутузова, проявившего
себя блестящим стратегом.
Николай Николаевич Раевский
Генерал Николай Николаевич Раевский (17711829) талантливый и мужественный
военачальник. Во время Бородинского сражения корпус Раевского оборонял
Курганную высоту, расположенную в центре позиции русских войск. Там были
установлены 18 орудий батареи, получившей имя Раевского и отразившей все атаки
французов.
Петр Иванович Багратион
Генерал Петр Иванович Багратион (17651812) "Бог рати он" так произносили его
фамилию современники. За 30 лет службы князь Багратион принял участие в 20
походах и 150 сражениях. В Бородинском сражении он возглавлял левый фланг, покоторому пришелся первый удар противника. Французы дважды овладевали земляными
укреплениями Багратионовыми флешами и дважды были выбиты оттуда. Во время
очередной атаки противника генерал Багратион поднял свои войска в контратаку и в
этот момент был тяжело ранен.
Алексей Петрович Ермолов
Генерал Алексей Петрович Ермолов (17771861) выдающийся военный деятель и один
из самых популярных людей своей эпохи. В Отечественной войне 1812 г. Ермолов
участвовал во всех крупных сражениях. В разгар битвы на Бородинском поле М. И.
Кутузов направил его на левый фланг, во 2ю армию, заменить тяжело раненного
Багратиона, и Ермолов помог преодолеть там смятение войск. Увидев, что центральная
батарея Раевского взята французами, он организовал контратаку, отбил батарею и
руководил ее обороной, пока не был контужен картечью.
Денис Васильевич ДавыдовИмя Дениса Васильевича Давыдова (17841839) неотделимо от Отечественной войны
1812 года как имя зачинателя и одного из руководителей партизанского движения.
Боевые таланты Дениса Давыдова высоко ценили М. И. Кутузов и П. И. Багратион, а о
его поэтическом даре поэт Н. М. Языков писал:
"Не умрет твой стих могучий,
Достопамятноживой,
Упоительный, кипучий,
И воинственнолетучий,
И разгульноудалой".
В 1949 г., к 150летию со дня рождения А. С. Пушкина, в Военной галерее была
установлена мраморная доска со строками из стихотворения великого русского поэта
"Полководец":
"...Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной славою Двенадцатого года...".