Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.
Оценка 4.8

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Оценка 4.8
Лекции
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
11.11.2018
Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.
Основоположник династии Амербахов, Иоганн Амербах, обосновавшись в Базеле в 1482, открыл успешно работавшую типографию, где издавал книги, украшенные прекрасными иллюстрациями. Занимался он и коллекционированием, главное место отводилось работам семейства Гольбейнов — даже фасад дома предпринимателя расписал Ганс Гольбейн Младший. Предпочтение также отдавалось гравюрам, были куплены произведения Урса Графа и Альбрехта Дюрера, с которыми Амербах был знаком и дружен. С этих графических шедевров и началось создание Кабинета Амербахов, который постепенно превратился в базельский Художественный музей.Помимо галереи живописи в здании Художественного музея Базеля имеется Кабинет графики, в котором хранятся произведения южнонемецких, верхнерейнских и швейцарских мастеров XV–XVI столетий, а также других мировых школ XV–XX веков.
Художественный музей Базеля.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств  Починковского  района»   Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства. Разработчик: преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ      Починковского района» Казакова Инна Викторовна 2018 г. Художественный музей Базеля        Здание музея В XVI столетии город Базель переживал свое золотое время, он добился внутреннего самоуправления, подчинил себе крестьянские общины, расширил территории и  увеличил доходы. Сюда устремлялись предприниматели и торговцы, университет  привлекал ученых; а заказы состоятельных горожан манили художников и поэтов. Внутренний двор музея Основоположник династии Амербахов, Иоганн Амербах, обосновавшись в Базеле в 1482,   открыл   успешно   работавшую   типографию,   где   издавал   книги,   украшенные прекрасными   иллюстрациями.  Занимался   он   и   коллекционированием,  главное   место отводилось   работам   семейства   Гольбейнов   —   даже   фасад   дома   предпринимателя расписал Ганс Гольбейн Младший. Предпочтение также отдавалось гравюрам, были куплены произведения  Урса Графа и Альбрехта Дюрера, с которыми Амербах был знаком   и   дружен.   С   этих   графических   шедевров   и   началось   создание   Кабинета Амербахов, который постепенно превратился в базельский Художественный музей. Внук Иоганна Амербаха Базилиус сделал коллекционирование делом всей жизни. Неограниченный   в   средствах,   будучи   известным   юристом,   он   нередко   приобретал целые   наследства,   выставленные   на   торги.   Покупая   картины,   Амербах   старался отыскать   и   эскизы   к   ним,   поэтому   в   собрании   сохранилось   большое   количество рисунков. После смерти Базилиуса богатейшая коллекция в течение 71 года находилась у его наследников, но в 1648 один из потомков в завещании распорядился продать Кабинет   Амербахов,   а   вырученную   сумму   поровну   разделить   между   всеми   своими детьми.   Некий   купец   из   Амстердама   предложил   за   коллекцию   огромную   сумму,   и сокровища могли навсегда покинуть Базель! Однако городской совет решил выкупить собрание   для   Базельского   университета,   эту   идею   поддержал   бургомистр   города Иоганн Рудольф Ветштейн, и в 1662 Кабинет был приобретен. Сделавшись достоянием города, частная коллекция почти сразу же стала публичной, что для XVII века было редким явлением. В 1671 из особняка Амербахов собрание перенесли в старинный дом под названием «У Комара». Каждый четверг во второй половине дня он открывал свои двери для публики,   но   ученые   и   иностранцы   по   предварительной   договоренности   могли посмотреть коллекцию и в другие дни недели. Все посетители записывали свои отзывы в «Золотой книге» музея, который тогда назывался Университетским собранием. В 1741 городские власти передали из ратуши картину Яна ван Скорела «Портрет Давида Йориса», в 1770 коллекция обогатилась полотном Ганса Гольбейна Младшего «Алтарь страстей». «Портрет Мартина Лютера и его жены Катарины фон Бор» кисти Лукаса Кранаха был единственным подношением горожан, дары от частных лиц стали поступать в музей только в XIX веке. Одной из первых была коллекция профессора Базельского университета Ремингиуса Фэша. Он собирал ее вместе с братом «вокруг» двух   полотен,   которые   получил   по   наследству, —   «Портрет   бургомистра   Якоба Майера»   и   «Портрет   жены   бургомистра   Доротеи   Майер»,   написанных   Гансом Гольбейном Младшим. Это послужило сигналом для коллекционеров, и некоторые из них стали передавать свои частные собрания в музей. Возрастающее   количество   работ   уже   не   помещалось   в   доме   «У   Комара»,   и архитектор   Мельхиор   Берри   в   1840­х   построил   здание,   куда   перенесли   все Университетское   собрание.   