Музей музыкальных инструментов

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 08.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технология проекта предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспонатами мини-музея, но и пробуждения творческой активности у детей – желания импровизировать на музыкальных инструментах, создавать музыку самим. Поэтому образовательная роль мини-музея значительна: это не только рассматривание музыкальных инструментов, но и занимательные рассказы и театральные миниатюры об истории их происхождения; знакомство с «Паспортами музыкальных инструментов»; игра на музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле; проведение разнообразных развивающих и малоподвижных игр (игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений), которые позволяют выполнять задания, посвященные экспозициям. Чаще всего в роли экскурсовода выступает взрослый, но иногда эту роль могут взять на себя дети постарше. Для того, чтобы у детей на долго сохранилась память о том или ином музыкальном инструменте, в нашем музее можно сделать фото на память, взять «напрокат»в «Музыкальном киоске» обучающий диск, музыкальную компьютерную игру или мультипликационный фильм, а также изготовить музыкальный инструмент своими руками. После каждой экскурсии у детей есть возможность задать свои вопросы педагогу, самостоятельно рассмотреть экспонаты.Технология проекта предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспонатами мини-музея, но и пробуждения творческой активности у детей – желания импровизировать на музыкальных инструментах, создавать музыку самим. Поэтому образовательная роль мини-музея значительна: это не только рассматривание музыкальных инструментов, но и занимательные рассказы и театральные миниатюры об истории их происхождения; знакомство с «Паспортами музыкальных инструментов»; игра на музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле; проведение разнообразных развивающих и малоподвижных игр (игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений), которые позволяют выполнять задания, посвященные экспозициям. Чаще всего в роли экскурсовода выступает взрослый, но иногда эту роль могут взять на себя дети постарше. Для того, чтобы у детей на долго сохранилась память о том или ином музыкальном инструменте, в нашем музее можно сделать фото на память, взять «напрокат»в «Музыкальном киоске» обучающий диск, музыкальную компьютерную игру или мультипликационный фильм, а также изготовить музыкальный инструмент своими руками. После каждой экскурсии у детей есть возможность задать свои вопросы педагогу, самостоятельно рассмотреть экспонаты.
Иконка файла материала Музей музыкальных инструментов.docx
ГККП «Дворец школьников» Акиматаг.Астана ПРОЕКТ «МИНИ­МУЗЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ» Педагог дополнительного образования  БугинасБрониславасКазисович Выполнил: 12016 г Ч то такое музей? Это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих  поколений. Как часто мы туда заглядываем? Пусть каждый ответит для себя сам. Н.В.Нагорский 234ВВЕДЕНИЕ Сохраняя свою популярность у миллионов людей, музей в последние годы обогащает себя  новым смыслом. Не случайно его называют информационно­коммуникативной системой. С первых  шагов своего профессионального существования музеи выполняют педагогические функции. Там  человек не просто получает знания, а учится быть человеком. Включение музея в образовательный  процесс способствует формированию у подрастающего поколения психологической и нравственной готовности не только жить в быстро изменяющемся мире, но и быть активным участником  происходящих в нем преобразований. Сегодня  во многих дошкольных образовательных учреждениях создание  всевозможных  музеев приобретает все большую популярность и становится   неотъемлемой частью развивающей  среды.  Для детей дошкольного возраста это особенно актуально, так как именно в этом возрасте  существенной   особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают  материал через осязание.    