РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ. Доклад.
Оценка 5

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ. Доклад.

Оценка 5
Лекции
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
29.01.2017
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ. Доклад.
В докладе показана физиология доминирующего правого полушария у детей-левшей. Творческие способности у таких людей развиты больше, чем у правшей. Этот факт научно доказан. Импульсы от правого полушария мозга поступают в левую руку быстрее, чем в правую. Это явление высоко ценится в спорте (в боксе, в фехтовании и др.).Задача доклада - обратить особое внимание на детей, рисующих левой рукой, как особо одарённых.Творческие способности детей, рисующих левой рукой.
ДОКЛАД.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ Починковского района» ДОКЛАД РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ Разработчик: Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова И.В. 2017 г. Предмет исследования: развитие творческих способностей детей, рисующих левой  рукой. Цель:   рассмотрение творческих способностей у левшей. Задачи: охарактеризовать понятие творческих способностей левшей в современной  психологии; рассмотреть природу леворукости, раскрыть гипотезы и теории; Провести теоретический анализ проблемы творческих способностей левшей ; Раскрыть психологические особенности творческих способностей левшей.  Глава I.Физиология.     тревожностью,   возбудимостью, При взгляде сверху человеческий мозг подобен двум половинкам грецкого ореха ­ две похожие испещренные извилинами округлые половины, соединенные в центре. Эти две половины называют левым и правым полушариями. Нервная система человека связана с головным мозгом перекрестным образом : левое полушарие управляет правой стороной тела, а правое полушарие ­ левой стороной.   Доминирующее у левшей правое полушарие мозга, как известно, отвечает за целостное интуитивное восприятие мира («логика» и «аналитика» пребывают в левом). Может быть,   поэтому   левши   отличаются   повышенной   эмоциональностью   и впечатлительностью,   чувствительностью   и неуверенностью в себе.  Однако, говорят психологи, все это с лихвой компенсируется их ответственностью, добросовестностью, а также хорошим пониманием социальных нормативов.   Вдобавок   левши   очень   ценятся   в   спортивном   мире   –   например   в фехтовании. Есть теория о том, что путь импульсов от мозга до руки у них короче, чем у правшей. 40% золотых медалей в боксе тоже выиграли левши.  20% всех выдающихся людей, когда­либо живших на Земле, были левшами. Причем их гениальность   распространялась   на   самые   разные   области   жизни   –   кино,   музыку, живопись, госустройство. Леонардо да Винчи вызывает у нас негаснущий интерес, поскольку достиг наивысшего совершенства в том, к чему стремимся все мы, простые смертные: к всестороннему развитию, интеллектуальному, творческому и эмоциональному. Чем же объясняется его   исключительность?  Яркие   страницы  жизни   да  Винчи,  нестандартный   анализ   его произведений,   неожиданные   сопоставления   с   современными   художниками   ­   шаг   за шагом автор книги и тезка великого творца, Леонард Шлейн, движется к ответам на вопросы   "как"   и   "почему".   Достижения   Леонардо   в   искусстве   и   науке   Шлейн рассматривает через призму современных исследований правого и левого полушарий мозга, а уникальность гениального творца автор видит в их удивительной интеграции. Но   мозг   Леонардо   для   автора   не   самоцель,   а   повод   поговорить   об   особенностях интеллекта человека вообще и эволюции нашего вида. В некотором смысле этот гений ­ человек будущего, идеал, к которому может идти наш род человеческий. Мир   левшей   изучен   незаслуженно   мало.   И   пока   остаются   необъяснимыми   многие факты из их жизни. Например, такие: ­ Леворукие мужчины японского и китайского происхождения имеют более высокий интеллект, чем праворукие, тогда как у женщин наблюдается обратная тенденция. ­   При   изучении   влияния   домашних   животных   на   воспитание   детей,  проводившемся российскими и французскими учеными, был сделан вывод о том, что в семьях левшей собаки встречаются гораздо чаще, чем кошки. ­ Собака тоже может быть левшой. Оказывается, 50% животных отдают предпочтение левой лапе. ­ Мужчин­левшей всегда больше, чем женщин. Уже на протяжении полутора столетий ученые знают, что речевая функция и связанные в   ней   способности   у   большинства   людей,  примерно   у  98%   правшей   и   двух   третей левшей, располагаются, главным образом, в левом полушарии. Знание о том, что левая половина мозга  отвечает за речевые функции, было получено, главным образом, на основе   анализа   результатов   повреждения   мозга.   