ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК
Оценка 4.7

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
30.01.2017
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК
Программа разработана с целью улучшения предпрофессиональной подготовки учащихся. В учебном предмете "Рисунок" разработан календарно-тематический план, где с 1 по 5 класс материал преподносится по принципу "от простого к сложному". Учащиеся изучают материал от самых азов предмета до дипломной работы по предмету. У учащиеся формируется комплекса умений и навыков в области изобразительного искусства, создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; - приобретение художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК
РИСУНОК готовая пр..docx
муниципальное   бюджетное   учреждение  дополнительного  образования «Детская  школа  искусств  Починковского  района» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК 2016г. Структура программы учебного предмета 1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (ПАСПОРТ) • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; • Срок реализации учебного предмета; • Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного  учреждения на реализацию учебного предмета; • Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации; • Форма проведения учебных аудиторных занятий; • Цель и задачи учебного предмета; • Обоснование структуры программы учебного предмета; • Методы обучения; • Описание материально­технических условий реализации учебного предмета; 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА • Учебно­тематический план; • Годовые требования. Содержание разделов и тем; 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК • Аттестация: цели, виды, форма, содержание; • Критерии оценки; 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА • Методические рекомендации преподавателям; • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ • Список методической литературы. • Список учебной литературы. • Средства обучения. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (ПАСПОРТ) Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе     Программа   учебного   предмета   «Рисунок»   разработана   на   основе   и   с   учетом федеральных  государственных  требований  к  дополнительной   предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись». Рисунок   ­   основа   изобразительного   искусства,   всех   его   видов.   В   системе художественного   образования   рисунок   является   основополагающим   учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция   станковая»   дополняют   друг   друга,   изучаются   взаимосвязано,   что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися. Учебный   предмет   «Рисунок»   ­   это   определенная   система   обучения   и   воспитания, система   планомерного   изложения   знаний   и   последовательного   развития   умений   и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий.   Эти   задания   помогают   познать   и   осмыслить   окружающий   мир,   понять закономерность   строения   форм   природы   и   овладеть   навыками   графического изображения. Срок реализации учебного предмета   При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет  срок реализации учебного предмета «Рисунок» составляет 5 лет.   При   реализации   программы   учебного   предмета   «Рисунок»   продолжительность   учебных занятий с первого по пятый классы  составляет 33 недели ежегодно. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета Общий   объем   максимальной   учебной   нагрузки   (трудоемкость   в   часах)   учебного предмета  «Рисунок»  со   сроком   обучения  5  лет   составляет  990  часов,   в  том   числе аудиторные занятия ­ 561 час, самостоятельная работа ­429 часов. Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации Учебный предмет «Рисунок» со сроком обучения 5 лет (программа «Живопись» со сроком обучения 5 лет) Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Классы Полугодия Аудиторные занятия Самостоятель на я работа Затраты учебного времени,  график промежуточной аттестации Всего часов 1 2 3 4 5 1 48 2 51 3 48 4 51 5 48 6 51 7 64 32 34 32 34 32 34 48 8 68 51 9 64 48 10 68 51 561 429 Максимальна 80 85 80 85 80 85 112 119 112 119 990 я учебная нагрузка Вид промежуточн ой аттестации заче т заче т заче т экзамен зачет Форма проведения учебных занятий Учебные занятия по учебному предмету «Рисунок» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Численность обучающихся в группах – от 11 человек. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Рисунок»  предпрофессиональной программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет  лет  составляет: • аудиторные занятия:     1 ­ 3 классы ­ по 3 часа в неделю;     4 ­ 5 классы ­ по 4 часа в неделю;  • самостоятельная работа:    1 ­ 2 классы ­ по 2 часа в неделю     3 ­ 5 классы ­ по 3 часа в неделю.    Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно­ просветительской деятельности образовательного учреждения. Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам,   экзаменам,   просмотрам,   творческим   конкурсам   и   другим   мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Цель и задачи учебного предмета Цель: художественно­эстетическое   развитие   личности   ребенка,   раскрытие   творческого потенциала,   приобретение   в   процессе   освоения   программы   художественно­ исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также   подготовка   одаренных   детей   к   поступлению   в   образовательные   учреждения, реализующие   профессиональные   образовательные   программы   в   области изобразительного искусства. Задачи: освоение терминологии предмета «Рисунок»; ­приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по  памяти предметы окружающего мира; ­формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения  технических и творческих задач; ­приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками,  зарисовками, эскизами; ­формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов,  передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они  расположены. Обоснование структуры программы     Обоснованием   структуры   программы   являются   ФГТ   к   дополнительной   предпрофессиональной         общеобразовательной         программе         в         области изобразительного   искусства   «Живопись»,   отражающие   все   аспекты   работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного    • предмета; • • • • • распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы  «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются  следующие методы обучения: • • • словесный (объяснение, беседа, рассказ); наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); практический; • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).   Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее   продуктивными   при   реализации   поставленных   целей   и   задач   учебного предмета   и   основаны   на   проверенных   методиках   и   сложившихся   традициях изобразительного творчества. Описание материально­технических условий реализации учебного предмета Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио   и   видеозаписей   школьной   библиотеки.   Во   время   самостоятельной   работы обучающиеся   могут   пользоваться   Интернетом   с   целью   изучения   дополнительного материала по учебным заданиям. Библиотечный   фонд   укомплектовывается   печатными   и   электронными   изданиями основной   и   дополнительной   учебной   и   учебно­методической   литературы   по изобразительному   искусству,   истории   мировой   культуры,   художественными альбомами. Мастерская по рисунку должна быть оснащена мольбертами, планшетами , учебной мебелью   ,   стульями,   подиумами,   софитами,   постановочным   материалом,   досками   , шкафами, стеллажами и оформлена наглядными пособиями. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа учебного предмета «Рисунок» составлена с учетом сложившихся традиций реалистической   школы   обучения   рисунку,   а   также   принципов   наглядности, последовательности,   доступности.   Содержание   программы   учебного   предмета «Рисунок»   построено   с   учетом   возрастных   особенностей   детей   и   с   учетом особенностей их объемно­пространственного мышления. Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости. Темы   учебных   заданий   располагаются   в   порядке   постепенного   усложнения   ­   от простейших упражнений до изображения сложной и разнообразной по форме натуры. Главной формой обучения является длительный  тональный рисунок, основанный на продолжительном   наблюдении   и   внимательном   изучении   натуры.   Параллельно   с длительными   постановками   выполняются   краткосрочные   зарисовки   и   наброски, которые   развивают   наблюдательность   и   зрительную   память   обучающихся,   дают возможность быстрее овладеть искусством рисунка. В первые годы, на примере рисования простых форм предметов дается представление о наглядной   (наблюдательной)   перспективе,   понятия   о   светотеневых   отношениях, некоторые сведения о пластической анатомии животных и человека. В последующие годы   обучения   осуществляется   переход   к   изображению   более   сложных комбинированных   форм,   изучаются   законы   линейной   и   воздушной   перспективы, приемы   решения   живописного   и   творческого   рисунка,   передача   пространства. Постепенно обучающие приобретают навыки последовательной работы над рисунком по   принципу:   от   общего   к   частному   и   от   частного   к   обогащенному   общему.   На завершающем   этапе   обучения   происходит   ознакомление   с   основами   пластической анатомии,   правилами   и   особенностями   линейного   и   тонального   рисования   головы человека.   