Помимо   произведений   изобразительного   искусства   там были помещены экспонаты по истории, этнографии и естественным наукам. Художник  и   издатель XIX  века   Самуэль   Бирман   завещал   музею   не  только   свою коллекцию,  но   и   половину   состояния.  Его   единственным   условием   было,   чтобы   на выделенные средства приобретались полотна швейцарских художников. Так создали галерею полотен базельского мастера Арнольда Бёклина. В последующие годы были куплены   картины   Т.   Штиммера,   К.   Вольфа,   А.   Анкера,   Дж.  Джакометти   и   других живописцев, которые и заложили основу Отдела нового швейцарского искусства. А в 1904   и   сам   город   создал   в   своем   бюджете   специальную   статью   расходов   на приобретение   художественных   произведений.  Помимо   работ   отечественных   авторов музей   стал   покупать   французскую   живопись   и   скульптуру.   Первым   в   1906   было приобретено   произведение   Родена   «Виктор   Гюго»,   после   —   полотно   Писсарро «Деревня   близ   Понтуаза»,   следующей   стала   маленькая   картина   Ренуара   «Девушка, лежащая на траве». В зале музея Коллекция продолжала расти, требовались площади для экспонирования. В 1932 в Августинском   переулке   по   проекту   Рудольфа   Христа   и   Пауля   Бонаца   началось строительство нового помещения с двумя внутренними дворами. Музей был открыт в 1936, и с тех пор картины, гравюры и скульптуры размещаются в этом здании. На первом этаже — произведения старых мастеров XV–XIX веков: Конрада Вица, Гольбейнов, Лукаса Кранаха Старшего, Матиаса Грюневальда, Питера Пауля Рубенса и Рембрандта. Импрессионисты XIX века представлены работами Поля Сезанна, Поля Гогена,   Пьера   Огюста   Ренуара   и   Винсента   Ван   Гога.   Кроме   этого,   в   музее демонстрируются полотна немецких и швейцарских художников XVIII и XIX веков — Себастьяна Гутцвиллера, Питера Бирмана, Арнольда Бёклина и Фердинанда Ходлера. Скульптуре   и   живописи   XX   века   посвящен   второй   этаж.   Особенностью   музея является то, что он первым среди европейских музеев начал собирать и экспонировать произведения   американских   мастеров.   Отдел   нового   искусства   дает   возможность проследить   историю   развития   основных   мировых   школ   живописи   на   протяжении последних ста лет. Музей   славится   коллекцией   работ   кубистов   —   Пабло   Пикассо,   Жоржа   Брака   и Хуана   Гриса.   Экспрессионисты   представлены   картинами   Эдварда   Мунка,   Франца Марка, Эгона Шиле и Эмиля Нольде. Наряду с ними в экспозиции демонстрируются полотна абстракциониста Василия Кандинского и сюрреалиста Сальвадора Дали. Помимо галереи живописи в здании Художественного музея Базеля имеется Кабинет графики,   в   котором   хранятся   произведения   южнонемецких,   верхнерейнских   и швейцарских   мастеров   XV–XVI   столетий,   а   также   других   мировых   школ   XV–XX веков. В зале музея Искусство XV–XVI веков Ганс Гольбейн Младший. Венера и Амур. Около 1524 Пьетро ди Джованни д'Амборджо (1410–1449) Рождение святого Николая  Барийского 1430­е. Дерево, темпера. 25,6x31,8 Пьетро ди Джованни д'Амборджо — итальянский живописец XV века, один из самых деятельных   и   плодотворных   мастеров   сиенской   школы.   В   его   произведениях соединились   собственные   творческие   поиски   с   достижениями   флорентийского искусства. Ученик знаменитого сиенского художника Сасетты (Стефано ди Джованни), д'Амборджо во многом перенял и усвоил стилистику его работ. Изображение,   представляющее   рождество   Николая   Барийского, —   это   пределла, нижняя   часть   алтаря,   ныне   утраченного.  