Было   очевидно,   например,   что повреждение левой стороны мозга вызывало потерю речи с большей вероятностью, чем настолько же серьезное повреждение правой половины. Так как речь и язык тесно связаны с мышлением, рассудком и высшими психическими функциями, которые выделяют человека из ряда других живых существ, ученые 19 столетия   назвали   левое   полушарие   главным,   или   большим,   полушарием,   а   правое полушарие ­ подчиненным, или малым. До совсем недавнего времени превалировало общее мнение о том, что правая половина мозга менее развита, чем левая, ­ этакий немой   близнец,   наделенный   способностями   низшего   уровня,   управляемый   и поддерживаемый вербальным левым полушарием. Глава 2. Понятие творческих способностей в современной психологии   Когда   мы   пытаемся   понять   и   объяснить,   почему   разные   люди,   обстоятельствами жизни,   поставленные   в   одинаковые   или   примерно   одинаковые   условия,   достигают разных   успехов,   мы   обращаемся   к   понятию   способности,   полагая,   что   разницу   в успехах   можно   вполне   удовлетворительно   объяснить   ими.   Это   же   понятие используется  нами  тогда,  когда  нужно  осознать,  в силу  чего   одни  люди  быстрее  и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности? Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом: 1.   Способности   —   свойства   души   человека,   понимаемые   как   совокупность всевозможных   психических  процессов   и  состояний.  Это  наиболее   широкое   и  самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии. 2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний,   умений   и   навыков,   обеспечивающих   успешное   выполнение   человеком различных видов деятельности.   3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.    Глава III. Теоретический анализ  творческих способностей  детей, рисующих левой рукой    3.1 Природа леворукости: гипотезы и теории Попытки   объяснить   леворукость   имеют   долгую   историю.   Это   понятно,   так   как незнание причин леворукости, ее неразгаданные тайны рождают легенды. Некоторые из этих гипотез могут показаться смешными и нелепыми, другие вполне логичными, но каждая из них — еще один шаг к постижению этого явления. Прежде всего, стоит уточнить, что мы рассматриваем только один вид левосторонней асимметрии — леворукость (вариант асимметрии, при котором ведущая рука — левая). Вместе   с   тем   у   человека   могут   быть   ведущими   (работающими   более   активно   и эффективно)  левый  глаз, левое  ухо, левая  нога, т.  е. левша   может  быть  не только леворук. Однако такие случаи, когда у человека ведущие и рука, и нога, и глаз, и ухо — левые,   чрезвычайно   редки.   Чаще   это   сочетание   левосторонней   и   правосторонней асимметрии.  Уже в древности люди знали, что среди них есть леворукие, и не считали это каким­то нарушением.   Теории   и   гипотезы   происхождения   леворукости   можно   разделить   на   две   группы. Первые объясняют леворукость воздействием среды на развитие ребенка до и после рождения.   Вторые   выдвигают   различные   варианты   генетической   обусловленности леворукости.  3.2 Психологические характеристики леворуких детей В настоящее время существует несколько взглядов на творческие способности левшей по сравнению с правшами. Первый основан на том, что показатели поведения и нервно­психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей.   Второй подход утверждает равенство способностей правшей и левшей. Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показателями нервно­ психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши. Обосновывается   это   тем,   что   левше   постоянно   приходится   приспосабливаться   к "правостороннему"   миру.   В   качестве   доказательства   правильности   этого   подхода можно   привести   целый   список   великих   левшей,   среди   которых   будут   римские императоры Тиберий и Юлий Цезарь, полководцы Александр Македонский, Наполеон, ученые Дж. К. Максвелл, И. П. Павлов, художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, писатель Льюис Кэррол, актер Чарли Чаплин, наконец, президент США У. Клинтон и многие другие. Все три взгляда на творческие способности левшей имеют право на существование, тем более,   что,   по   сути,   они   соответствуют   основным   концепциям   возникновения левшества,   а  следовательно,   не   противоречат,   а  дополняют   друг   друга.  