Значительно   расширяются   и   усложняются   композиционные, пространственные   и   тональные   задачи   в   рисовании   натюрмортов   и   интерьеров. Последний год обучения включает задания, ориентированные на подготовку одаренных детей к поступлению в профессиональные учебные заведения. На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные домашние (самостоятельные) задания. Содержание учебного предмета распределено по следующим разделам и темам: технические приемы в освоении учебного рисунка; законы перспективы; светотень; линейный рисунок; линейно­конструктивный рисунок; живописный рисунок; фактура и материальность; тональный длительный рисунок; • • • • • • творческий     рисунок;     создание     художественного     образа графическими  • средствами. Учебно­тематический план Первый год обучения № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объём времени( в часах) Максималь Самостоят Аудитор ная учебная нагрузка ельная работа ные занятия       1. № Вводная беседа о рисунке. Знакомство с материалами. Наименование темы, раздела Рисование мелких одиночных предметов Гипсовая розетка (трилистник) 1 Полугодие урок Вид учебного заня урок тия 1        ­ 1 Общий объём времени (в часах) Максимал Самостоят Аудитор ьная 15 учебная нагрузка ельная работа 6 ные 9 занятия урок 20 1 полугодие 8 8 8 4 8 4 4 6 8 32 32 6 8 12 12 10 6 12 6 6 10 12 48 48 9 12 2. 3. 1. 2. 3. 5. 4. 6. 5. 1. 2. Натюрморт на светлом фоне с включением        урок                      4. Простой натюрморт из двух рельефа предметов на светлом Тёмные складки, висящие фоне. на светлом фоне Натюрморт из 3­х предметов на фоне геометрическими Знакомство с драпировки со складками предметами Светлые драпировки со Рисунок натюрморта на складками на тёмном фоне контрастном фоне Натюрморт из 3­х предметов на контрастном по тону фоне урок урок урок урок урок урок урок 2 полугодие Рисунок чучела птицы в двух положениях урок 2 полугодие Натюрморт из двух предметов с чучелом птицы урок 20 18 10 20 10 10 16 20 80 80 15 20 1. Зарисовки фигуры человека урок в спокойной позе 2. 3. Постановка в интерьере Натюрморт с чучелом птицы и геометрическим телом урок урок 4. Итоговая постановка из 3­х урок предметов быта на фоне драпировки со складками 10 20 25 30 85 4 8 10 12 34 6 12 15 18 51 Третий  год  обучения Наименование темы,  раздела Вид учебного занятия Общий объём времени (в часах) Максимал Самостоят Аудитор ьная учебная нагрузка ельная работа ные занятия 1 полугодие № 1. 2. Натюрморт «Осенний» из 4­х предметов на фоне драпировки Рисунок гипсового орнамента на фоне однотонной драпировки Урок урок 3. Зарисовки фигуры человека урок 4. Рисунок интерьерной урок 18 24 24 30 9 12 12 15 9 12 12 15 постановки 96 48 48 2 полугодие 1. Рисунок гипсового ассиметричного орнамента с драпировкой 2. Натюрморт из 5­ти  предметов различных по  форме, объёму, материалу урок урок 3. Зарисовки гипсовых частей урок лица 4. Тематическая постановка из 4­х предметов на фоне ткани со складками урок 24 30 24 24 102 12 15 12 12 51 12 15 12 12 51 Четвёртый год обучения № Наименование темы, раздела Вид учебного занятия Общий объём времени (в часах) Максимал Самостоят Аудитор ьная учебная нагрузка ельная работа ные занятия 1 полугодие 1. Рисунок сложного натюрморта из предметов урок быта 2. Рисунок натюрморта с урок гипсовой розеткой высокого рельефа 3. 4. Рисунок обрубовки головы урок Рисунки фигуры человека урок 2 полугодие 1. Наброски и зарисовки одетой фигуры в различных урок положениях 2. Рисунок фигуры человека в урок интерьере 3. Рисунок гипсовой головы урок 4. Тематический натюрморт урок из 4­х предметов 5. Натюрморт с гипсовым урок орнаментом 31 31 22 28 112 15 28 33 20 23 119 13 13 10 12 48 6 12 15 8 10 51 18 18 12 16 64 9 16 18 12 13 68 Пятый год обучения № Наименование темы, раздела Вид учебного занятия Общий объём времени (в часах) Максимал Самостоят Аудиторн ьная учебная нагрузка ельная  работа ые занятия 1полугодие 1. Рисунок черепа человека в урок двух проекциях 2. Рисунок гипсовой античной головы 3. Натюрморт из предметов быта на фоне драпировок со складками урок урок 4. Рисунок  головы с живой урок модели 5. Зарисовки фигуры урок человека 2 полугодие 1. Рисунок головы человека урок в различных ракурсах 2. Рисунок фигуры человека урок в интерьере 3. Натюрморт в интерьере 4. Рисунок  натюрморта   с  атрибутами искусства урок урок 20 28 20 30 14 112 28 28 28 35 119 8 12 8 14 6 48 12 12 12 15 51 12 16 12 16 8 64 16 16 16 20 68 Годовые  требования.   Содержание  разделов  и  тем. Первый год обучения. 1 полугодие. 1.Вводная беседа о рисунке. Знакомство с материалами.   Беседа о рисунке как основе изобразительного искусства   ­ живописи, скульптуры, декоративно – прикладного искусства. Композиция листа, формат. Понятие о линии, штрихе,пятне,   тоне.   