Сюжет   заимствован   из  «Золотой   легенды» Якова Ворагинского, сборника средневековых сказаний, в котором рассказывается о чуде, когда младенец Николай сразу после рождения уверенно встал на ножки во время купания в ванне. Окружающие были поражены и удивлены произошедшим. В   этой   работе   Пьетро   ди   Джованни   д'Амборджо   пытается   применить   новые представления о пространственной перспективе, связать их с «готическими» приемами: несмотря на открытость горизонта, в картине у художника получается не реальное, а «мистическое», даже сказочное пространство, в котором разворачивается сюжет. Конрад Виц (около 1400­около 1446) Авессай перед Давидом 1490–1495. Дерево, темпера. 11,9x9 Конрад   Виц   —   представитель   швейцарской   школы   живописи   Северного Возрождения, чье творчество было тесно связано с городом Базелем. Художественный музей обладает лучшим в мире собранием работ мастера. «Авессай   перед   Давидом»   —   внутренняя   роспись   створки   алтаря   «Зерцало искупления грехов человеческих». Согласно сказанию, трое воинов, рискуя жизнью, принесли   воду   из   Вифлеемского   источника   царю   Давиду.   Виц   изображает   момент, когда   правитель,   находящийся   возле   трона,   приветствует   коленопреклоненного Авессая  и  стоящих  во   весь  рост  Сивхая  и  Ванею  (написаны  на  другой  деревянной панели,   также   хранящейся   в   музее).   Царь   Давид   имеет   портретное   сходство   с императором Сигизмундом (1368–1437), который был участником собора в Базеле. Все персонажи   представлены   на   абстрактном   золотом   фоне,   одетыми   в   современные художнику костюмы. С большим мастерством написаны мягкий пушистый мех, легкая шерсть   и   нежный   бархат,   холодное   сияние   металлических   доспехов,   поверхность которых отражает находящиеся рядом предметы. Колорит произведения насыщенный и сочный, краски подобны прекрасным эмалевым росписям, они блестят и переливаются. Герард Давид (около 1460–1523) Прощание Марии с Христом 1490/1495. Дерево,  темпера. 11,5x9 В   собрании   Художественного   музея   Базеля   находятся   две   маленькие   работы нидерландского   мастера   XV   века   Герарда   Давида.   Первоначально   они   являлись раскладным   диптихом,   созданным   для   частного   лица.   Первая   картина   изображает Мадонну   с   Младенцем   в   окружении   музицирующих   ангелов.   Вторая,   собственно, рассматриваемая, представляет сцену прощания Христа с Богоматерью. Художник в отличие от многих своих коллег пишет частную сцену, диалог между сыном и матерью, скрытый   от   посторонних   глаз   условной   золотой   завесой.   Иисус   благословляющим жестом старается  успокоить свою  мертвенно  бледную  плачущую  Мать, молитвенно сложившую   руки.   Необычный   выбор   сюжета,   лаконичность   образов   и   камерность произведения, вероятно, были продиктованы желанием заказчика, потерявшего кого­то из   детей.   Работа   Герарда   Давида   притягивает   изысканными   сочетаниями   темных, насыщенных   тонов   одеяний   персонажей,   контрастирующих   с   драгоценным   золотым фоном. Матиас Грюневальд (около 1474/1480­1528) Распятие. Около 1515. Дерево, темпера. 74,9x54,4 Выдающийся   мастер   немецкого   Возрождения   Матиас   Грюневальд   был   связан   с традициями   немецкого   Средневековья,   которые   в   его   искусстве   приобретают необычное звучание. Мятущийся гений живописца выступает своеобразным антиподом рациональному и гармоничному искусству Альбрехта Дюрера. Грюневальд стремился художественными   средствами   передать   наиболее   сильные   человеческие   чувства: грубость и нежность, страх и спокойствие. «Распятие»   из   Художественного   музея   Базеля   —   раннее   произведение   мастера. Длинные   руки   Христа   как   бы   вытянулись   под   грузом   повисшего   на   них   тела, перенесшего невыносимые страдания. Такое отступление от анатомии понадобилось Грюневальду, чтобы усилить эмоциональный эффект. Группа оплакивающих Иисуса тесно сгрудилась вокруг Него. Колорит картины насыщен яркими и горячими тонами, выхватывающими   фигуры   у   креста   из   абстрактной   темноты   ночи.   Эта   повышенная эмоциональность   образов,   стремительный   излом   линий   и   сверкание   красок унаследованы живописцем от немецкой готики. Никлаус Мануэль (около 1484–1530) Смерть солдата — в девушках 1517. Дерево, темпера. 