К   тому   же отрицательные и положительные свойства левши могут быть двумя сторонами одной и той же медали. Так, например, имеются данные, позволяющие предположить, что связи между отделами коры головного мозга, находящимися в разных полушариях, у левшей, по сравнению с правшами, менее жесткие. Возможно, поэтому левши и демонстрируют, с   одной   стороны,   более   высокие   творческие   способности   (жесткость   устоявшихся связей   может   способствовать   более   стандартному   мышлению),   а   с   другой   ­   более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий. В   целом   у   леворуких   была   обнаружена   большая,  чем   у   праворуких,   разнородность психофизиологических характеристик. 3.3 Особенности познавательной деятельности леворуких детей Школа,   учеба,   особенно   в   первые   месяцы,   в   первый   год   требуют   от   ребенка длительного   напряжения,   вызывают   сильное   утомление,   предъявляют   повышенные требования   к   личностным   качествам.   Новый   коллектив,   новые   друзья,   новые требования — это совсем не просто для любого ребенка, а для леворукого — тем более, ведь особенности межполушарной асимметрии влияют и на характер реакции организма на любые внешние воздействия. Период   приспособления   к   школе   (период   адаптации)   довольно   продолжителен   по времени   –   4­6   недель.   А   наши   опросы   показывают,   что   родители   “отводят”   на адаптацию не больше одной­двух недель, учителя — больше — две­три недели. Как видите,   реальные   сроки   продолжительнее   в   два   раза.   В  этот   период   трудно   все:   и следующие   друг   за   другом   новые   уроки   (нужно   быстро   переключаться   с   одного непривычного вида деятельности на другой, столь же непривычный), и значительная статическая нагрузка (нужно сидеть в относительно неподвижной позе, не вертясь), и незнакомые дети. Специальные исследования (Э. М. Александровская, 1987) показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации, им еще труднее, чем остальным, потому что   для   них   характерны   повышенная   эмоциональность   и   впечатлительность.   Кроме того, высокий уровень тревожности сочетается у леворуких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, ответственностью, добросовестностью, а также хорошим пониманием  социальных нормативов. Необходимо подчеркнуть, что леворукие дети ориентированы на общение. Именно общение со сверстниками служит для  них  источником  положительного  эмоционального  подкрепления,  в  котором  эти дети очень нуждаются. Возникновение   конфликтов   во   взаимоотношениях   со   взрослыми   и   сверстниками является   для   левшей   очень   сильным   психотравмирующим   фактором   и   создает дополнительные трудности в процессе адаптации к школе. Многие родители и учителя жалуются   на   повышенную   эмоциональность   левшей   (они   быстро   и   “по   пустякам” обижаются, сильно переживают любое резко сказанное слово, очень чувствительны к обидам и непониманию сверстников).   Зрительно­пространственные   функции   у   левшей,   как   и   у   праворуких,   выполняются правым   полушарием   головного   мозга,   в   то   время,   как   задания   по   зрительно­ пространственной ориентировки лучше выполняются такими детьми левой рукой.     Леворукие   дети   эмоционально   чувствительны,   ранимы,   тревожны,   обидчивы, раздражительны, у них снижена работоспособность и повышена утомляемость.   Для   повышения   эффективности   обучения   левшей   необходимо   как   можно   чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему   особенности:   большую   скорость   и   эмоциональность   восприятия,  обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. С этой целью на занятиях с такими детьми полезно использовать различные модели, макеты и схемы. Вывод: Обучая и воспитывая леворукого ребенка нужно помнить, что ни в какой ситуации он не должен чувствовать негативное отношение к леворукости. Леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется, а значит, день ребенка должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления. педагогами   при   организации   обучения   левшей   в   массовых   Знание   личностных   и   психологических   особенностей   леворуких   необходимо родителям,   чтобы   наиболее   эффективно   организовать   познавательную   деятельность ребенка­левши и подготовить его к овладению школьной программой. Специфика   познавательной   деятельности   леворуких   дошкольников   должна учитываться     и образовательных   учреждениях.   Именно   такой   комплексный   подход   поможет леворукому ребенку адаптироваться в коллективе, почувствовать свою успешность, а в дальнейшем ­ справиться с трудностями школьного обучения. Что всегда следует иметь в виду взрослому, обучающему левшу?  Необходимость создания спокойной доброжелательной атмосферы во время занятия, призванной успокоить в большинстве своем эмоционально неустойчивых и тревожных малышей, глубоко переживающих свои неудачи и промахи. Такая обстановка увеличит шансы на успех. Следует учитывать в очередной раз повторяемую причину левшества ­ иную, отличную от правшей, организацию деятельности полушарий головного мозга, которая находит отражение   в  любой   деятельности   ребенка.  Левши  ведут   себя  иначе,  пытаясь  всеми силами добиться ясности в интересующем их вопросе, иногда игнорируя тактичность и перебивая собеседника, невзирая на возраст. Поэтому ребенок с признаками левшества редко бывает любим учителем. Его непреодолимое стремление уточнять и некоторое занудство вызывают протест преподавателя, если взрослый не объяснит себе причину описанного поведения особенностями протекания психической деятельности ребенка. Ведь   далеко   не   всегда   он   так   непонятлив.   Очевидно,   именно   в   данном   вопросе сказывается   несформированность   первичного   фактора,   такого   как,   например, пространственные   представления,   а   поскольку   опора   отсутствует,   то   ребенок вынужден   выстраивать   логические   цепочки,   подводящие   его   к   верному   решению. Причем   чаще   всего   левша   не   ограничивается   верным   результатом,   а   в   ходе   своих многочисленных уточнений усваивает полученные знания, дабы воспользоваться ими при удобном случае вновь. Поэтому значительно полезнее для взрослого вдуматься в суть уточняемого и объяснить наилучшим образом.   Необходимость   использования   пошаговой   подачи   материала   не   с   точки   зрения крошечной   дозировки   с   последующей   немедленной   отработкой,   а   с   выделением необходимых   этапов   в   процессе   усвоения   любого   алгоритма,   с   помощью   которых можно описать практически каждое из получаемых в начальной школе умений, так как это   облегчает   выстраивание   ребенком   логической   цепочки   по   овладению   данным материалом   и   созданию   целостной   картины   усвоенного.   Отсюда   и   недопустимость пропуска любого из этапов в процессе объяснения. Почему для обучения левшей идеально подходит разбивка всей системы действий на последовательные   операции?   Потому   что   левша   должен   все   воспринимать   строго последовательно,   пропуск   в   объяснении   какого­то   этапа   останется   не   замеченным правшой, но совершенно выбьет из колеи бедного левшу. Поэтому он сам старается пусть своеобразно, но структурировать материал.   При   объяснении   способа   действия   необходимо   выделять   этапы   выполнения   в   их четкой последовательности, а порядок оформления заданий унифицировать, сделав его пригодным для любого вида работ. Фактически   необходимость   использования   в   работе   творческих   заданий,   с   одной стороны, обеспечивающих интеллектуальное развитие и поддерживающих как интерес, так   и   стремление   к   победе   любознательных   по   своей   сути   левшей,   а   с   другой   ­ показывающих, что не все так просто, как может показаться на первый взгляд, и не все может быть сведено к алгоритму и овладению определенным типом задач.   Следует признать, что успешная работа с левшами носит, конечно, индивидуальный характер, или близкий к этому. Среди тридцати учеников левши растворяются, но их проблемы   остаются.   Поэтому   обучающий   (учитель)   должен   анализировать   процесс объяснения с точки зрения восприятия левши, имея в виду, что не понять тот может как   очень   важный   момент,   так   и   совершенно   второстепенную   для   понимания объясняемого материала вещь, второстепенную, но только не для левши...  Глава IV. Психологические особенности творческих способностей левшей.  4.1 Положительные и отрицательные аспекты творческих способностей левшей. Ученые,   занимающиеся   проблемой   левшества,   выдвигают   различные   концепции   его возникновения и соответственно говорят о различных психологических особенностях творческих способностях левшей. На мой взгляд, несомненно одно ­ нельзя относиться к левшам как к однородной группе. Для реализации дифференцированного подхода к леворуким детям не достаточно проявлять к их поведению и обучению иные, чем к правшам, требования. Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество ­ комплексная характеристика. Ведь кроме руки у человека есть ведущий глаз, ведущая нога, ведущее ухо. При обучении в школе самой важной представляется характеристика ведущей руки, так как одним из сложнейших видов деятельности, которые предстоит освоить ребенку, является письмо. Поэтому в дальнейшем речь пойдет главным образом о леворукости, однако нельзя игнорировать другие виды ассиметрий, т. к. они также могут влиять на успешность обучения детей . Одним из важнейших вопросов, обусловливающих подход к левшам, является вопрос о причинах леворукости. Как мы ранее говорили могут быть разными.  