Знакомство   с   понятием   «Пропорция».   Знакомство   с произведениями  художников – рисовальщиков, графиков.  Самостоятельная работа: поиск иллюстративного материала о художниках – графиках. 2. Рисование мелких одиночных предметов.   Формат А3. Объём предмета посредством света и тени. Материальность, фактура, поверхность изображаемого предмета. Отработка техники штриха. Самостоятельная работа: тональная растяжка от самого тёмного до светлого. 3. Гипсовая розетка (трилистник). Формат А3. Предельно точное изображение рельефа на листе. Создание полного  тонального ощущения объекта в глубине листа. Самостоятельная работа: рисование  мелких вещей 4. Простой натюрморт из 2­х предметов на светлом фоне.  Формат А3.  Эскиз как пластическая идея будущей работы. Создание разных  характеров предметов: толстый – тонкий (объём предмета), светлый – тёмный (тон  предмета). Перевод эскиза на формат; раскрытие листа в тоне. Понятие общего тона  .Знакомство с воздушной и линейной перспективами. Самостоятельная работа: работа  над эскизами по домашнему натюрморту.  5. Знакомство с геометрическими предметами.  Формат А3. Знакомство с конструкцией каждого предмета в отдельности, связь с  перспективой. (Куб, цилиндр, пирамида, шар, призма). Самостоятельная работа:  рисование мелких вещей с геометрической основой ( гайки, прищепки, коробочки). 6. Рисунок натюрморта на контрастном фоне.  Формат А3. Компоновка листа. Светотеневая разработка рисунка (свет, полутень,  тень). Изучение пропорций предметов. Представление о последовательности  в работе. Цельность рисунка. Самостоятельная работа: работа над эскизами по домашнему  натюрморту. 2 полугодие. 1.Рисунок чучела птицы в 2­х положениях.  Формат – ½ листа. Размещение двух рисунков на одном листе. Изучение   анатомии, строения тела птицы, пропорций ,характерных движений. Передача штрихом фактуры оперения. Самостоятельная работа: поиск в интернет ресурсах  изображений птиц графическими средствами. Копия рисунка с оригинала. 2.Натюрморт из 2­х предметов с чучелом птицы.  Формат А3. Закрепление знаний предыдущего урока. Последовательность в работе.  Светотеневой рисунок. Самостоятельная работа: наброски, зарисовки предметов быта  с передачей пропорций и фактуры. 3. Наброски фигуры человека.  Формат – ½ листа. Зарисовки одетой фигуры человека стоя ( в двух положениях).  Знакомство с пропорциями человека. Выразительность силуэта, передача движения  модели. Обобщённое изображение фигуры. Самостоятельная работа: зарисовки фигуры человека. 4.Постановка из 3­х предметов с гипсовым телом.  Формат А3. Постановка на нейтральном фоне. Передача пропорций, перспективы,  пространства. Светотеневой рисунок: понятия « блик» , «рефлекс». Самостоятельная  работа: выполнение зарисовок предметов быта с передачей пропорций. 5.Наброски по памяти отдельных предметов.  Формат А3. Изображение предметов , сочетающих в себе геометрические формы (шар,  цилиндр). Тренировка зрительной памяти. Передача пропорций. Самостоятельная  работа: зарисовка с натуры отдельных предметов. 6.Итоговый рисунок натюрморта из 3­х предметов с драпировкой без складок.  Формат – ½ листа. Выявление полученных знаний. Последовательность в работе.  Компоновка, пропорциональность предметов, светотень, пространство, перспектива и  т. д. Самостоятельная работа: работа над эскизами по домашнему натюрморту. Второй  год  обучения. 1 полугодие 1.Натюрморт на светлом фоне с включением рельефа. Формат – ½ листа. Последовательность в работе. Эскиз. Перенос эскиза на заданный  формат. Компоновка, пропорции, светотень. Предельная завершённость работы.  Самостоятельная работа: работа над эскизами по домашнему натюрморту. 2. Тёмные складки, висящие на светлом фоне.  Формат А3. Изучение конструктивных и тональных особенностей формообразования складок.  Передача   рассеянного,  скользящего   дневного   света.   Передача   полутонов   , теней,   света   не   должна   разрушать   общего   тонального   строя   постановки. Самостоятельная работа: зарисовки с лежащих и висящих по­ разному складок. 3.Натюрморт из 3­х предметов на фоне драпировки со складками.  Формат – ½ листа. В натюрморте чёткий композиционный центр. Последовательность  выполнения в работе. Компоновка, пропорции предметов, перспектива, светотеневая  моделировка, предельная завершённость работы. Самостоятельная работа: зарисовки  драпировок со складками. 4.Светлые драпировки со складками на тёмном фоне.  Формат – ½ листа. Складки расположены вертикально и горизонтально.  Конструктивные и тональные особенности формообразования складок. Данная работа  должна быть выполнена в жёсткой контрастной манере. Самостоятельная работа:  зарисовки стульев, кресел, табуреток. Зарисовки складок  разными  материалами.  5.Натюрморт из 3­х предметов на контрастном по тону фоне.  