38,2x29,2 Никлаус Мануэль — наиболее яркий представитель Возрождения в Швейцарии. Он был художником и поэтом, государственным деятелем и воином, писал песни и пьесы, полные сатиры на духовенство. Мануэль начал свою деятельность с создания храмовых витражей, станковой живописью стал заниматься под руководством Ганса Фриза. В 1518 художник познакомился с Гансом Гольбейном Младшим, творчество которого оказало на него большое воздействие. Необычное   произведение,   написанное   тремя   красками, —   «Смерть   солдата   —   в девушках»   —   напоминает   гравюрную   технику   кьяроскуро,   создававшуюся   с определенного числа досок, зависящего от количества используемых цветов. Никлаус Мануэль называет свою работу «Смерть солдата — в девушках», и смысл изображения   резко   изменяется.   Не   смерть   здесь   несет   угрозу   жизни,   прекрасная распутная дева завлекает солдата, который, заразившись дурной болезнью, превратится в скелет, то есть умрет. Художники ясно видели связь между продажной любовью и смертью, недаром похоть считалась одним из семи смертных грехов. Мастера Средневековья жили в эпоху военных и социальных потрясений, что не могло   не   отразиться   в   их   произведениях,   тема   смерти   встречается   в   них   часто, достаточно   вспомнить   «Пляски   смерти»   Питера   Брейгеля   и   «Четырех   всадников Апокалипсиса» Альбрехта Дюрера. Ганс Бальдунг Грин (около 1484/1485­1545) Смерть и девушка 1517. Дерево, темпера. 30,3x14,7 Ганс Бальдунг Грин — один из самых интересных художников Южной Германии первой половины XVI века. Он происходил из очень обеспеченной семьи юристов, в которой никто ранее не избирал себе профессию живописца. За необыкновенное умение разнообразно передавать оттенки зеленого цвета мастера прозвали Грином. Теме   смерти   художник   посвятил   множество   своих   работ.   В   данной   картине   он изобразил   момент,   когда   Смерть   костлявой   рукой   схватила   девушку   за   волосы   и подводит ее к зияющей могиле, на которую указывает правой рукой. Сверху надпись: «Тебе   надо   идти   вот   сюда».   Полотно   построено   на   резких   контрастах:   охристо­ землистый цвет скелета подчеркивает нежную молочную белизну человеческой кожи. Провалившийся нос и пустые глазницы неподвижной маски Смерти противопоставлены полному живого трепета лицу девушки. Неуверенность в будущем заставляла живописца неоднократно обращаться к образу Смерти. В музее также находится парное произведение Бальдунга Грина — «Женщина и смерть», а картина «Три возраста женщины и Смерть» хранится в собрании Музея истории искусства в Вене. Лукас Кранах Старший (1472–1553) Суд Париса 1528. Дерево, темпера. 84,7x57 Миф о Парисе вдохновлял Кранаха, художник неоднократно обращался к нему, и до наших   дней   сохранилось   множество   вариантов   композиций   на   этот   сюжет. Произведение написано в манере, характерной для зрелой поры творчества мастера, отмеченной стремлением к декоративной зрелищности, тщательной отделке деталей, любовью к контурным линейным проработкам фигур. Согласно   преданию,   Гермес   по   поручению   Зевса   привел   на   суд   к   троянскому царевичу Парису трех богинь — Геру, Афину и Афродиту, и тот должен был решить, которая из них больше других достойна золотого яблока с надписью «Прекраснейшей». Античная легенда у Кранаха Старшего превращается в сцену из рыцарской жизни, в которой   яблоко   заменяет   некий   магический   кристалл   в  руках   у   посланника   богов. Богини здесь отождествляются с тремя путями в жизни — Гера пообещала Парису власть   над   всей   Азией,   Афина   —   военные   победы   и   славу,   но   герой   отдал   плод Афродите, посулившей ему любовь любой женщины, которую он выберет. В отличие от других версий картины на этой Кранах изобразил трех разных девушек, которые для него   выступают   олицетворением   излюбленного   немецкого   типа   красоты.   Как   и   в большинстве   своих   композиций,   мастер   сочетает   в   одном   произведении пространственность   окружающего   мира   и   внимание   к   деталям:   далекие   горы   с дворцами и замками, затененные лесные долины и пышная зелень деревьев. Георг Флегель (1563–1638) Приготовление к пище. Без даты. Холст, масло.  