Итак, мы еще раз убедились, что категория "леворукие дети" совсем не однородна и любые   стереотипы   восприятия   могут   загородить   от   нас   реального   ребенка   с   его совершенно   индивидуальными   творческими   особенностями.   Таким   образом,   встает вопрос о правомерности и необходимости изучения левшей как таковых. Я считаю, что ответ   на   этот   вопрос   однозначный:   феномен   левшества   нужно   изучать.   Однако сложность   самого   этого   явления   предъявляет   к   его   исследователям   достаточно высокие   требования   точности   и   строгой   научности   эксперимента,   а   к   людям, использующим   данные   науки   в   практической   работе   с   детьми,   требования компетентности, дифференцированного подхода, педагогической интуиции и уважения "природного выбора».   Для   более   точного   определения   индивидуальных   особенностей   творческих способностей   леворуких детей необходимо учитывать всю совокупность ассиметрий человека. Поэтому в современной психологии употребляется термин "индивидуальный профиль   латеральности   организации   функций"   (ПЛО),   который   обозначает определенное сочетание сенсорной и моторной асимметрии. Для достоверного определения ПЛО (а тем самым и выявления возможного левшества) разработана   методика,   которая   включает   три   группы   тестов:   мануальные,   слухо­ речевые и зрительные. При определении моторной системы используются следующие тесты: Переплетение пальцев рук Скрещивание рук, или "Поза Наполеона" Аплодирование Проведение вертикальных линий  При определении слухо­речевой системы используют тесты "Шепот" и "Тиканье часов". Для определения зрительной системы можно использовать тесты: Моргание одним глазом Рассматривание в подзорную трубу Проба Розенбаха Карта с дырой По соотношению всех трех видов асимметрии, выявленных этой методикой ("рука ­ ухо ­ глаз"), могут быть выделены 27 индивидуальных профилей, где П ­ преобладание правой функции, Л ­левой, А ­ равенство функций.    У  детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое   меняются   местами,   причем   ребенок   не   чувствует   неправильности.   Подобное рисование   является   проявлением   неусвоенности   ребенком   основных   принципов организации пространства .   Одно   из   объяснений   зрительно­пространственных   затруднений,   испытываемых некоторыми   дислексиками,   связывает   эти   трудности   с   нестабильной глазодоминантностью. Нестабильная глазодоминантность может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на   странице.   Однако   я   считаю   необходимым   еще   раз   добавить,   что   само   по   себе левшество   не   обуславливает   возникновение   нарушений   чтения.   Зависимость   между левшеством и дислексией опосредованное. Заключение В литературе больше обсуждается вопрос о воспитании, обучении леворуких детей. Но в последние десятилетия указывается на необходимость учета и других проявлений левшества   ­   сенсорного   и   психического.   Много   работ   посвящено   вопросу   о нецелесообразности  переучивания леворуких  детей. Еще в 1911 году Лиепман счел вмешательство   в   нормальное   развитие   леворукого   ребенка,   по   меньшей   мере, неуместным. В 1924году Капустин А.А. высказался за то, чтобы правилом в обучении леворуких стало воспитание левой руки.   А.В.  Семенович  отметила,  что  левши  составляет  около  70%  детей  с трудностями школьного   обучения.   Левшество   она   представляет   как   "одну   из   существенных   и постоянных   индивидуально­психологических   характеристик   личности",   подлежащую обязательному   учету.   Поэтому   необходима   разработка   "грамотного   психолого­ педагогического сопровождения" обучения детей­левшей. Возникают значительные трудности при письме леворукими правой рукой. Считается необходимым   индивидуальный   подход   к   обучению   леворуких   детей   письму   по методике, разработанной специально для левшей. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988. Готсдинер   А.Л.   К   проблеме   многосторонних   способностей   //   Вопросы Если ваш ребенок левша: метод. пособие / М.М.Безруких, М.Г.Князева. ­ Тула : Безруких   М.М..   Леворукий   ребенок:   Тетрадь   для   занятий   с   детьми. Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М., 1973. (Биологическое и социальное   Из­за   частых   неудовлетворительных   оценок   формируется   негативное   отношение   к школе. В результате проведенного теоретического анализа можно мы пришли к выводу, что воспитание и обучение детей­левшей, очевидно, должно быть направлено не столько на приспособление   к  правому  миру,  сколько   на  возможно   более  полное   раскрытие  их творческих   и   других   способностей.   Поэтому   представляются   целесообразными модификация существующей для правшей, а так же разработка специальной системы обучения левшей, предусматривающей широкие их различия между собой.   Список литературы: 1. Методические рекомендации. ­ М.:Вентана­Граф, 2001. ­ 64 с.: ил. 2. Бодрова   Е.   В.   Этапы   развития   элементарной   рефлексии   у   дошкольников   // Проблемы возрастной психологии: Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. М., 1989 с. 75 3. в способностях: 37—65. Формирование способностей: 66—95.) 4. (Способности: 234—256.) 5. Годовикова   Д.   Б.   Форма   общения   с   взрослым   и   познавательная   активность дошкольника   //   Проблемы   возрастной   психологии:   Тезисы   докладов   к   VII   съезду Общества психологов СССР. М., 1989. с. 351 6. психологии. — 1991. — № 4. — С. 82—88. 7. Арктоус, 1999 с. 68 8. 1968. (Теория способностей: 72—96. 9. Крутецкий   В.А.   Психология   математических   способностей.   —   М.,   1968. (Математические   способности:   10—72.   Структура   математических   способностей школьников: 201—400.) 10. Кузьмина   Н.В.   Способности,   одаренность,   талант   учителя.   —   Л.,   1985. (Определение способностей: 5—9.) 11. Левитов Н.Д. Психология характера. — М., 1969. (Характер и способности: 69— 86.) 12. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. — М., 1984. (Понятия способности и одаренности: 3—12. Индивидуальные различия в способностях: 54—59. Прогнозирование развития способностей: 59—68.) 13. Лейтес   Н.С.   Умственные   способности   и   возраст.   —   М.,   1971.   (Возрастное развитие способностей: 129—220. Способности и личность: 221—278.) 14. Матюшкин   А.   М.   Психологическая   структура,   динамика   и   развитие познавательной активности // Вопр. психол. 1982. № 4. 15. Мелхорн   Г.,  Мелхорн   Х.­Г.   Гениями   не   рождаются.   Общество   и   способности человека.   —   М.,   1989.   (Что   такое   одаренность:   107—110.   Интеллект   и   развитие способностей: 110—135. Воспитание способностей: 147—153.) Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. — М., Рубцов В. В. Организация и развитие совместной деятельности у детей в процессе 16. Одаренные дети. — М., 1991. (Понятие одаренности: 15—42. Психологическая характеристика одаренных детей, их сильные и слабые стороны: 43—67, 153—157.) 17. Поддьяков  Н. Н. Новые  подходы  к исследованию  мышления дошкольников // Вопр. психол. 1985. № 2. с. 35 ­ 42 18. обучения. М., 1987 с. 124 19. (Способности: 122—147.) 20. ред. Л. А. Венгера. М., 1986. с. 241 21. 1989. с. 93 22. Стаханова   Т.А.   Психологические   особенности   леворуких   детей.   Школьные проблемы левшей // Практический психолог. 2005 с. 95 23. Семенович А. Большие хитрости маленьких левшей. М.: Просвещение 2004 24. одаренность: 15—41.) Теплов   Б.М.   Избранные   труды:   В   2  т.   —  Т.  I.  —   М.,   1985.  (Способности   и Рубинштейн   СЛ.   Основы   общей   психологии:   В   2   т.   —   Т.   II.   —   М.,   1989. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской, М.,

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ. Доклад.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ. Доклад.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ. Доклад.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ. Доклад.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ. Доклад.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ. Доклад.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ. Доклад.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ. Доклад.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ. Доклад.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ. Доклад.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ. Доклад.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ. Доклад.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ. Доклад.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ. Доклад.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ. Доклад.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ. Доклад.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ. Доклад.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ. Доклад.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ. Доклад.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, РИСУЮЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ. Доклад.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Посмотрите также: