«Музей — хранитель времени» (познавательному развитию в старшей группе)

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 20.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задача воспитания гражданина актуальна для всего мира. Но особенно она важна для нашей страны, которая долго находилась в переходной стадии исторического развития. Наследие прошлого, кризис во всех сферах общественной жизни определили специфику гражданского образования в нашей стране. Воспитание подлинного гражданина – задача современного общества, и школы, в первую очередь. Гражданин это человек, который умеет использовать свои права, не нарушая, при этом права других людей. Это человек, способный к диалогу с властью, имеющий критическое отношение к социальной действительности.
Иконка файла материала музей конспект.docx
«Музей — хранитель времени» Цель: Приобщать детей к народной культуре средствами музейной  педагогики через формирование интереса к истории родного края.  Воспитывать патриотические чувства дошкольников. ­Есть у нас музеюшка О нем мы скажем свое словушко, Как жили давно предки, Чтоб знали наши детки! ­Русь деревянная­края дорогие, Здесь издавна русские люди живут. Они праславляют жилища родные, Красивые русские песни поют. ­Раньше строили на Руси избы из деревянных бревен. В них было тепло и  уютно. «Чем больше рук, тем легче труд» ,­говорили в народе . Поэтому  шел хозяин к соседям и просил. «Помогите мне, люди добрые, избу  рубить». Рубить избу­означает строить, а строили топорами , без гвоздей.  Комнату в избе называли горницей. Горница у нас небольшая, Да красивая какая! ­Милости просим! Вот русская наша хатка, Вот нарядная кроватка. Печка тут и кочерга, Очень детям дорога. Тут ухват и тут горшок, С ним играет малышок. И утюг тут необычный­ Гладить очень непривычно. Он тяжелый и железный, Зато очень интересный. Привлекает очень печь, Так и хочется прилечь. Покумекать и приснуть , Со стариною прикорнуть. Тут на печке шустрый кот, Никаких тебе забот! Интересно в этой хате Полежать бы на кровати.В люльке ляльку покачать, С ней немножко покричать. Интересно с самоваром Подышать горячим паром . Интересно тут бывать, Со стариною поиграть. ­Главное место в горнице «Красный угол», красный значит красивый. В нем висит икона, украшенная вокруг вышитыми салфетками, подзорами,так  называли кружевные оборки, цветами. «Не красна изба углами, а красна  пирогами» А сейчас отгадайте загадку: Наша главная Федора Наедается нескоро. А зато, когда сыта, От Федоры теплота.(печь) ­ Печь была неотъемлимой частью жилища. Она была источником света,  тепла. На печи спали, готовили пищу, пекли хлеб, пироги. Место где спали  называется лежанка (полати) В старину говорили : «Без печи хата, не хата». «Печка кормит, печка греет, печка мать родная». Клал печь мастер­ печник из кирпича и мазал глиной. Топили печь дровами. «Черный конь скачет в огонь»­ это о кочерге .Ей поправляли дрова в печи.  А вот чугунок, в нем готовили кашу, щи, похлебку. Ставили чугунок в печь  рогатым ухватом. (показать, как ставили).В уголке на печи притаился  домовенок Кузя, люди в старину очень верили в домовых, верили, что они  следят за порядком, достатком и миром в доме. Неподалеку от печи висела люлька (зыбка) для младенца. Плели люльку из лозы (тонкие ветки) и  подвешивали к потолку . Перед появлением младенца делали из ткани  оберег куклу «Пеленашку» и клали ее в люльку. В горнице всегда стоял большой деревянный стол и лавки. Обратите  внимание на посуду .Миски , ложки, ковшы сделана из дерева. Сверху пар , снизу пар ­ Шипит наш русский самовар. ­Самовар — символ добра, уюта, гостеприимства. Раньше самовар был в  каждой избе, для растопки годилось все и щепки , и шишки. Чаепитие из  самовара ­особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором.  К чаю традиционно подавали сухари, сушки, бублики, варенье. Посуду изготавливали и из глины , например вот глинянный кувшин для  молока ­ называется крынка. Одежду и убранства для горницы русские хозяйки хранили в сундуке,  давайте в него заглянем. В сундуке нашем одежда­Люд носил такую прежде, Вышивал и шил все сам И оставил память нам. Как ценилось рукоделье, Не страдал народ бездельем Вышивал и стар и млад, И народ копил свой клад. Теперь редко вышивают, Посиделок не бывает. В музее можно посмотреть, Научиться захотеть. ­В старину вся одежда называлась порты, отсюда и название человека  ,который шьет одежду — портной. Основной частью одежды у мужчин  была рубаха, косоворотка (та же рубаха , только разрез не посередине на  груди, а сбоку) и штаны. Поверх рубахи одевали кафтан. Головной убор  мужчин назывался шапка, похожая на колпак с отворотом, позже появились картузы­фуражки с козырьком. Непременным атрибутом одежды как у  мужчин ,так и у женщин был кушак — пояс, к нему могли подвесить  ложку, нож, гребень, специальную сумочку для денег или мелочей. Служил  кушак карманом, так как карманов раньше на одежде не было. Основной  частью одежды у женщин была сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан  ­ длинная одежда без рукава. Поверх сарафана носили передник. Голову  женщины покрывали длинным куском ткани с вышивкой на концах­  платком , так же известно много женских головных уборов ­кичка  (представляла мягкую шапочку в виде лопатки, спереди украшен вышивкой или бисером), кокошник. ­Все в избе делалось своими руками .Долгими зимними вечерами вырезали  из дерева мебель, посуду, ткали , шили одежду , пряли, вязали, вышивали,  плели лапти и корзины, валяли валенки. ­На ноги обували лапти ­обувь ,из широкого лыка (кора липы и других  деревьев) ,праздничные лапти плели из вязового лыка. На одну пару лаптей  требовалось ободрать три­четыре деревца. Ноги в лаптях не промокали и  не замерзали. Зимой ходили в валяной обуви ­валенках. Их делали из  овечьей шерсти.Изготовление валенок было трудоемким делом, поэтому  стоили они дорого. Небогатая семья имело только одну пару валенок на  всех, и носили их по очереди или по старшенству. В уголочке лавочка, У лавочки прялочка . Прялочка прядет пух, Колесо крутится....Ух!!! Нитка крутится в клубочек,Скоротаем вечерочек. (продемонстрировать, как пряли в старину) ­Что за барыня такая , В гребень ниточку берет Тонкой ниточкой пушистой, Пряжу людям отдает (прялка с веретеном) ­Гладили вещи старинным утюгом ­рубель (продемонстрировать) ­Когда наступал вечер, избу освещали лучинами­тонкими деревянными  щепками , которые вставлялись в специальные кованые светцы. Светцы  можно было перенести в любое место. Позднее появились свечи,  керосиновые лампы. А это, ребята коромысло­деревянная дуга с выемками на концах­куда  вешались дужки ведер. Так хозяйки ходили по воду. Клали на левое или  правое плечо коромысло, так гораздо легче было нести, чем в руках. Главной заботой русского человека был хлеб . Вырастить хлеб ­большой  труд . Вырос в поле дом Полон он зерном (колосок) . ­Такие колоски ржи и пшеницы выращивали люди. А это ступка, в ней  размалывали зерна в муку, из которой пекли хлеб . «Хлеб ­всему голова»,  «Будет хлеб,будет и обед»­ говорили в народе. Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим , И в старом красоту находим Хоть новому принадлежим!