44x66 Весьма   востребованный   в   свое   время   художник   Георг   Флегель   —   первый представитель   немецкой   школы   живописи,   который,   подобно   харлемским   и антверпенским мастерам, посвятил свое творчество искусству натюрморта.  Большинство произведений Флегеля не датировано, они исполнены между 1610 и 1635. Сюжеты натюрмортов художника вполне традиционны — он изображал сцены с изобилием пищи, столовой утвари и цветов. В данной работе заполнено почти все пространство картины, баранья нога окружена  виноградом, луком и тыквой, на которой сидит проворная синица, в плетеной корзинке  — деликатесные улитки. На первом плане — тарелка с головой рыбы и раком, рядом с  булочкой — два жука. Изображение насекомых и мелких животных — отличительная  черта работ Флегеля. Фрукты, кубки и провиант — все эти неодушевленные предметы,  изображавшиеся прежде как разрозненные элементы, обретают здесь свою собственную жизнь. Мастер всегда четко продумывал расположение вещей на полотне — они  уравновешивают друг друга, придавая композиции устойчивость. Многие предметы,  которые писал Флегель, «кочуют» из одного его произведения в другое, например есть  картина, где данный центральный элемент — баранья нога — остается на своем месте,  в то время как сковородка с глазуньей и бокал меняются местами. У мастера было семеро детей, двое его сыновей также стали художниками. Ганс Гольбейн Старший (около 1465–1524) Смерть Марии Около. 1501. Дерево,  темпера. 165x152 Гольбейны — потомственная семья живописцев: отец, брат, два сына, внук и правнук Ганса Гольбейна Старшего были художниками, каждый из которых внес свой клад в мировое   изобразительное   искусство.   Гольбейна   Старшего   считают   родоначальником аугсбургской школы живописи. Работа из Художественного музея — часть правой створки алтаря, который мастер создавал для доминиканской церкви во Франкфурте­на­Майне. В центре композиции — Богоматерь на троне, окруженная двенадцатью апостолами. Белое, бескровное лицо Мадонны,   полуприкрытые   глаза,   сложенные   на   груди   руки   сообщают   о приближающейся   смерти.   Апостолы   опечалены,   они   по­разному   реагируют   на происходящее таинство, их лица индивидуальны и сосредоточены. Гольбейн Старший был   прекрасным   портретистом,   поэтому   создал   каждому   из   действующих   лиц особенный   образ.   Известно,   что   мастер   делал   многочисленные   зарисовки­эскизы   с горожан Аугсбурга. Расположение фигур учеников Христа, которые заполняют собой все пространство картины, а также трактовка складок одежд Марии и апостолов, изломанных, жестких, указывают   на   еще   не   изжитые   традиции   Средневековья,   но   психологизм   и характерность образов говорят о влиянии Ренессанса. Ганс Гольбейн Младший (1497/1498­1543) Портрет бургомистра Якоба Майера 1516. Дерево, темпера. 39,7x31,9 Великий немецкий художник Ганс Гольбейн Младший обучался живописи у своего отца, от которого и унаследовал талант превосходного портретиста. Работы в этом жанре   составили   его   европейскую   славу.   Мастер   считается   основоположником английской   портретной   школы.   В   восемнадцать   лет   Гольбейн   переехал   из   родного Аугсбурга в Базель — крупный экономический и политический центр Германии того времени. Довольно быстро он стал членом корпорации художников, а знакомство с влиятельными людьми города принесло долгожданные заказы. Парные портреты четы Майер — одни из самых ранних работ Гольбейна Младшего. На данном полотне художник изобразил бургомистра Базеля — Якоба Майера. Имея незнатное происхождение, он добился славы и признания у соотечественников, своим умом   и   талантом   завоевал   высокое   положение   и   стал   первым   главой   города   — выходцем   из   низов.   Живописец   показывает   Майера   простым,   чуть   грубоватым человеком, держащим в руках монету как знак принадлежности к базельцам, которым разрешили   чеканить   свои   золотые   деньги.   Личность   кипучей   энергии,   он   успевал повсюду,   за   что   от   современников   получил   прозвище   Заяц.   