Формат – ½ листа. Последовательность выполнения работы. Объёмно –  конструктивное решение. Контраст  между предметами и драпировкой. Предельная  законченность работы. Самостоятельная работа: зарисовки контрастных по тону и  форме предметов. 1.Зарисовки фигуры человека в спокойной позе.  2полугодие. Формат   –   ½   листа.   Изображение   двух   зарисовок   на   одном   формате.   Продолжение изучения   пропорций   фигуры   человека.   Передача   позы,   одежды.   Конструктивное построение   большой   формы.   Самостоятельная   работа:   поиск   иллюстративного материала по изображению  фигуры человека.  2.Постановка в интерьере.   Формат   –   ½   листа.   Стол   и   стул   в   углу   комнаты.   Композиционное     построение предметов   на   листе.   Характер   изображаемых   предметов,   передача   разнообразия фактуры.  Пространственность ,  целостность изображения . Взаимосвязь пространства и   предметов.   Линейный   рисунок   с   лёгкой   светотенью.   Самостоятельная   работа: зарисовки домашней мебели. 3.Натюрморт с чучелом птицы и геометрическим телом.   Формат – ½ листа. Последовательность ведения работы. Выявление конструктивных особенностей строения предметов натюрморта. Цельность работы. Передача фактуры, материальности. Самостоятельная работа: зарисовки  предметов быта. 4.Итоговая постановка из  3­х предметов быта на фоне драпировки со складками.  Формат   –   ½   листа.   Композиционное   построение   предметов   на   листе.   Характер изображаемых предметов, передача  разнообразия фактуры. Целостность изображения. Самостоятельная работа: изображение бытовых предметов.  Третий год обучения 1 полугодие 1.Натюрморт «Осенний» из 4­х предметов на фоне драпировки.  Формат – ½ листа. Хорошая компоновка рисунка, обобщённая и выразительная  передача характера формы плодов, веток, предметов. Лёгкость и пространственность  рисунка. Передача материальности, фактуры. Самостоятельная работа: подбор  иллюстративного материала  о развитии русского натюрморта.  2.Рисунок гипсового орнамента на фоне однотонной драпировки.  Формат – ½ листа. Конструктивное построение. Развитие навыков и умений брать  сложную форму рельефа, светотеневые отношения. Чёткость штриха. Целостность  изображения. Симметрия. Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта. 3.Зарисовки фигуры человека.  Формат – ½ листа. Три зарисовки на заданном формате. Конструктивное построение  большой формы. Передача позы, одежды. Композиция листа. Самостоятельная работа:  зарисовки фигуры человека. 4.Рисунок интерьерной постановки.  Формат – ½ листа. Линейная перспектива. Взаимодействие больших масс.  Конструктивное построение. Умение выразить тоновое богатство. Передача глубины  пространства графическими средствами. Последовательна работа над рисунком тоном.  Решение тональной перспективы интерьерной постановки.  2  полугодие 1.Рисунок гипсового ассиметричного орнамента с драпировкой.  Формат – ½ листа. Тональное и конструктивное построение. Чёткость штриха,  прозрачность, цельность изображения. Тщательная светотеневая проработка деталей.  Самостоятельная работа: работа над эскизами по домашнему натюрморту. 2.Натюрморт из 5­ти предметов различных по форме, объёму, материалу.  Формат – ½ листа.  Цельность видения. Последовательность ведения рисунка.  Светотеневое построение и проработка натюрморта. Передача материальности и  пространства. Самостоятельная работа: зарисовки  бытовых предметов.  3.Зарисовки гипсовых частей лица. Формат – ½ листа. В формате закомпоновать  части лица. Тщательно проработать и  изучить детали. Самостоятельная работа: зарисовки деталей лица с живой натуры.  4.Тематическая постановка из 4­х предметов на фоне ткани со складками.  Формат   –   ½   листа.   Целостность   видения.   Последовательность   в   работе. Конструктивное     построение,   светотеневая   моделировка   предметов.   Передача материальности   и   пространства.   Самостоятельная   работа:   поиск   иллюстративного материала по голландскому натюрморту. Четвёртый год обучения 1 полугодие 1.Рисунок сложного натюрморта из предметов быта.  Формат – ½ листа. Пространственная компоновка рисунка. Передача светотени,  материальности предметов. Конструктивное построение формы. Самостоятельная  работа: поиск иллюстративного материала по натюрмортам  Стожарова , Машкова. 2.Рисунок натюрморта с гипсовой розеткой высокого рельефа. Формат – ½ листа. Композиция натюрморта. Конструктивное построение формы.  Передача освещённости предметов, материальности. Владение линией, штрихом,  пятном. Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта. 3.Рисунок обрубовки головы.  Формат – ½ листа. Композиция модели на листе.  Показ плоскостей частей обрубовки  головы. Изучение анатомии головы человека. Самостоятельная работа: зарисовки  головы человека с живой модели. 4.Рисунок фигуры человека.  Формат – ½ листа. Две зарисовки на заданном формате. Передача пропорций тела,  выразительности, движения,  характера. Связь фигуры с одеждой. Самостоятельная  работа: зарисовки фигур людей в разных позах. 2 полугодие 1.Наброски и зарисовки одетой фигуры в различных положениях.  Формат   –   ½   листа.   Конструктивное   построение   фигуры,   пластическое   решение. Передача позы, движения. Одежда и фигура. Самостоятельная работа: зарисовки фигур человека в различных ракурсах и позах. 2.Рисунок фигуры человека в интерьере.  Формат – ½ листа. Живописное решение. Тональная  дольность . Передача состояния, настроения   композиции.   Передача   пространства,   фактуры,     материала.   Выявление главного,   характерного.   Предметы,   фигуру   поставить   на   плоскость.   Построение фигуры человека. Самостоятельная работа: интерьерные зарисовки. 3.Рисунок гипсовой головы.  Формат – ½ листа. Выразительная передача формы головы. Последовательная работа  над рисунком. Выявление характера и передача его в рисунке. Выполнить две  зарисовки: в фас и в ¾­ом повороте. Устойчивая композиция, точность пропорций,  конструктивность большого объёма, точность силуэта. Тщательно выполненные детали  не должны разрушать целого. Самостоятельная работа: интерпретации с работ старых  мастеров. Краткосрочные рисунки голов.  4.Тематический натюрморт из 4 – х предметов.  Формат – ½ листа. Умение самостоятельно решать натюрморт. Выявить форму  средствами светотени. Материальность, фактура, определение главного в постановке. Последовательная работа. Передача освещённости предметов в зависимости от  источника света. Самостоятельная работа: поиск иллюстративного материала по  натюрмортам  Шардена. 5.Натюрморт с гипсовым орнаментом.  Формат – ½ листа. Композиция натюрморта. Конструктивное построение формы.  Передача освещённости предметов, материальности. Владение линией, штрихом,  пятном. Предельная завершённость работы. Самостоятельная работа: выполнение  зарисовок бытовых предметов. Пятый  год  обучения 1 полугодие 1.Рисунок черепа человека в двух проекциях.  Формат – ½ листа. Компоновка двух изображений на заданном формате . Изучение  черепа человека, анатомического строения его частей. Конструктивное решение.  Светотеневое решение. Самостоятельная работа: наброски головы с живой натуры.  2.Рисунок гипсовой античной головы.  Формат – ½ листа. Устойчивая композиция, точность пропорций, конструктивность большого   объёма,   точность   силуэта.   Детали   не   должны   разрушать   целого. Самостоятельная работа: копирование работ старых мастеров .  3.Натюрморт из предметов быта на фоне драпировок со складками.  Формат – ½ листа. Умение самостоятельно решать натюрморт. Последовательная  работа. Конструктивность, материальность, фактура. Выявление формы средствами  светотени. Определение главного в постановке. Передача освещённости предметов в  зависимости от источника света. Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта. 4.Рисунок головы с живой модели.  Формат – ½ листа. Выполнить два рисунка на одном листе. Изучение и передача форм  выразительной по характеру головы в двух поворотах. Конструктивное и пластическое  решение рисунка. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок головы человека в  разных поворотах .  5.Зарисовки фигуры человека. Формат – ½ листа. Компоновка рисунка на заданном формате. Передача пропорций  тела, выразительность, характера. Связь фигуры с одеждой. Самостоятельная работа:  наброски, зарисовки фигуры человека.  1.Рисунок головы человека в различных ракурсах. 2  полугодие  Формат – ½ листа. Выполнение трёх рисунков на одном листе. Конструкция и  пластика в рисунке. Построение головы в зависимости от ракурса. Моделировка  формы тоном. Самостоятельная работа: интерпретация  с работ старых мастеров. 2.Рисунок фигуры человека в интерьере.  Формат – ½ листа. Конструктивное построение сидящей фигуры, компоновка в  заданном формате. Освоение тонового рисунка. Передача светотеневого состояния  мотива и пространственных отношений. Выявление фактурных возможностей мягкого  графического материала; показ светотеневой моделировкой. Самостоятельная работа:  зарисовки фигуры человека в интерьере.  3.Натюрморт в интерьере.  Формат – ½ листа. Передача линейной перспективы, взаимодействия больших масс,  конструктивное построение деталей рисунка. Передача глубины пространства. Решение тональной перспективы постановки. Самостоятельная работа: зарисовки интерьера. 4.Рисунок натюрморта с атрибутами искусства.  Формат – ½ листа. Выявление знаний и умений. Конструктивное построение формы.  Пространственное решение светотенью. Точность передачи светосилы, материала,  освещённости натюрморта. Самостоятельная работа: копирование работ старых  мастеров. 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Результатом   освоения   учебного   предмета   «Рисунок»   является приобретение  обучающимися следующих знаний, умений и навыков: • • • • • знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»; знание законов перспективы; умение использования приемов линейной и воздушной перспективы; умение моделировать форму сложных предметов тоном; умение последовательно вести длительную постановку; • умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях; умение принимать выразительное решение постановок с передачей их  • эмоционального состояния; • • • • навыки владения линией, штрихом, пятном; навыки выполнения линейного и живописного рисунка; навыки передачи фактуры и материала предмета; навыки передачи пространства средствами штриха и светотени. 4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК  Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля  знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется  проверочная, воспитательная и корректирующая функции. Видами контроля по учебному предмету «Рисунок» являются текущая и  промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля  качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая  аттестация проводится по четвертям в форме просмотра учебных и домашних работ  ведущим преподавателем, оценки заносятся в классный журнал. Виды и формы промежуточной аттестации: • • Контрольный урок ­ просмотр (проводится в счет аудиторного времени); экзамен ­ творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время). Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по полугодиям в  виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в форме просмотров  работ обучающихся преподавателями. Экзамены проводятся в форме творческого  просмотра работ обучающихся за пределами аудиторных занятий в рамках  промежуточной (экзаменационной) аттестации. Критерии оценок По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки:  «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Оценка 5 «отлично» Предполагает: • • • самостоятельный выбор формата; правильную компоновку изображения в листе; последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения; умелое использование выразительных особенностей применяемого      • графического материала; • • • • владение линией, штрихом, тоном; умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке; умение обобщать рисунок и приводить его к целостности; творческий подход. Оценка 4 «хорошо» Допускает: • • некоторую неточность в компоновке; небольшие недочеты в конструктивном построении; незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие,  • незначительные ошибки в передаче тональных отношений; • некоторую дробность и небрежность рисунка. Оценка 3 «удовлетворительно» Предполагает: • • грубые ошибки в компоновке; неумение самостоятельно вести рисунок; неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в  • построении и тональном решении рисунка; • однообразное использование графических приемов для решения разных задач; • незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке. 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Освоение программы учебного предмета «Рисунок» проходит в форме практических  занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением теоретических основ  изобразительной грамоты. Рисование с натуры дополняется зарисовками по памяти и  представлению. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром  произведений мастеров рисунка в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль  отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы. На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение содержания  каждой задачи и практических приемов ее решения, что обеспечит грамотное  выполнение практической работы. В старших классах отводится время на осмысление  задания, в этом случае роль преподавателя ­ направляющая и корректирующая. Одним из действенных и результативных методов в освоении рисунка, несомненно,  является проведение преподавателем мастер­классов, которые дают возможность  обучающимся увидеть результат, к которому нужно стремиться; постичь секреты  мастерства. Каждое задание предполагает решение определенных учебно­творческих задач,  которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому  степень законченности рисунка будет определяться степенью решения поставленных  задач. По мере усвоения программы от обучающихся требуется не только отработка  технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе. Дифференцированный подход в работе преподавателя предполагает наличие в  методическом обеспечении дополнительных заданий и упражнений по каждой теме  занятия, что способствует более плодотворному освоению учебного предмета  обучающимися. Активное использование учебно­методических материалов необходимо обучающимся  для успешного восприятия содержания учебной программы. Учебно­методические материалы: учебник; учебные пособия; презентация  тематических заданий курса