Музей в детском саду как средство реализации регионального компонента
Оценка 5

Музей в детском саду как средство реализации регионального компонента

Оценка 5
Работа с родителями
docx
окружающий мир +1
Детсад
25.07.2022
Музей в детском саду как средство реализации регионального компонента
Музей в детском саду как средство реализации регионального компонента
Музей в детском саду как средство реализации регионального компонента.docx

 

Основополагающий принцип башкирского национального образования – приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, к традициям башкирского народа, к его духовным и нравственно-эстетическим ценностям.

Одна из важнейших задач регионального компонента – формирование базиса личностной культуры на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой народов Башкортостана и формирование самосознания личности.

Формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста тесно связано с ознакомлением их с бытом и жизнью родного народа, особенностями его характера, нравственными ценностями, традициями, особенностями духовной и материальной культуры. 

Чтобы оценить огромное наследие, накопленное человечеством, нужно сформировать у детей потребность в общении с культурным наследием. Эту непростую задачу помогает решать новое педагогическое направление – музейная педагогика. Она располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также окружающего предметного мира.

Музеи, существующие в рамках ДОУ, обладают огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом, позволяют на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединить педагогов, детей и родителей интересным делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников.

Основными задачами музейной педагогики являются:

·        формирование устойчивой потребности и навыков общения с памятником, музеем;

·        развитие способностей к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

·        формирование уважения к другим культурам, готовности понимать систему иных ценностей.

Слово «музей» в переводе с греческого означает – храм муз.

Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность  путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.

Музеи подразделяются на три вида:

1.                отраслевые: исторические, художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественно-научные;

2.                комплексные – краеведческие;

3.                мемориальные: музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома-музеи.

(Типы  и виды музеев подробно описаны в книге О.Г. Тихоновой «Дошкольнику о музейной культуре».)

Этнографический музей отражает в своих экспозициях и фондах наследие материальной, духовной культуры разных наций и народностей, а также условия их жизни.

Этнографический музей в ДОУ выполняет следующие функции:

-         пополнение фондов;

-         систематизация;

-         сохранение;

-         демонстрация подлинников.

Кроме перечисленных 4-х функций этнографический музей ДОУ имеет еще одну не менее важную функцию – он выступает как особая форма дополнительного образования, развивающая кругозор детей и побуждающая их к сотворчеству, активности, самодеятельности. Реализуя национально-региональный компонент дошкольного образования педагог формирует у детей дошкольного возраста этническую идентичность, предполагающую восприятие образа своего народа как положительного, естественный патриотизм и толерантные установки на общение с другими народами.

Музей также способствует гражданско-патриотическому воспитанию детей, формированию положительных установок по отношению ко всем этносам Земли.

Объектами хранения этнографического музея  в ДОУ в первую очередь являются подлинные предметы народного быта. Здесь, как и в профессиональном  этнографическом музее, происходит прямой контакт с увековеченным человеческим опытом. Без зрительных образов ребенок не в силах правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, о характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде. Музей дает возможность детям не только рассмотреть предмет, но и практически освоить его. Экспонаты должны быть в рабочем состоянии, чтобы их можно было использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности. Например, в нашем музее можно продемонстрировать технологию изготовления муки. Для  этого у нас есть колосья пшеницы, ручная молотилка, деревянный совок и лоток для просеивания пшеницы, а также ручная мельница. Чем больше органов чувств будут задействованы в изучении какого-либо предмета или процесса, тем глубже он усвоится Трудно заинтересовать ребенка описанием изготовления старинной одежды, если дети не знакомы с данным процессом. Совсем иначе пойдет разговор, когда они усвоят хотя бы 2-3 операции (прясть нитку на старинной прялке или проделать несколько движений на ткацком станке). При этом необязательно стремиться к получению готового изделия, главное создать ощущение сопричастности и подключить все виды памяти. Даже дошкольники, рассмотрев устройство ткацкого станка и усвоившие принцип изготовления ткани, способны освоить элементы ремесла. Они запросто ткут «полотно» из бумажных полосок, получается бумажный коврик. 

К оформлению музея предъявляются особые требования. Его экспонаты должны быть доступны детям. На все музейные экспонаты заводится картотека: в ней дается правильное название предмета на двух языках (башкирском и русском), краткая информация о нем (что это, для чего, как использовали этот предмет наши предки, как  и когда попал экспонат в музей, и т.д. ).

Музей в помещении детского сада, созданный для детей – особое место. Само посещение музея должно превратиться в интереснейшее событие, в праздник для детей. Очень важно, чтобы эмоции детей при этом были положительные, а накопление знаний было делом приятным и занимательным. Музей – специальное «хранилище культуры», он не должен находиться в группе, в проходном помещении.

В музее дети осваивают правила поведения, этику общения с посетителями: ведут себя тихо, уважительно, внимательны к экспозиции, учатся любоваться красотою и трудом «золотых рук» умельцев, стремятся запомнить и рассказать дома о «самом красивом».

В нашем ДОУ экскурсии в музей проводят воспитатели. Я, как руководитель музея, делаю все возможное, чтобы облегчить подготовку педагога к экскурсии. Для этого было разработано примерное планирование экскурсий в музей детского сада с учетом планирования  воспитательно-образовательного процесса по программе Р.Х. Гасановой «Земля отцов». Экскурсии планируем один раз в месяц.  Но это вовсе не означает, что воспитатель обязан водить детей в музей раз в месяц. Ведь главное не количество занятий, а их качество. Если детей очень часто водить в музей и проводить с ними малоинтересные занятия, то интерес к музею у них быстро пропадет. Каждое посещение музея, каждая встреча со стариной должны быть праздником. Для самых маленьких, впервые попавших в музей, проводятся экскурсии-путешествия в историю отдельных вещей. Дети подготовительных групп сравнивают предметы быта башкир с предметами быта других народов. В нашем музее есть предметы прошлого и настоящего: старинная и современная посуда, одежда, изделия народно-прикладного искусства. Тем самым мы показываем детям: все,  что придумали башкирские умельцы много лет назад передается  из поколения в поколение и используется современными мастерами, что тесно взаимосвязаны прошлое и настоящее.

У К. Симонова есть такие слова:

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.                    

От нас педагогов зависит какой увидят дети нашу малую родину, как они ее полюбят, как они будут чтить традиции своих предков, какими вырастут будущие граждане Республики Башкортостан.


 

Основополагающий принцип башкирского национального образования – приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, к традициям башкирского народа, к его духовным и нравственно-эстетическим ценностям

Основополагающий принцип башкирского национального образования – приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, к традициям башкирского народа, к его духовным и нравственно-эстетическим ценностям

Кроме перечисленных 4-х функций этнографический музей

Кроме перечисленных 4-х функций этнографический музей

В музее дети осваивают правила поведения, этику общения с посетителями: ведут себя тихо, уважительно, внимательны к экспозиции, учатся любоваться красотою и трудом «золотых рук» умельцев,…

В музее дети осваивают правила поведения, этику общения с посетителями: ведут себя тихо, уважительно, внимательны к экспозиции, учатся любоваться красотою и трудом «золотых рук» умельцев,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.07.2022