Для   этого   портрета художник   выполнил   множество   подготовительных   рисунков,   в   них   были   заметки   с обозначением цветовых оттенков волос и всех частей костюма. Ганс Гольбейн Младший (1497/1498­1543) Портрет Доротеи Канненгиссер 1516. Дерево, темпера. 39,5x31,9 В Художественном музее Базеля хранятся основные произведения Ганса Гольбейна Младшего, уникальная коллекция работ, созданных великим немецким живописцем в этом городе, включающая в себя множество рисунков, гравюры, две фрески и более двадцати картин. Портрет Доротеи Канненгиссер, второй жены бургомистра Якоба Майера, является парным к изображению ее мужа. Как и супруг, Доротея представлена в декоративно оформленной ренессансной галерее — художник демонстрирует знание современной ему итальянской архитектуры — в пролете некой арки, на фоне сверкающего голубого неба. Женщина облачена в яркую, нарядную одежду: черные, красные, белые, голубые и золотисто­охристые   тона   создают   изысканно   звучащую   цветовую   гамму. Сосредоточенное лицо Доротеи спокойно и полно чувства собственного достоинства. Портреты базельских правителей поступили в музей в 1823 и ранее были заключены в одну раму. Ганс Гольбейн Младший (1497/1498­1543) Портрет юриста Бонифация Амербаха 1519. Дерево, темпера. 29,9x28,3 Бонифаций Амербах, сын известного книгоиздателя Иоганна Амербаха, — близкий друг   Ганса   Гольбейна   Младшего.   В   этом   портрете   немецкий   мастер   создал   образ представителя гуманистической молодежи, одного из тех, кто всю жизнь стремится к знаниям.   Амербах   был   разносторонним   человеком   —   преподавал   в   Базельском университете римское право, увлекался поэзией и музыкой. Великий ученый Эразм Роттердамский   сделал   Бонифация   своим   единственным   наследником,   завещал   ему книги, золото и несколько произведений Гольбейна Младшего. На картине изображен человек с тонким красивым лицом, умными проницательными глазами. Темное одеяние рельефно выделяется на фоне густо­синего неба. Художник показывает, как в моделях гармонично сочетаются интеллектуальный ум и красота. Четкие линии рисунка и яркие сверкающие краски также согласуются в портрете. К стволу дерева прикреплена латинская надпись, гласящая: «Хотя и написанный, я не уступаю, а следую точно живому облику благородного господина. Таким образом, то, что трудом природы было сделано за три восьмилетия, запечатлено во мне трудом искусства».   Этот   шедевр   Ганса   Гольбейна   Младшего   поступил   в   базельский Художественный музей из Кабинета Амербахов в 1662. Ганс Гольбейн Младший (1497/1498­1543) Мертвый Христос 1521. Холст, масло. 32,4x202,1 По легенде, Гольбейн писал Христа с неизвестного человека, утонувшего в Рейне. Картина   поражает   своей   реалистичностью:   перед   зрителем   —   смерть   в   самом неприглядном виде: сведенное судорогой лицо с застывшими в орбитах, потерявшими блеск   глазами,   открытый   рот,   всклокоченные   волосы,   выпирающие   ребра   и провалившийся живот, высохшие пальцы с посиневшими ногтями. Ганс Гольбейн Младший (1497/1498­1543) Портрет Бонифация Амербаха. Около 1525. Бумага, черный карандаш, цветной мел. 40x36,8 Портретные рисунки Гольбейна — лучшее из созданного мастером в графике, в этом виде искусства раскрылся его талант величайшего рисовальщика. Большинство работ — подготовительные наброски для живописи. Подлинным   шедевром   можно   назвать   изображение   молодого   человека   в широкополой   шляпе.   Сейчас   установлено,   что   это   —   юрист,   гуманист   Бонифаций Амербах,   друг   Эразма   Роттердамского.   Незаурядность   личности   модели   побудила Гольбейна взяться за карандаш и воплотить ее образ на бумаге. Художник передает некое внутреннее горение и романтичную беспокойность юноши. Одухотворенностью и экспрессией наполнены черты молодого человека, резко очерчен силуэт, с помощью мелких   штрихов   и   растушеванных   пятен   созданы   широкие   поля   шляпы.   Цвет   едва присутствует   в   этом   произведении   —   он   чуть   озаряет   лицо   и   меховой   воротник, сгущается охристым аккордом на светлых волосах и почти исчезает в насыщенном темном тоне головного убора. Данный рисунок — тот редкий случай, когда работа не связана с живописным полотном и является отдельным, самостоятельным образом. Ганс Гольбейн Младший (1497/1498­1543) Портрет Анны Майер. Около 1525– 1526. Бумага, карандаш, цветной мел. 39,1x27,5 Этот графический портрет является проработанным наброском, подготовительной штудией   к   живописному   произведению   Ганса   Гольбейна   Младшего   «Дармштадская Мадонна»   (1526,   Штеделевский   художественный   институт,   Франкфурт­на­Майне). Золотоволосая   Анна   Майер   —   дочь   бургомистра   города   Базеля   Якоба   Майера, который   выступил   заказчиком   названной   работы   и   чья   семья   изображена   около Богоматери. В изображении юной девушки Гольбейн смягчает линию, делая ее более широкой, охватывает расплывчатым контуром профиль Анны. Цвет активно введен в рисунок, он заметно проявляет себя на лице, волосах, поясе и воротнике платья, но в то же время выступает деликатно, в полутонах розового и коричневого, мягко оттеняя желтоватый лист бумаги, и словно вторит меланхоличному образу сгорбившейся, уставшей модели. Гольбейн в отличие от итальянских мастеров своего времени стремился запечатлеть не идеальные, а индивидуальные, уникальные черты, присущие только определенному человеку. Ганс Гольбейн Младший (1497/1498­1543) Портрет бургомистра Якоба Майера. Около 1525–1526. Бумага, карандаш, грифель. 38,3x27,5 Эта   работа   —   также   подготовительный   рисунок   к   «Дармштадской   Мадонне». Композиционно   портрет   Якоба   Майера,   бургомистра   Базеля,   напоминает   рисунок Ганса Гольбейна Младшего, датированный 1516. За прошедшие десять лет внешность Майера значительно изменилась: он постарел, обрюзг, его некогда кудрявые волосы заметно поредели. Из самоуверенного и преуспевающего градоначальника, каким его ранее   писал   художник,   он   превратился   в   униженного   человека   с   беспомощным, просящим взглядом, обращенным к Мадонне­заступнице. В потухших чертах лица ясно читается   житейская   драма.   Однако   Майер   сам   был   основным   источником   своих несчастий   —   его   карьера   потерпела   крах,   за   многочисленные   взятки   бургомистра отстранили от власти, и некогда успешный чиновник потерял свое высокое положение и уважение сограждан. В этом произведении Гольбейн не использует цвет, выражение лица и эмоции модели передаются только с помощью монохромной шероховатой линии и растушевки. Ганс Гольбейн Младший (1497/1498­1543) Портрет Доротеи Канненгиссер. XVI век. Бумага, карандаш, цветной мел. 39,5x28,1 Сдержанной и погруженной в себя предстает перед зрителем Доротея Канненгиссер, супруга   Якоба   Майера.   Гольбейн   рисует   портрет   женщины,   которая   внутренне переживает постигшее семью несчастье и разорение. Костюм почти скрывает героиню, словно   выступая   броней,   защитой   от   окружающего   мира.   Чтобы   как­то   оживить подобную скульптуре статичную модель, мастер накладывает легкие розовые тона на ее лицо, все внимание здесь отдано ему. Цвет помогает обрести большую выразительность графической линии, которая всегда остается у Гольбейна главной. Портреты художника часто называют неэмоциональными, действительно, они гораздо спокойнее, чем картины Дюрера и Кранаха, но в то же время герои его произведений полны теплого человеческого обаяния, мастер наполняет их лица пленительной гармонией. Данная   работа   также   является   подготовительным   рисунком   к   «Дармштадской Мадонне». Ганс Гольбейн Младший (1497/1498­1543) Портрет жены художника с двумя старшими детьми 1528. Бумага на дереве, темпера. 77x64 В 1519 Ганс Гольбейн Младший женился на вдове Елизавете Бизеншток, которая  впоследствии родила ему четверых детей. В 1528 мастер вернулся из Англии в Базель и чувства от встречи с близкими людьми подвигли его на создание изумительного  семейного портрета. Представленная   работа   —   одно   из   лучших   живописных   произведений   немецкой школы,   хранящихся   в   базельском   Художественном   музее.   Картину   можно   назвать гимном материнству. Подобно Мадонне на полотнах художников Возрождения, жена живописца   изображена   в   центре   композиции.   Ее   лицо,   уставшее,   задумчивое   и печальное,   говорит   о   многочисленных   трудностях   и   заботах,   выпавших   на   долю женщины. Она нежно прижимает к себе двухлетнюю девочку Катарину и семилетнего мальчика   Филиппа,   будущего   золотого   и   серебряного   дел   мастера   при   дворе императора   Максимилиана.   Удивительно   выписана   бело­розовая   кожа   Елизаветы   и детей — кажется, что она светится изнутри. Все персонажи, изображенные на полотне, повернуты   вправо,   существует   предположение,   что   художник   задумал   свой автопортрет как пару к этому произведению. Картина, написанная на бумаге, была вырезана по контуру фигур и наклеена на дерево. Возможно, это было сделано самим Гольбейном   или   его   учеником   Гансом   Аспером,   которому   с   1542   принадлежала картина. Искусство XVII Века Николас Mac. Продавщица зелени. Конец 1650­х Иероним Франкен (1578–1623) Натюрморт с атрибутами богатства и смертью скряги. Около 1600. Дерево, масло. 51,5x61,5 Иероним   Франкен   происходил   из   большой   семьи   антверпенских   художников, представители которой на протяжении трех поколений носили имена Франс, Иероним и Амброзий,   что   создало   известную   путаницу   для   историков   искусства.   Иероним Франкен   —   вероятно,   самый   известный   и   талантливый   из   династии   нидерландских живописцев. Данный  натюрморт  помимо изображения  атрибутов  богатства  имеет также явное морализаторское, назидательное значение. На столе параллельно холсту разложены в определенном   порядке   всевозможные   ценности  —   монеты,   кольца,   мешки,  набитые деньгами,   расписки   и   закладные,   драгоценные   сосуды   и   многое   другое, олицетворяющее   земное   богатство.   Однако   все   это   оказывается   бесполезным, ненужным балластом, о чем красноречиво свидетельствует сцена на заднем плане. На смертном   одре   агонизирует  богатый  скряга,  дьяволы   направляются   к  нему  со   всех сторон, полыхает огонь преисподней. Его смертный грех — алчность, и он признан виновным, каяться уже поздно. Монстров совершенно не интересуют деньги, которые имеются у него в избытке, ими можно было бы откупиться от суда земного, но не от небесного. Это произведение ранее было совершенно неизвестно. После обнаружения и атрибуции в 2006 полотно в свою коллекцию сразу приобрел Художественный музей Базеля. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) Давид, подносящий царю Саулу голову Голиафа 1627. Дерево, масло. 27,5x39,5 Это ранняя картина Рембрандта Харменса ван Рейна — гениального голландского художника  XVII   века,  одного   из   ведущих   мастеров   реалистического   искусства.   Он обучался   у   главы   амстердамской   школы   исторической   живописи   Питера   Ластмана, однако   как   художник   сформировался   вполне   самостоятельно.   Вырабатывая собственную   манеру,   Рембрандт   переосмыслял   опыт   итальянского   живописца­ реформатора Караваджо, работал над созданием нового типа исторической картины. Основным   в   его   ранних   произведениях   стали   поиски   средств   выражения,   которые позволили придать происходящему максимум достоверности. Полотно «Давид, подносящий царю Саулу голову Голиафа» написано под влиянием композиций Ластмана. По примеру своего учителя Рембрандт вводит в библейский сюжет   экзотические   аксессуары,   одевает   персонажей   в   богатые   восточные   одежды. Главное   действие   разворачивается   в   центре   картины:   пастух   Давид   опускается   на колени перед царем Саулом, держа в руках голову убитого великана Голиафа. Сцена приобретает особую естественность благодаря фигуре склонившегося старика, типично рембрандтовского персонажа, это впечатление усиливается присутствием напуганной лающей собачки. Простота поведения Давида противопоставлена холодному величию Саула. Основная группа персонажей помещена на втором, залитом ярким солнечным светом плане, на котором концентрируется внимание зрителя. Колорит произведения построен на контрасте светлых холодных и темных теплых тонов. Голубые, розовые и золотисто­охристые цвета во всем многообразии живописных оттенков заливают эту яркую,   несмотря   на   сюжет,   картину,   соответствуют   общему   настроению приподнятости, в котором пребывал художник в лейденский период творчества, когда создал работу.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира. Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.

Музеи мира.  Художественный музей Базеля. История изобразительного искусства.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018
Посмотрите также: