Основополагающий принцип башкирского национального образования – приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, к традициям башкирского народа, к его духовным и нравственно-эстетическим ценностям.
Одна из важнейших задач регионального компонента – формирование базиса личностной культуры на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой народов Башкортостана и формирование самосознания личности.
Формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста тесно связано с ознакомлением их с бытом и жизнью родного народа, особенностями его характера, нравственными ценностями, традициями, особенностями духовной и материальной культуры.
Чтобы оценить огромное наследие, накопленное человечеством, нужно сформировать у детей потребность в общении с культурным наследием. Эту непростую задачу помогает решать новое педагогическое направление – музейная педагогика. Она располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также окружающего предметного мира.
Музеи, существующие в рамках ДОУ, обладают огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом, позволяют на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединить педагогов, детей и родителей интересным делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников.
Основными задачами музейной педагогики являются:
· формирование устойчивой потребности и навыков общения с памятником, музеем;
· развитие способностей к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
· формирование уважения к другим культурам, готовности понимать систему иных ценностей.
Слово «музей» в переводе с греческого означает – храм муз.
Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.
Музеи подразделяются на три вида:
1. отраслевые: исторические, художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественно-научные;
2. комплексные – краеведческие;
3. мемориальные: музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома-музеи.
(Типы и виды музеев подробно описаны в книге О.Г. Тихоновой «Дошкольнику о музейной культуре».)
Этнографический музей отражает в своих экспозициях и фондах наследие материальной, духовной культуры разных наций и народностей, а также условия их жизни.
Этнографический музей в ДОУ выполняет следующие функции:
- пополнение фондов;
- систематизация;
- сохранение;
- демонстрация подлинников.
Кроме перечисленных 4-х функций этнографический музей ДОУ имеет еще одну не менее важную функцию – он выступает как особая форма дополнительного образования, развивающая кругозор детей и побуждающая их к сотворчеству, активности, самодеятельности. Реализуя национально-региональный компонент дошкольного образования педагог формирует у детей дошкольного возраста этническую идентичность, предполагающую восприятие образа своего народа как положительного, естественный патриотизм и толерантные установки на общение с другими народами.
Музей также способствует гражданско-патриотическому воспитанию детей, формированию положительных установок по отношению ко всем этносам Земли.
Объектами хранения этнографического музея в ДОУ в первую очередь являются подлинные предметы народного быта. Здесь, как и в профессиональном этнографическом музее, происходит прямой контакт с увековеченным человеческим опытом. Без зрительных образов ребенок не в силах правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, о характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде. Музей дает возможность детям не только рассмотреть предмет, но и практически освоить его. Экспонаты должны быть в рабочем состоянии, чтобы их можно было использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности. Например, в нашем музее можно продемонстрировать технологию изготовления муки. Для этого у нас есть колосья пшеницы, ручная молотилка, деревянный совок и лоток для просеивания пшеницы, а также ручная мельница. Чем больше органов чувств будут задействованы в изучении какого-либо предмета или процесса, тем глубже он усвоится Трудно заинтересовать ребенка описанием изготовления старинной одежды, если дети не знакомы с данным процессом. Совсем иначе пойдет разговор, когда они усвоят хотя бы 2-3 операции (прясть нитку на старинной прялке или проделать несколько движений на ткацком станке). При этом необязательно стремиться к получению готового изделия, главное создать ощущение сопричастности и подключить все виды памяти. Даже дошкольники, рассмотрев устройство ткацкого станка и усвоившие принцип изготовления ткани, способны освоить элементы ремесла. Они запросто ткут «полотно» из бумажных полосок, получается бумажный коврик.
К оформлению музея предъявляются особые требования. Его экспонаты должны быть доступны детям. На все музейные экспонаты заводится картотека: в ней дается правильное название предмета на двух языках (башкирском и русском), краткая информация о нем (что это, для чего, как использовали этот предмет наши предки, как и когда попал экспонат в музей, и т.д. ).
Музей в помещении детского сада, созданный для детей – особое место. Само посещение музея должно превратиться в интереснейшее событие, в праздник для детей. Очень важно, чтобы эмоции детей при этом были положительные, а накопление знаний было делом приятным и занимательным. Музей – специальное «хранилище культуры», он не должен находиться в группе, в проходном помещении.
В музее дети осваивают правила поведения, этику общения с посетителями: ведут себя тихо, уважительно, внимательны к экспозиции, учатся любоваться красотою и трудом «золотых рук» умельцев, стремятся запомнить и рассказать дома о «самом красивом».
В нашем ДОУ экскурсии в музей проводят воспитатели. Я, как руководитель музея, делаю все возможное, чтобы облегчить подготовку педагога к экскурсии. Для этого было разработано примерное планирование экскурсий в музей детского сада с учетом планирования воспитательно-образовательного процесса по программе Р.Х. Гасановой «Земля отцов». Экскурсии планируем один раз в месяц. Но это вовсе не означает, что воспитатель обязан водить детей в музей раз в месяц. Ведь главное не количество занятий, а их качество. Если детей очень часто водить в музей и проводить с ними малоинтересные занятия, то интерес к музею у них быстро пропадет. Каждое посещение музея, каждая встреча со стариной должны быть праздником. Для самых маленьких, впервые попавших в музей, проводятся экскурсии-путешествия в историю отдельных вещей. Дети подготовительных групп сравнивают предметы быта башкир с предметами быта других народов. В нашем музее есть предметы прошлого и настоящего: старинная и современная посуда, одежда, изделия народно-прикладного искусства. Тем самым мы показываем детям: все, что придумали башкирские умельцы много лет назад передается из поколения в поколение и используется современными мастерами, что тесно взаимосвязаны прошлое и настоящее.
У К. Симонова есть такие слова:
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
От нас педагогов зависит какой увидят дети нашу малую родину, как они ее полюбят, как они будут чтить традиции своих предков, какими вырастут будущие граждане Республики Башкортостан.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.