Я,  работая продолжительное время в данном направлении, накопил определенный опыт в  вопросах организации музея и построения методической работы в условиях его развивающего  пространства. Одним из направлений работы музейной педагогики дошкольного учреждения является  проект  «Музей музыкальных инструментов»,  цель которого –  создание   условий  для   формирования  у  дошкольников  чувства  эмоционального  удовлетворения  от  знакомства с  музыкальными  инструментами народов мира и потребности  в инструментальном музицировании. Для реализации поставленной цели  были сформулированы следующие задачи: 1. Расширять представления  дошкольников  о  музыкальных  инструментах    Казахстана,  России, народов мира  (внешний  вид,  устройство,  тембр  звучания,  история  возникновения).  52. Учить  приемам звукоизвлечения и способам игры на ударных, струнных, духовых,  клавишных и шумовых инструментах.  3. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в  процессе игры на   детских музыкальных инструментах. 4. Воспитывать    интерес  к  музыке  и  музицированию,  бережное  отношение  к   музыкальным  инструментам. Реферативная часть. Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, которая в последние  десятилетия приобретает все большую популярность в системе дошкольного образования –  создаются музейные программы, разрабатываются методические рекомендации (М.Ю.Коваль,  О.В.Дыбина, Л.В.Пантелеева, Н.А.Рыжова).  Сегодня педагоги обращают внимание на  разновекторную значимость музеев, связанную с их деятельностью: музеи рассматривают как  социально­эстетический феномен культуры (Н.Г.Макарова, 1987, Т.А. Алешина, 1999);  оценивают  в качестве информационно­коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).  Обобщая  педагогический опыт Н.А.Рыжовой, Л.В.Логиновой, А.И.Данюковой по организации мини­музеев в дошкольных учреждениях и создании системы работы с детьми и родителями;  Т.Э.Тютюнниковой, опирающейся на творческо­игровой потенциал детей в процессе общения с  музыкальными инструментами, учитывая требования к  разделу «Музицирование» программы  по  музыкальному развитию И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Ладушки», позволили разработать  оригинальную систему  познавательно­развивающих экскурсий с детьми дошкольного возраста, в  которой  органично сочетаются музыка и речь, музыка и художественно – творческая  деятельность детей, музыка и движение, музыка и разнообразие игр в условиях образовательной  деятельности. Проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей  Проектная часть дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих  принципах:  личностно­ориентированного подхода к каждому ребенку, его музыкальным  возможностям и способностям; учета индивидуальных особенностей детей в ходе познавательно – развивающих  экскурсий; системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми  дошкольного возраста; интеграции  разных видов художественно­творческой деятельности воспитанников; ориентации на творческое осмысление музыки и музыкальной деятельности детьми  дошкольного возраста, творческое самовыражение. Проект «Мини­музей музыкальных инструментов» ­ долгосрочный, рассчитанный на весь  учебный год,  участниками которого являются дети предшкольного возраста, их родители и  педагогический коллектив дополнительного учреждения. Проект рассчитан на 10 экскурсий. Организация мини­музея в «центре музыкального творчества», расположение всех экспонатов в вертикальной и горизонтальной плоскостях, использование ширм, стендов,  позволяют  эффективно строить работу,  осуществлять постоянный доступ к музею в любое удобное для детей  и педагогов время.  Система работы отражена в содержании деятельности по реализации проекта: перспективное планирование, состоящее из  четырех блоков: образовательная  деятельность с детьми, открытые занятия для педагогов и родителей.      6   конспекты экскурсий, включающие разнообразные методы и приемы: наглядный  (рассматривание экспозиций, иллюстраций, фотографий, показ мультимедийных  слайдов), словесный (описания, объяснения, указания, беседы, вопросы, рассказы,  стихи и тексты, побуждающие к практической деятельности), разнообразие приемов  организации слушательской, музыкально­исполнительской и музыкально­творческой  деятельности дошкольников;  комплексы музыкально­творческих игр, разработанные специально для музейных  экспонатов; практические советы для родителей. Новизной проекта является   знакомство с инструментами не только народов Казахстана,  России, но и всего мира, что позволяет детям почувствовать и передать колорит народных  мелодий.  Технология проекта  предполагает не только качество и количество полученной информации  в ходе знакомства с экспонатами мини­музея, но и пробуждения творческой активности у детей –  желания импровизировать на музыкальных инструментах, создавать музыку самим. Поэтому  образовательная роль мини­музея значительна: это не только рассматривание музыкальных  инструментов, но и занимательные рассказы и театральные миниатюры об истории их  происхождения; знакомство с «Паспортами музыкальных инструментов»;  игра на музыкальных  инструментах индивидуально и в ансамбле; проведение разнообразных  развивающих и  малоподвижных игр (игры­развлечения, игры­путешествия, интеллектуально­творческие игры, игры по сюжету литературных произведений), которые позволяют выполнять задания, посвященные  экспозициям. Чаще  всего  в  роли  экскурсовода  выступает  взрослый,  но  иногда  эту  роль  могут взять  на  себя  дети  постарше. Для того, чтобы у детей на долго сохранилась память о том или  ином музыкальном инструменте, в нашем музее можно сделать фото на память, взять «напрокат»в  «Музыкальном киоске»  обучающий диск, музыкальную компьютерную игру или  мультипликационный фильм, а также изготовить музыкальный инструмент своими руками. После   каждой  экскурсии  у  детей  есть  возможность  задать  свои  вопросы  педагогу,  самостоятельно   рассмотреть  экспонаты.     Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях  музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, познавательных  бесед и мероприятий, тематических  вечеров,  музыкальных викторин; театрализованных  представлений, семейных конкурсов и концертов, организация выставок.  Ресурсное обеспечение  мини­музея  можно  представить  таким  образом: 1)  основной  фонд мини­музея  составляют  подлинные  музыкальные  инструменты  и   музыкальные  игрушки и шумовые инструменты,  коллекция которых насчитывает более 90 видов; 2)  вспомогательный  фонд:       «Паспорта  музыкальных  инструментов», включающие в себя увлекательные беседы,  загадки и кроссворды; иллюстрации  и  фотографии  с  изображением  музыкальных  инструментов; «Музыкальная  азбука» ­  картотека дидактических  игр,   песенный репертуар  о   музыкальных  инструментах; «Музыкальная  библиотека» ­ художественная литература о музыке и музыкальных  инструментах; раскраски  с  изображением  музыкальных  инструментов;  поделки   и  рисунки  детей. В рамках музейной педагогики  используются разнообразные формы сотрудничества с проведения досугов (совместные развлечения, праздники, семейные концерты); родителями:  7 «спонсорское» сотрудничество (приобретение экспонатов для музея). Мини­музей музыкальных инструментов – это симбиоз творческой деятельности педагога и  родителей.   Заключение Внедрение данного  проекта предполагает, что к концу учебного года у дошкольников  реализуется их естественная потребность  превратить внутреннюю насыщенность музыкой в  продукт собственного творчества. Овладение элементарными навыками и способами игры на  музыкальных  инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них будут  способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок  знакомых песен и  народных мелодий.      Проект   адресован педагогам­практикам, работающим с детьми: музыкальным  руководителям, учителям музыки общеобразовательных школ (начальное звено), руководителям  музыкальных кружков и центров эстетического развития, а также  педагогам дополнительного  образования. Диагностический инструментарий Критерии и показатели результативности образовательной деятельности 1.Знать  названия инструментов, составляющие фонд мини­музея, определять их на слух по  тембру. музыканту»). 2. Знать приемы и способы игры на инструментах.   4. Уметь четко воспроизвести  ритмический рисунок, сыгранный взрослым  («подыграть  5. Уметь импровизировать на разных  музыкальных инструментах мелодии на стихотворные  тексты. Методика выявления результативности образовательной деятельности. Мы выделили 5 основных показателей, входящими в структуру диагностики: 1. Тембровый слух. 2. Игра на детских музыкальных инструментах. 3. Звуковысотный слух. 3.Чувство ритма 4. Продуктивное творческое мышление. Каждый из показателей определяется 3 уровнями его развития (низкий, средний, высокий).  Мониторинг осуществляется в непринужденной беседе с ребенком, используя игровые приемы,  многочисленные наглядные предметные пособия и детские музыкальные инструменты. Далее  представлены материалы, раскрывающие уровневую оценку каждого показателя музыкальности и  методику их выявления. 1. Тембровый слух Ребенку показывают на иллюстрациях, называют музыкальные инструменты (металлофон,  домбра,  флейта, аккордеон, треугольник, маракас). Такие же инструменты лежат за ширмой. Затем объясняют: «Сейчас я буду играть на каком­нибудь инструменте за ширмой, а ты послушаешь,  посмотришь и покажешь тот, на котором я буду играть. Предлагается следующая  последовательность: 1,2,6,5,3,4. высокий — точно различает тембровые свойства инструментов; средний­ различает тембровые свойства инструментов, но допускает 1­2 ошибки: низкий ­ чаще не различает тембры инструментов,  чем различают. 2. Игра на детских музыкальных инструментах.  Предложить ребенку с помощью загадки определить инструмент, найти его в музее и показать приемы игры (ответить на вопрос «как тебя зовут?» или исполнить знакомую попевку). высокий — определил инструмент и точно показал приемы звукоизвлечения; 8средний — определил инструмент с подсказкой педагога, неточно показал приемы  звукоизвлечения; низкий  — не определил инструмент, не смог правильно извлечь звук на инструменте 3.Звуковысотный слух Музыкальный руководитель воспроизводит на любом инструменте (скрипка, фортепиано,  аккордеон, флейта, металлофон, арфа) 2 звука (в пределах квинты). Затем играет звуки  поочередно. высокий — точно различает высокий и низкий звуки: средний — различает звуки после словесной помощи низкий  ­ различает со значительными ошибками или не различает вообще. 4. Чувство ритма Ребенку поясняют, что в гости пришли игрушки (например, медведь, зайка, мышонок) и  каждый из гостей любит свою музыку (предъявляются музыкальные примеры по выбору  педагога.поясняется, какому гостю они соответствуют). Затем ребенку говорят: «Слушай  внимательно: я буду сейчас хлопать так, как сейчас звучала музыка, а ты должен отгадать, для  какой игрушки я хлопаю (прохлопываются ритмические рисунки по выбору педагога). Усложнение (на конец года). Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать  по изображению ритмического рисунка ту или иную попевку. высокий — точно средний— 1­2 ошибки: низкий  — беспорядочный ритм. 5. Продуктивное творческое мышление Предложить детям на время стать композиторами: «Сегодня я забыла ноты, а мне бы  хотелось разучить с вами новую маленькую песенку. Слова я помню, а музыку нет, может быть вы  мне поможете». Ребенку предлагается выбрать инструмент и исполнить мелодию на стихотворный  текст. Текст должен быть заранее разучен, например.  Скоро в лес мы пойдем Много ягод наберем.  высокий  уровень — мелодическое разнообразие; средний уровень — 1­2­ звука;низкий — на 1 звуке. 9ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН  Месяц Образовательная деятельность  с детьми  Экскурсии Дидактические  игры Интеграция с другими образовательными областями ь р б я т н е С   1 я и с р у к с к э   2 я и с р у к с к э Путешествие по  музею. Звуки  окружающего мира:  музыкальные и  немузыкальные. История  возникновения  ударных, струнных и  духовых  инструментов. Игра «Определить звуки  музыкальные и не музыкальные»  Педагог   предлагает  детям послушать звуки, которые окружают их дома. Изготовление шумового инструмента  «Маракас» (ручной труд) Д/и «Знаешь ли ты музыкальные  инструменты» Демонстрационный  материал «Музыкальная мозаика» Игра «Музыкальные домики» Познакомить с инструментом  «Арфа» 10 Мероприятия  с родителями Предоставить родителям  фото детей с  музыкальными  инструментами«Деревянные  истории» и  «Металлические  фантазии». ь р б я т к О   3 я и с р у к с к э 1.«Кухонный оркестр» 2. «Весёлая кухня» 3.«Весёлая детская» Разучивание оркестра «Весёлая  детская» (развитие речи) Заочное родительское  собрание «Сундучок  идей: «Как организовать  оркестр дома?» 4 я Знакомство со  и с р у к с к э 5 струнной    щипковой группой  инструментов. я Знакомство со  струнной   смычковой группой инструментов Знакомство с домброй, балалайкой и гитарой Знакомство со скрипкой и  кылкобызом «Сказка Кылкобыза» Музыкальный киоск. Просмотр с детьми мультфильма «Весёлые нотки» (Гитара) Просмотр мультфильма «Скрипка» Оркестр «Это наш подарок маме» Отправить родителям  фото и видео детей со  струнными щипковыми и  смычковыми  инструментами Знакомство с  духовой группой  инструментов Знакомство с блок ­ флейтой,  сопилкой и свистульками. Просмотр мультфильмов «Флейта» и  «Труба» Оркестр с Дедом Морозом Отправить родителям  фото и видео детей с  духовыми  инструментами ь р б я о Н ь р б а к е Д ь р а в н Я ь л а р в е Ф и с р у к с к э 6 я и с р у к с к э 7 я и с р у к с к э и с р у к с к э Знакомство с  ударной группой  музыкальных   инструментов. 8 я Знакомство с  клавишной   группой  музыкальных   инструментов. Д/и  «Музыкальный инструмент» Работа с демонстрационным  материалом «Музыкальные  инструменты». Игра «Магазин музыкальных  инструментов» Д/и  «Кого встретил Колобок?» Просмотр мультфильма «Барабан»,  «Колокола». «В нашем оркестре» Отправить родителям  фото и видео с ударными инструментами Просмотр мультфильма «Фортепиано» «Весёлый оркестр» Отправить родителям  фото и видео с  синтезатором и  фортепиано. Викторина  для детей и родителей  11Казахские народные музыкальные инструменты 9 я и с р у к с к э я Знакомство с  и с р у к с к э   инструментами  народов мира ь л е р п А   ­   т р а М Знакомство с инструментами  Игра «Лесная музыкальная  школа»(асатаяк, шанкобыз,  сыбызгы, конырау, сылдырмак,  дауылпаз, сазсырнай) Инструменты России, Китая,  Турции, Франции, Литвы, Индии. Игра «Магазин казахских народных  музыкальных инструментов» Игра «Узнай инструмент по звучанию» Отправить родителям  фото и видео с  казахскими  музыкальными  инструментами Игра «Угадай музыкальный  инструмент» 0 1 12ПОЗНАВАТЕЛЬНО­РАЗВИВАЮЩИЕ ЭКСКУРСИИ ЭКСКУРСИЯ 1.  (СЕНТЯБРЬ) «Путешествие по музею. Звуки окружающего мира: музыкальные и немузыкальные». Цель: познакомить со звуками окружающего мира;  дать детям понятие о звуках  музыкальных и немузыкальных, учить их различать. Педагог приветствует детей сначала речитативом, а потом пропевая: «Здравствуйте,  Ход экскурсии. ребята!» (восходящее и нисходящее трезвучие). Вы сегодня попали в сказку, где живут  музыкальные инструменты. Иногда они молчат, иногда разговаривают, а иногда и даже спорят  между собой.  Проводится игра «Кто что услышал». Педагог предлагает детям послушать звуки окружающего мира. Можно  использовать  аудиокассету с записью звуков природы или города. По окончании игры дети при помощи  педагога делают вывод – «нас окружают различные звуки». Далее педагог читает стихотворение «Звук», сопровождая речь звучанием различных  музыкальных и шумовых инструментов: свистульки, металлофона, ложек, барабана, тамбурина,   маракасов и др. Инструменты можно предложить заранее взять детям и озвучить стихотворение,  педагог выступает в роли дирижера.  Звук. Звук это то, что мы слышим с тобой. Он может быть звонкий (колокольчик) или глухой (ложки), Тихий(p  на колокольцах) и громкий (f на барабане), Свистящий (свистулька), шипящий (маракас), Нежный (металлофон) и резкий (глиссандо по гвоздям), Поющий(фортепиано), шуршащий (бумага), Задорный (тамбурин), напевный (голос), но не кричащий. 13После этого педагог поясняет, что мир звуков делится на 2 группы: звуки шумовые и звуки  музыкальные. Он просит детей воспроизвести любые звуки и определить, к какой группе они  относятся (используются инструменты, которые уже находятся в руках у детей). Затем педагог исполняет «Песенку о звуках» (музыкальное сопровождение педагог выбирает сам), воспроизводя шумовые и музыкальные звуки. Дети помогают педагогу – подпевают, активно  повторяют движения и мелодию во время проигрышей. Песенка о звуках. Звуки – разные такие:Есть на свете шумовые. Вот послушай, как они звучат,Оглушая всех ребят.  Проигрыш. Сопровождая хлопками, притопыванием, щелканьем пальцами Звуки музыкальные – другие:Нежные, поющие, живые. Мы сейчас споем вам звуки эти – Нет чудесней звуков тех на свете!   Проигрыш. Исполняется мелодия с гласными звуками на примере вокализа. Звуки музыкальные – назовем вокальные. Ими можно все изобразить:Дождь, грозу, собак рычанье, Цокот, хрюканье, мычанье, Только очень надо полюбить ко­неч­но петь! Весело и дружно, Но при этом вам запомнить нужно: Чтобы хорошо, красиво петь. Надо очень многое уметь. Затем проводится дидактические  игры  «Определить звуки музыкальные и  немузыкальные».  В конце занятия педагог предлагает прослушать звуки, окружающие детей  дома, и попытаться их изобразить. ЭКСКУРСИЯ  2. (СЕНТЯБРЬ)  «История возникновения ударных, струнных и духовых инструментов». Цель: познакомить с историей возникновения ударных, струнных и духовых инструментов;  помочь осознать пути возникновения ударного инструмента через самодельное его изготовление. Ход экскурсии. Мы снова с вами оказались в царстве музыкальных инструментов.  А как вы думаете, откуда  появились музыкальные инструменты? (ответы детей). Еще в древности люди натягивали  высушенные шкуры животных на всякие пустые предметы: продырявленные колоды, скорлупы  крупных плодов, глиняные горшки. Звук извлекался тоже всяческим образом: ударами пальцев,  ладоней палок, бронзовых пестиков. Под звуки барабанов устраивали ритуальные пляски,  заклинали духов, молились богам, ликовали на праздниках  и скорбели на похоронах.     В Африке хитроумно пользовались барабанами как телеграфом, передавая от одного племени к другому на  большие расстояния важны сообщения.  Какой­то первобытный охотник, пустив стрелу, вдруг услышал, как запела тетива лука.  Натянул на дугу лука несколько жил и получился многострунный щипковый инструмент  (показать инструмент арфу). Но от щипка звук быстро угасал. Кому из первобытных гениев  пришло в голову взять в руки два лука сразу и потереть тетиву об тетиву? Кто он, великий  изобретатель смычкового струнного инструмента?! От трения звук стал тянуться, как  человеческий голос. Инструмент запел!  И еще чисто охотничья идея: хорошо звучит натянутая крепкая жила животного, а трет  лучше длинный волос животного – из конского хвоста или конской гривы. А если этот волос  сухой смолой натереть, ему просто цены нет (показать инструмент скрипку и кобыз). Проводится игра «Музыкальные лоскутки» 14Сегодня  мы попробуем с вами перенестись в первобытное общество и изготовить ударный  инструмент, похожий на барабан (на стаканчик изпод сметаны натягивается бумага и  завязывается. Изготовление маракаса из пластиковой бутылки. ЭКСКУРСИЯ 3. (ОКТЯБРЬ) «Деревянные истории» и «Металлические фантазии» Цель: познакомить детей с деревянными детскими инструментами и приемами игры на них,  привлечь их внимание к богатству и разному миру звуков, издаваемых деревянными  инструментами; познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и  инструментами; развивать фантазию; развивать  темброво­ритмический слух; развивать тонкость  и чуткость тембрового слуха. В начале занятия скажите детям, что сегодня они смогут услышать необычные истории, а  Ход экскурсии. рассказывать их будут деревянные звуки, которые живут повсюду. Предложите им найти  деревянные предметы вокруг, подойти к ним  и постучать, чтобы послушать их голоса (стол,  стулья, двери, пианино, оконные рамки и т.д.) Давайте  послушаем стихотворение о деревянном звуке: Деревянный звук, какой?Он стучащий и сухой, Теплый и трескучий,Тихий и гремучий. А сейчас  послушайте  деревянные звуки и попытайтесь угадать, откуда они взялись? Дети слушают аудиокассету «Окружающие нас звуки» (стук в дверь, рубка леса, а  также звучания деревянных инструментов, угадывают их). Вы уже назвали некоторые деревянные инструменты, которые услышали. А посмотрите  сколько деревянных инструментов есть в нашем зале, давайте познакомимся. Ложки, рубель, коробочки, клавесы, которые вначале были обыкновенными деревянными  стиральными  вещами: ложками ели, рубель служил стиральной доской, клавесы были палочками,  а коробочки – шкатулками. Педагог представляет каждый инструмент, называя его и показывая приемы игры. Я думаю, вам очень хочется сейчас что­нибудь исполнить на этих инструментах. Выбирайте и  присаживайтесь поудобнее.  Подумайте и скажите, какие, по вашему мнению, выбранные инструменты могут «хохотать», а  какие «тарахтеть»?  Педагог выслушивает ответы детей и предлагает им объединиться по группам: «хохотушки»  и   «тарахтушки». Проводится  ритмодекламация «Игрушки», по мотивам стихотворения В.Степанова. Есть игрушки – хохотушки, (ложки) Есть игрушки­тарахтушки(трещетки) Хохотушки все хохочут (ложки) Тарахтушки тарахтят (трещетки) Вместе весело им очень, расставаться не хотят (ложки, коробочки и др.) Тарахтушки­хохотушки заразили всех! (все) Отовсюду, отовсюду, отовсюду смех! (все) Озвучив стихотворение, предложите детям поиграть всем вместе под веселую РНМ  «Калинка» (можно использовать оркестровую запись). А сейчас посмотрите на сцену (на сцене расставлена кухонная посуда: ложки, кастрюли,  сковородки, металлические баночки и др.). Здесь живут у нас металлические звуки. Это очень  шумные «особы», они не любят разговаривать тихо; их яркий, призывной голос с кухни разносится по всей квартире. Если взять две крышки от кастрюль и стукнуть ими друг о друга, слышно будет  15очень далеко. Но с металлической посудой можно разговаривать вполголоса и даже шепотом.  Послушайте стихотворение: У металла гулкий звук, не похож совсем на стук.  Он бывает и трубящий, и призывный и бренчащий. Я предлагаю вам поэкспериментировать со всеми имеющимися на занятии предметами.  Играть можно разными способами: стучать палочками, ладонью, пальцами, скрести пальцем.  Исполняется  в «посудном оркестре» стихотворение Д.Хармса «Веселый старичок». Жил на свете старичок  маленького роста,  И смеялся старичок  чрезвычайно просто. 1­я группа:          Ха­ха­ха (бубенцы)  Да хе­хе­хе, (ладонью по кастрюле) 2­я группа:Хи­хи­хи (самодельные бубенцы из пробок или арфа)                              Да бух­бух, (палочкой по крышке) 3­я группа:Бу­бу­бу(двумя крышками друг о друга)                              Да бе­бе­бе(треугольник) 4­я группа:         Динь­динь­динь (колокольчик) Да трюх­трюх! (стукнуть по всему, что есть. Оказывается,  металлические звуки из бытовых вещей  переселились сначала в самые  простые музыкальные инструменты: бубен, тарелки, бубенцы, металлофон, а затем и во многие  концертные. Я вам предлагаю самим поиграть, как хотите, на арфе, пластинах металлофона. Давным­давно жил такой музыкант, Карл Орф, который специально придумал для детей  такие музыкальные  инструменты, чтобы им было удобно и легко играть, а звучали они как у  профессиональных музыкантов. Теперь они есть в любом детском саду и играют на них почти все  ребятишки.  На занятии дети играют в «Кухонный оркестр», «Весёлую кухню, «Весёлую детскую». ЭКСКУРСИЯ 4.  (НОЯБРЬ) «Знакомство со струнной группой инструментов». Цель: знакомить детей со струнной группой инструментов (щипковой и смычковой), приемами  звукоизвлечения при игре на них, развивать тембровое чувство. Струнные щипковые. К струне можно прикоснуться по­разному, и звук получится разный.  Ход экскурсии Вот из­за разного способа прикосновения, т.е. разного способа игры, струнные инструменты  разделились еще на две группы. В первую группу ­ те, на которых играют щипком, и называют  такие инструменты струнно­щипковыми. Их очень много и живут они в разных странах. Это  русские балалайки, домры, гусли, итальянская мандолина, казахская домбра, и молодой  американский инструмент банджо.  Почти у всех струнных инструментов есть гриф, на который натянуты струны (их может  быть 3, 4, даже больше 20). Звучание струны можно менять натяжением: сильнее натянул ­ звук  стал выше, отпустил натяжение ­ звук понизился. Высота звука зависит от толщины и длины  струны. Проверить все очень легко: возьми леску, натяни ее на коробочку и подергай. Возьми леску  потолще, потоньше, убедись, как меняется звук. На грифе музыкант зажимает струну в разных  местах ­ рождается мелодия. У всех струнных инструментов есть еще одна общая деталь ­ деревянная коробка (назовем  ее так), у всех  разной формы:  круглая, треугольная,  плоская, выпуклая. Зачем она?  Оказывается, струна сама по себе звучит слабенько, а деревянная коробочка (корпус) от звука  струны начинает вибрировать, т.е. тихонько дрожать, и таким образом усиливает звук. 16