рисунка (слайды, видео фрагменты); учебно­методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия, указания); учебно­ методические разработки (рекомендации, пособия) к практическим занятиям для обучающихся; учебно­методические пособия для самостоятельной работы  обучающихся; варианты и методические материалы по выполнению контрольных и  самостоятельных работ. Технические и электронные средства обучения: электронные учебники и учебные  пособия; обучающие компьютерные программы; контролирующие компьютерные  программы; видеофильмы. Справочные и дополнительные материалы: нормативные материалы; справочники;  словари; глоссарий (список терминов и их определение); альбомы и т. п.; ссылки в сети  Интернет на источники информации; материалы для углубленного изучения. Такой   практико­ориентированный   комплекс   учебных   и   учебно­методических  пособий, позволит преподавателю обеспечить эффективное руководство работой  обучающихся по приобретению практических умений и навыков на основе  теоретических знаний.   организация самостоятельной работы обучающихся: Обучение рисунку должно сопровождаться выполнением домашних (самостоятельных)  заданий. Каждое программное задание предусматривает выполнение набросков и  зарисовок по теме занятия. Домашние задания должны быть посильными и  нетрудоемкими по времени. Регулярность выполнения самостоятельных работ должна  контролироваться педагогом и влиять на итоговую оценку обучающегося. Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с участием  самих обучающихся с целью развития у них аналитических способностей и умения  прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание оценивается соответствующей  оценкой. 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ  Список методической литературы Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская. Рисунок. Примерная  1. программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003 Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство Академии  2. художеств СССР, 1963 3. 4. Ватагин В. Изображение животных. М., 1957 Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961 Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч­щ по спец.  5. № 2002 «Дошкол. воспитание», № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» ­ 2­е  изд., перераб.­М.: Просвещение, 1984 Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. ­ М.: Эксмо,  6. 2010 7. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно­выразительные средства: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. искусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 Медведев Л. Формирование графического художественного образа на занятиях  8. по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож. ­ граф. фак. пед. ин­тов. ­ М.:  Просвещение, 1986 Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.­сост. 9. В. Надеждина. ­ Минск: Харвест, 2010 10. Рисунок. Учеб. пособие для студентов худож. ­ граф. фак. пед. ин­тов. Под ред. А. Серова. М: Просвещение, 1975 Ростовцев Н. Учебный рисунок: Учеб. для учащихся педучилищ по спец. 2003  11. «Преподавание черчения и изобразит. искусства». 2­е изд., перераб. М.: Просвещение,  1985 12. Соловьёва Б. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989 13. Учебный рисунок: Учеб. пособие / Ин­т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Акад. художеств СССР. Под ред. В. Королёва. ­ М.: Изобраз. искусство, 1981 13. Фаворский В. А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002 14. Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников: пер. с англ. О. Герасиной/ Р. Хейл.­М.: Астрель, 2006 Список учебной литературы 1. Барышников А.П. Перспектива. ­ М., 1955 Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный  2. издательский центр «Владос», 2004 Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр  3. «Владос», 2008 Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр  4. «Владос», 2005 Бесчастнов Н.П. Черно­белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр  5. «Владос», 2006 Средства обучения  Материальные:    учебные    аудитории,    специально    оборудованные наглядными  пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;  Наглядно­плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд    работ   учеников,   настенные   иллюстрации,   магнитные   доски, интерактивные доски. Демонстрационные: муляжи, чучела птиц, гербарии, демонстрационные модели,  гипсовые отливки, натюрмортный фонд (постановочный материал). Электронные образовательные ресурсы: Сетевые образовательные ресурсы. Аудиовизуальные: слайд – фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, ауди и  видеозаписи.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»  Предметная область  ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО   Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017
Посмотрите также: